лучшедома
Проект духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста "Я листаю календарь" (детям о православных праздниках)

Проект духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста "Я листаю календарь" (детям о православных праздниках)

Культурные мероприятия +1
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Проект Я листаю календарь.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста  «Я листаю календарь»

(детям о православных праздниках)

 

 

 

 

 

Выполнила:

педагог-организатор

Иванова А.Р.

 

 

 

 

 

 

п. Панковка, Новгородский район, 2020 год

 

Содержание

 

Введение

9

Характеристика целевой группы проекта

13

Сфера проектирования. Исследование в рамках проектной деятельности

15

Механизм реализации проекта

19

План осуществления проекта

20

Необходимые ресурсы проекта

24

Ожидаемый результат проекта

26

Оценка результатов проекта и мониторинг

27

Заключение

28

Список использованной литературы

30

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Без памяти нет традиций,

без воспитания нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа как исторической общности»     

Академик Г. Н. Волков 

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на эмоциональное здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка[1].

В своей работе мы сделали главный акцент на эмоциональную сферу ребёнка и его духовно-нравственное воспитание, а именно её развитие посредством приобщения его к знаниям русских календарных праздников. К. Д. Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа»[2].

Духовно-нравственное воспитание является целенаправленным процессом взаимодействия педагога и воспитанников, который направлен на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей[3]. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

- нравственных чувств совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

- нравственного облика;

- терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

- нравственной позиции;

- способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

- нравственного поведения;

- готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли[4].

На наш взгляд, именно организация работы по вовлечению детей в познание истории русского народа, его традиций, обычаев и устоев поможет сформировать духовно-нравственное воспитание личности, которая будет заключать в себя все позиции, названные В. И. Павловым. А наиболее приемлемой формой работы в данном направлении мы считаем проведение праовславных календарных праздников. Особенно важным является тот факт, что последнее десятилетие в России идет активный процесс «оживления» в обществе памяти о прошлом, и значительную роль в этом играет именно праздничная культура. Праздник как неотъемлемая составляющая культуры является актуальной стороной человеческой жизни. Будучи многоаспектным явлением, праздник, имеет множество дефиниций, однако многие определения в той или иной степени связывают праздник с памятью, всегда оформленной определенным образом. Это может быть память о прошлом вообще, о событиях, о героях, об истории народа. «Вспомнить – значит оживить прошлое в памяти, сделать его частью настоящего, частью современности».[5]

На сегодняшний день мы можем наблюдать очень сложную ситуацию в обществе: нарушение духовного единства, ценностей старшего поколения,  смена жизненных приоритетов молодежи, потеря национально – эстетической самобытности, деформация нравственных норм, а также засилье импортных игрушек, часто не имеющих за собой никаких культурных ценностей, а иногда даже несущих в себе разрушительные для детской психики образы. Всё это непосредственно оказывает слияние на становление личности человека. Ведь это сложный и длительный процесс. Одним из особенных мест в этом процессе занимает младший школьный возраст. Это важный период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием развития[6].

Использование в работе с младшими школьниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оказывает особое влияние на духовно-нравственное воспитание личности.

Если же ценности и традиции, лежащие в основе того или иного праздника, теряют свою значимость в обществе, праздник забывается. И наша главная задача в рамках проекта вспомнить многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды и обычаи и передать это в лёгкой и доступной форме подрастающему поколению.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации[7]. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Не случайно, в поправки к Конституции РФ внесены гарантии государства на защиту культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, на сохранение памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, поэтому воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.

Перед обществом стоит острый вопрос: «Сумеем ли мы сохранить и передать подрастающему поколению то поистине бесценное богатство, каким является народные традиции, народное творчество, богатство народной культуры, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии?».

В своём проекте мы постарались применить такие формы работы с детьми, которые помогут освоить православные календарные праздники наиболее легко и свободно, создать развивающую и комфортную среду, отвечающую разнообразным интересам и творческим возможностям современных детей, от которой зависит здоровье подрастающего поколения, его духовная целостность, знания народной культуры, сохранение исторических традиций.

Исходя из выше сказанного, нами была определена цель проекта – создание условий для формирования у младших школьников  основ духовно-нравственных ценностей посредством сочетания правильно подобранной педагогической модели художественно-эстетического воспитания детей (восприятие-исполнительство-творчество), воплощающих основные жизненные ценности и культуру русского народа.

На основе поставленной цели нами были определены следующие задачи:

·        способствовать сохранению исторического и культурного наследия и использовать его для воспитания и образования;

·        способствовать передаче от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения, заключающихся в православных календарных праздниках;

·        развить творческие способности обучающихся посредством стимулирования интереса к русской народной культуре;

·        воспитать уважения к народной культуре и искусству на основе изучения народных ремесел и фольклора;

·        пополнить знания детей в области русского фольклора и прикладного творчества;

·        создать условия для проявления творческой активности детей младшего школьного возраста;

·        закрепить знания по традиционным народным обрядам, по народным промыслам в декоративно-прикладном искусстве.

·        написать дополнительную общеразвивающую программу художественной направленности.

Методы исследования выбраны в соответствии с целью и задачами. Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:

- теоретические: сравнительно-сопоставительный метод теоретического анализа и синтеза научной литературы по психологии, педагогике;

- эмпирические: опросно-диагностические методы (беседа, анкетирование,); эмпирические методы, включающие количественный и качественный анализ полученной информации.

 

Характеристика целевой группы

Дети младшего школьного возраста – 7-10 лет.

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Ребёнок приобретает новую социальную роль — роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность[8].

Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учёбе способствуют формированию его адекватной самооценки[9].

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность[10]. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Эмоциональное состояние личности на данном возрастном этапе играет не последнюю роль. Его развитие также важно, как физическое, умственное, нравственное, социальное и требует от взрослого не меньшей чуткости и отзывчивости. Так как младшие школьники на данном этапе внушаемы и податливы, доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию, то этот возраст как нельзя лучше будет воспринимать то, что преподносит на своих занятиях педагог. У данной возрастной категории преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое.  Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия.[11]

Младшие школьники, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать ее результат, поэтому игры школьников требуют четкой организации и целенаправленности. Игра на протяжении младшего школьного возраста существенно изменяется как по форме, так и по содержанию. Сюжетное изменение также обозначает новый этап в развитии социальной направленности личности младших школьников, выявляя новый характер их интересов[12].

Вышеперечисленные особенности детей младшего школьного возраста подчёркивают важность взаимодействия его с взрослыми людьми. Особенно ценен тот взрослый, который преподносит ребёнку новую информацию для него в незатейливой лёгкой для восприятия и запоминания форме[13]. Именно на это нацелен наш проект.

На занятиях планируется, что педагог дополнительного образования в лёгкой и доступной форме будет преподносить ребёнку материал тем самым формируя духовно-нравственную личность, а также способствовать его социализации в деятельность проекта.

Сфера проектирования. Исследование в рамках проектной деятельности

Проблема духовно-нравственного развития детей многогранна и широка. В современном мире растёт потребность общества к самостоятельной творческой личности. В быстро меняющихся условия современности необходим человек, который легко сможет адаптироваться к ним. И это зачастую творческая личность. В сельской местности отсутствуют или в неполном объёме функционируют база дополнительного образования. Получать дополнительное образование в городе бывает очень сложно из-за удалённости того или иного населённого пункта, а также финансовых возможностей.

Дополнительно образование в Новгородском районе достаточно неплохо развито, но всегда есть куда стремиться. Всего по району задействовано в дополнительном образовании 3292 ребёнка, общее количество детей начальной ступени образования в районе составляет – 1699 чел., а в дополнительном образовании задействовано – 920 детей с 1 по 4 класс, что составляет 54,1% от общего числа.

Чем заинтересовать ребенка, особенно в столь юном возрасте? Вопрос очень сложный. В эпоху царствования Интернета и развития информационных технологий многие начинают забывать об истоках культурных традиций, правил празднования того или иного православного праздника. Всё становиться забытым или сходит на нет. В огромных мегаполисах и городах это наиболее ярко выражено. Остаётся надеяться на жителей, которые наиболее близки к народной культуре, которые проживают в небольших поселениях, деревнях. Именно там ещё остаются незабытыми православные календарные праздники, которые отмечаются и передаются из поколе в поколение. Хотя стоит учесть тот факт, что сейчас сельская местность тоже переживает «вымирание» молодого населения из-за экономических проблем. Но это уже другая проблема и требует разрешения не в рамках нашего проекта.

 Основываясь на положительном опыте ранее реализованного проекта, который был посвящён формированию основ русских традиций у старшего дошкольного возраста в 2014-2020 годах. Мы решили расширить аудиторию и в рамках проекта организовать ежемесячные мероприятия, посвящённые православным праздникам русского народа, что в дальнейшем станет основой для разработки дополнительной общеразвивающей программы.

Перед началом проекта нам необходимо было определить проблематику и актуальность нашего исследования. Проведя анализ таких источников как: материалы внешкольных мероприятий для работы с детьми младшего школьного возраста, беседуя с классными руководителя, педагогами дополнительного образования общеобразовательных учреждений и проведя анкетирование, мы выявили, что знакомство детей с культурными православными традициями русского народа, проводится только во время определённых тематических занятий. Знания о других праздниках русского народа дети не получают или очень редко от родителей по запросу ребёнка.

Свои выводы мы основывали на результатах проведённого анкетирования и опроса, целью которого было выявление необходимости работы с детьми младшего школьного возраста по вопросу  приобщения их к знаниям о православных традициях и обычаях, а также выявления заинтересованности в организации работы в данном направлении. Опрос проводился среди респондентов в возрасте от 7 до 10 лет на базе деревни Новоселицы и села Бронница в объединениях «Макраме», «Вокально-хоровое-пение», «Весёлые петельки», «Хореография», «Аэробика». Так как на этапе начальной школы многие дети недостаточно хорошо умеют писать, поэтому мы выбрали именно опрос как метод сбора информации. Нами было опрошено 100 детей. Анкетирование проводилось у родителей опрашиваемых детей. Нами было опрошено 100 человек взрослых.

Итоги опроса детей были следующие: на вопрос: «Знаете ли вы что такое традиции?» больше половины детей около 90% слышали такое слово, но определить его понятие не смогли, оставшиеся 10% смогли хоть как-то определить понятие. На вопрос: «Какие православные календарные праздники вы можете назвать?» в основном респонденты назвали «Рождество» и «Пасха». Далее следовал вопрос: «Какие их этих праздников вы отмечаете дома?», практически все дети сказали, что они отмечают все праздники, которые назвали. «Занимаетесь ли вы прикладным творчеством: лепка, оригами, аппликация и др.?», «Нравится ли вам заниматься творчеством?» «Каким именно?». Все 100% респондентов любят заниматься творчеством. 30% детей любят рисовать, 20% - лепить, 25% - работать с природными материалами и ещё 25% - любят работать с цветной бумагой и делать аппликации.

Анкетирование среди родителей обучающихся выявило следующее: на первый вопрос «Знаете ли вы что такое традиции?» практически 100% смогло дать ответ на поставленный вопрос. 80% родителей не знают, какие русские народные праздники являются главными в определённый месяц года и 20% могут назвать праздники. На вопрос: «В какой форме Вы видите знакомство детей младшего школьного возраста с православными праздниками?» 70% респондентов ответили, что в игровой, 20% в художественно-творческой и 10% в песенной форме. На предложение проводить занятия у детей используя прикладное творчество совместно с песенно-игровой формой вызвало у родителей большой интерес и 100% родителей поддержало эту идею в своих ответах.

На основе полученных результатов нами был получен запрос на то, чтобы организовать работу с младшими школьниками в песенно-игровой форме и параллельно обучая их прикладному творчеству. При реализации проекта основной упор мы сделали на православные календарные праздники, так как они являются обобщением многовековых знаний человека об окружающем мире, о самом человеке и его отношениях с себе подобными. А также использовали различные виды декоративно-прикладного искусства как дополнение к основной части мероприятия.

Современное общество требует от педагога дополнительного образования новых подходов к организации праздничных мероприятий и к формам их проведения. При этом, вне зависимости от выбранной формы проведения, эффективным может быть только праздник, сохраняющий актуальность и смысл для общества.

На основе этого нами был разработан план календарных мероприятий, которые должны продемонстрировать заинтересованность детей в получении знаний о культурно-историческом наследии русского народа.

 

Механизм реализации проекта

 

Реализация проекта включает три этапа.

1. Подготовительный этап (01.09.2019 – 30.09.2019) включает в себя следующие мероприятия:

- определение состава рабочей группы проекта;

- распределение обязанностей внутри группы;

- работа с администрацией школы, сотрудниками музея, представителями Воскресной школы и педагогами дополнительного образования;

- проведение опроса младших школьников и анкетирование родителей;

- обработка результатов и выявление наиболее подходящего направления работы;

- разработка необходимых методических материалов;

- определение места и времени проведения мероприятия;

- поиск ресурсов для реализации проекта;

- организация заседаний рабочей группы;

- оформление сценария пробных занятий;

- оформление проекта.

2. Основной этап (01.10.2019 – 31.08.2020). Данный этап представляет собой непосредственное проведение мероприятий и включает:

- проведение ежемесячных (пробных) мероприятий;

- промежуточный мониторинг (опрос и анкетирование).

- заключительное мероприятие для родителей.

3. Заключительный этап (25.08.2020 – 30.09.2020). Данный этап включает в себя:

- подведение итогов реализации проекта;

- повторная диагностика и анализ полученных результатов;

- подготовка и проведение круглого стола со специалистами Центра внешкольной работы (рефлексия);

- написание дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности для педагогов дополнительного образования района.

 

План осуществления проекта

 

Мероприятия

Срок реализации

Ответственный

 

1.

Определение состава рабочей команды, распределение функций и обязанностей.

01.09.2019 -

07.09.2019

Барнатович Н.В.

Иванова А.Р.

 

 

Определение целевой группы проекта.

Проведение опроса и анкетирования;

Обработка результатов и выявление наиболее подходящего направления работы;

08.09.2019 –

18.09.2019

Иванова А.Р.

 

 

2.

Поэтапная разработка мероприятий и методического материала (содержание проблемы, цель и задачи проекта, целевая аудитория, ресурсное обеспечение).

Заседание рабочей группы. Оформление проекта

19.09.2019 -

30.09.2019

Иванова А.Р.,

 

3.

Работа с администрацией школы, музеем, представителями воскресной школы и педагогами дополнительного образования.

Проведение ежемесячного мероприятия. Заключительное мероприятие для родителей.

01.10.2019 –

31.08.2020

Иванова А.Р.,

 

Педагоги дополнительного образования

Покров Пресвятой Богородицы + мастер класс

октябрь

Педагоги дополнительного образования

Кузьминки + мастер- класс

ноябрь

Педагоги дополнительного образования

Трифонов день + мастер-класс

декабрь

Педагоги дополнительного образования

Рождество + мастер-класс

январь

Педагоги дополнительного образования

Григорьев день + мастер-класс

 

февраль

Педагоги дополнительного образования

Сороки + мастер- класс Промежуточные итоги (опрос и анкетирование)

март

Педагоги дополнительного образования

Пасха + мастер-класс

апрель

Педагоги дополнительного образования

День святого Георгия Победоносца, или Юрьев (Егорьев) + мастер-класс

май

Педагоги дополнительного образования

 

День Святой Троицы + мастер-класс

июнь

Педагоги дополнительного образования

 

День Святого Иоанна Предтечи + мастер-класс

июль

Педагоги дополнительного образования

 

Серпень (Спас: медовый, яблочный, ореховый) + мастер-класс

август

Педагоги дополнительного образования

4.

Подведение итогов реализации проекта:

-повторная диагностика и анализ полученных результатов;

-подготовка и проведение круглого стола со специалистами Центра внешкольной работы (рефлексия)

 

25.08.2020 –

31.08.2020

Педагоги дополнительного образования,

Барнатович Н.В.,

Иванова А.Р.,

 

5.

Написание дополнительной общеразвивающей программы для педагогов дополнительного образования.

 

31.08.2020 –

30.09. 2020

Барнатович Н. В.,

Иванова А. Р.,

 

 

*Каждое мероприятие, проведенное в рамках проекта, освещается на сайте учреждения.

 

Необходимые ресурсы проекта

 

Административный

Разрешение Администрации МАУ ДО «Центр внешкольной работы» и общеобразовательных организаций на проведение мероприятий с младшими школьниками.

Материально-технический

Необходимое оборудование: ноутбук, колонки, фотоаппарат. Стулья, столы.

Инвентарь: фломастеры, бумага, картон, вата (в зависимости от мастер-класса).

Временной

Сроки проведения:

подготовительный этап проекта - с 1.09.2019-30.09.2019;

основной этап – 01.10.2019 – 31.08.2020;

заключительный этап – 25.08.2020 – 30.09.2020.

Пространственный

Удобное помещение для занятия с детьми, посвященного организации проекта (основное помещение в школе, где обычно проходит занятие).

Кадровый

Руководители проекта – директор Центра внешкольной работы, педагог-организатор, педагоги доп. образования. Помощь в организации: сотрудники музея, представители воскресной школы.

Финансовый

Бюджетные средства, выделенные в рамках муниципального задания на дополнительное образования учащихся Новгородского муниципального района. Привлеченные средства. Привлечение денежных средств на добровольной основе.

Информационно-правовой

Инструктаж по технике безопасности. Знание важных основ общения с детьми младшего школьного возраста, правил проведения детских игр, организации мастер классов, основ возрастной психологии, устав МАУ ДО «Центра внешкольной работы», составление документации (текст проекта).

 

 

Ожидаемый результат проекта

 

Результатом проекта станет достижение всех поставленных задач проекта.

Мероприятия будут способствовать сохранению исторического и культурного наследия и использованы для духовно-нравственного воспитания и образования ребенка, а также способствовать передаче от поколения к поколению традиционных православных ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения.

Занятия декоративно-прикладным творчеством будут способствовать развитию творческих способностей обучающихся посредством стимулирования интереса к русской народной культуре, а также уважения на основе изучения народных ремесел и фольклора.

Дети получат бесценный опыт и пополнят знания в области русского фольклора и прикладного творчества. Мероприятие, которое раздело на два блока: фольклор и мастер-класс, создадут условия для проявления творческой активности детей и закрепления знаний по традиционным народным обрядам, народным промыслам в декоративно-прикладном искусстве. В конце проекта планируется выход на разработку дополнительной общеразвивающей программы.

Итогом проекта должно стать не только всестороннее развитие ребёнка и активизация его духовно-нравственного и творческого потенциала, но также активное вовлечение родителей в творческий процесс.

 

Оценка результатов проекта и мониторинг

 

Проект «Я листаю календарь» находится на стадии реализации, поэтому можно только подвести промежуточные его итоги.

Мониторинг освоения знаний о православных календарных праздниках мы осуществляем с помощью опроса младших школьников и анкетирования родителей.

Стоит отметить, что по пришествию 6 месяцев реализации проекта более 96% процентов обучающихся могут назвать и рассказать об истории возникновения и проведения православного праздника, который отмечался в определенный месяц года. Всем участникам проекта, а это 100% детей нравится такая форма организации работы, которая совмещает и фольклор, и декоративно-прикладное творчество. На вопрос: «Хотели бы вы посещать занятия подобного рода два раза в неделю?» - 76% обучающихся ответили положительно, 20% - скорее да, чем нет, и 4% обучающихся «подумают над вопросом».

«Хотели бы вы узнать ещё больше о русском фольклоре и декоративно-прикладном творчестве?» на этот вопрос 80% ответили положительно, и 20% - «скорее да, чем нет».

Можно подвести итог по результатам промежуточного мониторинга:

- дети стали более раскрепощенными и внимательными, хорошо запоминают особенности того или иного праздника (свободно рассказывают о нём на следующем мероприятии и родителям), родители также подчёркивают, что их дети заинтересованы данным видом деятельности);

- задания во время творческой мастерской выполняют аккуратнее, внимательнее, знают, к какому празднику изготавливается вещь. Происходит усложнение работы с различными материалами, с которыми дети справляются без затруднений.

Детям очень нравится такая форма работы, в которой сочетаются и прикладное творчество, и русский фольклор. Песни, прибаутки, стихотворения, которые исполняют дети совместно с педагогом во время мастер-класса помогают им расслабится и настроиться на хороший лад. Можно утверждать, что после проведения ряда мероприятий, а также повторной диагностики, заинтересованность детей возросла, и желание участвовать в мероприятиях только увеличилось.

 

 

Заключение

 

Создавая проект для детей младшего школьного возраста «Я листаю календарь», мы старались вложить в него основы духовно-нравственного воспитания и формирования в подрастающем поколении чувства причастности к своей Родине, своему народу, своей стране, а также к малой Родине – Новгородскому району.

Беря за основу фольклор и творчество, проект получился лёгким для восприятия ребёнка младшего школьного возраста.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников является сложным, системным и последовательным процессом, направленным на формирование субъективно значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.  Благодаря созданному нами подходу, в рамках дополнительного образования, обучающиеся с большой заинтересованностью смогли получить знания о быте, традициях и мастерстве русского народа.

В рамках проекта мы убедились в том, что именно такая форма организации деятельности детей как «праздник» обладает большим педагогическим потенциалом в области духовно-нравственного воспитания. Одним из обязательных элементов праздника была игра. В игровой форме ребенок знакомился с историей православных праздников, традициями, особенностями декоративно-прикладного творчества русского народа. Благодаря добровольности участия ребёнка в данного рода деятельности, его социализация в рамках проекта прошла эффективно.

Обучающиеся не только сами участвовали в проекте, но и активно привлекали в него своих родных, посредством выполнения мастер-классов.

В перспективе реализации проекта «Я листаю календарь» мы планируем не только разработать общеразвивающую программу дополнительного образования для школ новгородского района, но и расширить охват аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Арнаутова Ю. Е. От memoria к «истории памяти» // Одиссей-2003. М. : Наука, 2003. С. 170.

2.      Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. — URL https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 07.02.2020).

3.      Асаинова М.В. Финансирование социокультурных проектов: проблемы и перспективы // Культура: управление, экономика, право. - М.: Юрист, 2005, № 2.

4.      Блонский П.П., Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 575с.

5.      Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1982. — 287 с. – 123 с.

6.      Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1984. — 321 с. – 136 с.

7.      Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ И. С. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.

8.      Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста. - 4-е. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2018. – 272 с.

9.      Данилюк А. Я., А.М. Кондаков, В. А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М., 2009.

10.  Дерепаскина Т. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности [Текст] / Т. В. Дерепаскина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.).  — Уфа: Лето, 2014. — С. 50-52.

11.  Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. – М., 1995.

12.  Егорова, Э. Н. Психология развития/ Э. Н. Егорова- Харьков, 2003. — 421 с.

13.  Люблинская, А. А. Детская психология/ А. А. Люблинская — М., 1971. — 385 с.

14.  Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22

15.  Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 1998.

16.  Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология. Теоретические основания культурной политики. – М., Рос. институт культурологии, 1993.

17.  Попова В. Н. Праздник как социокультурный феномен. Учебное пособие. – Екатеринбург, 2017.

18.  Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.: Канон, 1996

19.  Ушинский К. Д., Собр. соч. – Т.5. – стр. 345

20.  КонсультантПлюс. Проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" (одобрен ГД ФС РФ 11.03.2020) (дата обращения 13.03.2020 год).

21.  Социокультурное проектирование: методические указания / Т. Л. Стенина. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 24 с.

22.  Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А. - М.: Академия, 2003.- 176 с. - (Высшее образование) ISBN 5-7695-1058-7, 20 000 экз.

23.  Официальный сайт Новгородского района [Электронный ресурс] http://новгородский-район.рф/sotcial-no-e-konomicheskoe-razvitie-novgorodskogo-munitcipal-nogo-rayona.html  (дата обращения 15.09.2019 год).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Сценарий мероприятия, посвящённого празднику

«Покров Пресвятой Богородицы»

 

Цель: формирование основ духовно-нравственного воспитания у младшего школьного возраста, путём приобщения к русскому празднику «Покров Пресвятой Богородицы».

Задачи:

- сформировать всесторонне развитую личность, ориентированную на истинно семейные ценности,

- стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.

 

Оборудование и атрибутика:

- костюмы для ведущих.

- карусель, рушники, картинки по тематике, белая ткань.

- нитки, стаканчики, ножницы, скотч, ленты, наклейки.

Музыкальное оформление:

- русский хоровод.

- русская плясовая.

Зал оформлен декорациями на тему праздника.

Главные герои: Аннушка и сестрица Аленушка-рукодельница.

Ход мероприятия:

Аннушка: «Здравствуйте гости дорогие, веселья вам и радости!

-Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

-Идёт матушка Осень-милости просим!

-Первый сентябрь пришёл, всех детей сюда привёл.

-А за ним октябрь настал,

Покров праздник заиграл!»

 И хороводом Аннушка заводит детей в зал.
 Аннушка: «Хотите я вам расскажу, почему стали отмечать этот праздник?

Начало празднику Покрова  Пресвятой Богородицы положила история, произошедшая в Х веке во время всенощной службы во Влахернской церкви, в Константинополе. Блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилось поразившее их видение. В воздухе, над людьми, они увидели Божию Матерь в окружении пророков, апостолов и Ангелов, склоненных в молитве об избавлении города от осады врагов. Богородица сняла с Себя блестящий омофор, то есть широкий покров, простерла его над молящимися и вознесла молитву Господу о спасении мира, об избавлении людей от бед и страданий.

Праздник Покрова стал в России одним из самых любимых. В честь него строилось множество храмов, писались иконы.

Установил празднование Покрова на Руси князь Андрей Боголюбский. И поставил князь на тихой речке Нерли храм Покрова Пресвятой Богородицы. Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме и белокаменной рубахе, стоит этот храм и по сей день.

Вот такая история, ребята! Теперь вы знаете её и можете рассказать об этом своим друзьям и родителям.

Аннушка: «Ай! Гости дорогие, давайте познакомимся?»

Игра «Светит месяц, светит ясный». (Мальчики становятся спиной в круг, а девочки лицом в круг, и смотрят друг на друга, как только заиграет музыка дети играют в ладоши, после здороваются и меняются местами.)

Светит месяц, светит ясный.

Светит полная луна.

Мы обнимемся, да поздороваемся.

И местами поменяемся.

Аннушка: «Ребята, скажите, пожалуйста, откуда пошло название этого праздника «Покров»?

Дети рассказывают.

Игра: «Покров». Дети танцуют под музыку народную плясовую, а когда музыка останавливается, ребята прячутся под белую, большую, пушистую ткань.

Аннушка: «Ребята, слушайте дальше, что было на этот праздник. К октябрю полевые работы заканчивались, и наступало время свадеб. И христианский праздник Покров Пресвятой Богородицы (в просторечье — Покров) считается в народе покровителем невест. В этот день невесты, заботясь о своей будущей семейной жизни, молятся: «Батюшка Покров, мою голову покрой». Обряд венчания проходил в церкви, а потом голову невесты покрывали фатой. Из церкви на лошадях молодые ехали к родителям жениха. Отец с иконой встречал молодых мужа с женой, а мать — с хлебом-солью.

 

Пословицы и поговорки, сложенные об октябре: (по желанию)


Много желудей на дубу — к лютой зиме;
Октябрь землю покроет, листком, а где — снежком;
Октябрь — грязник — ни колеса, ни полоза не любит.

 

Аннушка: «Ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете народные приметы  октября?»

Приметы:

Если в октябре грянул гром, то зима будет бесснежной и короткой.

Если в октябре луна в кругу, то лето будет сухим.

Если в октябре листья с берез и дубов опадают чисто — к легкому году, а нечисто — ждать суровой зимы.

Если на Арину (1 октября) журавли полетят на юг, то на Покров (14 октября) надо ждать первого мороза.

Загадка:

Стоит Матрена, здорова, ядрена. Рот открывает, все, что дают - глотает. (Печь)

Аннушка: «Ну как мы уже узнали, что в Покров девушки выходили замуж, а парни женились, считалось, кто выйдет замуж на Покров, тот будет счастлив всю жизнь. На этот праздник веселились и гуляли, катались на качелях и каруселях».

Игра: «Карусель»

После игры дети подходят к стенду, на стенде висят картинки о рукоделии. Так же имеются рушники ручной вышивки, дети узнают историю, про рушники, могут потрогать подержать, как в старые времена. После этого детей приглашает Аленушка – рукодельница за стол на мастер-класс.

Алёнушка-рукодельница: «А ещё Покров - конец хороводам, начало посиделкам. В деревне начиналось самое веселое время. Урожай-то убрали, всего наготовили, самое время гостей принимать да в гости ходить. Вот и мы с вами собрались сегодня на посиделки "Покровские". В старину женщины и девушки занимались рукоделием – шили, вязали, вышивали одежду, полотенца, наволочки, салфетки, скатерти, а маленькие девочки учились делать кукол. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях – то веселее. Да и стыдно было перед подругами свою работу делать плохо, кое-как. Ещё в это время начинались свадьбы. Девушки должны были сами сшить себе праздничную одежду и приданное.

(Демонстрация иллюстраций, как в старину женщины занимались рукоделием)

Алёнушка: «Ребята, а вы любите играть? В какие игры?».

Дети: отвечают…

Алёнушка: «А сегодня я вам поведаю о том, как играли в детстве ваши бабушки, какие чудесные игрушки они умели делать. Да и вы сами сможете смастерить старинную игрушку». Она достаёт из шкатулки лоскутики, кружево, тесёмки и показывает детям. Далее он демонстрирует приёмы изготовления куклы из этого материала с помощью стихотворения, делая паузу на каждом этапе).

Сверну ветошь валиком, будет кукла маленька.

Туго ниткой обвяжу, где головка - покажу.

Сверну квадрат в косынку, найду серединку.

Плат накину на головку, завяжу тесёмочку,

Будет куколка моя лучше, чем Дюймовочка.

Обозначим ручки кукле, завязав два уголка,

Лучше всех моя игрушка, хоть совсем невелика.

Листик в трубочку сверну, туго тканью обтяну

Та цветная трубочка будет кукле юбочкой.

Поясочком подвяжу, ярким и красивым.

Знайте, куколка моя родом из России!

Вот так и бабушка Настасья - взяла один лоскут — на юбочку, другой — на кофтёнку, платочком подвязала! - и готова куколка! Играй, внучка!

(Демонстрация готовой куколки. Дети её трогают, мнут, рассматривают, некоторые прижимают к себе, гладят.)

Аннушка: Ребята, правда, эта куколка получилась красивой? А какая она ещё, кто скажет?

Дети: Мягенькая, тёпленькая, красивая, добрая.

Педагог: Да, так и есть. Свои куклы крестьянские детишки никогда не выбрасывали, бережно их хранили, называли их ласково: потешки, балушки.

Алёнушка: «Сегодня я предлагаю вам, ребята, сделать такую куколку своими руками».

Подводим итоги работы. Дети оценивают свои работы. Говорят что им удалось сделать, какие были трудности.

В конце Мероприятия сестры спрашивают: «Какой же праздник мы сегодня отмечали? Понравилось ли вам? Приглашаем вас на следующее мероприятие. До свидания!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. - М.: Академия, 2003.- 176 с..- (Высшее образование)
ISBN 5-7695-1058-7, 20 000 экз.

[2] Ушинский К.Д., Собр. соч. – Т.5. – стр. 345

[3] Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22

[4] Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.: Канон, 1996

[5] Арнаутова Ю. Е. От memoria к «истории памяти» // Одиссей-2003. М. : Наука, 2003. С. 170.

[6] Блонский П.П., Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 575с.

[7] Данилюк А. Я., А.М. Кондаков, В. А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М., 2009.

[8] Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1982. — 287 с. – 123 с.

[9] Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1984. — 321 с. – 136 с.

[10] Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ И. С. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.

[11] Люблинская, А. А. Детская психология/ А. А. Люблинская — М., 1971. — 385 с.

[12] Егорова, Э. Н. Психология развития/ Э. Н. Егорова- Харьков, 2003. — 421 с.

[13] Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. — URL https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 07.02.2020).

 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)