Если ребенок уже
освоил алфавит, то значит, пришло время научить его определять и читать слоги.
Многие родители задаются вопросом о том, как объяснить ребенку, что такое
слоги, как лучше научить его объединяя составлять из звуков слоги, а из слогов
— слова.
Необходимо помнить, что процесс обучения чтению – занятие серьезное и требующее
родительской подготовки. Он состоит из нескольких этапов – запоминания букв и
звуков, работы со слогами и освоения самих навыков связного чтения. И если
изучение алфавита, как правило, дается многим детям легко, то следующий, очень
важный этап – объединение букв и последующее чтение слогов у некоторых детей
может вызвать затруднения, что замедлит процесс обучения вашего ребенка связному
чтению.
Когда можно приступать к обучению ребенка чтению по слогам
Есть несколько педагогических мнений на этот счет:
Перед тем как начать обучение чтению, необходимо убедиться в том, что юный
ученик хорошо изучил алфавит, без проблем определяет буквы и правильно
воспроизводит звуки.
Для этого проведите небольшой эксперимент. Поместите перед ребенком азбуку и
попросите назвать все ее буквы. Засеките время, которое он потратит на это.
Скорее всего, он сделает это за 2–3 минуты. Если провести несложные вычисления,
то выяснится, что в этом случае на определение одной буквы у него ушло от 4 до
6 секунд. Значит, чтение простого двусложного слова «мама» займет у него 20–25
секунд. А теперь подумайте, легко ли с такой скоростью читать?
Поэтому знать и определять буквы — немаловажный навык, но для того, чтобы
научить маленького ребенка читать, необходимо, чтобы обучаемый, называя буквы,
не раздумывал ни секунды. Когда общее время «прочтения» алфавита ребенком будет
составлять не более 20 секунд, тогда можете смело приступать к следующему этапу
обучения.
Методики обучения.
Научить читать малыша самостоятельно, без помощи дидактических пособий,
родителям будет сложно. Поэтому необходимо озаботиться приобретением букваря.
На сегодняшний день существует великое множество этих пособий – от новаторских
до классических. Наиболее интересными и доступными методиками в обучении чтению
отличаются буквари Е. Бахтиной и Н. Жуковой.
Учим определять и читать слоги, используя методику Е. Бахтиной
Суть заключается в следующем: после того, как обучаемый освоил беглое (автор
акцентирует на этом внимание!) определение букв алфавита, нужно научить его
сначала складывать буквы в слоги, затем слитно их произносить. Заключительным
этапом должно быть запоминание написания и произношения слогов, их вариаций.
Например: Вы указываете на любой слог, допустим — «НА», и поясняете, что здесь
буквы «дружат», поэтому оказались вместе рядом. «Н» и «А» встретились и
подружились, поэтому вместе получилось «НА». Повторите несколько раз в течение дня,
что «Н» и «А» вместе – «НА», закрепите на следующий день. Используя эту же
схему, приступайте к запоминанию других буквосочетаний. Вначале пусть это будут
открытые (заканчивающиеся на гласную слоги «ТА», «ДА», «БА», и т.д).
Обязательно подкрепляйте то, что говорите наглядным изображением. Сделайте
несколько табличек с изучаемыми буквосочетаниями или воспользуйтесь материалами
из букваря.
Важные моменты
1) В начале обучения избегайте слогов с йотированными гласными «я», «е», «ю» и
сложными в произношении согласными – шипящими «ф», «ш», «щ», ч».
2) Не делайте перерывов в обучении, тренируйте определение и произношение
слогов не только во время непосредственных занятий с букварѐм, но и,
например, на прогулках. Обращайте внимание юного ученика на вывески, учите его
читать уже знакомые слоги, показывайте и обращайте внимание на незнакомые
сочетания букв. Постепенно усложняйте задания, переходите к более сложным
слогам, содержащим шипящие согласными и йотированные гласные.
Автор этой методики предлагает объединить зрительное (визуальное) восприятие
ребенком слога и его звуковое наполнение для того, чтобы обучаемый мог не
только читать слоги, но и «распознавать» их визуально.
Тренировка зрительной памяти ребенка сослужит вам хорошую услугу и в
дальнейшем, ведь дети с хорошей зрительной памятью, как правило, грамотно
пишут, не особо утруждая себя знанием правил орфографии.
Именно потому что просто «воспроизводят» правильное написание слова по памяти.
На этом этапе важно не спешить, но если вы видите, что ребенок без проблем
складывает из букв слоги, прочитывает их, называет и определяет в частях
различных слов – тогда можно переходить к освоению и чтению двухсложных (не
более слов).
Если же предыдущий способ оказался не очень эффективным, и, пользуясь им, вам
не удалось научить ребенка быстро и эффективно читать по слогам, то рекомендуем
попробовать другую методику.
Методика Н.С Жуковой, автора классического школьного букваря
Научить ребѐнка составлять из букв слоги, используя букварь Жуковой можно
следующим образом.
Берутся две простейших буквы – «М» и «А». Сочетание этих букв знакомо любому
малышу буквально с первых месяцев его жизни, оно для него родное, элементарное
в произношение и в запоминании, так как является частью слова «мама».
На картинке видно, что одна буква постепенно приближается, бежит к другой.
Акцентируйте на этом внимание обучаемого! Произнесите вместе с учеником букву
«М», как бы растяните еѐ, постепенно превращая звук из «М» в «МАааааа».
Первый звук при этом сокращается, а второй удлиняется. Следуя предложенной
схеме, переходите к образованию других простейших открытых слогов: «НА» «НО»,
«ТА», «ВА», «ПО», «ДО», «МУ» и т.д. Можно поэкспериментировать с образованием
простейших слов, смысл которых хорошо понятен ученику. «МА-МА», «ПА-ПА»,
«ВА-ТА», «НО-ТА». При этом не забывайте об артикуляции — протягиваем первый
звук слога, второй произносится короче.
Важные моменты
1) Необходимо учить детей анализировать те слоги, которые они прочитали. В
процессе занятий задавайте ребѐнку вопросы: «сколько букв в этом слоге?»,
«какие это буквы?», пусть ребѐнок их перечислит.
2) Нужно следить, чтобы ученик при чтении слогов не «отрывал» буквы друг от
друга, не допускайте прочтения слогов путѐм названия букв, а не
проговаривания звуков. Напоминайте, что первый звук нужно немного «протянуть»,
а второй сказать короче.
3) Старайтесь, чтобы в процессе обучения ребѐнок мог определить на слух,
сколько звуков (букв) вы произносите. Каким был первый звук, каким второй. На
начальном этапе
потренируйтесь на простейших звукосочетаниях «ау», «уо», «уа».
Методика Н. Жуковой может показаться родителям более удобной и доступной для
того, чтобы объяснить малышу, каким именно образом буквы объединяются в слоги.
Тем не менее, методика Бахтиной рассчитана на обучение чтению самых маленьких
детей — от двух лет. Автор утверждает, что уже в возрасте трѐх лет, дети,
регулярно обучающиеся чтению с использованием еѐ методики, могут уверенно
читать. Необходимо принимать во внимание, что процесс обучения чтению у всех
детей протекает по-разному. Один ребѐнок быстро освоит процесс
объединения звуков и букв в слоги, у другого могут возникнуть трудности на этом
этапе. Не переходите к следующему этапу – чтению двусложных слов, если
ребѐнок неуверенно читает по слогам. Наберитесь терпения, проводите занятия
регулярно, не бойтесь пробовать разные методики и способы обучения чтению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.