УМК
«Перспектива»
Предмет: технология
Класс: 2 «Б»
Тип урока: рефлексия
Тема урока: проект «Убранство русской избы»
Тема: |
Презентация результатов проекта «Убранство избы» |
|
Цель урока: |
Цели: сформировать представление о традициях и культуре русского народа, об устройстве и внутреннем убранстве деревенского дома. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности: выполнить проект «Убранство избы»; |
|
Задачи |
· Способствовать формированию у учащихся образного представления об организации и мудром устроении внутреннего пространства русской избы; · Способствовать воспитанию уважения к традициям и культуре русского народа · Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного · Формировать навыки работы в конкретном материале (бумага). |
|
УУД |
Личностные УУД: уважительно относиться к культуре народного искусства; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения Регулятивные УУД: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность, Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение). |
|
Планируемые результаты |
Предметные: выполнять эскизы внутреннего пространства русской избы. Уметь применять живописные и графические материалы в творческой работе. |
|
Основные понятия |
Изба, убранство, утварь, конструирование, печник, кровельщик, плотник, каменщик, ткачиха, печник, печь, шесток, лежанка, причелина, коврик, устье, основа, уток, |
|
Ресурсы: · основные · дополнительные |
Презентация проекта «Деревенский дом»; карточки с заданиями, объёмная аппликация «Изба»; Учебник «Технология» 2 класс, рабочая тетрадь «Технология», Электронное приложение |
|
Формы урока |
Ф -фронтальная, И – индивидуальная, П – парная |
|
Технология: |
Использование технологий деятельностного типа: проектная деятельность, проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.); Оценивание учебных успехов :самооценка. |
|
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Цель, компетенции, формы работы |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) |
Деятельность ученика |
Время в мин.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Цель: создать положительную мотивацию на урок. |
1.Организационный момент |
Слайд музыка
|
1.Фольклорная музыка (песня)
|
|
1 мин |
Цель: обеспечить актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания.
|
2.Актуализация знаний
3. Определение темы и целей урока.
4.Представление построенного проекта; |
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
|
2.Читает ученик стихотворение.
- О чём это стихотворение? - Какую работу мы выполняем уже несколько уроков? - Что сделали? -Что ещё интересного мы узнали, выполняя этот проект? - Работа над проектом почти закончена. - Какой этап работы над проектом является заключительным? Правильно – презентация своей работы – продукта, изделия. - Какая тема урока? Какая цель урока?
В ходе работы над проектом мы разделились на группы. Каждая группа имела свою тематику работ: плотники, печники. Они будут дополнять интересной информацией презентации нескольких работ. - Нам представит свою работу ( Ф.И) План презентации: 1. Название проекта. 2. Цель. 3. Что делал, из каких материалов? 4. Для чего я мастерил эти изделия? 5. Какой итог работы? 6. Мои впечатления от проделанной работы.
- Спасибо. - Какие вопросы есть к выступавшему. - А сейчас мы узнаем что интересного расскажут нам ученики группы «Плотники». Русская изба – удивительное творение рук человека. - Что мы узнали о русской избе? 1.Изба (Воронцов Саша)
- Люди каких профессий занимались строительством изб.
-Какой же дом без окошек. Расскажите, как украшали окна в избах.
- Существует много пословиц о доме . - Какие пословицы вы нашли?
2. Красный угол. Стол. Скамья. Но главным местом в доме всё-таки был красный угол.
Расскажите, что узнали о назначении предметов быта в доме и традициях.
Мебели в нашем понимании этого слова в русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Стол, лавки и скамья – вот нехитрая обстановка в избе.
Попросим представить свою работу представителя другой группы. - Нам представит свою работу ( Ф.И)
- Спасибо. - Какие вопросы есть к выступавшему. - Важное место в доме занимала печь и находилась она в центре избы. - А сейчас мы узнаем что интересного расскажут нам ученики группы «Печники».
3.Печной угол. - Найдите у себя предметы, о которых рассказывают ребята.
- Люди каких профессий занимаются выкладыванием печей? - Уважительное отношение к печи выразилось в пословицах и поговорках. - В русских загадках спрашивается: «Что из избы не вытащишь?» - Вспомните. В каких сказках есть упоминание о печке? |
Читает ученик «Терем, терем, теремок, Он затейлив невысок. В нём окошки слюдяные, В нём наличники резные, А на крыше - петушки, Золотые гребешки. А в перилах, на крылечке Мастер вырезал колечки, Завитушки да цветки. И раскрасил от руки. В терему - резные двери, На дверях цветы и звери». - О русской избе. - Проект «Убранство избы» - Макет комнаты в избе. - Узнали об особенностях внутреннего убранства избы и об обычаях на Руси, профессиях.
Презентация результатов проекта «Убранство избы». Цель: представить результат своей работы.
1 ученик Дима Пирожков) Выходит к доске со своей работой и представляет свой макет. На уроке «технологии» мы работали над проектом «Убранство избы». Цель работы сделать макет комнаты с предметами быта. Комнату я сделал из обувной коробки, которую раскрасил, нарисовал брёвна, окна. В избе обязательно стояли стол, скамья. Я изготовил и печку из глины, стол и скамью из цветной бумаги. Работа у меня получилась, мне понравилось работать.
1.(рассказывает Воронцов Саша) Изба́ -деревянный бревенчатый жилой дом в сельской лесистой местности России. Название «изба» происходит от древнерусского «истьба, истобка», то есть топить, истопить. Строили их из дерева, так как вокруг было много лесов, а этот материал был прочным и тёплым. Издавна люди с уважением относились к своим жилищам. 2. (рассказывает ……………….. Дом строит плотник, каменщик, плотник, столяр, кровельщик. Это всё строительные профессии. 3. (рассказывает ………………. Каждый мастер украшал дом по-своему. Окно - это не только место, через которое проникает свет, но место, через которое в дом может проникнуть угроза. В качестве оберега окна украшали наличниками. 4. (рассказывает Дима Пирожков) «Мой дом - моя крепость», «В родном доме и стены помогают», «В гостях хорошо, а дома лучше».
5. (рассказывает…………………. В красном углу, в каждой русской избе, стоял стол – это святое место. За ним кушали. Стучать по столу считалось грехом. В будни дни на него ставили солонку и клали хлеб. 6. (рассказывает…………………. Скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе.
7. (рассказывает…………………. Место за столом в красном углу было самое почетное: здесь сидел хозяин, или почетный гость. Каждый член семьи знал свое место за столом. Место хозяйки за столом в торце стола . 8. (рассказывает…………………. За обеденным столом собирались семья. Вставать во время еды было нельзя. Глава семьи – мужчина- начинал обед. Он резал хлеб. Женщина обслуживала всех за столом,подавала еду. Трапеза была длинная, неторопливая, долгая. 9. (рассказывает…………………. Лавки ставили вдоль стен. Они служили местом для отдыха и работы. Под лавками хранили различные предметы - топоры, инструменты, обувь. Кроме лавок в избе были скамьи.
Презентация работы 2 ученик. …………….. 1. Выходит к доске со своей работой и представляет свой макет. На уроке «технологии» мы работали над проектом «Убранство избы». Цель работы сделать макет комнаты с предметами быта. Комнату я сделал из обувной коробки, которую раскрасил, нарисовал брёвна, окна. В избе обязательно стояли стол, скамья. Я изготовил и стол и скамью из цветной бумаги. Печку я сделал из глины. На печи стоит чугунок, кувшин. Рядом стоит ухват, кочерга и деревянная лопата. Работа у меня получилась, мне понравилось работать.
11. (рассказывает Васильев Илья Большое значение для избы имела печь. Русская печь кормила, обогревала, лечила, на ней спали и даже мылись. По славянским поверьям за печью жил домовой. Та часть избы, в которой располагалась печь, назывался печным углом. 12. (рассказывает Новик Кристина) На печки находилась лежанка, где спали старики и грелись дети .У печки есть шесток, куда ставили горшки и чугунки. Чтобы ставить их в печку служил ухват. Чтобы поместить в печь хлеб использовали большую деревянную лопату. Когда в печи прогорали дрова, нужно было выгребать золу. Для этого использовали кочергу.
13. (рассказывает Яковлева Милана) Внутри печки горели дрова. Эта часть называлась устьем. Оно закрывалось заслонкой с ручками. Печка грела и кормила. Суп и каша получались особенно вкусными. Пища долго оставалась в печи тёплой, поэтому её могли кушать на протяжении всего дня, не разогревая.
14. (рассказывает Демьян Куприков) Печник – это специалист по кладке, установке и ремонту печи. 15. (рассказывает Эйвазов Давид) «Печь нам мать родная», «На печи все красное лето», «И по летам, и по годам – одно место – печь».
«Гуси –лебеди», «По-щучьему велению»,
|
15 мин
|
Цель: снять физическую и эмоциональную нагрузку. . |
Физ. пауза |
Слайд музыка |
Фольклорная музыка (песня)
|
|
2 мин |
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности.
|
|
Электронное приложение фрагмент «Коврик» |
4. Коврик (половик) - Уют в доме создавали различные предметы. Что могло украсить жилище? Загадка Это что за простачок Лёг у двери на бочок? (коврик или половик). - Коврик или как его называли половик были неотемлемой частью убранства дома. Хозяйки сами плели половики. - Какое изделие нам надо закончить чтобы стало уютно в нашем доме. - Что по плану работы мы уже сделали? Что осталось сделать?
- Представляют работы и размещают их в модели избы. - Подведём итоги нашей работы.
|
- Коврик, занавески, полотенца (рушники), скатерти. - Половик или коврик. Планируют работу с помощью учителя. Называют детали изделия (основа, уток)
Выполняют работу, опираясь на план. Разметка, раскрой, сборка. Наблюдают переплетение утка и основы. Выполняют работу. Создают свой орнамент. Обрезают лишние концы утка. Представляют работы и размещают их в модели избы. |
10 мин |
|
Рефлексия |
|
1 . Самооценка собственной деятельности:
Довольны ли вы своей работой на уроке? Если довольны, поднимите две руки.
Если не очень довольны, то поднимите одну руку.
Если есть время!!!!!!! 2 . Впишите в текст пропущенные слова, так, чтобы получился фрагмент рассказа экскурсовода о деревенском доме. Используйте слова для выбора.
|
Работа в паре.
|
|
|
Итог урока |
|
- Какую цель мы ставили? - Какие новые знания вы получили? - Чему научились? - Что особенно понравилось? Проведя эту работу мы убедились в что русская изба – удивительное творение рук человека. Эта работа помогла узнать интересные факты из исторической жизни нашего народа, зародила желание познать свой край, свою Родину. Фольклорная музыка (песня) |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.