Продуктивные методы обучения в образовательном процессе.
Христюк Павел Александрович, учитель информатики
Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. Дети нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление, содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей более интересной, а образовательный процесс - мотивированным.
В условиях перехода современного общества к информационному процессу образования, предъявляется ряд требований: создание и дельнейшее развитие информационной образовательной среды, внедрение информационно-коммуникационных технологий, высокая профессиональная мобильность педагогов, обновление способов деятельности и непрерывное образование на протяжении всей жизни. Использование новейших информационных технологий в образовании способствует формированию современного человека, умеющего самостоятельно мыслить и способного ориентироваться в этом многообразии информационных достижений человечества. И существенным образом повышают эффективность учебной деятельности за счет автоматизации обработки информации и вычислений, что формирует понимание сути учебного материала. Необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий способствовали выделению понятия «информационная образовательная среда». При характеристике данного понятия специалисты выделяют следующие черты:
- наличие педагогической системы, которая составляет ядро информационной образовательной среды;
- объединение участников образовательного процесса в сообщества;
- сетевой характер взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- использование методов создания и работы с информационными ресурсами в процессе обучения и воспитания;
- активность и самостоятельность личности в процессе деятельности.
Сегодня, задача педагогов заключается не в обучении школьника, ориентированном на передаче ему суммы знаний, умений и навыков, а в организации образовательной работы таким образом, чтобы ребенок усваивал знания не формально (знания ради знаний), а в качестве значимых атрибутов, позволяющих познавать окружающий мир и себя. В свой работе используем Технологию сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Педагогику сотрудничества мы рассматриваем как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. И первые представления о мире приходят к человеку через движение. Чем они разнообразней, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивней интеллектуальное развитие.
Еще Элвин Тоффлер говорил: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». В настоящее время цифровые технологии прочно вошли в общественную и личную жизнь и пользуются огромной популярностью среди подростков. В частности, практически каждый учащийся значительную часть личного времени тратит на общение в социальных сетях «Вконтакте» и «Instagram». Сети предоставляют возможность анонимного общения, что обычно крайне востребовано в подростковой среде, возможность самореализации имеющимися средствами - через демонстрацию вкусов и привязанностей в области музыки, «аниме», «армов», «демотиваторов» и др. Сложилась парадоксальная ситуация, когда реальность формируется в виртуальности.
Перед образовательными учреждениями стоит задача внедрения значительных изменений не только в содержание образования, но и сам образовательный процесс. Возникает потребность в применении новых информационно-коммуникативных технологий, воспитании социально-адаптированной личности и использовании технологий, направленных на формирование ключевых компетенций. При этом:
1. Парадигма знаний уже не обладает такой силой, как раньше, что обусловлено возрастанием объема информации и легкостью доступа к ней.
2. Для того чтобы человек получил знания, нужные для успешной самореализации в течение длительного времени, требуется увеличивать сроки обучения. При этом наблюдается снижение эффективности обучения.
3. Приоритет отдается не самим знаниям, а информации о том, как научиться добывать нужные знания, интегрировать их либо создавать.
Все три аспекта относятся к результатам деятельности, а под деятельностью понимается решение задач. При решении поставленных задач необходимо использование принципиально новых образовательных технологий, которые относятся к деятельностно-личностным. В их число входят Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС).
(ТОГИС) относятся к деятельностно-ценностным технологиям, поэтому происходит смещение акцентов образования на способы решения задач, а их содержание отходит на второй план. По этой причине в учебную задачу включаются, кроме ее содержания, условий и цели-требования, компоненты информационной задачи с указаниями к коллективной мыслительной деятельности, направленной на выработку системы ценностей, т.е. компонентов коммуникационных задач. Технология ТОГИС — одна из немногих, где применение компьютера является естественным и необходимым. Это применение имеет несколько аспектов, компьютер используется как обучающий тренажёр. Здесь необходимо наличие компьютеров, оснащённых высококачественными обучающими программами, программами-тренажёрами и контролирующими программами. Эффективность такой работы во многом определяется возможностью обеспечить каждому обучающемуся:
· индивидуальный набор заданий и упражнений;
· индивидуальный темп работы,
· полную самостоятельность выполнения работы и при этом, непрерывный контроль и управление.
Инновационные технологии обладают интегрирующим свойством по отношению ко всем остальным технологиям, которые новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы обучающийся смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности. Современному учителю информатики нужны средства не только представления интересных занятия, но и мощные средства составления таких занятий, а также средства контроля знаний учеников, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении. В процессе изучения информатики с применением инновационных технологий компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения. Для повышения мотивации учебного процесса использование метода проектов является одним из самых удачных способов при обучении информатики. Метод проектов — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию обучающихся путем развития их интеллектуальных и физических возможностей, творческих способностей в процессе изучения учебного материала. При изучении информатики обучающиеся выполняют различные проекты, такие, например, как создание кроссвордов, видеороликов, обучающих и развивающих игр и т. д. Создание информационных учебных проектов предполагает сбор, обработку и анализ информации по той или иной учебной проблеме, ознакомление участников проектной деятельности с этой информацией и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Подобная учебно-проектная деятельность направлена на развитие у обучающихся умений и навыков поиска информации, ее обобщения, представления полученных данных в виде сообщений, рефератов, статей, докладов, презентаций. Занятия с использованием интерактивных технологий, в том числе, мультимедийных презентаций позволяют зрительно усваивать учебный материал. Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения оказывает позитивное влияние на отношение обучающихся к учению, формирует положительную мотивацию, интерес к изучаемому предмету. Мультимедийная технология позволяет высвободить время для дополнительного объяснения материала и для осуществления тест-контроля, а также обеспечить научность обучения, что означает глубину, корректность и достоверность изложения материала с учетом последних достижений науки и практики. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения для обеспечения его успешного восприятия учебного материала, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Недаром еще К.Д. Ушинский заметил, что "детская природа требует наглядности". Структурная компоновка мультимедийной презентации с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Использование мультимедийных презентаций на уроке применяется для того, чтобы:
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения. Дети учатся самостоятельно работать с источниками информации по предмету. У учеников появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания, чтобы получить более высокий результат. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Таким образом, можно отметить, что современным педагогам следует все больше применять инновационные технологии, в частности активные и интерактивные методы обучения при работе с воспитанниками, так как они являются более продуктивными.
в-третьих, необходимость использования инновационных методов связана с новой парадигмой развития обучающих информационных технологий.
Список литературы.
1.Водопьян Г.М. О построении модели процесса информатизации школы
/ Г.М. Водопьян, А.Ю. Уваров. – М.: Издатель, 2006. – 424 с.
2.Персональная ИОС педагогической деятельности учителя // Letopisi.ru [Электронный ресурс].
3.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров М.: Издательский центр “Академия”. – 224 с.
4.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2011. – 365 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.