Прочь с дороги , Лень.(Урок на тему " Непроизносимые согласные"
Оценка 4.9

Прочь с дороги , Лень.(Урок на тему " Непроизносимые согласные"

Оценка 4.9
docx
01.02.2021
Прочь с дороги , Лень.(Урок на тему " Непроизносимые согласные"
Прочь с дороги.docx

Прочь с дороги, Лень!

https://nsc.1sept.ru/1999/46/no46_1.gifТема. "Непроизносимые согласные в корне слова"

Цели. Познакомить детей с непроизносимыми согласными лтвд; учить находить непроизносимую согласную в словах; воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование. Картинки с изображением Графики, Фонетики, Лени (разрезана на 9 частей), цветные мелки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в сказку

Учитель. В стране Словографии случилось несчастье – лохматая Лень заколдовала Графику и Фонетику.

И начало твориться неладное. Стали пропадать согласные звуки. Буквы в словах есть, а звуки они не обозначают.

Прочитайте слова и убедитесь сами.

Дети читают.

Звездный, капустный, солнце, чувство.

https://nsc.1sept.ru/1999/46/no46_2.gif– Определите, какие буквы в данных словах не обозначают звук.

Дети. Буквы дтлв.

У. Спишите слова в столбик, подчеркните согласные буквы, не обозначающие звуки.

Дети выполняют задание.

звездный
капустный
солнце
чувство

Д. Дэ, тэ, вэ и эль!

Превратились сразу в тень!
Были звуки – и звучали!
А теперь вдруг замолчали.

https://nsc.1sept.ru/1999/46/no46_5.gifУ. Поможем расколдовать Графику и Фонетику?
Д. Да.
У. Для этого нам много надо знать, чтобы победить Лень. Что вы уже знаете про правописание корней в словах?
Д. В корнях прячутся безударные гласные и парные согласные.
У. Я вижу, вы готовы сражаться с Ленью. Но почему согласный в словах не произносится? Попробуйте его произнести!
Д. Трудно!
У. Исчезают отдельные звуки на стыке трех, четырех согласных, так как трудно произнести их. Рассмотрите наши слова и найдите эти стыки.
Д. Это зднстнлнцвств.
У. Смотрите, Лень тает.

Учитель убирает один кусочек из картинки, где изображена Лень.

III. Тема урока

У. В какой части находится непроизносимая согласная? Как это определить?

Д. В корне.

Выделим умело
Линию родства,
Однокоренные
Подберем слова.

– Звездный – звезда, звездочка.
– Капустный – капуста.
– Солнце – солнышко.
– Чувство – чувствительный.

Лень тает – учитель убирает еще один кусочек.

У. Какие слова являются проверочными? Почему?
Д. Проверочными называют слова, когда после согласного стоит гласный и мы четко слышим звук.

– Звезда, звездочка. Так как д обозначает звук [д].
– Капуста – буква т обозначает звук [т].
– Солнышко – буква л обозначает звук [л].

Лень тает – учитель убирает третий кусочек картинки.

У. А все ли слова являются проверочными? К какому слову вы не смогли подобрать проверочное слово?
Д. К слову чувство!
У. А как быть? Ведь оказывается, что не ко всем словам можно подобрать проверочные.
Д. Нужно посмотреть его в словарике!

Лень тает – учитель убирает следующий кусочек картинки.

https://nsc.1sept.ru/1999/46/no46_3.gifIV. Словарная работа

У. Откройте словарики, найдите слова с непроизносимой согласной и запишите их в тетради.

Дети записывают: здравствуй, лестница.

– Какие буквы не обозначают звуков?

Д. В слове здравствуй это буква в.

– В слове лестница это буква т.

У. Подчеркните ее в словах.

Дети выполняют задание. Учитель убирает еще одну часть от рисунка Лени.

– Какой вывод можно сделать о правописании непроизносимых согласных в словах?

Д. Чтобы правильно написать непроизносимую согласную, надо подобрать к ней проверочное слово так, чтобы после согласного был гласный звук.
У. Откройте книги, прочитайте, как звучит правило. Что можно добавить?
Д. Нужно запомнить, как пишутся слова здравствуйлестница и чувство.

Учитель убирает еще одну часть от рисунка Лени.

У. А сможете ли вы выполнить упражнение 294 на странице 110?

Дети выполняют задание.

Лень рассыпается, и появляются Грамматика с Фонетикой.

– Вот мы и освободили Грамматику и Фонетику!

https://nsc.1sept.ru/1999/46/no46_4.gifV. Итог урока

У. Какие непроизносимые согласные вы узнали?

Д. Это дтлв.

У. Почему они так называются?

Д. Мы их не слышим, когда произносим слова.

У. В какой части слова они находятся?

Д. Они находятся в корне слова.

У. Как избежать ошибок в правописании слов с непроизносимой согласной?

Д. Их нужно проверять.

У. А если нельзя проверить?

Д. Надо посмотреть в словаре.

У. Что мы еще узнали на уроке?

Ответы детей.

VI. Домашнее задание

Рис. Н.Иштриковой

TopList


 

Скачано с www.znanio.ru

Прочь с дороги, Лень! Тема. "Непроизносимые согласные в корне слова"

Прочь с дороги, Лень! Тема. "Непроизносимые согласные в корне слова"

У. Поможем расколдовать Графику и

У. Поможем расколдовать Графику и

IV. Словарная работа У. Откройте словарики, найдите слова с непроизносимой согласной и запишите их в тетради

IV. Словарная работа У. Откройте словарики, найдите слова с непроизносимой согласной и запишите их в тетради

V. Итог урока У. Какие непроизносимые согласные вы узнали?

V. Итог урока У. Какие непроизносимые согласные вы узнали?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2021