УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 60
ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Учитель и библиотекарь – сотрудничество, сотворчество, содружество по привлечению учащихся к чтению
Паспорт проекта
Полное название проекта |
Без книжек нам, друзья, ну никак прожить нельзя
|
Автор проекта |
Матушкина Марина Фёдоровна, заведующий библиотекой |
Заказчик проекта |
Социум |
Тип проекта |
творческий, групповой, краткосрочный |
Срок реализации |
1 месяц |
Исполнители и участники проекта |
Учащиеся 1-11 классов, педагоги, общественность
|
Инновационные технологии |
§ Проблемно-исследовательские, игровые, проектные, § интегрированные |
Сроки и этапы реализации проекта |
Сентябрь-Октябрь 2020 г., краткосрочный I этап. Организационно-подготовительный (21.09.2020-25.09.2020). Этап включает в себя обоснование актуальности темы, мотивацию ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор и изучение методической литературы, учебно-методических пособий, разработку концепции проекта в целом. II этап. Реализация проекта (28.09.2020 -19.10.2020) Комплексная работа по практическому воплощению мероприятий проекта: организация, подготовка и проведение библиотечных уроков, бесед, уроков творчества, онлайн-вечера, организация виртуальной выставки, работа над оформлением проекта. III этап. Заключительный (20.10.2020-22.10.2020) Рефлексия, подведение итогов, анализ деятельности, применение критериев эффективности реализации проекта, оформление результатов. Сопоставление результатов с прогнозируемыми, определение перспектив на будущее. |
Проектный продукт |
1. Разработка библиотечного урока «Без книжек нам, друзья, ну никак прожить нельзя» 2. Сборник фотоматериалов ««Если хочешь много знать, многого добиться, обязательно читать должен научиться» 3. Видеоролики «Узоры», «О красном вечере задумалась дорога» 4. Презентация «Учитель и библиотекарь-сотрудничество, сотворчество, содружество по привлечению учащихся к чтению» 5. Размещение материалов на сайте школы http://mak-school-60.ucoz.net/ 6. Публикация в социальных сетях https://znanio.ru/person/z87551834 |
Контроль за исполнением |
Результаты контроля проявляются в библиотечных уроках, в электронном сборнике фотоматериалов, создании презентации «Учитель и библиотекарь-сотрудничество, сотворчество, содружество по привлечению учащихся к чтению», публикации в социальных сетях. |
I. Обоснование необходимости проекта
Современный библиотекарь школы и учитель обладают такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, потребность в постоянном самообразовании. И от их совместных усилий также зависит, какими людьми выйдут из стен школы ее выпускники.
С учетом вызовов современности учащиеся должны научиться самостоятельно добывать информацию, качественно использовать возможности дистанционного образования. И помощниками в этом должны быть не только учителя и родители, но и библиотекари.
Работа с детьми-читателями развивается успешно тогда, когда библиотекарь и педагог любит детей, заинтересован делом, стремится овладеть педагогическим мастерством в руководстве чтением. Работу по воспитанию культуры чтения ведут одновременно учитель и библиотекарь, используя каждый свои методы:
ü педагог со своим профессиональным багажом знаний;
ü библиотекарь с его индивидуальностью и творческим потенциалом.
Библиотека – ресурсный центр развития личности, неотъемлемый компонент воспитательной системы.
Действительно библиотека:
ü и коммуникативное пространство;
ü и информационное взаимодействие с общественным;
ü и образовательное.
Есть множество свидетельств того, что плодотворная совместная работа преподавателей и библиотекарей приводит к более высоким результатам. По опыту работы в библиотеке знаю, что заставить ребенка читать книги невозможно. Совсем другое дело – вызвать интерес к книге. Все мы осознаем, что современный ребёнок сильно отличается от нас в их возрасте. Дети XXI века, по нашим наблюдениям, любят всё яркое, красочное. Применение информационных технологий позволяет достичь того, что в течение урока ученики могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть фрагменты фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Только совместные действия педагога и библиотекаря помогут привить детям интерес к знаниям, любовь к чтению, научить ориентироваться в море информации и пользоваться информационными технологиями.
И в заключение хотелось бы сказать, что активное сотрудничество библиотекарей и педагогов позволяет повысить интерес учащихся к той или иной проблеме, вызывает эмоциональное отношение к ней, следовательно, помогает сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Именно такое сотрудничество, сотворчество, содружество способствует достижению общей цели: формированию общей культуры личности ребенка, его интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентности.
Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.
Проект разработан на единой концептуальной основе, с целью расширить горизонты воспитания, образования и развития учащихся в общеобразовательной школе. Он органично встраивается в работу библиотеки и класса, предусматривает развитие навыков творческой деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей детей и совместной деятельности детей и взрослых.
II. Цели и задачи проекта
Цель проекта: развитие у детей интереса к чтению - единственному надёжному средству сохранения института культуры, путём мультимедийной адаптации книги
Задачи проекта:
ü развивать и поддерживать в детях привычки и радости чтения и учения, потребности пользоваться библиотекой;
ü организовать сотрудничество «ученик-учитель-библиотекарь»;
ü приобщать учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки.
III. Описание проекта
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Дети не просто не читают, они даже не проявляют никакого интереса к чтению. Но только в тесном сотрудничестве библиотекаря и учителя возможно успешно выполнять воспитательную и образовательную миссию, ведь библиотекарь объединяет учителей и учащихся. С каждым годом постепенно улучшается качество чтения школьников: воспитывается привычка дочитывать книгу до конца, умение самостоятельно выбирать книгу. Характерно для них также внимание к слову библиотекаря и учителя, доверчивость, дисциплинированность; они охотно выполняют правила библиотеки.
Концептуальный подход предлагаемого проекта базируется на принципах, адекватных современным требованиям обучения и воспитания.
Проект представлен в комплексе проектных мероприятий и воплощается в жизнь через:
· систему тематических бесед, творческих встреч, библиотечных уроков;
· активное сотрудничество с учителем;
· участие в конкурсах, выставках.
На первом этапе происходит погружение в тему. Перед детьми поставлен ряд вопросов: «Зачем нужно читать?», «Каково значение книги в жизни человека?», «Что вы знаете о книге?», причем ответы на вопросы они ищут самостоятельно, активно включаясь в поиск.
На втором этапе создаются условия для формирования комплексного понимания идеи. При выполнении творческих заданий (чтение стихотворений, создание рисунков, аппликаций) учащиеся впитывают культуру чтения.
На третьем этапе проводятся библиотечные уроки, уроки творчества, тематические беседы, обзоры полюбившихся книг с использованием элементов театрализации.
IV. Рабочий план реализации проекта
1. Этапы и сроки реализации проекта
Сроки реализации проекта: 21 сентября-23 октября 2020 года
№ |
Наименование работ и основные этапы их выполнения |
Исполнители |
Сроки исполнения |
1 этап. Подготовительный (моделирующий) |
|||
11. |
Изучение опыта работы коллег – библиотекарей по теме проекта |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2020г. |
22. |
Осуществление организационных мероприятий реализации проекта |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2020г. |
33. |
Проведение теоретического исследования «Читающий ребенок» в фокусе разнообразных представлений (библиотекарей, педагогов, родителей) |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2020г. |
44. |
Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2020г. |
5. |
Разработка проекта |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2020г. |
6. |
Привлечение к проекту педагогов |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2020г. |
2 этап. Практический (экспериментальный) |
|||
17. |
Апробация и корректировка проекта |
Матушкина М.Ф. |
Октябрь 2020г. |
8. |
Торжественный старт «Если вы ещё не читаете, тогда мы идём к вам!» |
Матушкина М.Ф. педагоги |
Октябрь 2020г. |
9. |
Марафон библиотечных уроков, приуроченных Международному дню школьных библиотек |
Матушкина М.Ф. педагоги |
Октябрь 2020г. |
410. |
Акция «Подари библиотеке книгу» |
Матушкина М.Ф. педагоги учащиеся 1-11 кл |
Октябрь 2020г. |
11. |
Награждение лучших читающих учащихся |
Матушкина М.Ф. |
Октябрь 2020г. |
3 этап. Аналитико-обобщающий |
|||
12. |
Отчет по проекту на педагогическом совете |
Матушкина М.Ф. |
Октябрь 2020 г. |
13. |
Обобщение опыта реализации проекта «Учитель и библиотекарь – сотрудничество, сотворчество, содружество по привлечению учащихся к чтению» |
Матушкина М.Ф. |
Октябрь 2020г. |
14. |
Флэшмоб «Минута чтения» |
Матушкина М.Ф. педагоги |
Октябрь 2020г. |
115. |
Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве |
Матушкина М.Ф. |
постоянно |
16. |
Подведение итогов реализации проекта |
Матушкина М.Ф. |
Октябрь 2020г. |
2. Формы и методы работы в рамках проекта:
˗ методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся;
˗ методы организации взаимодействия учащихся между собой и накопления опыта (работа в малых группах, выполнение совместной работы);
˗ игровые методы (создание ситуаций успеха, ситуаций творческого поиска);
˗ методы развития творческих способностей и личностных качеств (творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации и ее решение);
˗ методы анализа и самоанализа, направленные на развитие самооценки личности учащимся и приобретение опыта анализа ситуации и межличностного общения.
V. Прогнозируемые результаты реализации проекта
В результате реализации Проекта ожидается:
· повысить рост читательской активности;
· повысить уровень формирования модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников;
· повысить эффективность отношений «ученик-педагог-библиотекарь»;
· улучшить качество и доступность онлайн-образования;
· создание коллектива единомышленников.
Проект отражает необходимый обществу социальный заказ на воспитание читающего поколения. Конечным результатом реализации Проекта должна стать повышенная читательская активность.
VI. Оценка эффективности проекта
Оценка результативности реализации Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев
Нравственные параметры
1. Сформированность навыков:
· умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
· знание правил гигиены чтения в библиотеке, дома, в классе;
· знание основных правил обращения с библиотечной книгой.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
· ценность чтения;
· ценность воспитания;
· ценность образования.
Количественные параметры:
- включенность каждого учащегося в проводимые библиотекой мероприятия;
- отсутствие безразличия у детей;
- участие в конкурсах;
- проведение развивающих, познавательных, развлекательных мероприятий.
VII. Оценка рисков и мероприятия по их ликвидации
Для реализации проекта проведен анализ рисков. Выделены риски, которые не существенны для реализации проекта, а также наиболее существенные.
Возможные риски |
Ликвидация |
Незапланированная приостановка учебного процесса из-за нестабильной ситуации |
Работа в дистанционном режиме |
VIII. Перспективы дальнейшего развития проекта
Целенаправленная, тщательно спланированная и подготовленная совместная работа библиотекаря и педагога принесёт положительный эффект. Значимым является тот факт, что на сегодняшний день мы добились успеха. Нам удалось достичь определённых результатов.
IX. Контроль за реализацией проекта
- проведение театрализованных праздников, интеллектуальных турниров, обзоров литературы;
- проведение конкурсов рисунков, поделок, экспозиций учащихся;
- создание методического продукта проектной деятельности в виде брошюры и диска с методическими разработками.
X. Заключительные положения
В ходе реализации проекта подготовлены: сборник фотоматериалов «Если хочешь много знать, многого добиться, обязательно читать должен научиться», презентация «Учитель и библиотекарь – сотрудничество, сотворчество, содружество по привлечению учащихся к чтению», видеоролики «Узоры», «О красном вечере задумалась дорога», публикация материала на сайте школы.
Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы. Именно с таких первых шагов и начинается содружество с педагогами, охват учащихся чтением. Я, как библиотекарь, должна строить свою работу так, чтобы дети хотели читать. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки, а активное сотрудничество библиотекарей и преподавателей позволяет концентрировать внимание обучающихся на главном, развивать их мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Именно такое содружество-сотворчество обозначенных участников образовательного процесса способствует достижению главной цели обучения и воспитания читающего ребенка нового поколения.
XI. Литература
1. Руководство для школьных библиотек в глобальном профессиональном сообществе / под ред. Б.-А. Шульц Джонс, Д. Оберг. – Москва: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2018. – 304 с.
2. Шеламова, Г. Н. Библиотека выходит на улицы города: инновационные формы массовых акций / Г. Н. Шеламова, Б. Н. Ковальская. – Москва : Либер-Дом, 2014. – 192 с. – (Библиотекарь и время. ХХI век. Вып. № 157).
3. Интернет-ресурсы для школьных библиотекарей: http://rusla.ru/rsba/technology/infores/.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.