Актуальность проекта
Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.В. Сухомлинский
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду, но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности жить согласно нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовную основу личности. Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого, это время наиболее благоприятное для духовно - нравственного воспитания личности.
Жизнь святого благоверного Александра Невского, являющаяся примером мужества, крепкой воли, самоотверженной любви к Богу, к Церкви, к Родине и своему народу доступна для детского понимания.
Цель проекта: духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере образа Александра Невского.
Задачи проекта:
1. Создать условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на базовых национальных ценностях, таких как патриотизм, гражданственность, семья.
2. Познакомить детей с жизнью и подвигами святого Великого князя Александра Ярославовича Невского.
3. Формировать у детей интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
4. Воспитывать чувство патриотизма, преданности своей Родине, уважение к защитникам русской земли и памяти об их подвигах.
5. Осуществлять сотрудничество с родителями, направленное на духовно – патриотическое развитие детей.
Информационная карта проекта
Тип проекта |
Информационно-практико-ориентированный. Информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок и экспозиций при активном участии педагогов |
Вид проекта |
Групповой |
Участники проекта |
Дети 6-7 лет, их родители, воспитатели |
Продолжительность |
Краткосрочный, 2 месяца |
Время реализации проекта |
С октября по 8 декабря |
Ожидаемый результат |
Начальное формирование у детей системы жизненно – важных ценностей. Обобщение знаний о защитниках родной земли. Возникновение у детей интереса к истории своей страны. Информированность родителей и сотрудничество с ними в вопросах патриотического воспитания детей. |
В основу проекта положены следующие принципы:
– принцип гуманизма. Воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности.
– принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений.
– принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России.
– принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
– принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоению.
Формы работы с детьми:
– НОД, беседы, духовно – патриотического содержания;
– Продуктивная деятельность детей;
– Использование художественной литературы, выставка книг «Александр Невский»;
– Слушание аудиозаписи кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»
– Просмотр видеоролика «История Александра Невского для малышей», альбомов для рассматривания «Великий князь Александр Невский», «Подвиги Александра Невского», «Память об Александре Невском»;
– Видео экскурсия «Памятные места».
Формы работы с родителями:
– Анкетирование.
– Родительское собрание по духовно – патриотическому воспитанию старших дошкольников.
– Консультация для родителей «Как знакомить детей с историей Руси»
– Наглядные виды работы: информационные стенды, буклеты, папки – передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
– Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;
– Изучение отношения родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта;
– Координация действия педагогов и родителей по созданию предметно – пространственной среды;
– Разработка основных методических материалов и изготовление дидактических пособий.
Основной этап:
Организация системы мероприятий с детьми и родителями воспитанников.
Заключительный этап:
Подведение итогов проекта, сбор и обработка методических и практических материалов, презентация проекта на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей
План мероприятий по реализации проекта «Александр Невский – заступник земли русской».
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный за выполнение мероприятия |
1 этап – подготовительный |
||
Подбор литературных произведений об Александре Невском |
1 неделя |
Воспитатели
|
Подбор иллюстраций, открыток, фотографий о событиях княжества Александра Невского |
1 неделя |
Воспитатели
|
Подбор фотографий и открыток памятников и памятных мест, посвященных подвигам А. Невского |
1 неделя |
Воспитатели
|
2 этап - основной |
||
Чтение: С. Баруздин «С чего начинается Родина? »
|
2 неделя |
Воспитатели
|
Беседа «Детство Александра Невского»
|
2 неделя |
Воспитатели
|
НОД «Великий князь Александр Невский» |
2 неделя |
Воспитатели
|
Слушание аудиозаписи кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский», часть 2 «Песня об Александре Невском»
|
2 неделя |
Музыкальные руководители
|
НОД «Подвиги Александра Невского» |
3 неделя |
Воспитатели
|
Просмотр видеоролика «История Александра Невского для малышей» |
3 неделя |
Воспитатели
|
Слушание аудиозаписи кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский», часть 4, хор «Вставайте люди русские»
|
3 неделя |
Музыкальные руководители
|
Чтение: А. Ишимова «История России в рассказах для детей». Раскрашивание иллюстраций с изображением воинов войска Александра Невского |
4 неделя |
Воспитатели
|
Аппликация «Военные доспехи, снаряжение защитников земли русской» |
4 неделя |
Воспитатели
|
Слушание аудиозаписи кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский», часть 5, хор «Ледовое побоище» |
4 неделя |
Музыкальные руководители
|
НОД «Подвиги Александра Невского» |
5 неделя |
Воспитатели
|
Беседа – рассказ «Память об Александре Невском» |
5 неделя |
Воспитатели
|
Видео экскурсия «Памятные места» |
5 неделя |
Воспитатели
|
Викторина «Знатоки истории» для детей и родителей |
6 неделя |
Воспитатели
|
Конкурс семейных проектов «Дорога память о защитниках земли русской» |
6 неделя |
Воспитатели
|
3 этап - обобщающий |
||
Подведение итогов: сбор и обработка методического и практического материалов |
7-8 неделя |
Воспитатели Музыкальные руководители
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.