Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение
Иконка файла материала programma_my_vybiraem_zdorove.docx
Пояснительная записка.Проблемы   сохранения   здоровья   учащихся   и   педагогов,   привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного,   очень   актуальны   сегодня.   Следует   обеспечить   школьнику возможность   сохранения   здоровья   за   период   обучения   в   школе, сформировать   у   него   необходимые   знания,   умения   и   навыки   по здоровому   образу   жизни,   научить   использовать   полученные   знания   в повседневной жизни. Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов,  о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях   педагогической   науки   и   практики   в   сфере здоровьесбережения.    Здоровье детей ­ это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют   о   том,   что   за   период   обучения   детей   в   школе состояние   здоровья   ухудшается   в   несколько   раз.  Проблема   здоровья учащихся   вышла   сегодня   из   разряда   педагогических   и   обрела социальное значение Самое ценное, что есть у человека, это жизнь, а самое ценное в его жизни   –   здоровье,   за   которое   бороться   всеми   силами   становится   не только   актуально,   но   и   экономически   необходимо.   Условия,   когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах   здорового   образа   жизни   будет   дорого   обходиться   тем,   кто своевременно не позаботился о своем здоровье, здоровье своих детей и близких. У   наших   школьников   чаще   выявляются   нервно   –   психические расстройства   как   предпатологические   и   патологические   состояния, которые   специалисты   увязывают   с   организацией   учебно   – воспитательного процесса в школе. К   другим   заболеваниям,   часто   возникающим   у   школьников, относятся   нарушение   зрения   (миопия,   рефракционная   или   осевая), болезни   костно   –   мышечной   системы   (сколиоз,   плоскостопие), заболевания   органов   дыхания.  У современных школьников стали чащевыявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Заболеваемость детей школьного возраста нашей школы держится на среднем   уровне.   Это   свидетельствует   о   низкой   сопротивляемости организма   к   патогенным   микроорганизмам   и   вирусам,   а   также   к неблагоприятным   воздействиям   окружающей   среды.  Опыт   школ показывает,   что   создание   благоприятной   образовательной   среды способствует   не   только   прочным   знаниям,   но   и   одновременно способствует укреплению   здоровья   школьников.Биологическая   реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и   от   силы   сочетаемого   воздействия образовательной   среды.   Многие параметры регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению   в   интересах   сохранения   здоровья   школьников. Именно поэтому разработанная нами программа направлена на внедрение здоровьесберегающих валеологическое образование учащихся. образовательной технологий и   среды           Программа     объединяет   и согласовывает работу педагогического коллектива   по формированию здорового   образа   жизни   учащихся,   их   родителей,     учителей   и социальных   партнеров,   что   выходит   за   рамки   только   физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии,   гигиены   и   туризма,   закаливания,   борьбы   с   вредными привычками, формирования культуры питания,   досуга. Значительную роль   в   реализации   программы   играет   семья   ребенка,   его   родители, находящиеся в тесном контакте со школой.  Сегодня   роль   семьи   в   укреплении   здоровья   детей   должна неуклонно   возрастать.   Ежедневная   утренняя   гимнастика,   процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, сбалансированное питание, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В   каждом   доме,   где   растет   ребенок,   должен   быть   спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, велосипед, мяч, перекладина, гантели и т.п.Родителям   необходимо   хорошо   знать   исходное   физическое состояние   своих   детей,   которое   определяют   с   помощью   тестов   и нормативов   программы     физического   воспитания   учащихся   1   –   9 классов нашего учреждения. В   укреплении   здоровья   детей   и   подростков   первостепенное значение   имеет   преодоление   гиподинамии   (недостаточности двигательной   активности)   и   на   этой   основе   –   формирование необходимой   скелетной   мускулатуры,   препятствующей   нарушению осанки,   появлению   плоскостопия   и   других   отклонений   в   состоянии здоровья. Как   и   по   другим   общеобразовательным   предметам,   учащиеся должны   получать   домашние   задания   по   физической   культуре, выполнение которых – неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители,   учителя,воспитатели   хорошо   зная   исходное   состояние здоровья   ребенка,   путем   контроля   выполнения   домашнего   задания могут   способствовать   его   оздоровлению,   физическому   развитию, освоению двигательных навыков. При   разработке   программы   за   основу   были   взяты   четыре   аспекта здоровья: ­соматическое здоровье (здоровье тела); ­физическое здоровье; ­психическое здоровье; ­ нравственное здоровье. Реализация   Программы   осуществляется   на   основе   концепции, основными   понятиями,   которой   являются   категории   «Здоровье»   и «успех» через проекты по трем направлениям: • Здоровая успешная личность обучающегося; • Профессионально – успешная личность учителя; • Успешная школа. Вся оздоровительная работа школы строится по 8 компонентам модели: • Педагогика здоровья и воспитания. • Школьная среда. • Интеграция усилий школы, родителей, общественности. • Физическая культура.• Школьное питание. • Социальная помощь. • Оздоровление персонала школы. Основу   укрепления   здоровья   составляет   физкультурно   – оздоровительная   деятельность.     В   образовательном   процессе применяется   личностно   –   ориентированный   подход.   Применяются дозированные   домашние   задания,   по   отдельным   предметам   ведется работа без домашних заданий.    Цели программы:   Создание   психически   здорового, развитого выпускника.    Сохранение и укрепление здоровья педагогов.   здоровьесберегающей   среды   для   формирования   физически социально­адаптированного, • Задачи программы: формирование   у   обучающихся   понимания   значимости сохранения,   укрепления   здоровья   и   навыков   здорового   образа жизни; • четкое   отслеживание   санитарно   ­   гигиенического   состояния • школы; создание в школе организационно ­ педагогических, материально ­ технических,   санитарно   ­   гигиенических   и   других   условий здоровьесбережения,   учитывающих   индивидуальные   показатели состояния здоровья участников образовательного процесса; • усиление   контроля   за   медицинским   обслуживанием   участников образовательного процесса; • обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе   с   учетом   особенностей   состояния   здоровья   участников образовательного процесса; • разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья • педагогических работников школы; создание   информационного   банка   о   состоянии   здоровья подростков; • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;• гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня; • привлечение   системы   кружковой,   внеклассной   и   внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся; посещение научно­практических конференций, семинаров, лекций по данной   проблеме   и  применение   полученных   педагогами   знаний   на практике Нормативно­правовая и документальная основа • Конституция РФ. • Конвенция о правах ребенка. • Закон об образовании. • СанПин. Функции различных категорий работников школы       1.Функции  медицинской службы школы: • проведение   диспансеризации   и   медосмотра   учащихся школы,  определение уровня физического здоровья;  • выявление учащихся специальной медицинской  группы.        2.Функции администрации: • общее   руководство   реализацией   программы:   организация, координация, контроль;  • общее   руководство   и   контроль   за   организацией   горячего питания учащихся в школе;  • организация преподавания вопросов валеологии на уроках окружающего   мира   в   начальной   школе;   на   уроках природоведения,     биологии,   обществознания   и   ОБЖ   в классах; • организация и контроль уроков физкультуры; • обеспечение   работы   спортзала   и   тренажёрного   зала   вовнеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;  • разработка   системы   внеклассных   мероприятий   по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль; • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения  и ее контроль;  • организация   создания   банка   данных   о   социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;  • организация работы психологической  службы в школе.        3.Функции классного руководителя: • санитарно­гигиеническая жизнедеятельности детей в школе;    работа   по   организации • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;  • организация   и   проведение   профилактической   работы   с родителями;  • организация   и   проведение   внеклассных   мероприятий   (беседы, диспуты,   лекции,   КТД,   конкурсы   и   др.)   в   рамках   программы здоровьесбережения;   •   организация     диагностик   уровня   знаний   учащимися   правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.  Участники программы: • учащиеся школы (1­9 классов) и их родители;• классные руководители; • учителя­предметники; • врачи специалисты и медицинский персонал; • психолог, социальный педагог (городские службы); • администрация школы  Ожидаемые конечные результаты программы: • повышение   функциональных   возможностей   организма   учащихся, развитие физического потенциала школьников; • рост    уровня    физического    развития    и    физической   подготовленности школьников; • повышение приоритета здорового образа жизни;  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни; • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;  • повышение   профессиональной   компетенции   и   заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.  • участие   в   районных   областных   спартакиадах,   командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта; • снижение   уровня   заболеваемости   школьников   по   основным показателям; • снижение пропусков уроков учащимися по причинам болезни. Реализация   программы   направлена   на   формирование   у   учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя: • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);  • культуру   физическую   (способность   управлять   физическимиприродосообразными движениями);  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);   культуру    интеллектуальную    (способность    управлять   своими   мыслями   и контролировать их);  Базовыми компонентами  являются: • формирование   ценностного   отношения   к   вопросам,   касающимся здоровья и здорового образа жизни;  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;  • формирование   положительной   мотивации,   направленной   на   занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;  • формирование   основ   медицинских   знаний   по   вопросам   оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.  Реализация основных направлений программы: • Убеждение учащихся  ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим  труда и отдыха школьника.  • Проведение динамических пауз и подвижных игр во время  учебного дня.  • Посильные домашние задания, которые должны составлять не  более одной трети выполняемой работы в классе.  • Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение  дня, чему способствует удобное расписание уроков.  • Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание  классных комнат на переменах, озеленение классных помещений  комнатными растениями.  • Ежемесячное проведение генеральных уборок классных  помещений.• Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.  • Контроль условий теплового режима и освещённости классных  помещений.  • Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в  спортивных секциях, действующих в школе и вне её.  •  В рамках обучения детей правильному отношению к  собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров. • Создание комфортной атмосферы в школе и классных  коллективах, толерантных отношений всех участников  образовательного процесса.  • Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.  • Организация оздоровления детей при помощи фиточая и  кислородных коктейлей. Методы контроля над реализацией программы: • проведение заседаний методических объединений школы;  • посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;  • создание методической копилки опыта;  • мониторинг   состояния   здоровья   учащихся   и   морально­ психологического климата в школе; • сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению; • контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки,   объемом   домашних   заданий,   внешкольной   образовательной деятельностью   учащихся   в   свете   формирования   здорового   образа жизни. Основные направления деятельности программы:Медицинское направление предполагает: • создание   соответствующих   санитарным   требованиям   условий   для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:  • составление   расписания   на   основе   санитарно­гигиенических требований;  • • проведение физкультминуток;  гигиеническое   нормирование   учебной   нагрузки   и   объема   домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;  • четкое отслеживание санитарно ­ гигиенического состояния школы;  • планомерную организацию питания учащихся;  •  обязательное медицинское обследование.       Просветительское  направление предполагает: • организацию   деятельности  с  учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;  • организацию   деятельности   с   родителями   по   профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; • пропаганда   здорового   образа   жизни   (тематические   классные   часы, лекции,   познавательные   игры,   конкурсы   рисунков,   плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения   и   органами   внутренних   дел   по   профилактике токсикомании,   наркомании,   курения   и   алкоголизма;   пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии,  ОБЖ, физической культуры). Психолого­педагогическое направление предполагает: • использование   здоровьесберегающих   технологий,   форм   и   методов   в организации учебной деятельности;  • предупреждение проблем развития ребенка;• обеспечение адаптации на разных этапах обучения;  • развитие познавательной и учебной мотивации;  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;  • совершенствование   деятельности психолого   ­   медико   ­   педагогической   службы   школы   для своевременной   профилактики   психологического   и   физиологического состояния учащихся ; • организация   психолого­медико­педагогической   и   коррекционной помощи учащимся. предполагает: Спортивно­оздоровительноенаправление • организацию   спортивных   мероприятий   с   целью   профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся; • широкое   привлечение   учащихся,   родителей,   социальных   партнёров школы   к   физической   культуре   и   спорту,   различным   формам оздоровительной работы. Диагностическое  направление предполагает: Проведение   мониторинга   за   состоянием   здоровья,   в   ходе   которого выявляются: • общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;  • текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2­3 дня находится дома под наблюдением родителей);  режим   дня,   дополнительными занятиями.    бытовые   условия;   внешкольная   занятостьПлан мероприятий здоровьесберегающей деятельности школы • Учебно­воспитательная работа № 1 2 3 4 5 6 7 Мероприятия Дата Ответственные Валеологический анализ расписания  уроков Сентябрь, январь Зам. директора по УВР Организация перемен, которые  способствовали бы оптимальному  двигательному режиму учащихся В течение    года  Классные руководители, учитель  физической культуры Обязательное пребывание детей (l ­  4 классов) на свежем воздухе Валеологический анализ отдельных  учебных предметов В течение всего года В течение года Учителя начальных классов, учитель  физической культуры     Зам. директора по УР Контроль за правильным  использованием ТСО Ноябрь, февраль Ответственный по ТБ Контроль за соблюдением учебной  нагрузки В течение года    Зам. директора по УР Осуществление координации между учителями  предметниками, психологом, медиками и  родителями по использованию  здоровьесберегающих технологий В течение года Зам. директора по ВР • Профилактическая работа № Мероприятия Дата Ответственные1 2 3 4 5 6 7 8 Плановый медосмотр учащихся Сентябрь, январь Медицинская сестра Общий терапевтический осмотр Сентябрь Медицинские специалисты Составление   «Паспорта   здоровья класса» В течение года Медицинская сестра, учитель  физической культуры Ознакомление   педагогического коллектива   конечным результатом   медосмотра   и диспансеризации с   Выработка   рекомендаций   по здоровьесбережению для руководителей, классных родителей     Сентябрь, май Медицинская сестра, зам. директора по ВР В течение года  Зам. директора по ВР, учитель  физической культуры   Мониторинг гигиенического учебного (температурный вентиляция, освещение) санитарно­ состояния здания режим,       В течение года Директор, зам. дир по АХЧ,  медицинская сестра . Контроль   пищевого   рациона,   сбалансированности питания, витаминизации и питьевого режима Ноябрь, декабрь Медицинская сестра, директор Инструктаж сотрудников школы и учащихся по  правилам техники безопасности Каждую четверть Ответственный поТБ9 Организация   классных   часов   по   правилам дорожного движения и профилактике травматизма В течение года Классные руководители, зам.  директора по ВР 3. Научно­методическая опытно­экспериментальная  работа № Мероприятия Дата Ответственные 1 2 3 4 Проведение диагностики по изучению физического развития школьников Сентябрь, май  Медицинская сестра, учитель физической культуры   Уточнение классных руководителей   по   реализации программы планов   Апробирование   новых   методик, технологий   классных руководителей, родителей, касающихся   укрепления   здоровья учащихся для       Обеспечение методическими рекомендациями,   тестами,   анкетами для   мониторинга состояния здоровья школьников   проведения Ноябрь Зам. директора по ВР В течение годаЗам. директора по ВР, учитель физической культуры  Учитель физической культуры Сентябрь 4.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика  вредных привычек № Мероприятия Дата Ответственные 1 Организация и проведение «Дней  здоровья» По графику  Зам. директора по ВР, учитель  физической культуры2 4 5 6 Проведение спортивномассовых мероприятий   «Здоровая   школа   ­ здоровые дети»   В течение года Зам. директора по ВР Организация проведение тематических   экскурсий,   подвижных игр на свежем воздухе и     В течение года Классные руководители Использование   здоровьесберегающих технологий,   на   уроках,   внеклассных мероприятиях В течение года  Учитель физической культуры Проведение тематических классных  часов  В течение года Медицинская сестра, классные  руководители План реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения»Мероприятия Срок Класс 1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика, оздоровление 1 2 3 4 5 1 Углубленное медицинское  обследование учащихся Сентябрь Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных  журналах. Комплектация на их  основе физкультурных групп. Сентябрь Анализ случаев травматизма в  школе. В течение года Анализ посещаемости и  пропусков занятий по болезни В течение года Оздоровление учащихся через  санитарное лечение По согласованию с филиалом соц.  страхования 1­9 1­9 1­9 1­9 1­9 2. Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся Психологический мониторинг  здоровья учащихся: ­ тест на тревожность Сентябрь, январь 1, 3, 5, 92 3 4 1 2 3 4 Составление  социальнопедагогической  характеристики учащихся 1­9  классов; социальный паспорт  школы Сентябрь Составление мониторинга  представлений о ЗОЖ Ноябрь Определение психологического  климата в классе Октябрь 1­9 1­9 2­9 3. Контроль за соблюдением санитарно­гигиенического режима в школьном учреждении Эстетическое оформление  класса и школы В течение года Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок  (соблюдение требований  СанПиНа) В течение года 1­9 Ежедневно Все помещения Смотр кабинетов, их  соответствие гигиеническим  требованиям: ­ проветривание; ­ освещение; ­ вентиляция; ­ отопление; ­ уборка Контроль за качеством питания Ежедневно5 6 7 1 2 3 1 Диагностика загруженности  учащихся домашними заданиями В течение года Организация активного отдыха  на переменах Ежедневно Проведение валеологических  пауз физкультминуток на уроках Ежедневно 1­9 1­9 4 Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний Прививки детей согласно приказам  МинЗдравСоцразвития В течение года Профилактическая работа во время  эпидемий В течение года Профилактическая работа через  беседы, уголки здоровья,  сан.бюллетени, полезные советы В течение года 1­9 1­9 1­9 Подвижные перемены с использованием  возможностей спортивного зала,  рекреаций В течение года 5­ Физическое воспитание, организация активного двигательного досуга 1­92 3 4 5 6 7 3­й двигательный урок физкультуры Ежедневно Привлечение учащихся к занятиям в  спортивных секциях В течение года 2­4 1­9 Организация индивидуального подхода и  дифференциации заданий для детей,  отнесенных к специальным и  подготовительным группам по данным  медиков В течение года 1­9 Организация школьных соревнований и  участие школьников в соревнованиях  разного уровня В течение года 1­9 Организация дней здоровья, прогулок,  поездок,экскурсий В течение года Работа спортивных секций В течение года 1­9 1­9 6. Профилактика травматизма В течение года 1­9 Занятия по правилам дорожного  движения (выступление  сотрудников ГИБДД, тематические  классные часы, конкурс рисунков и  плакатов)2 3 4 5 1 2 3 4. Тематические уроки по  профилактике травматизма в  рамках курсов ОБЖ, ОЖС,  окружающий мир По программе Инструктаж сотрудников школы и  учащихся по правилам техники  безопасности В течение года Статистика и анализ случаев  травматизма в школе В течение года Выступление агитбригад по ПДД,  ЮИДД В течение года 1­9 1­9 1­9 5­9 7. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек Тематические уроки в рамках  курсов ОБЖ, ОЖС, окружающий  мир В течение года 1­11 Тематические классные часы В течение года Тематические родительские  собрания В течение года Встречи с работниками  медицинских учреждений По плану 1­9 1­9 1­95. Оздоровительная работа:    В четверть ­дни здоровья;   с   ограниченными Сотрудничество   с   отделением реабилитации несовершеннолет­ них возможностями; с ДООЦ  ­ совместная работа с ресурсным  центром округа по проф.  ориентации молодежи; ­ проведение эколого­ валеологического месячника; ­ внеклассные мероприятия по  здоровому образу жизни   В течение       года     В течение       года       Апрель     В течение       года • • • • 8. Здоровьесберегающие образовательные технологии: здоровьесберегающие медицинские технологии;  здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;  здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;  здоровьеформирующие   образовательные   технологии,   т.е.   все   те психолого­педагогические   технологии,   программы,   методы,   которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.9. Применение разнообразных форм работы: 1.Учет состояния детей: • анализ медицинских карт;  • определение группы здоровья;  • учет посещаемости занятий;  • контроль санитарно­гигиенических условий и режима работы классов.  2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся: • организация   работы   спортивных секций,   кружков,   клубов,   проведение   дополнительных   уроков физической культуры; • динамические паузы; • индивидуальные занятия;  • организация спортивных перемен; • дни здоровья; • физкульминутка для учащихся; • организация   летних   оздоровительных   лагерей при школе с дневным пребыванием. 3.Урочная и внеурочная работа: • открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;  • открытые   классные   и   общешкольные   мероприятия   физкультурно­ оздоровительной направленности; • спортивные   кружки   и   секции:   баскетбол,   волейбол,   футбол,   легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис и т. д.