Проект для детей старшего дошкольного возраста "Синичкин день"

  • docx
  • 06.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект синичкин день.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 15 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологический проект

"Синичкин календарь"

 

 

 

 

Подготовила:

Иванова Л.О.

 

 

Паспорт проекта.

Пояснительная записка.

Закончилось время года осень. Деревья остались без листвы и в ноябре появляются первые морозы. На улице стало холодно и птицы стали собираться в теплые края. Раньше всех от нас улетели стрижи и ласточки, а теперь настала пора и остальным перелетным птицам отправляться на юг.

Одни птицы улетают, а другие остаются. Здравствуйте зимующие птицы!!!

Издавна на Руси, 12 ноября считался «Синичкиным днем», т. е день встречи зимующих птиц. Почему Синичкин день? Потому что синица на Руси считалась божьей птицей. К этому времени люди готовили кормушки и корм для птиц, читали стихи, загадки, потешки, пели песни про птиц и просто смотрели на зимующих птиц и любовались ими.

Именно в этот день синица, предчувствуя холода, прилетает из лесов ближе к жилищу человека и ждет помощи от людей. Как известно синицы приносят пользу человеку, и поэтому долг человека позаботиться о них и о других птицах в зимнее время года.

А в наше время, в России, сравнительно недавно появился экологический праздник «Синичкин день», который также отмечается 12 ноября.

Продолжительность проекта: Краткосрочный, познавательно- продуктивный, групповой.

Дата проведения: 1 неделя ноября.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, социальные партнеры (детское объединение «Окружающий нас мир» ЦДТ «Радуга».

Проблема проекта: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний о празднике «Синичкин день» (Синичкин календарь); недостаточно полон словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют скудное представление о том, как помочь птицам выжить в зимнее время года.

Цель проекта:

1.     Формировать экологические знания о зимующих птицах и бережного отношения к ним.

2.     Расширять представления детей о российских экологических праздниках.

3.     Формировать у детей и родителей экологическую привычку подкармливать зимующих птиц и воспитывать познавательный интерес.

 

Задачи проекта:

1.     Расширить знания о роли синиц и других птиц в природе и в жизни людей.

2.     Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

3.     Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

4.     Познакомить с праздником «Синичкин день».

5.     Расширить и активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы» и «Синичкин день».

6.     Развивать тесное взаимодействие воспитателей с детьми и их родителями, а также детского сада с социальным партнером.

Ожидаемые результаты:

1.     У детей сформировано представление о празднике «Синичкин день».

2.     Имеют первоначальное представление о приспособленности птиц к среде обитания и в частности в зимнее время.

3.     Пополнили свои знания и расширили словарный запас по теме «Зимующие птицы».

4.     Сформировано представление о том, как заботиться о зимующих птицах.

5.     Дети и родители приобрели экологическую привычку подкармливать птиц зимой.

Основные направления реализации проекта: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Продукт проекта: пополнение предметно-развивающей среды; создание дидактической игры «Зимующие птицы»; журнал наблюдений за зимующими птицами; картотека художественной литературы для чтения детям о птицах; изготовление кормушек.

Этапы проекта:

1 Подготовительный:

- подбор и изучение материалов по данной теме;

- создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей;

- определение целей, задач, методических приемов для реализации проекта;

- подбор дидактических игр, материалы для бесед, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта, атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр;

- совместное обсуждение с родителями и социальным партнером вопросов по внедрению проекта.

2 Основной этап:

 

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

Физическое развитие

Д\и «Узнай по описанию», упражнять в умении узнавать птицу по рассказу.

- «Кто как голос подает», закреплять умение детей подражать птицам.

- «Четвертый лишний», учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.

- «Что склевали птицы?», формировать знания о зимующих птицах (предпочтениях в еде).

- «В зимней столовой», закреплять знания детей о зимующих птицах и их названиях. Развивать умение подражать их повадкам.

 

Пальчиковая гимнастика: «Дятел», «Сорока –белобока», «Воробушки и синички».

 

Сюжетно- ролевая игра: «Лесная школа», «Больница птиц»

Рассматривание картинок, иллюстраций, фото по теме «Зимующие птицы», «Синичкин день».

Наблюдение за синичками на прогулке, формировать представление о жизни птиц зимой, желание заботиться о них.

Кормление птиц на участке детского сада во время прогулки, развивать экологическую привычку подкармливать птиц в холодное время года.

Беседы: «История возникновения праздника «Синичкин день»; «Птицы нашего края», «Зимующие и перелетные птицы», «Пользу или вред приносят птицы».

Календарь наблюдений за зимующими птицами.

 

 

Чтение рассказа В. Бианки» Синичкин календарь». Чтение рассказа Г. Скребницкого, В. Чаплина рассказа «Появились первые синички»; В. Сухомлинского «Почему плачет синичка?», Н. Калинина «Про птиц»; З. Александрова «Новая столовая»

Заучивание стихотворения «Кто заботиться о птицах», развивать память.

Составление рассказа – описания птицы-синицы; придумывание слов-действий, слов –признаков о синице.

Загадки –описания о синице

Чтение стихотворения: «Мерзнут лапки у синички».

Обсуждение пословиц и поговорок о синицах.

 

Рисование птиц «Синички», учить рисовать птицу (синичку), соблюдая пропорции тела, развивать художественно- эстетические навыки.

Прослушивание птичьих голосов, конструирование (оригами птиц из бумаги).

Аппликация "Птички"; тренировать мелкую моторику рук, стимулировать воображение, развивать цветовое и тактильное восприятие. Лепка "Дятел", учить детей лепить из целого кусочка пластилина, вытягивая детали, соблюдая расположение и пропорции частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу.

Подвижные игры: «Кто и голуби», «Воробушки и автомобиль», «Гуси- лебеди», «Совушка-сова», развивать двигательную активность.

 

Работа с родителями: консультации «Покормите птиц зимой», «Как смастерить кормушку своими руками», совместное создание игры «Зимующие птицы»; изготовление кормушек и размещение их на участке группы на территории детского сада; совместное чтение с детьми Н. Сладкого «Синичкина кладовая»,

Взаимодействие с социальным партнером: мероприятие «Синичкин день». Цель: познакомить детей с историей экологического праздника, видовым разнообразием зимующих птиц нашего региона; правила подкормки пернатых в зимний период.

3 Заключительный этап:

1.      Создание дидактической игры «Зимующие птицы»;

2.      Создание журнала наблюдений за зимующими птицами;

3.      Картотека художественной литературы для чтения детям о птицах;

4.      Изготовление кормушек руками родителей.

 

 

 

Использованная литература:

1.     Аксенова, З.Ф. «Войди в природу с другом» Экологическое воспитание дошкольников». - Москва: ТЦ Сфера, 2011. -128с.

2.     Бонаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) - Воронеж: ТЦ «Учитель»2004.

3.     Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М: Мозаика- Синтез, 2016 -200с.

4.     Шаронов В.А., Атлас – справочник «Все о птицах», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru