МБДОУ МО Плавский район – детский сад п. Молочные Дворы
ПРОЕКТ
«БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ»
Подготовила: воспитатель Блинова С.В.
2021 год
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинского
Актуальность проблемы.
Одной из первостепенных и важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является формирование основ здорового образа жизни. Ведь одной из самых главных ценностей в жизни человека было и остаётся здоровье. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, играть с ребятами, не болеть. Отсюда вытекает важная проблема: «Почему нужно беречь своё здоровье?» Действительно ли заботиться о своём здоровье – это хорошо? Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что дети станут более здоровыми и развитыми.
Цель проекта: формирование основ по сохранению и укреплению здоровья у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Сохранить и укрепить здоровье детей, через создание единого здоровье сберегающего пространства.
2. Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.
3. Создать условия в группе для активной самостоятельной деятельности детей по развитию представлений о ЗОЖ.
4. Формировать понятие, что здоровому организму нужна физкультура, закалка, правильное питание, свежий воздух, хорошее настроение.
5. Продолжать прививать детям культурно – гигиенические навыки. Помочь запомнить правила ухода за своим телом и учить применять их в жизни.
6. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
7. Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.
Продукт проектной деятельности детей: иллюстративная книга-альбом «Волшебная книга здоровья», принятие участия в инсценировке «В гостях у Айболита», коллаж «Тропа здоровья», презентация «В гостях у Неболейки».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Осознание детьми понятия «здоровый образ жизни», как нормы повседневного бытия и его влияние на состояние здоровья.
- Понимание важности: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими приемами за названия гимнастических упражнений, закаливающих и культурно-гигиенических процедур, спортивного инвентаря;
- Приобретение определённого объёма знаний об организации рационального, здорового питания.
- Приобретение знаний об основных процессах жизнедеятельности внешних органов, некоторых систем организма, ценности их нормального функционирования для укрепления и сохранения здоровья;
- Повышение заинтересованности родителей в жизни группы и в развитии у детей представлений и навыков ЗОЖ.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, сотрудники ДОУ (медицинский персонал, работники пищеблока).
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Степень применения проекта: возможность использования проекта в подготовительной, старшей группах.
Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта:
При проектировании предметно – пространственной среды, способствующей формированию ЗОЖ детей – дошкольников, учитывала следующие факторы:
1. индивидуальные социально- психологические особенности детей;
2. особенности их эмоционально- личностного развития;
3. индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
4. особенности физического развития и здоровья детей.
Формы работы с родителями:
Направление |
Цели |
Формы общения |
Информационно -аналитическое |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. |
Проведение опросов, анкетирование: «Растём здоровыми», «Здоровое питание» |
Познавательное |
Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. |
Родительские собрания: «О здоровье всерьёз». Семинары – практикумы: «Одежда детей на физкультурном занятии», «Организация здорового образа жизни в семье и дошкольной организации». «Как беречь здоровье ребенка» |
Наглядно-информационное |
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей |
Информация на стенде: «Одежда детей по сезонам года», «Роль родителей в воспитании здорового ребенка» Папки-передвижки: «Овощи, фрукты полезные продукты», «Правила чистоты» Разборка памяток: «Мы теперь с водою дружим, это в жизни очень нужно», «Здоровье – главное богатство» |
Досуговое |
Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми. |
Совместное проведение досуга: «Семейные эстафеты», «Спортивная семейка», спортивный досуг: «Смелые, ловкие, быстрые». Праздника: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», Семейные игры «Папа, мама, я – здоровая семья». Викторина «Я выбираю здоровый образ жизни». Экскурсии: «Экскурсия в медицинский кабинет детского сада». Выставки семейных творческих работ: «Спорт альтернатива вредным привычкам» (конкур рисунков), «Я и спорт», фотовыставка: «Мои спортивные достижения», коллаж: «Витаминные продукты» |
Принципы реализации проекта.
1. Принцип доступности: учет возрастных особенностей детей
2. Адаптированность материала к возрасту
3. Принцип систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных правил и норм.
4. Принцип динамичности: интеграция проекта в разные виды деятельности
здоровый образ жизни». Экскурсии: «Экскурсия в медицинский кабинет детского сада». Выставки семейных творческих работ: «Спорт альтернатива вредным привычкам» (конкур рисунков), «Я и спорт», фотовыставка: «Мои спортивные достижения», коллаж: «Витаминные продукты»
5. Принцип дифференциации: учет возрастных особенностей; создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
6. Принцип интеграции: позволяет использовать данный проект как часть комплексной программы для дошкольных образовательных учреждений;
7. Принцип вариативности: дает возможность воспитателям творческого обращения с материалом, самостоятельность в выборе методических приемов.
8. Принцип наглядности: реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.
Деятельность педагога в реализации проекта:
· Регулярные прогулки на свежем воздухе;
· Беседы: «Что такое здоровье», "На зарядку - становись!", «Чистота- залог здоровья» «Чтоб здоровье было в порядке, заниматься будем зарядкой», «Береги здоровье смолоду», «Чтобы глаза видели», «Чтобы уши слышали», «Органы пищеварения», «Пусть будут здоровыми наши ножки», «Зубы и уход за ними», «Нас излечит исцелит добрый доктор Айболит», «Чтоб здоровой была кожа, следить за чистотой надо тоже», «Спорт –залог здоровья, «Витамины, полезные продукты и здоровый организм», «Одежда и здоровье». «Как правильно вести себя за столом», «Правила здорового питания»
· Рассматривание энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!»
· Заучивание стихотворений: «Чтобы нам не болеть», «Чтобы быть здоровому», Селенок Л. «Мойдодыр», Е. Чарушин., Е. Шумская «О ногтях», «Торжественное обещание»
· Чтение: Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Утренняя зарядка», «Вода, закалка, здоровье», Е. Кан «Кто спит в постели сладко», Ефремова М. «Тело человека»; А. Барто «Я расту»; С. Маршак «Великан»; Кнушевицкая Н. «Ноги», «Руки», «Нос», Кнушевицкая Н. «Нос»; Шукшина С. «Долго я по лужам бегал»; Мошковская Э. «Мой замечательный нос»«Витамины», «От простуды и ангины помогают апельсины» Ложкин Н. «В детском садике у нас тихий час», Кан Е. «Кто спит в постели сладко», Кнушевицкая Н. «Уши»; Шукшина С. «Ушки звуки ловят чутко», «Не кричите слишком громко», «Я вчера гулял без шапки», Кнушевицкая Н. «Скелет»; А. Барто «Я расту»..и т.д.
· Продуктивная деятельность:
Аппликация: «Надо, надо умываться», Строим детскую больницу» . Коллективная аппликация: «Пирамида здорового питания», «Винни-Пух»
Рисование: «В нашем саду растут витамины», «Здоровый зубик – больной зубик», «Как выглядит полезный и вредный микроб», «Мойдодыр», «Полезные продукты», «Подарок для Мойдодыра».
Лепка: «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам», «Из чего мы состоим»
Раскраски: «Овощи и фрукты», «Виды спорта» и т.д.
· Коллаж «Полезные – неполезные продукты», «Полезные и вредные привычки».
· Загадки и пословицы о спорте.
· Моделирование различных ситуаций;
· Рассматривание иллюстраций «Виды спорта», «Тело человека», «Органы человека», сюжетных, предметных картинок, плакатов «Смех продлевает жизнь»
· Знакомство с плакатами: «Дневник твоего здоровья»
· Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека»; «Повар», «Семья», «Доктор», «Магазин», «Катя заболела»,
· Дидактические игры: «Реклама», «Режим питания», «Загадки повара Поварешкина», «Полезный завтрак», «Чайный сервиз», «Правила питания», «Узнай и назови овощи», «Назови вид спорта», «Угадай вид спорта по показу», «Кому что нужно?» «Угадай на вкус», «Полезные привычки», «Полезное – неполезное», «Лесные дары», «Назови правильно», «Здоровые зубки»
· Дидактические упражнения: «Что будет, если…»
· Пальчиковые игры
· Игры-тренинги,
· Игровое упражнение "Посмотри и повтори", "Простучать сердечный ритм до физической нагрузки и после".
· Игра-викторина: «Здоровый образ жизни»
· Игры-забавы;
· Игра-квест «Мы за здоровый образ жизни!»
· Проблемная ситуация «Окажи первую помощь в случае…»
· Инсценировка: по стих-ю А. Л. Барто «Девочка чумазая»
· Развлечение: «Путешествие в страну здоровья», «Цветик-семицветик», «Мы здоровью скажем да!».
· Подвижные игры; «Муравьи», «Силачи», «Ловишки с лентами», «Золотые ворота», «Волки во рву», «Гори-гори ясно» и т.д.
· Лэпбук: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Наши глазки хороши», «Здоровым быть здорово!»;
· Просмотр и обсуждение мультфильмов «К чистоте будь готов», «Уроки тётушки Совы» (серия «Мудрые сказки Тётушки Совы. Грязнуля», «Королева Зубная щётка»; «Маша и медведь: Большая стирка
Тематическое планирование
Срок |
Тема |
Содержание |
Сентябрь |
«Что такое здоровье? |
Формирование у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни человека. развивать логическое мышление, речь; воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Рассматривание энциклопедии для дошкольников. Экскурсия в медицинский кабинет. |
Октябрь |
«Я и мой организм» |
Рассказать дошкольникам о детском организме; сформировать стремление к здоровому образу жизни и осознанное отношение к собственному здоровью |
Ноябрь |
«Твое питание и здоровье» |
Рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Экскурсия на пищеблок. |
Декабрь |
«Вредные привычки» |
Закреплять знания о здоровых привычках Чтение «Вредные советы» Г.Заходер. Создание коллажа «Полезные и вредные привычки». |
Январь |
«Гигиена» |
Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур |
Февраль |
«Спорт – это здоровье» |
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом. Рисование на тему: «Спорт», составление рассказов к своим рисункам |
Март |
«Про витамины и здоровье» |
Дать информацию о пользе витаминов. Закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах. Заучивание стихов о витаминах. Дидактическая игра: «Витаминные семейки» |
Апрель |
«Откуда берутся болезни?» |
Формировать представление о микробах и вирусах и способов передачи микробов от грязного предмета к человеку, от человека к человеку, о доступных способах борьбы с микробами. Дидактическая игра «Что вредно и полезно для здоровья» Рисование: « Откуда берутся болезни?». |
Май |
Закаливание |
Закреплять знания о навыках гигиены, о влиянии закаливания на здоровье человека |
Результаты проекта:
Результатом проекта стало внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, интерес к собственному здоровью. сформированы основы гигиенических навыков, развитие осознанного отношения к укреплению и сохранению своего здоровья. Стремление детей укрепить свое здоровье, используя приобретенные знания и умения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.