МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 15 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Экологический проект
"Синичкин календарь"
Подготовила:
Иванова Л.О.
Паспорт проекта.
Пояснительная записка.
Закончилось время года осень. Деревья остались без листвы и в ноябре появляются первые морозы. На улице стало холодно и птицы стали собираться в теплые края. Раньше всех от нас улетели стрижи и ласточки, а теперь настала пора и остальным перелетным птицам отправляться на юг.
Одни птицы улетают, а другие остаются. Здравствуйте зимующие птицы!!!
Издавна на Руси, 12 ноября считался «Синичкиным днем», т. е день встречи зимующих птиц. Почему Синичкин день? Потому что синица на Руси считалась божьей птицей. К этому времени люди готовили кормушки и корм для птиц, читали стихи, загадки, потешки, пели песни про птиц и просто смотрели на зимующих птиц и любовались ими.
Именно в этот день синица, предчувствуя холода, прилетает из лесов ближе к жилищу человека и ждет помощи от людей. Как известно синицы приносят пользу человеку, и поэтому долг человека позаботиться о них и о других птицах в зимнее время года.
А в наше время, в России, сравнительно недавно появился экологический праздник «Синичкин день», который также отмечается 12 ноября.
Продолжительность проекта: Краткосрочный, познавательно- продуктивный, групповой.
Дата проведения: 1 неделя ноября.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, социальные партнеры (детское объединение «Окружающий нас мир» ЦДТ «Радуга».
Проблема проекта: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний о празднике «Синичкин день» (Синичкин календарь); недостаточно полон словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют скудное представление о том, как помочь птицам выжить в зимнее время года.
Цель проекта:
1. Формировать экологические знания о зимующих птицах и бережного отношения к ним.
2. Расширять представления детей о российских экологических праздниках.
3. Формировать у детей и родителей экологическую привычку подкармливать зимующих птиц и воспитывать познавательный интерес.
Задачи проекта:
1. Расширить знания о роли синиц и других птиц в природе и в жизни людей.
2. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
3. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
4. Познакомить с праздником «Синичкин день».
5. Расширить и активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы» и «Синичкин день».
6. Развивать тесное взаимодействие воспитателей с детьми и их родителями, а также детского сада с социальным партнером.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформировано представление о празднике «Синичкин день».
2. Имеют первоначальное представление о приспособленности птиц к среде обитания и в частности в зимнее время.
3. Пополнили свои знания и расширили словарный запас по теме «Зимующие птицы».
4. Сформировано представление о том, как заботиться о зимующих птицах.
5. Дети и родители приобрели экологическую привычку подкармливать птиц зимой.
Основные направления реализации проекта: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Продукт проекта: пополнение предметно-развивающей среды; создание дидактической игры «Зимующие птицы»; журнал наблюдений за зимующими птицами; картотека художественной литературы для чтения детям о птицах; изготовление кормушек.
Этапы проекта:
1 Подготовительный:
- подбор и изучение материалов по данной теме;
- создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей;
- определение целей, задач, методических приемов для реализации проекта;
- подбор дидактических игр, материалы для бесед, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта, атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр;
- совместное обсуждение с родителями и социальным партнером вопросов по внедрению проекта.
2 Основной этап:
Социально-коммуникативное развитие |
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
Художественно- эстетическое развитие |
Физическое развитие |
Д\и «Узнай по описанию», упражнять в умении узнавать птицу по рассказу. - «Кто как голос подает», закреплять умение детей подражать птицам. - «Четвертый лишний», учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь. - «Что склевали птицы?», формировать знания о зимующих птицах (предпочтениях в еде). - «В зимней столовой», закреплять знания детей о зимующих птицах и их названиях. Развивать умение подражать их повадкам.
Пальчиковая гимнастика: «Дятел», «Сорока –белобока», «Воробушки и синички».
Сюжетно- ролевая игра: «Лесная школа», «Больница птиц» |
Рассматривание картинок, иллюстраций, фото по теме «Зимующие птицы», «Синичкин день». Наблюдение за синичками на прогулке, формировать представление о жизни птиц зимой, желание заботиться о них. Кормление птиц на участке детского сада во время прогулки, развивать экологическую привычку подкармливать птиц в холодное время года. Беседы: «История возникновения праздника «Синичкин день»; «Птицы нашего края», «Зимующие и перелетные птицы», «Пользу или вред приносят птицы». Календарь наблюдений за зимующими птицами.
|
Чтение рассказа В. Бианки» Синичкин календарь». Чтение рассказа Г. Скребницкого, В. Чаплина рассказа «Появились первые синички»; В. Сухомлинского «Почему плачет синичка?», Н. Калинина «Про птиц»; З. Александрова «Новая столовая» Заучивание стихотворения «Кто заботиться о птицах», развивать память. Составление рассказа – описания птицы-синицы; придумывание слов-действий, слов –признаков о синице. Загадки –описания о синице Чтение стихотворения: «Мерзнут лапки у синички». Обсуждение пословиц и поговорок о синицах.
|
Рисование птиц «Синички», учить рисовать птицу (синичку), соблюдая пропорции тела, развивать художественно- эстетические навыки. Прослушивание птичьих голосов, конструирование (оригами птиц из бумаги). Аппликация "Птички"; тренировать мелкую моторику рук, стимулировать воображение, развивать цветовое и тактильное восприятие. Лепка "Дятел", учить детей лепить из целого кусочка пластилина, вытягивая детали, соблюдая расположение и пропорции частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. |
Подвижные игры: «Кто и голуби», «Воробушки и автомобиль», «Гуси- лебеди», «Совушка-сова», развивать двигательную активность. |
Работа с родителями: консультации «Покормите птиц зимой», «Как смастерить кормушку своими руками», совместное создание игры «Зимующие птицы»; изготовление кормушек и размещение их на участке группы на территории детского сада; совместное чтение с детьми Н. Сладкого «Синичкина кладовая»,
Взаимодействие с социальным партнером: мероприятие «Синичкин день». Цель: познакомить детей с историей экологического праздника, видовым разнообразием зимующих птиц нашего региона; правила подкормки пернатых в зимний период.
3 Заключительный этап:
1. Создание дидактической игры «Зимующие птицы»;
2. Создание журнала наблюдений за зимующими птицами;
3. Картотека художественной литературы для чтения детям о птицах;
4. Изготовление кормушек руками родителей.
Использованная литература:
1. Аксенова, З.Ф. «Войди в природу с другом» Экологическое воспитание дошкольников». - Москва: ТЦ Сфера, 2011. -128с.
2. Бонаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) - Воронеж: ТЦ «Учитель»2004.
3. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М: Мозаика- Синтез, 2016 -200с.
4. Шаронов В.А., Атлас – справочник «Все о птицах», 2007.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.