Проект " Влияние шума на здоровье школьника"
Оценка 5

Проект " Влияние шума на здоровье школьника"

Оценка 5
docx
02.06.2022
Проект " Влияние шума на здоровье школьника"
Интерес в подготовке данного исследовательского проекта вызван желанием узнать, что такое шум, как он влияет на школьника и как сохранить хороший слух до преклонного возраста
влияние шума.docx

Тема проекта " Влияние шума на здоровье школьника"

 

 

 

Содержание.

Введение.

1.Обзор литературы.

1.1. Шумовое загрязнение.

1.2. Вред шума.

1.3. Шум в школе.

2. Исследовательская работа.

2.1. I исследование: методы и результаты.

2.2. II исследование: методы и результаты.

3.Выводы.

4.Заключение.

Список литературы.

 

Введение.

Актуальность:  Интерес в подготовке данного исследовательского проекта вызван желанием узнать, что такое шум, как он влияет на школьника и как сохранить хороший слух до преклонного возраста.

Современный этап взаимодействия техногенного общества и человека ха­рактеризуется выбросом в природу не­свойственных ей побочных продуктов производства — всевозможных отходов, отбросов и использованных изделий, вызывающих загрязнение окружающей среды, ставшее неотъемлемым спутни­ком развития человечества. Загрязняющие факторы по их приро­де разделяют на физические, химичес­кие и биологические. Долгое время вли­янию физических факторов на здоровье человека уделялось немного внимания эко­логов, но в связи с возрастанием их интенсивности и обнаружением небла­гоприятных эффектов воздействия ин­терес к физическому загрязнению окру­жающей среды возрос.

К физическим загрязнениям относят­ся:  шумы и низкочастотная вибрация (инфразвук);тепловой мусор (нагрев)  электромагнитные излучения; радиоактивные излучения.

В связи с резким расширением мас­штабов применения радиотехнических устройств в различных областях техни­ки и быту в последнее время возникла серьезная проблема защиты людей от электромагнитных полей, однако эта проблема в экологическом аспекте прак­тически не обсуждается. И на шум как на эколо­гический фактор не обращают внима­ние даже в учебниках экологии. А между тем, даже небольшое превышение предельно допустимых норм, ведут к необратимым процессам в организме, таким как: депрессия, стресс, головные боли, изменение артериального давления и ухудшение работы сердца, потеря слуха.

 

Цель: изучить и исследовать влияние шума на здоровье и работоспособность учащихся и учителей нашей школы..

Задачи.

 1Проанализировать научную литературу о влиянии шума на организм человека.

2. Выявить влияние шума на организм школьников.

3.Провести исследование и оценить его результаты.

4. Разработать рекомендации по сохранению слуха для учащихся.

 

Гипотеза: Если снизить " шумовое загрязнение", можно обезопасить школьников от различного рода заболеваний, зависящих от шума.

Обзор литературы.

Шумовое загрязнение.

Человек всегда жил в мире звуков. Человек внес в мир звуков речь и музыку. Сделал звук своим помощником. Появлялись все новые и новые источники шума, росла их сила. Шум — это звуковые волны, воспри­нимаемые людьми как неприятный, ме­шающий или даже вызывающий болез­ненные ощущения фактор. () почти сто лет назад предсказывал, что «когда-нибудь человеку придется ради своего сущест­вования столь же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой». Чаще всего шум — продукт техники, и потому стал опасен сравни­тельно недавно. С ростом урбанизации шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды. Шумы присутствуют почти во всех населённых пунктах. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80 дБ), характерное для современной жизни, опасно не только с позиций профессиональной вредности: оно представляет собой опасность для физического и психического здоровья населения. Потенциальный материальный ущерб от потери слуха, вызываемый шумом, в промышленности больше, чем от любого другого профессионального заболевания. Шумы относятся к числу вредных для человека загрязнений атмосферы. Раздражающее воздействие звука (шума) на человека зависит от его интенсивности, спектрального состава и продолжительности воздействия. Шумы окружают человека повсюду. Рано утром звон будильника громкос­тью 56-80 дБ пробуждает нас ото сна. Кофейная мельница, которую мы вклю­чаем утром, дает шум громкостью око­ло 70 дБ. За завтраком мы слушаем музыку, передаваемую по радио, — это 50-70 дБ. По пути на работу или в шко­лу нас окружает транспортный шум на уровне 70-80 дБ.

Вот примеры интенсивности распространенных звуков (в дБ):

Шелест листвы 10-40

Шепот около 30

Тиканье будильника в 1м от уха 25—35

Дыхание спящего человека около 25

Обычный разговор 50—60

 

Санитарная норма для жилой зоны 45-60

Громкий разговор около 75

Пылесосы 75

Игра на пианино 80

Детский плач до 80
Шум легкового автомобиля, несущегося со скоростью 100 км/ч, воспринимаемый с обочины дороги 80—90

Автомобильный гудок 100

Пневматический отбойный молоток около 105

Отбойный молоток на расстоянии 7 м 90—100

Железная дорога 85-100

Вред шума.

Все больше возникает источ­ников шума в быту (бытовые электро­приборы и радиоаппаратура, игрушки), в спорте или на отдыхе (моторные лодки или гоночные автомобили). Хотя энергия звуковых волн крайне мала (стакан с водой, полностью поглощающий энер­гию звуковой волны, излучаемой пыле­сосом, нагреется до кипения через 10 тыс. лет), шум в наши дни стал одним из са­мых опасных факторов, вредящих чело­веку. Шум коварен, он действует на организм постепенно. К тому же организм человека против шума практически беззащитен. Врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума и сопровождающейся поражением слуха и нервной системы. Орган слуха человека может приспосабливаться к некоторым постоянным или повторяющимся шумам (слуховая адаптация). Но эта приспособляемость не может защитить от потери слуха, а лишь временно отодвигает сроки её наступления. Как выра­зился Г. Хефлинг, «шум стал одной из бомб замедленного действия». Работа в условиях повышенного шума на первых порах вызывает быструю утомляемость, обостряет слух на высоких частотах. Затем человек как бы привыкает к шуму, чувствительность к высоким частотам резко падает, начинается ухудшение слуха, которое постепенно развивается в тугоухость и глухоту. При интенсивности шума 140 дБ возникают вибрации в мягких тканях носа и горла, а также в костях черепа и зубах. Если интенсивность превышает 140 дБ, то начинает вибрировать грудная клетка, мышцы рук и ног, появляются боль в ушах и голове, крайняя усталость и раздражительность; при уровне шума свыше 160 дБ может произойти разрыв барабанных перепонок.

Однако шум губительно действует не только на слуховой аппарат, но и служит причиной многих других заболеваний:

 

1. Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8–12 лет.

2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.

3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.

4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка – профессиональное заболевание.

5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.

6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.

7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).

 

Шум в школе.

Возникает вопрос: влияет ли шум на здоровье человека. Да, конечно. Человеческое ухо — очень чувствительный прибор. Воспринимать звук мы начинаем уже тогда, когда амплитуда колебаний частиц воздуха в волне оказывается равной всего лишь радиусу атома. Как известно, ухо человека способно воспринимать звуковые волны с частотой от 16 Гц до 20 кГц. Но звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов. Как и любое другое учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения — внешнего и внутреннего, и еще не известно, что наносит больший вред. Внутренним является так называемый «школьный шум», который отрицательно влияет на работоспособность учеников, отвлекает внимание и становится причиной многих нервных расстройств. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание просто гудит. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к шестому уроку, когда уменьшается поток учеников. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть — устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя утомленными, у некоторых может болеть голова. Как же бороться с этой проблемой? Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия все же надо добиться. А вот отсутствие шума на уроках — явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики смогут лучше сосредоточится.

 

Практическая часть моей работы включает в себя два вида исследований – анкетирование и эксперимент.

I.  Исследование.

В ходе работы было проведено два опроса — среди учителей и среди учеников.

1)  Вашему вниманию представлены мнения нескольких учителей. Каждому из них были заданы следующие вопросы:

1.  Влияет ли шум на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как?

2.  Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей?

 

И вот что я услышала.

1.  Да, настроение портится.

2.  Нет, привыкла.

3. Да, раздражает

4. Да, болит голова, появляется раздражительность.

5. Да, конечно, даже давление поднимается

Как видите, большинство учителей к такому виду шума как «школьный», за многие годы практики в школе привыкли, хотя он их иногда и раздражает

 

2)  Следующий опрос был проведен среди учащихся 8 классов (всего опрошено 40 человек). К каждому из трех вопросов было предложено три варианта ответа.

1.  Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

1)  да, очень

2)  нет, у нас на уроках не шумно

3)  не знаю, не обращаю внимания

 

2.  Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

1)  да, он меня очень раздражает

2)  нет, на переменах не так уж и шумно

3)  не знаю, не обращаю внимания

 

3. Знаете ли вы о вреде шума на организм человека?

1) да, что- то слышал об этом

2) да, изучал этот материал на уроках биологии

3) не знаю

Результаты этого опроса представлены в диаграмме.

https://pandia.ru/text/79/217/images/image001_53.gif

Выводы.

Приятно узнать, что у большей части опрошенных на уроках не шумно - сберегают нервы и себе, и учителю. А вот мнения остальных разделились: некоторые страдают от этого шума, а другие его вовсе не замечают. В отношении шума на переменах мнение практически однозначно: он раздражает почти 80% опрошенных. Что же касается информации о вреде шума, то здесь нужно отметить то, что большинство учащихся получили данную информацию на уроках биологии,  хотя кто-то вообще не знает о влиянии шума на организм человека.

 

 

 

 II Исследование

Практически каждый подросток, мо­лодой человек имеет или хочет иметь такой бытовой прибор, как плеер. Но каждый ли задумывается о последстви­ях использования этого, казалось бы, безобидного прибора. Исследования по­казывают, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя сам он об этом не всегда догадывается. Причина — зло­употребление переносными плеерами и шумы на дискотеках: обычный уровень шума на дискотеках составляет от 80 до 100 дБ, а уровень интенсивности звука плеера достигает 110 дБ. Многие из ученых считают « шум - медленный убийца». Поэтому я и решила выполнить данное исследование.

Цель: Исследовать влияние шума на учащихся.

1  этап. У нескольких добровольцев (учащихся 8 класса) измерим давление и пульс. Затем испытуемые в течение 15-20 минут слушают через наушники громкую музыку. После этого у всех участников эксперимента измеряется вновь давление и пульс.

2  этап. Участники эксперимента отдыхают в течение 20 минут.

3  этап. Ребята в течение 15-20 минут слушают запись шума моря. И вновь у них измеряется давление и пульс.

4  этап. Определяем средний показатель после каждого замера.

Результаты исследований.

 

До эксперимента

После музыки

После звуков моря

Давление

120/68

125/75

118/65

Пульс

85

88

82

 

Влияние шума на работоспособность и самочувствие учеников 8а и 8б классов во время словарного диктанта.

Цель: выяснить, как влияет шум на работоспособность школьников, концентрацию внимания, здоровье.

Ход работы: в двух классах ( 8а и 8б) я провела словарный диктант в течение 15 минут в разных ситуациях: при полной тишине, при включенном магнитофоне. Сравнила количество допущенных ошибок. Ошибок больше при включенном магнитофоне.

 

Выводы.

1.  Длительное пребывание в условиях интенсивного шума сопровождается изменением артериального давления (повышение) и учащается пульс;

2.  Шумы природного происхождения (шум дождя, шелест листвы, ручей) благоприятно влияют на организм, расслабляют;

3. Плеер не безобидный бытовой прибор, а оказывает негативное воздействие на слух.

 

Пути решения проблемы.

1.  По возможности избегать длительного пребывания в условиях интенсивного шума;

2.  Устраивать на переменах музыкальные пятиминутки (шум ручья, горной реки);

 

Заключение.

Шум является одним из основных факторов, существенно ухудшающих экологическую обстановку в современных условиях и крайне неблагоприятно воздействующих на население.

Шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то, что мы против шума практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет. «Шум – медленный убийца», – так заявляют американские специалисты.

Мной было проведено исследование шумового загрязнения в нашей школе, и результаты следующие. Наша школа страдает от внутреннего — «школьного шума». И, естественно, уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от нас, учеников. Наша задача — обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шумового фона, ведь он сказывается отрицательно на самочувствии и учителей, и учеников, способствует быстрому утомлению.

Наше здоровье — в наших руках!

 

Список литературы.

1.  Экология: Учебное пособие. / Под ред. проф. . Серия «Учебный курс». – Ростов н./Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 640 с.

2.  Экология человека: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / . – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема проекта " Влияние шума на здоровье школьника"

Тема проекта " Влияние шума на здоровье школьника"

Цель: изучить и исследовать влияние шума на здоровье и работоспособность учащихся и учителей нашей школы

Цель: изучить и исследовать влияние шума на здоровье и работоспособность учащихся и учителей нашей школы

Санитарная норма для жилой зоны 45-60

Санитарная норма для жилой зоны 45-60

Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией

Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией

В ходе работы было проведено два опроса — среди учителей и среди учеников

В ходе работы было проведено два опроса — среди учителей и среди учеников

Выводы. Приятно узнать, что у большей части опрошенных на уроках не шумно - сберегают нервы и себе, и учителю

Выводы. Приятно узнать, что у большей части опрошенных на уроках не шумно - сберегают нервы и себе, и учителю

Определяем средний показатель после каждого замера

Определяем средний показатель после каждого замера

А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет

А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2022