Пробный экзамен по русскому языку в 9 классе, четыре варианта с ключами.

  • Контроль знаний
  • pdf
  • 20.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пробный экзамен по русскому языку в 9 классе.
Иконка файла материала 10___rus-oge.sdamgia.pdf

1.               Изложение, начинающееся словами «Дружба ­ это не что­то внешнее»

 

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

2.               В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, несмотря на произошедшее, спасённый ныряльщик называет своего спасителя чудовищем?»

 

1)«Морской дьявол» предстал перед ныряльщиком в образе акулы.

2)Поведение «морского дьявола» было агрессивно по отношению к ныряльщикам.

3)Морское существо имело странный внешний вид и обладало необъяснимыми для ныряльщиков способностями. 4) Внезапное появление «морского дьявола» расстроило планы ныряльщика.

(1)Недалеко от скалистого берега резвились на поверхности океана дельфины. (2)Вдруг один из них отделился, громко фыркнул, как бы отвечая на призывный сигнал трубы, и быстро поплыл к скале. (3)Вскоре ловцы жемчуга снова увидели этого дельфина, только теперь на его спине сидело, как на лошади, странное существо. (4)Чудовище обладало телом человека, а на лице его виднелись преогромные, как старинные часы­луковицы, глаза, сверкавшие в лучах солнца подобно фонарям автомобиля. (5)Кожа, казалось, отливала нежным голубым серебром, а кисти рук походили на лягушечьи — тёмно­зелёные, с длинными пальцами и перепонками между ними. (6)Странное существо держало в руке длинную витую раковину и трубило, затем оно засмеялось весёлым человеческим смехом, что­то крикнуло, похлопало лягушечьей рукой по лоснящейся спине дельфина, и они вместе понеслись по водяной глади океана.

(7)Ловцы невольно вскрикнули.

(8)Необычный наездник обернулся, увидел людей, с быстротой ящерицы соскользнул с дельфина и скрылся в воде.

(9)Весь этот необычный выезд занял не более минуты, но зрители долго не могли прийти в себя от изумления.

(10)Скоро лодки рассеялись по заливу. (11)На каждой было два ловца: один нырял, другой вытаскивал ныряльщика, а потом они менялись ролями.

(12)Вода была очень тёплая и прозрачная: на дне отчётливо был виден каждый камешек. (13)Ближе к берегу со дна поднимались кораллы — неподвижно застывшие кусты подводных садов. (14)Мелкие рыбёшки, отливавшие золотом и серебром, шныряли между этими кустами.

(15)Ныряльщик опустился на дно и, согнувшись, начал быстро собирать раковины и класть в привязанный на боку мешочек. (16)Его товарищ по работе, местный индеец, держал в руках конец верёвки и, перегнувшись через борт лодки, смотрел в воду.

(17)Вдруг он увидел, что ныряльщик вскочил на ноги так быстро, как только мог. (18)Взмахнул руками, ухватился за верёвку и дернул её так сильно, что едва не стянул напарника в воду. (19)Лодка качнулась. (20)Ныряльщик ловко взобрался на неё, глаза его были расширены.

(21)Широко раскрыв рот, он с испугом вымолвил:

− (22)Акула. (23)Нам конец.

(24)В воде творилось что­то неладное. (25)Маленькие рыбки, как птицы, завидевшие коршуна, спешили укрыться в густых зарослях подводных лесов.

(26)И вдруг индеец увидел, как из­за выступавшей подводной скалы показалось что­то похожее на багровый дым, который медленно расползался во все стороны, окрашивая воду в розовый цвет. (27)Появилась акула, медленно повернулась, затем исчезла за выступом скалы. (28)Багровый подводный дым мог быть только кровью, разлитой на дне океана. (29)Что там произошло? (30)Индеец посмотрел на своего товарища, но тот неподвижно лежал на спине, ловя воздух широко раскрытым ртом, и бессмысленно глядел в небо. (31)Прошло несколько минут, и ныряльщик наконец пришёл в себя, но как будто потерял дар речи — только мычал, качал головой и отдувался, выпячивая губы. − (32)Говори! — крикнул индеец, с силой тряхнув напарника.

(33)Тот покрутил головой и сказал глухим голосом:

− (34)Видал морского дьявола, он спас меня от акулы.

− (35)Да говори же! — кричали изо всех сил ловцы, собравшиеся возле лодки.

− (36)Смотрю — акула, плывёт прямо на меня. (37)Конец мне! (38)Большая, чёрная, уже пасть открыла, сейчас есть меня будет.

(39)Вижу: ещё кто­то плывёт.

− (40)Другая акула?

− (41)Дьявол! (42)Тот самый, который играл с дельфином. (43)Лапы, как у лягушки. (44)Сам блестит, как рыба чешуёй. (45)Поплыл к акуле, сверкнул лапой — шарк! (46)Кровь из брюха акулы… − (47)Чудеса! (48)Чудовище спасает человека!

− (49)Это морской бог приходит на помощь бедным, — поправил ныряльщика старый индеец.

(50)Весть быстро разлетелась по лодкам, плававшим в заливе.

 

(по А. Р. Беляеву) *

 

* Александр Романович Беляев (1884—1942) — писатель­фантаст. Среди наиболее известных его произведений — научно­фантастический роман «Человек­амфибия», в котором сочетаются научность и занимательность. Это произведение не только об удивительном Ихтиандре, которого молва окрестила «морским дьяволом», оно также о любви и предательстве, благородстве и корысти людей.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 

1)    Говори! – крикнул индеец, с силой тряхнув ныряльщика.

2)    Весь этот необычный выезд занял не более минуты, но зрители долго не могли прийти в себя от изумления. 3) Большая чёрная, уже пасть открыла, сейчас есть меня будет. 4) Поплыл к акуле, сверкнул лапой – шарк!

4.   Из предложений 10−14 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного.

5.   Из предложений 4−6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Буква Н пишется в суффиксах отымённых прилагательных ­АН­/­ЯН, ­ИН­».

6.   Замените разговорное слово «разлетелась» в предложении 50 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7.   Замените словосочетание «ловко забрался», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8.   Выпишите грамматическую основу предложения 29.

9.   Среди предложений 12–16 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

Чудовище обладало телом человека,(1) а на лице его виднелись преогромные,(2) как старинные часы­луковицы,(3) глаза,(4) сверкавшие в лучах солнца подобно фонарям автомобиля. Кожа,(5) казалось,(6) отливала нежным голубым серебром,(7) а кисти рук походили на лягушечьи – тёмно­зелёные,(8) с длинными пальцами и перепонками между ними.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью в порядке возрастания.

 

Маленькие рыбки,(1) как птицы,(2) завидевшие коршуна,(3) спешили укрыться в густых зарослях подводных лесов.

И вдруг индеец увидел,(4) как из­за выступавшей подводной скалы показалось нечто похожее на багровый дым,(5) который медленно расползался во все стороны,(6) окрашивая воду в розовый цвет.

13. Среди предложений 17–22 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 8–11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15. Используя прочитанный текст выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1              Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста С.И. Львовой: «Сравнение — одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее передать свои мысли и чувства». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С.И. Львовой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.2              Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «− Чудеса! Чудовище спасает человека! — Это морской бог приходит на помощь бедным, — поправил ныряльщика старый индеец. Весть быстро разлетелась по лодкам, плававшим в заливе».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.3              Как Вы понимаете значение слова ЗАЩИТНИК? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение­рассуждение на тему: «Защитник — это…», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два (2) примера­аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример­аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключ

№ п/п

№ задания

Ответ

1

7607

3

2

7608

2

3

7609

рассеялись

4

7610

водяной|водяная

 

 

разнеслась| распространилась

5

7611

 

 

забралсясловкостью| словкостьюзабрался

6

7612

7

7613

чтопроизошло

8

7614

1516|1615

9

7615

56|65

10

7616

2

11

7617

45

12

7618

17

13

7619

11