Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 «Аленка»
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Проект
старшей группы № 4 «Ромашки»
Тема: «Археологические находки
Хабаровского края»
Воспитатели: Фомичева И.С.
Ильницкая Т.Б.
Учитель-логопед: Ермакова О.В.
Срок реализации 2019 - 2021 учебный год
Вид проекта: групповой; информационный, поисково - исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года)
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников
Актуальность.
Есть такая замечательная наука – археология, которая знакомит нас с жизнью людей, обитавших на Земле в прошлом. Она занимается изучением всего, что осталось от древних людей. Человек, который изучает эту науку - археолог. Археологи говорят: «Покажите нам кости древнего человека, и мы скажем, чем он занимался, что он умел». От древнейших людей до нас дошло немногое: остатки жилищ, одежды, рисунки на камне, черепки от посуды либо орудия труда, развалины древних городов. Археолог в своей работе изучает документы, карты, но прежде всего он добывает и изучает предметы старины, которые найти очень нелегко. Изучали тайны земли и в Хабаровском крае. Ученые находили следы прошлого, начиная со времен ледникового периода.
Древний мир интересен дошкольникам и в то же время сложен для понимания, ведь в наше время нет ни первобытных людей, ни динозавров, ни мамонтов, а древние цивилизации погребены под глубокими слоями земли. Дети, при огромной занятости родителей, черпают знания в основном из мультфильмов, информация в которых зачастую не является правдоподобной.
Мы живем в огромной, богатой своей историей, стране. Наш Хабаровский край хранит свои земные тайны, о которых имеет право знать дошкольник. Ведь интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое – это основа формирования познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, которая является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. А приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и любви к родному краю.
Цель проекта: стимулировать познавательный интерес в процессе знакомства с наукой археологией.
Задачи:
- Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с археологией;
- Закрепить знания детей о профессии археолог;
- Формировать представление старших дошкольников о возникновении цивилизации человечества, о затерянных городах;
- Развивать познавательные и творческие способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
- Развивать способности к поисковой деятельности;
- Развивать логическое и пространственное мышление и внимание, речь, кругозор.
- Воспитывать уважение к труду людей и профессии археолога, в частности.
- Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап
2.Основной этап
3.Завершающий этап
1. Подготовительный этап:
Задачи этапа: подбор необходимого материала для разработки и реализации проекта
· Постановка проблемы.
· Подбор наглядных пособий.
· Подбор энциклопедической, художественной литературы.
· Подбор материалов для проведения исследования.
· Подбор дидактических, развивающих игр.
· Подбор материалов для изобразительной деятельности.
· Создание материалов для раскопок в песке.
· Включение родителей в реализацию проекта.
2. Основной этап:
Задачи этапа: реализация проекта.
· Проведение бесед
· Чтение художественной литературы
· Словесные, дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
· Экскурсия в музей.
· Проблемно-игровые ситуации.
· Реализация проекта в художественно-эстетическом развитии.
· Слушание песен, просмотр мультфильмов.
· Работа с родителями.
3. Завершающий этап.
Задачи: подведение итогов реализации проекта.
1.Составление фотоальбома «Археология - это интересно!»
2. Создание видеоролика «Археологические тайны земли
Перспективный план работы по реализации проекта "Археологические находки Хабаровского края"
Цель: сформировать познавательный интерес в процессе знакомства детей с археологией.
Тема |
Сроки реализации |
Вид деятельности |
Содержание |
Методическое обеспечение деятельности |
Знакомство с профессией «Археолог» |
Сентябрь 2019г. |
Беседа |
Познакомить детей с наукой археологией, профессией археолог, основными этапами его деятельности и социальной значимостью. |
Педагогическая копилка |
«Инструменты археолога» |
Показ презентации, просмотр иллюстраций |
Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий. |
Педагогическая копилка |
|
1. «Смешарики. Археология», 2.«Лёлик и Болик. Искатели сокровищ». 3.Мурзилка. Кем быть ?(археолог). |
Октябрь 2019г. |
Просмотр мультфильмов |
Закрепить представления детей об археологии. Продолжать обогащать знания детей о мире открытий. Пополняют словарь новыми словами: раскопки, фрагменты, экспонаты и т.д. |
Педагогическая копилка. Ресурсы интернета. |
Стихотворение «Археолог». Игорь Ильх |
(заучивание стихотворения по мнемотаблице) |
Помочь детям понять и запомнить содержание стихотворения. |
Ресурсы интернета |
|
Знакомство археологическими находками музея |
Ноябрь 2019г. |
Экскурсия в музей |
Актуализация знаний об археологии. Знакомство с находками археологов, которые находятся в музее им. В.Е. Розова. |
Ресурсы музея |
«Что может найти археолог при раскопках?» |
Показ презентации |
Формировать представления детей о том, как ученые археологи узнают о жизни наших предков, каким образом древнейшие экспонаты попадают в музей? Развивать познавательный интерес к науке археологии. |
Ресурсы интернета |
|
«Археологические раскопки старинной вазы» |
Декабрь 2019г.
Январь 2020г. |
Продуктивная деятельность |
Закрепить знания детей о свойствах песка и глины, совершенствовать умение составлять целое из частей. Учить детей грамматически правильно описывать свои действия с песком. Вызвать эмоциональный отклик у детей, желание самостоятельно «найти» фрагменты «старинных предметов». |
Педагогическая копилка |
«Почему древние предметы находятся под землей?» |
Беседа, просмотр энциклопедий |
|
Педагогическая копилка |
|
«Как жили древние люди?» |
Февраль 2020г. |
Рассказ воспитателя, презентация по теме, просмотр энциклопедий. |
Формировать представление старших дошкольников о возникновении цивилизации человечества. |
Педагогическая копилка, ресурсы интернета |
«Первобытные орудия труда человека» |
презентация по теме |
Познакомить детей с достижениями первобытного человека, из какого материала люди изготавливали первые орудия труда и что можно было с их помощью сделать. |
Ресурсы интернета |
|
«Ледниковый период» |
|
Просмотр мультфильма |
Формировать представление детей о жизни людей и животных ледникового периода. |
ресурсы интернета |
«Удивительный мир динозавров». |
Март 2020г. |
Рассказ воспитателя, презентация по теме, стихи, загадки, просмотр энциклопедий.
|
Способствовать формированию представлений детей о динозаврах, о временном периоде, в котором жили динозавры. |
Педагогическая копилка, ресурсы интернета |
Скелет динозавра из макарон |
Аппликация |
Развивать воображение детей, творчество, способность представлять конечный результат своего труда . |
Педагогическая копилка |
|
«Представьте, что вы встретили динозавра. Ваши действия?» |
Игровые ситуации |
Формирование образного мышления, воображения; развитие у детей умения высказываться, рассуждать. |
Учитель-логопед |
|
Знакомство с камнями «Какие бывают камни?» |
Апрель-май 2020г. |
Экскурсия в музейную комнату |
Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представления о том, что камни бывают речными и морскими, поэтому их широко используют в строительстве. Познакомить с ценными камнями, которые используют для украшений, драгоценных изделий и т.д. |
Педагогическая копилка |
«Археология-это интересно!» |
Составление фотоальбома |
Закрепить представления детей об археологии, археологах, раскопках. Развивать познавательные и творческие способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности. |
Педагоги
|
|
«Пройди по лабиринту» |
Сентябрь 2020г. |
Игра |
Развивать логическое и пространственное мышление и внимание. Вызывать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим миром.
|
Педагогическая копилка Воспитатели. |
«Археологи нашего времени» |
Беседа, просмотр презентации |
Продолжать обогащать знания детей о науке. Познакомить с именами археологов, ведущих раскопки на территории Хабаровского края. |
Педагогическая копилка |
|
«История китайских храмов» |
Октябрь 2020г.
|
Экскурсия в музей |
Расширение кругозора у детей. Познакомить с историей Тырского утеса. Формировать представления о том, как Китай пытался закрепиться в Нижнеамурье, но у него ничего не вышло. |
Сотрудники музея |
«Что за предмет?» |
Составление загадок |
Развивать связную речь детей, речевое творчество. Развивать умение выделять признаки предмета. Воспитывать интерес к составлению загадок. |
Учитель-логопед |
|
«Амурская Нефертити» |
Ноябрь-декабрь 2020г. |
Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций альбома «Археология-это интересно!» |
Познакомить с уникальной находкой, найденной в селе Кондон. Формировать представления о декоративном искусстве древнего Амура. Развивать познавательный интерес к истории родного города. |
Педагогическая копилка |
«Собери картинку» |
Разрезные картинки - паззлы |
Закреплять умение собирать целое из частей, способствовать развитию логического мышления. |
Педагогическая копилка |
|
«О чем нам расскажут петроглифы?» |
Январь 2021г. |
Рассказ воспитателя. Просмотр видеофильма. |
Познакомить с одним из чудес Хабаровского края, находящимся в небольшом нанайском селе на берегу Амура. Продолжать формировать познавательный интерес при ознакомлении с окружающим миром. |
Педагогическая копилка |
Рисуем артефакты |
Художественное творчество |
Формировать умение детей рисовать по замыслу. |
Воспитатели |
|
«Районы Хабаровского края» |
|
Экскурсия в музейную комнату |
Формировать представления о том, что наш край разделен на районы и каждый интересен своей историей. Дать представления о том, в каких местах Хабаровского края были найдены археологические находки. Развивать умение пользоваться картой. |
Педагогическая копилка |
«Археологическая экспедиция» |
Февраль 2021г. |
Сюжетно – ролевая игра |
Вызвать интерес у старших дошкольников к профессии археолога и его деятельности. Развивать интерес к археологическим открытиям и исследованиям. Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию, воспитывая при этом нравственные качества детей. |
Педагогическая копилка |
«Амурские столбы»
|
Март 2021г. |
Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. |
Познакомить с одним из загадочных явлений Хабаровского края, памятником природы. Дать представления о том, как многовековые воздействия изменяют природу камней. Развивать умение делать выводы. |
Педагогическая Копилка |
«Археологические тайны земли» |
Апрель-май 2021г. |
Создание видеоролика |
Закрепить знания детей о науке археологии. Формировать уважение к труду археологов определить значимость и нужность этой профессии. |
Педагоги |
В ходе реализации проекта дети сделали вывод, что работа археолога крайне востребована на сегодняшний день, так как не отрыто ещё много тайн и загадок древних народов и цивилизаций нашей планеты.
Благодаря археологии дети узнают, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. То, что делает археолог, служит на благо исторической науки. Благодаря его деятельности мир преуспел в познании истории человечества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.