Проект «Азбука энергосбережения в доме»
Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Я пять лет работаю в рамках Международного конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания». Совместно с детьми, родителями и педагогами ищем ответ на вопрос: как можно удовлетворить нашу потребность в энергетических услугах (для отопления, освещения, транспорта и т. д.) без чрезмерных и опасных последствий для природы.
Размышляя о расширении практических действий по энергосбережению в семье, поддержке учащихся, занимающихся исследовательскими и проектными разработками, мы пришли к выводу, что необходимо обобщить опыт работы по энергосбережению и создать «Азбуку энергосбережения в доме». О создании Азбуки и о возможности использования такой книги в энергосбережении дома наш проект.
Актуальность проекта. Сбережение энергии обеспечивает не только комфорт или экономию затрат на энергоресурсы, но также дает возможность сжигать меньше топлива (угля, нефти, газа) для энергоснабжения, позволяет уменьшить выделяющиеся при сжигании топлива выбросы загрязняющих атмосферу веществ и парниковых газов, снизить негативное влияние энергетических объектов на окружающую среду.
Мы каждый день принимаем экологические решения, которые влияют на окружающую среду и требуют от нас определенных знаний и навыков. Важно формировать умения правильного взаимодействия с природой не только у детей, но и у родителей, так как личный пример очень важен для любой деятельности ребенка.
Цель проекта: перейти от обсуждения о расточительном потреблении энергии к простым мерам энергосбережения, которые учащиеся и их семьи могут выполнить своими руками, чтобы сделать жилье более комфортным и экономически эффективным.
Задачи:
- подвести учащихся и родителей к пониманию того, что одним из наиболее дешевых, практичных и безопасных способов справиться с проблемами роста энергопотребления является способ сохранения энергии;
- способствовать формированию представления о том, что каждый из нас может лично сделать для решения данной проблемы;
- помочь выработать простые энергетические решения для энергосбережения и внедрить их в каждой семье;
- привлечь родителей к совместной работе с детьми по созданию творческих работ;
- способствовать формированию бережного отношения к невозобновляемым энергоисточникам.
Проблема: Многие учащиеся понимают, что одним из наиболее дешевых, практичных и безопасных способов справиться с проблемами роста энергопотребления является способ сохранения энергии, но не все имеют представление о том, что каждый из нас может лично сделать для решения данной проблемы. Мы хотим предложить свои методы и технологии для более эффективного и экономного использования энергии в каждой семье.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: коллективный.
Продолжительность: среднесрочная.
Ожидаемые результаты:
- осмысленное бережное отношение к энергопотреблению;
- желание детей и родителей заниматься совместной проектной деятельностью;
- сотрудничество семьи и детско-юношеского центра.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Работа в группе. Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний об энергосбережении; о проблемах загрязнения окружающей среды при производстве энергии, которую мы потребляем.
Создание сменных мини-выставок: подбор книг, буклетов, фотографий, иллюстраций по теме энергосбережения.
Чтение дополнительной литературы по теме.
Проведение бесед на тему «Энергосбережение в доме».
Решение экологических задач по теме.
Художественно-творческая деятельность детей (на каждую букву алфавита подобрать название предмета и составить примерный список внедрения рационального потребления энергии и ресурсов данным предметом; рисование по теме).
Работа с семьей. Беседа с родителями с целью выявления отношения взрослых к экономии электроэнергии.
Рекомендации, консультации для родителей.
Организация выставок детских работ.
Творческие задания детям и родителям по оформлению страниц азбуки.
2 этап – Практический.
Азбука энергосбережения дома. Каждая страница азбуки – это маленький сюжет, составленный по плану: буква алфавита – слово – рисунок – загадка – общая информация об энергопотреблении – полезные советы для экономии энергии.
Беседы и игры, направленные на развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в коллективе, логического мышления, поиска самостоятельных решений.
Содержание азбуки:
1 стр. Обложка книги.
2 стр. Обращение к читателям.
3 – 30 стр. Азбука: А – автоматические энергосберегающие устройства. Б – батарея. В – вода. Г – газовая плита. Д – душ. Е – еда. Ж – жалюзи. З – занавеска. И – интерьер комнат. К – компьютер. Л – лампа. М – микроволновая печь. Н – ноутбук. О – окно. П – пылесос. Р – регулятор подачи тепла. С – стиральная машина. Т – телевизор. У – утюг. Ф – фен. Х – холодильник. Ц – центрифуга. Ч – чайник. Ш – шкаф. Щ – щели. Э – электроплита. Ю – юрта. Я.
Распространение азбуки: каждой семье выслать экземпляр книги в электронном виде.
Работа с семьей: предложить желающим в течение недели жить в обычном режиме, и составить перечень мер по экономии энергии, используя советы энергосбережения Азбуки; в течение следующей недели жить в режиме энергосбережения.
Составление таблицы энергопотребления в семьях.
3 этап – Оценка результатов.
Оценка познавательной активности детей во время совместной деятельности с педагогом.
Заключительная диагностика детей.
Заключительная беседа с родителями: обсуждение результатов энергопотребления в семьях.
Обсуждение результатов проделанной работы с педагогами об эффективности проекта.
Результативность реализации проекта.
Деятельность в проекте способствует развитию у детей интереса к познанию окружающего мира, к освоению рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска и отбора информации в соответствии с возникающими в ходе проекта задачами. Проект позволяет детям и родителям заниматься общим делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Продукт проекта – книга «Азбука энергосбережения в доме».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.