Проект « Моя малая Родина»
Оценка 4.7

Проект « Моя малая Родина»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
5 кл—6 кл
11.12.2023
Проект « Моя малая Родина»
Проект Моя малая Родина.docx

ПРОЕКТ «Моя малая Родина»

 

“Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал”

Е. Симонов

 

Актуальность.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой  фундамент — это патриотизм.  Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней  культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории Росси» (В.В. Путин)

Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации”  стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование межличностных отношений и т. д.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города, края  и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Гипотеза.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города,  края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель:  Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Задачи:

Познавательное развитие

  • Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности.
  • Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.

Социально-коммуникативное развитие.

  • Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни.
  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

Речевое развитие.

  • Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.
  • Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.
  • Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями.
  • Развивать способность к словотворчетву.

Художественно-эстетическое развитие.

  • Познакомить с культурой и традициями города.
  • Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.
  • Использовать художественное слово при знакомстве с историей города и края.

Физическое развитие.

  • Формировать основы экологического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье.
  • Воспитывать чувства гордости за алтайских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте.

Предполагаемый результат:

  1. У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
  2. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
  3. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
  4. Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
  5. Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края, города.

Продукт проекта:  пополнение материалом уголка по краеведению

Участники проекта

  • дети
  • воспитатели
  • родители

Сроки реализации

Сентябрь 2022 – май 2023гг.

1 этап: Подготовительный

1). Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

2). Разработка проекта

  1. Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.
  2. Создание творческой группы (родители, заинтересованные в данной теме, воспитатель).
  3. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.
  4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
  5. Составление плана работы над проектом.

2 этап: Основной

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

  • Настольно-дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Оформление дидактических игр по краеведению:
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку»,  «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я – фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Познавательное развитие

  • Экскурсии по городу.
  • Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города.
  • Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
  • Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Бирск  – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Башкортостан!»,  «Красная книга Республики Башкортостан», «Биряне – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
  • Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия»
  • Посещение музея.

Продуктивная деятельность

  • Народное творчество Башкортостана
  • Лепка «Животные и птицы родного края»
  • Создание папки рисунков «Бирск – глазами детей и родителей»
  • Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад».
  • Оформление серии фотоальбомов «Путешествие по родному краю» ,«Экскурсия по родному городу».

Развитие речи

  • составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Бирска»
  • беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»

Ознакомление с художественной литературой

  • знакомство с творчеством  писателей Башкортостана (библиотека)
  • Разучивание стихов, песен о родном крае, г. Бирске.

Музыка

  • занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
  • «Пришла коляда накануне Рождества»
  • «Мы играем в оркестр народных инструментов»

Формы и методы работы с родителями

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
  2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
  3. Изготовление семейных альбомов
  4. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского и башкирского быта
  5. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
  6. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
  7. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Республики Башкортостан”, «Птицы родного края», «Природа нашего края»
  8. Информация для родителей «История родного города», и т.д.

 

3 этап. Завершающий 

 1). Презентационно – завершающий

  1. Оформление уголка краеведения «Мой любимый город Бирск»
  2. Открытое занятие “Мой край- Башкортостан”
  3. Выставка продуктов детской деятельности.
  4. Оценка этапов реализации проекта детьми.
  5. Презентация проекта.

 2). Контрольно-рефлексивный

  1. Подведение итогов.
  2. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

 

Литература:

1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.

2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.

3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.

4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.

5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.

6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.

7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.

8.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.

9. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.

10.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

11.Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

 

 


 

ПРОЕКТ «Моя малая Родина» “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал

ПРОЕКТ «Моя малая Родина» “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал

России; воспитание патриотов

России; воспитание патриотов

Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными

Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными

Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом

Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом

Башкортостана (библиотека) Разучивание стихов, песен о родном крае, г

Башкортостана (библиотека) Разучивание стихов, песен о родном крае, г

Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику //

Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2023