Проект в старшей группе
«Сказки – добрые друзья!»
Актуальность. В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребенка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, играет большую роль в эстетическом развитии, учит прекрасному в жизни и природе. Посредством сказки происходит эмоциональное очищение ребенка. Пережив чувства героя, он идентифицирует их у себя, таким образом, очищая то, что у него накопилось.
Проблема. Многие родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка. В силу жизненных обстоятельств, а также занятости родителей, все реже выделяется время для бесед с ребенком по сказкам, рассматривание иллюстраций. В связи с этим, у детей слабо сформирован интерес к сказкам. Уровень знаний многих детей в этом направлении остается невысоким, ограничивающим знание народных сказок для малышей. Поэтому дошкольники испытывают затруднение в знании героев сказок, угадывании их по иллюстрациям и в загадках.
Цель проекта: формирование познавательного интереса к сказке, способного формировать эмоциональный интеллект дошкольника.
Задачи проекта:
Образовательные:
- знакомить с народными и авторскими сказками;
- уметь передавать содержание сказки;
- формировать нравственные преставления о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- заложить основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение, управлять эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
- расширять представления детей об окружающем мире.
- Развивающие:
- формировать интерес к книге;
- формировать потребность в чтении сказок;
- совершенствовать умения художественно-речевой деятельности;
- развивать коммуникативные умения;
- содействовать развитию мотивационной сферы: стремление подражать положительным героям;
- развивать воображение, фантазию, мышление;
- создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные:
- воспитывать уважение и любовь к сказкам;
- воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения;
- воспитывать бережное отношение к книгам.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы «Мотыльки», воспитатель, педагог-психолог, родители воспитанников.
Возраст участников: 5-6 лет.
Ожидаемый результат. Духовно-богатая личность ребенка как участника проекта, проявляющего интерес к сказкам и умеющий:
- внимательно слушать;
- давать объяснения по содержанию;
- отвечать на вопросы по тексту;
- пересказывать;
- узнавать сказки и героев по заданию, в загадках;
- передавать содержание сказки с помощью картинок, в рисунках, играх;
- имеющий адекватную самооценку;
- положительно относиться к себе и сверстникам;
- свободно выражать свое «Я».
Итоговое мероприятие. Литературная викторина «В гостях у сказки».
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
1. Определение темы, постановка цели и задач.
2. Анализ пространственно-предметной среды группы.
3. Выявление уровня знаний детьми народных и авторских сказок.
4. Сбор информации, литературы и дополнительного материала по теме проекта.
Основной этап.
1. Составление плана работы по теме.
2. Создание творческой группы педагог-родители-специалист.
3. Разработка проекта «Сказки – добрые друзья!».
4. Обсуждение проекта в творческой группе.
5. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
6. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.
Заключительный этап.
1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
2. Проведение викторины «В гостях у сказки».
3. Создание презентации проекта «Сказки – добрые друзья!»
Формы совместной деятельности с детьми:
- познавательная: прослушивание сказок;
- коммуникативная: беседы по теме и содержанию сказок;
- продуктивная: театрализация «Сочини свою сказку»;
- игровая: дидактические «Разыграй свою сказку», «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку», «Узнай сказку по иллюстрации» (учить отгадывать сказку по иллюстрациям), раскрась сказочный сюжет.
Формы реализации проекта:
1. Беседа «Что такое сказка?»
2. Чтение авторских и народных сказок.
3. Пересказ прочитанных сказок.
4. Иллюстрирование прочитанных сказок.
5. Загадывание загадок о сказках, героях сказок.
6. Просмотр мультфильмов по сказкам.
7. Игры с пальчиковым театром.
8. Дидактические настольные игры.
9. Изобразительная деятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Беседа с родителями «Знакомств с проектом»
2. Рекомендации в чтении сказок с детьми.
Итог проекта. Проект получился интересным, информативным и творческим. В ходе реализации основной части проекта дети вновь пережили знакомые сказки и примерили на себе эмоции и чувства героев сказок. Упражнялись в выражении эмоций в рисунках, выражали свое отношение к героям в ходе их иллюстрирования.
Итогом проекта стала викторина «В гостях у сказки», которая выявила уровень знаний дошкольников, а также познавательный интерес к сказкам.
В результате совместной деятельности дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. Научились бережно относиться к книгам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.