Продолжительность дневного и ночного сна

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Если вы мало спите, то чувствуете себя уставшим. Это звучит совсем просто и кажется очевидным, но какую продолжительность сна считать достаточной? И как вы можете определить, спит ли достаточно ваш ребенок? До трех-четырех месяцев график сна малыша в основном отражает процесс развития его головного мозга. В эти первые несколько недель жизни ребенок действительно спит ровно столько, сколько ему нужно, потому что на его поведение и продолжительность сна влияют преимущественно биологические факторы. Но после трех-четырех месяцев, а иногда и уже в шесть недель (или через шесть недель после предполагавшейся даты родов, если ребенок родился преждевременно) на продолжительность сна и, следовательно, на поведение ребенка может начинать влиять распорядок, установленный родителями.
Иконка файла материала Продолжительность дневного и ночного сна.doc
Продолжительность дневного и ночного сна Если вы мало спите, то чувствуете себя уставшим. Это звучит совсем просто и кажется очевидным, но какую продолжительность сна считать достаточной? И как вы можете определить, спит ли достаточно ваш ребенок? До   трех­четырех   месяцев   график   сна   малыша   в   основном   отражает   процесс развития его головного мозга. В эти первые несколько недель жизни ребенок действительно   спит   ровно   столько,   сколько   ему   нужно,   потому   что   на   его поведение   и   продолжительность   сна   влияют   преимущественно   биологические факторы. Но после трех­четырех месяцев, а иногда и уже в шесть недель (или через шесть недель после предполагавшейся даты родов, если ребенок родился преждевременно)  на  продолжительность   сна   и, следовательно,  на  поведение ребенка   может   начинать   влиять   распорядок,   установленный   родителями. Позднее   мы   подробнее   обсудим,   как   они   могут   «запрограммировать»   более доброжелательное   и   спокойное   поведение   своего   ребенка,   если   будут внимательнее   следить   за   его   изменяющимися   нуждами   и   помогать   ему поддерживать   здоровый   режим.   Ваша   цель   должна   состоять   в   том,   чтобы признать и уважать потребность своего растущего ребенка в сне и исключить действия, которые мешают этому естественному процессу. Новорожденные и грудные дети первых месяцев жизни         из В первые дни жизни новорожденный спит 16–17 часов в сутки, хотя проспать, не пробуждаясь, может максимум четыре­пять часов. При этом не имеет значения, кормите ли вы ребенка грудью или смесью, мальчик это или девочка. Кое­что практики Кормящие   матери   часто   проявляют   беспокойство,   считая,   что   длительные периоды   сна   мешают   ребенку   получать   достаточное   количество   молока. Проверка веса у врача убедит вас в том, что все в порядке. В возрасте от одной недели до четырех месяцев общая продолжительность сна ребенка в сутки уменьшается от 16,5 до 15 часов, в то время как максимальная продолжительность   непрерывного   ночного   сна   увеличивается   с   четырех   до девяти   часов.   Из   проведенных   исследований   нам   известно,   что   это   развитие отражает созревание нервной системы и не связано с введением прикорма. Одни новорожденные и дети младше четырех месяцев спят гораздо больше, а другие  –  гораздо  меньше. Для  первых нескольких  месяцев  жизни  вы можете принять, что ваш ребенок спит достаточно. Но если он слишком много плачет или у   него   наблюдается   чрезмерное   беспокойство   /   колики,   вы   можете   помочь матери­природе, испробовав полезные советы для «плакс» из главы 4. Кое­что практики В возрасте одной­двух недель у некоторых детей могут наблюдаться периоды беспокойного   и   возбужденного   поведения,   продолжающиеся   до   нескольких часов. Примерно с шести недель они постепенно начинают успокаиваться. Такое состояние часто неверно воспринимается как результат материнской тревоги, недостатка в количестве молока или его «плохого» качества. Ерунда! Поведение ребенка объясняется временным отсутствием торможения  в нервной системе, которое   и   приводит   к  перевозбуждению.   Расслабьтесь;   эта   фаза   в   развитии малыша заканчивается, когда его головной мозг становится более зрелым. Вы ни в чем не виноваты. Маленького   ребенка   очень   легко   носить   с   собой.   Вы   можете   брать   его   куда угодно, а когда ему нужно будет заснуть, он заснет. Я помню, как однажды, избудучи студентом­медиком Стэнфордского университета, я играл в теннис с моей женой,  а  наш   первый   ребенок   спокойно   спал  в   креслице   у   ограды.  По   узкой улочке с жутким ревом проехал огромный грузовик. Мы бросились к малышу и с удивлением обнаружили, что он все так же крепко спит. После шести недель наш сын стал больше интересоваться окружающими людьми; примерно после четырех месяцев его, как и всех детей, начали занимать лающие собаки, дующий ветер, облака и прочие любопытные вещи, которые могли нарушать и действительно нарушали его сон. У   некоторых   детей   интерес   к   окружающим,   или   первичное   овладение социальными   навыками,   возникает   тогда,   когда   они   впервые   начинают сознательно   улыбаться   другим   людям.   Это   происходит   примерно   в   возрасте шести недель (или через шесть недель после предполагаемой даты родов, если малыш родился преждевременно). Однако до трех­четырех месяцев большинство младенцев,   так   же,   как   и   мой   сын,   не   слишком   обращают   внимания   на окружающее, если им нужно заснуть. Когда их организм говорит, что пора спать, они засыпают. Когда он говорит, что пора просыпаться, они просыпаются, даже если для родителей это совершенно неподходящее время! Это происходит вне зависимости от того, кормят ли малышей по требованию или по расписанию. Это происходит даже при внутривенном вливании питания детям, которые родились с   дефектами   желудка   или   кишечника.   Голод   мало   влияет   на   то,   как   спит ребенок.   Гораздо   более   вероятно,   что   на   режим   его   сна   влияет   гормон мелатонин, который начинает вырабатываться мозгом ребенка с трех­четырех месяцев. Уровень этого гормона выше ночью; он вызывает сонливость, а также расслабление гладкой мускулатуры в области живота. Именно поэтому начиная с трех­четырех   месяцев   дети   постепенно   перестают   путать   день   с   ночью   и страдать от коликов. Более   того,   у   детей,   которые   растут   в   обстановке   с   постоянно   включенным светом, нормальный режим сна развивается точно так же, как и у детей, которые растут там, где свет регулярно включают и выключают. Еще одно доказательство того, что среда оказывает мало влияния на режим сна у детей младше трех­ четырех   месяцев,   получено   при   исследованиях   недоношенных   детей.   Так, например, ребенок, родившийся на четыре недели раньше положенного срока, достигает того же уровня развития сна, что и ребенок, родившийся в срок, на четыре недели позже . Биологическое развитие ритмов сна и бодрствования у недоношенных   детей   не   ускоряется   при   более   интенсивной   социальной стимуляции. Таким образом, мы можем заключить, что до трех­четырех месяцев вы должны стараться следовать естественным потребностям вашего ребенка в сне. Не стоит ожидать   от   него   предсказуемого   режима   сна   и   бодрствования   и   пытаться привить   ему   определенный   график.   Однако   у   некоторых   детей   регулярные ритмы сна и бодрствования развиваются раньше, уже в шесть­восемь недель. Такие дети обычно очень спокойны, мало плачут и спят подолгу. Так что, если ваш малыш именно такой, считайте, что вам повезло! Дети более старшего возраста С возрастом продолжительность детского сна уменьшается. На графиках 2.1–2.3 показана продолжительность дневного и ночного сна и общее время сна у детей разного   возраста.   Нижняя   кривая   отражает   то,   что   у   10 %   детей продолжительность сна меньше указанной на графике, а верхняя – что у 90 % продолжительность сна меньше указанной для каждого возраста. Эти кривыебыли   построены   на   основании   данных   моих   собственных   исследований, проводившихся в 1980 г. Они охватывали 2019 детей, преимущественно белых, представителей   среднего   класса   из   Иллинойса   и   северной   Индианы.   Эти графики   помогут   вам   определить   показатели   сна   вашего   ребенка   и   сказать, находятся ли они выше 90­й процентили или ниже 10­й. (В других исследованиях использовалась только 50­я процентиль, или среднее значение, и по нему вы не смогли   бы   определить,   сильно   ли   отличаются   от   среднего   показатели продолжительности  сна у вашего ребенка.) Интересно, что в подобных моему исследованиях, проведенных в 1911 г. в Калифорнии и в 1927 г. в Миннесоте, в которых   тоже   участвовали   тысячи   детей,   были   получены   те   же   результаты. Кроме того, аналогичные кривые были получены английскими исследователями в 1910 г. и японскими – в 1925 г. Так   что   создается   впечатление,   что   характерная   для   каждого   возраста продолжительность   сна   твердо   установлена   и   универсально   закреплена биологически   и   никак   не   меняется,   несмотря   на   культурные   и   этнические различия,   социальные   перемены   и   такие   современные   изобретения, формирующие наш образ жизни, как телевидение, DVD и компьютеры. Но   и  из   этого   обобщения  есть   исключение:   в   последнее   время   американские подростки   стали   спать   меньше.   Со   второй   половины   ХХ   в.   занятия   в   школах начинаются   раньше.   Из­за   этого   дети   вынуждены   раньше   вставать,   и   общее количество времени, доступного для сна, уменьшилось. В то же время подростки чаще   стали   подрабатывать   после   школы,   так   что   и   ложатся   они   позже. Увеличился и объем школьных домашних заданий. На   мой   взгляд,   после   четырех   месяцев   родители   могут   влиять   на продолжительность сна своих детей, которая, как вы увидите далее, для детей младшего дошкольного возраста имеет особенно большое значение. Во время своей педиатрической практики я изучил 60 здоровых детей, вначале в возрасте   пяти,   а   затем   –   36   месяцев.   В   пять   месяцев   дольше   спят   те   дети, которые   больше   гулят,   улыбаются,   легче   адаптируются   к   окружению   и соблюдают режим. Такие общительные и спокойные дети спят днем примерно по 3   или   3,5   часа   и   по   12   часов   ночью,   т. е.   всего   в   сутки   –   по   15,5   часа. Беспокойные, плаксивые, раздражительные и несговорчивые дети с постоянно меняющимся режимом спят в сутки почти на 3 часа меньше (по три часа днем и по 9,5   часа   ночью,   т. е.   всего   по   12,5   часа   в   сутки);   разница,   таким   образом, составляет почти 20 %. Кроме   того,   у   всех   изученных   пятимесячных   детей   с   дневным   сном   и   его продолжительностью оказалась в наибольшей степени связана такая черта, как устойчивость   внимания.   Иными   словами, дети,   которые   дольше   спят   днем, способны к лучшей и более продолжительной концентрации внимания. Как мы обсудим позже, младенцы, больше спящие в течение дня, лучше способны обучаться на собственном опыте; это объясняется тем, что у них больше развита способность фокусировать внимание. Подобно сухой губке, помещенной в воду, они впитывают информацию. Такие дети учатся, просто наблюдая за облаками, деревьями,   лицами   родителей,   а   также   накапливая   опыт   осязательных, обонятельных,   слуховых  и   зрительных  ощущений.  Дети,   меньше   спящие  днем, кажутся более импульсивными и требовательными, они в меньшей степени могут развлекать сами себя. Такие более уставшие дети проявляют меньше интереса к игрушкам и другим предметам.из К   трем   годам   участвовавшие   в   моем   исследовании   более   покладистые   дети, которые   были   спокойны,   доброжелательны,   адаптируемы   и   легко   общались   с незнакомыми людьми, спали по 12,5 часа в сутки. Менее сговорчивые дети – более нервозные, угрюмые, чаще проявляющие недовольство, спали примерно на 1,5 часа меньше, что составляет почти полную длительность дневного сна. Отсюда следует важный вывод, что спящие днем трехлетние дети адаптируются лучше,   чем   не   спящие.   При   этом   дневной   сон   никак   не   отражается   на продолжительности ночного сна. При сравнении спящих и не спящих днем детей в   обеих   группах   продолжительность   ночного   сна   составляла   10,5   часа. Следовательно, неверно, что дети, пропускающие  дневной сон, наверстывают упущенное ночью. Кое­что практики Вероятно, периодические пропуски дневного сна ничем не вредят ребенку. Но если   это   становится   привычкой,   то   вы   можете   увидеть,   что   из­за   такой накапливающейся   нехватки   сна   ваш   ребенок   будет   становиться   все   более неуправляемым в своем переутомленном состоянии. На самом деле пропущенный сон оказывается упущенным навсегда. Короче говоря, трехлетние дети, которые больше спят, были более веселыми, более   общительными   и   менее   требовательными.   Дети,   спавшие   меньше,   не только были более социально требовательными, сварливыми и беспокойными, но и проявляли в своем поведении определенные черты гиперактивности. Позже я объясню,   как   и   почему   такие   утомленные   и   беспокойные   скандалисты впоследствии оказываются более склонными к избыточному весу. В   одном   из   недавних   исследований   изучались   эффекты   единственной   ночи ограниченного сна у детей в возрасте от 10 до 14 лет. Ученые отметили, что у испытуемых наблюдались нарушения словообразования, абстрактного мышления и формирования идей, а также трудности в решении сложных задач. Эти высшие когнитивные   способности   необходимы   для   успешного   обучения   в   школе. Напротив, при выполнении механических  действий и менее сложных заданий, связанных с запоминанием и обучением, ухудшений не отмечалось. Способность заниматься рутинными делами, не зависящая от недосыпания, обычна для всех взрослых, которые порой сильно устают, но тем не менее прекрасно справляются со   стандартными   процедурами   на   работе.   Я   понимаю   результаты   этого исследования   так:   хроническое   недосыпание   у   маленьких   детей   ухудшает когнитивное развитие, однако это проявляется гораздо позднее, когда ребенку приходится   решать   более   сложные   задачи.   Конечно,   процесс   когнитивного развития начинается еще в младенчестве, а не в 10 или 14 лет, но отставание из­ за дефицита сна у более младших детей остается до поры до времени скрытым. Им   приходится   решать   проблемы   куда   менее   сложного   уровня,   и   такие хронически недосыпающие дети могут нормально справляться с произношением, написанием и чтением слов, а также с простыми арифметическими заданиями. Однако позже, в более старшем возрасте, это когнитивное отставание начинает проявляться при усложнении школьных требований. Снова взглянув на кривые сна, мы можем увидеть, что его продолжительность у  детей вплоть до подросткового возраста постепенно снижается, после чего  выравнивается, а затем и слегка возрастает, как показано на рис. 2.1. Это  увеличение продолжительности сна было отмечено и в других исследованиях, из  чего можно предположить, что подростки нуждаются в большем количестве сна,чем дети более младшего возраста. Однако школьные требования, социальная  жизнь и занятия спортом заставляют подростков ложиться спать все позже и  позже. Кроме того, у них в организме происходят биологические изменения,  способствующие большей активности в вечернее время. Именно в этот период  эффекты накапливающегося хронического недосыпания проявляются наиболее  сильно и могут превратить и так не самые легкие годы жизни в полный кошмар