Проблемы изучения курса истории в школах базового уровня
Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
история
5 кл—11 кл
01.02.2018
Важнейшим направлением модернизации системы образования в России становится переход к профильной школе на старшей ступени обучения. Профильное обучение предполагает двухуровневое (базовое и профильное) изучение ряда предметов. Тем самым оно не только закрепляет принципы дифференцированного обучения, уже существующие в российской школе
Проблемы изучения курса истории в школах базового уровня.docx
ажнейшим направлением модернизации системы образования в России становится переход
к профильной школе на старшей ступени обучения. Профильное обучение предполагает
двухуровневое (базовое и профильное) изучение ряда предметов. Тем самым оно не только
закрепляет принципы дифференцированного обучения, уже существующие в российской
школе, но и позволяет решить ряд проблем системы образования: выстроить
индивидуальную траекторию образования для каждого страшеклассника, что предоставит
ему возможность самореализации; оптимизировать учебную нагрузку; обеспечить
преемственность среднего и высшего образования.
Введение профильного обучения – адекватный ответ на вызов времени. Профилизация
обучения соответствует интересам и требованиям старшеклассников. Учащиеся старших
классов стремятся к углубленному изучению тех предметов, которые, в соответствии с их
склонностями и жизненными планами, обеспечивают их дальнейший личностный и
профессиональный рост. Остальные предметы они предпочитают изучать в меньшем
объеме, на базовом уровне. Социологические исследования показывают, что
профессиональное самоопределение учащихся, в основном, складывается в 9 классе, при
этом примерно три четверти учащихся к концу 9 класса достаточно четко сориентированы в
выборе сферы профессиональной деятельности. Естественно, что, обучаясь в старшей
школе, они предъявляют серьезные требования к повышению качества образования в
первую очередь по тем предметам, которые позволят им успешно поступить в вуз и
продолжить образование. По данным ВЦИОМ нынешний уровень и характер полного
среднего образования считают приемлемым мене 12% опрошенных учащихся старших
классов. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до
2010г. выделяются следующие цели профильного обучения:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего
образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения
старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками
индивидуальных образовательных программ;
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным
категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными
склонностями и способностями;
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между
общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить
выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Таким образом, профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации
обучения, а профильная школа – это форма реализации поставленных перед процессом
обучения целей. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением
предусматривает гибкую систему индивидуального обучения, комбинирующую три типа
учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные предметы.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во
всех профилях обучения. Проект базисного учебного плана для среднего (полного) общего
образования включает в минимальный набор базовых курсов такой предмет, как история.
Это означает, что все учащиеся старшей школы должны изучать историю в объеме,
предусмотренном базисным планом (не менее 2х часов в неделю). Изучение истории в
качестве профильного предмета (социально – гуманитарный, филологический профили) предполагает увеличение количества часов до 34 часов в неделю. Отдельные аспекты
исторических знаний могут изучаться в качестве элективных курсов.
Отличия объема учебной нагрузки формально отражают различия в целях, объеме
содержания и требованиях к качеству знаний учащихся. Рассмотрим специфику изучения
истории в профильных классах с позиций утвержденного стандарта образования.
Стандарты среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне
предусматривают достижение следующих целей:
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных
и социальных установок, идеологических доктрин;
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирноисторическом
процессе;
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные
версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное
отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Реализация этих целей позволяет обеспечить требования
знать и понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
устанавливать причинноследственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические
сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии. Базовый уровень изучения истории предполагает не только усвоение основ исторических
знаний, но и значительную практическую ориентированность этих знаний, формирование
различных умений работать с информацией, социальной и коммуникативной
компетентностей. Одним из способов повышения эффективности процесса обучения на
базовом уровне и одновременно средством мотивации старшеклассников будет
использование деятельностного подхода в преподавании предмета. Изучение истории на
профильном уровне направлено на достижение следующих целей (курсивом выделены цели,
выражающие специфику профильного обучения):
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных
и социальных установок, идеологических доктрин, расширение социального опыта
учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории.
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, критически анализировать полученную историкосоциальную
информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими
системами.
Освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов
философскоисторических и методологических знаний об историческом процессе;
подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных
дисциплин.
Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами
исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как
основы решения исследовательских задач.
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять
историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и
современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение
к дискуссионным проблемам истории.
Проблемы изучения курса истории в школах базового уровня
Проблемы изучения курса истории в школах базового уровня
Проблемы изучения курса истории в школах базового уровня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.