Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» р.п. Красные Баки, Нижегородской области.
Проект
Утёнок из бисера
Работу выполнила:
Малышева Дарья, 14 лет.
Руководитель:
Погодина Надежда Юрьевна
педагог дополнительного
образования
р.п. Красные Баки
2022г.
Содержание
Введение……………………………………………………………..2
1.Поисково–исследовательский этап проекта
Исследовательская деятельность…………….……………..………..3
Планирование работы ……………………………….……………….6
Выбор внешнего вида изделия………………………………..………7
2.Технологический этап проекта
Материалы, инструменты и приспособления………………………..8
Последовательность выполнения изделия…………………………...9
3.Эколого-экономический этап проекта
Экономические подсчёты материальных затрат…………………….10
Экологическая экспертиза ……………………………………………10
4. Заключительный этап
Вывод по проекту...............................................................................12
Информационные источники............................................................13
Введение
Я выбрала тему проекта «Утёнок из бисера» (бисероплетение), потому что я захотела попробовать свои силы в изготовлении изделия по бисероплетению.
Мне очень нравиться работать с бисером, и я решила сделать картину из бисера своими руками.
Цель проекта: Вышить красивую картину бисером.
Задачи проекта:
1.Провести исследовательскую деятельность «История бисера».
2.Научиться вышивать красиво бисером.
3.Научиться оформлять изделие.
4. Выполнить проект и провести его защиту
В моей работе мне понадобиться знания и умения по информатике, ОПД - выполнению портфолио и рекламы в программах Microsoft Word, Point, по технологии, а также знания по русскому языку и литературы для грамотного оформления проекта.
Если у меня будут хорошие знания и умения по бисероплетению, то я смогу выполнять красивые вышитые картины.
Решаемая проблема: научиться выполнять вышивку бисером, создать изделие для украшения комнаты.
1.Поисково–исследовательский этап проекта
Исследовательская деятельность
Историческая справка: Бисерные работы — живое предание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и потому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Это роднит бисер с живописью по эмали и фарфору, которые также сохранили для нас вкусы и замыслы отдаленных поколений. Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла совершенствовался, бусины становились все мельче и мельче. Так появились бисер — мелкие скругленные бусинки и стеклярус — бусы в виде трубочек, выплавлявшиеся из цветного стекла. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил меновой монетой. В Африке, на- пример, в рабовладельческие времена всего за несколько связок бисера можно было купить раба. Бисер наделяли магической силой, приписывая ему свойства оберега. Наибольшего совершенства производство бисера достигло в Венеции. Знаменитые стекольные мастерские острова Мурано с XIII по XVII век не знали себе равных. Рецепты изготовления прозрачного и цветного венецианского стекла строго оберегались — за их разглашение полагалась смертная казнь. Венецианский бисер наводнил весь мир, принося колоссальные богатства производившей его стране. Он был такой тонкой выработки, что нашитый на холст ряд бисеринок оказывался равным толщине нитки этого холста. Характерной чертой венецианского бисера была его круглая форма. Особой интенсивностью производство бисера отличалось в XV и начале XVI веков. В этот период появился новый рынок сбыта бисера в связи с открытием Америки, где бисер глубоко вошел в культуру американских индейцев.
В конце XVII — начале XVIII века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу XVIII века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия). Благодаря соперничеству этих двух главных бисерных центров мелкий бисер для вышивания становится все разнообразнее, что дает возможность первой четверти XIX века превзойти все предыдущие периоды по количеству и качеству бисерных работ.
В конце XIX века в результате изобретения машины для производства бисера в Богемии появился дешевый бисер. В это же время происходит спад интереса к бисерному рукоделию. Бисер становится более крупным, бледнеют его цвета и оттенки.
На Руси бисер был известен с давних времен. Здесь уже во времена Киевской Руси (IX—XII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, браслеты, но и бисер. Он получил хождение наряду с жемчугом, который особо любили на Руси. Отметим, кстати, что в русских толковых словарях XV — XVII веков словом «бисер» обозначали жемчуг («бисер», «перлы», «жемчуг»). Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, то есть стеклянный бисер. Так стали называть мелкие стеклянные бусы, внешне напоминавшие жемчуг. Термин «стеклярус» возник еще позднее.
Татаро-монгольское нашествие надолго остановило стекольное производство и вплоть до XVIII века бисер был привозным. Он был дорог и использовался лишь среди высшего духовенства и при дворе: им декорировали одежду и предметы культового обихода, позже — усадебного интерьера. Постепенно использование бисера достигает значительных размеров, что побуждает правительство принять меры к открытию его производства в России. А в 1752 году М.В. Ломоносов учредил в Усть-Рудице (под Ораниенбаумом) мастерскую для изготовления бисера, стекляруса и мозаики по изобретенным им рецептам выплавления цветного стекла. По качеству бисер Ломоносовских мастерских был близок к венецианскому. Работы в мастерских велись с 1754 по 1765 год. После смерти ученого они были прекращены, а потребность в бисере и стеклярусе по-прежнему удовлетворялась за счет привозного.
«Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа, — пишет М.Н.Мерцалова в книге «Поэзия народного костюма». — Веками копилось оно, и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Уходило и терялось многое — время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный лик народа-творца, очищенный от всего случайного, наносного, способного исказить истинный смысл созданного им».
Техника работ с бисером разнообразна. Это — вышивка, вязание крючком и на спицах, низание, плетение, ткачество, мозаика на воске, наклеивание на кожу. На Руси наиболее популярной была вышивка. Мастерицы работали с мельчайшим бисером. Иглы использовали специальные, особо тонкие — немецкие или английские. Если же и эта игла не проходила через отверстие бисера, то вместо нее брали щетинку, конец которой расщепляли и вкладывали туда нитку. Или кончик нитки покрывали воском, нанизывали бисерину, затем продевали нитку в иголку и делали стежок, нитку выдергивали из иголки—и все повторялось заново. Низание и плетение использовалось при создании отделки крестьянского костюма. Бисер низали на нить или конский волос (из хвоста жеребенка).
В разных местностях бытовали свои традиции. В соответствии с ними украшения из бисера носили каждый день или только в праздник, до старости или только в молодые годы. Очень распространены были ажурные воротники — «ошейник», «сетка», «подгорлок» (теперь их называют «старорусские»). Появились они, когда в народный костюм стала проникать европейская мода и начали шить рубашки с глубоким вырезом. Открытую часть шеи и груди закрывали сеткой из мелкого жемчуга, рубленного перламутра или бисера.
Ко многим нарядным девичьим и женским головным уборам, в частности к кокошнику, приделывалась ажурная сетка из жемчуга, сколов ракушек или белого бисера. Называли такую сетку по-разному: поднизь, налобник, рясна. Женский головной убор «сорока» сзади украшали позатыленем (позатыльником) — плетеной из разноцветного бисера прямоугольной сеткой. Плели также подвески, серьги, накосники, пояса и многое другое. Разных размеров, форм, однотонные и многоцветные, эти украшения придавали праздничность одежде, подчеркивали неповторимость каждого костюма. Полищук Е.Г. Чехол для ключей «Стрелец». Мозаичное плетение
В бисерных узорах встречаются мотивы ромба, S-образных знаков, косых крестов, зигзагов. Все эти фигуры, воспроизведенные в орнаментальном ритме, производят впечатление магического повтора, имевшего в древности ритуальный смысл.
С 30-х годов XIX века в городах увлечение бисером стало ослабевать, но русская провинция оставалась ему верна до 60-х годов — начала разрушения традиционного усадебного уклада жизни. На этом завершается «золотой век-русского бисера. Однако бисерное рукоделие не прекратилось. В конце XIX века в некоторых регионах европейской части страны (в Подмосковье, на Украине, Тамбовщине, под Тулой) были организованы кустарные бисерные производства.
Активный интерес к бисеру возрождается с 60-х годов нашего столетия. Появляются новые элементы техники и приемы работы с использованием как старинных рисунков и орнаментов, так и вновь созданных. Мастера-энтузиасты этого времени москвичи Вера Константиновна Гладилина, Светлана Владимировна Хансуворова, киевлянка Энгелиса Никитична Литвинец и многие другие расшифровывали, воспроизводили старые и изготавливали современные бисерные изделия, таким образом сохраняя и развивая традиции своих предшественников, обеспечивая преемственность в нашей культуре.
Бисер по-прежнему используется привозной, в большинстве своем чешский. Правда, в начале 90-х годов появилась надежда на отечественный бисер: на Украине (г. Харьков) была создана технология и налажен выпуск бисера очень хорошего качества — разных размеров, очень ровный (его почти не надо калибровать), с большой цветовой и оттеночной гаммой. Однако после отделения Украины производство бисера на этом предприятии было прекращено.
Планирование работы
Прежде чем приступить к работе по проекту я составила план:
1. Собрать информацию и ознакомиться с первыми шагами бисероплетения.
2. Изучить технологию бисероплетения «картины».
3. Подобрать инструменты, материалы и приспособления для выполнения работы.
4. Изготовить изделие по технологии.
5. Оформить пояснительную записку проекта.
6. Подготовить защиту проекта.
7. Защитить проект.
Выбор внешнего вида изделия
Много раз я видела красивые картины в различном исполнении.
Больше всего мне нравилось бисероплетение - «картины».
Я решила попробовать свои силы. Изучила соответствующую литературу. Выбрала понравившиеся схемы плетения и из них выбрала картину, которая мне больше всего понравилась. Она называется «Утёнок из бисера» (рис.3).
(рис.1) (рис.2)
(рис.3)
2.Технологический этап проекта
Материалы, инструменты и приспособления
Для плетения используется бисер: прозрачный, перламутровый.
К инструментам для выполнения в технике бисероплетение относятся: ножницы, иглы, пяльцы, леска.
Для работы необходимо иметь: ножницы, леску, иглы, бисер, канву. Иглы с леской должны быть бисерными. Леска диаметром 15,16 мм.
Последовательность выполнения изделия
Технология плетения и вышивания
1. Нужно подготовить материалы для выполнения работы: ножницы, игла (бисерная), бисер, леска, канва , картон, рамка и схема нашей будущей работы «Утёнка».
2. Начинать выполнять работу, для этого нам понадобится только: игла (бисерная), леска, бисер и схема утёнка.
Первый этап – это плетение основы. Основу плести можно из мелкого бисера по схеме. Одна клеточка – это 8 бисерен из них нам предстоит сделать кольцо, и далее по схеме кольца соединены друг с другом двумя бисеринами – это у них общая стенка.
Второй этап – на основе мы будем вышивать крестиком. Вышивать на основе нужно только крупным бисером, иначе вся работа расползётся , если её вышивать мелким бисером! В каждой клеточке будет 5 бисерен на клетке(основы). Набирается на иглу 3 бисерены и вышивается от одного конца клетки на другой наискось, далее где у нас остался пустой уголок на иглу мы набираем бисерену, иглу протаскиваем через вторую бисерину, через ту которую мы прошли наискось всей клетки по счёту она вторая с начала или с конца значения не имеет. И у нас остался один пустой уголок леска у нас выходит из второй бисерены мы набираем одну бисерину и входим в основу ( в саму клетку). Вышитая клетка готова. Бисер необходимо подбирать по размеру и цвету, какого клетка цвета из схемы таким цветом мы её и вышиваем . Какого цвета основа не имеет значения. Когда уже весь вышитый утёнок готов мы пришиваем его леской к канве, канва должна быть приклеена на картон! Пришили нашу работу ,и после мы её вставляем в рамку. Работа готова!
Схема плетения
3.Экономический этап проекта
Экономические подсчёты материальных затрат
1. Бисер (красный-15 руб., розовый-8 руб., белый-18 руб.,
серый-15 руб., зелёный-14 руб., жёлтый-46 руб.,
светло-жёлтый-30 руб., бардовый-30 руб., чёрный-8руб.,
оранжевый-30 руб.,рыжий-15 руб.)-229 руб.
2. Леска 2 мотка- 60 руб.
3. Набор игл- 15 руб.
4. Рамка- 130 руб.
5. Канва 1 м.- 205 руб.
ВСЕГО: 639 рублей.
Вывод: в магазине такая же работа стоит дороже. Выгодней сделать самому.
Экологическая экспертиза
При выполнении проекта я не принесла вред окружающей среде, т.к. бисер экологически чистый материал. При утилизации данного изделия бисер можно будет использовать вторично, а ткань – канва утилизируется не загрязняя природу (из хлопка – натуральный материал).
Заключительный этап
Вывод по проекту
В результате выполнения своего проекта я узнала удивительный мир древнего рукоделия, узнала, как вышивать прекрасные и неповторимые изделия. Я научилась вышивать и плести бисером.
Мне понравилось, что благодаря старанию и терпению, выходят самые причудливые красивые изделия.
Мне показалась эта работа интересной и увлекательной.
«Утёнок из бисера» прекрасно дополнит мою комнату.
Свою картину я повешу в свою комнату, на видное место, где прекрасно оценят её мои гости.
Я очень довольна своим результатом! Мне кажется, что я удачно воплотила свою задумку.
Фото моего изделия
Информационные источники
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.