Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа пос. МИС
ПРОЕКТ
«Диффузия и ее виды»
Выполнила:
Тюрикова Анна Николаевна
ученик 9 «А» класса
МОУ СОШ пос. МИС
Научный руководитель:
Яшина Василиса Викторовна
учитель физики
МОУ СОШ пос. МИС,
Г.о. Подольск
Г.о. Подольск
2022 г.
Оглавление:
Введение. 3
I. Основная часть. 6
1.1. Источники загрязнения окружающей среды. 6
1.2. Причины загрязнения. 7
II. Практическая часть. 9
2.1. Опрос-анкетирование. 9
2.2. Исследование качества воздуха. 12
2.3. Исследование уровня шума. 14
Заключение. 16
Список литературы. 18
Приложения. 19
"Как бы не прятали в комнате кусочек сандалового дерева, воздух …”
А.А. Плешаков.
Конституция Российской Федерации, основной закон нашего государства, дает право каждому человеку на благоприятную окружающую среду. Человек, в свою очередь, должен беречь окружающую его среду, заботиться о ней. Ведь планета Земля – дом человека.
Мы стали свидетелями того, какой масштабный урон нанесло общество своей преобразующей деятельностью природе. Этот факт не может не настораживать. Ведь природа – это наш дом, источник ресурсов (воздуха, воды, продуктов питания и других благ). Человек в ходе своего развития вызвал ряд глобальных экологических проблем, решение которых требует незамедлительного решения. От этого зависит судьба не только людей, но и всей природы в целом. Еще одним отрицательным моментом является влияние перечисленного ранее на здоровье человека. Плохая экология ведет к развитию многих заболеваний, в том числе и тяжелых.
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Впервые термин «мониторинг» прозвучал в 1971 году на комиссии научного комитета по проблемам окружающей среды СКОПЕ при ЮНЕСКО (В. Н. Кузнецов 1995 г; стр.7).
Следует отметить, что ущерб окружающей среде наносится на большинстве уровней в сфере производства и потребления. Даже небольшой поселок может стать серьезным источником загрязнения. К тому же, часто приходится видеть, как люди наносят вред природе, оставляя различные бытовые отходы. Из-за этого страдают животные, которые поранились об эти предметы или отравились ими.
Комплекс проблем достаточно обширен и предоставляет серьезные угрозы. Необходимо решать эти проблемы на всех уровнях жизнедеятельности человека. Следует повысить уровень культуры в этой области, использовать государственные меры воздействия.
Проблема исследования: загрязнение окружающей среды, ухудшение состояния экологии в моем поселке.
Актуальность темы состоит в том, что мы стали жертвами научно-технического прогресса. Деятельность человека оставляет огромный след на экологической обстановке. Экологические проблемы, способствующие разрушению природной структуры, наносят серьезный вред здоровью человека и другим элементам флоры и фауны. Все это нуждается в незамедлительном урегулировании, обусловленном крайне негативными потенциальными последствиями.
Объект исследования: локальные промышленные предприятия; автотранспорт; местное население поселка МИС.
Предмет исследования: влияние промышленных предприятий и автомобилей на состояние окружающей среды, соблюдение жителями правил, направленных на защиту экологической среды, её охрану.
Цель: изучить экологические проблемы моего места жительства, выявить существующие проблемы, сформулировать их значимость и предложить методы разрешения.
Задачи:
1. Выделить источники загрязнения окружающей среды.
2. Оценить экологическую обстановку поселка МИС, входящего в состав городского округа Подольск.
3. Найти способы и методы решения проблем охраны окружающей среды.
4. Привлечь внимание общественности к экологическим вопросам.
5. Повысить уровень экологической культуры среди школьников.
Гипотеза: работа поспособствует развитию экологической культуры определенной группы людей, преимущественно детского возраста, усилит внимание на текущих проблемах, связанных со средой обитания, и на тяжелых возможных последствиях игнорирования.
Методы исследования:
· Анализ литературы, соответствующей теме исследования.
· Работа и источниками в Интернете.
· Проведение социологических опросов, анкетирование.
· Наблюдение.
· Анализ, обобщение и систематизация.
Этапы исследования:
1. Подготовительный.
2. Практический.
3. Обобщающий.
Посёлок машинно-испытательной станции находится в городском округе Подольск, который расположен недалеко от Москвы. Город отличается достаточно развитой инфраструктурой, сетью автомобильных дорог. Кроме того, здесь расположено большое количество промышленных предприятий. Это и является источниками экологических проблем.
Наблюдается противоречивость научно-технического прогресса. С одной стороны, автомобили облегчают жизнь человека, расширяют его возможности, с другой – выхлопные газы загрязняют воздух, чем дышит все живой. Заводы и фабрики обеспечивают людей разнообразными продуктами, загрязняя воздух и воду промышленными отходами.
Я не раз становился свидетелем того, как люди утилизируют бытовые отходы вовсе не в специально отведенных для этого местах. Своеобразным мусорным контейнером служит природа, окружающая нас. Такое поведение недопустимо.
Таким образом, можно выделить следующие распространенные источники ухудшения экологии:
1. Транспорт. Рядом с населенным пунктом проходит трасса А-107 «Московское малое кольцо». Это дорога федерального значения. Интенсивность движения составляет более трех тысяч автомобилей в сутки. Часто возникают дорожные заторы. По этой дороге передвигаются преимущественно грузовые автомобили, сжигающие большое количество топлива. Рядом с местом частого возникновения пробок находится ферма, пасутся коровы. В непосредственной близости расположены дачные участки, на которых выращиваются овощи и фрукты, предназначенные для потребления. Опасность заключается в том, что они впитывают вредные вещества, которые затем попадают в организм. Ситуация заставляет задуматься, природе наносится масштабный ущерб, ведь в процессе сгорания автомобильного топлива выделяется большое количество токсичных веществ (оксид углерода, сероводород, оксид азота и иные вредные частицы).
2. Промышленные предприятия. На относительно небольшой территории имеются промышленные предприятия (например, нефтеналивная станция). Они являются источниками неприятного запаха, то есть производственные отходы загрязняют воздух. К сожалению, далеко не редко я становился свидетелем такого явления, дышать становиться труднее. Практически, не осталось водоемов, в которых можно купаться. Они загрязнены, в том числе заводами и иными предприятиями. Этим обеспокоено Министерство экологии и природопользования Московской области.
3. Человек на бытовом уровне. Не все люди, к сожалению, заботятся об окружающей среде. Многие соседние улицы, газоны насыщены различным мусором, который человек должен был отнести в специально отведенное место. Это проблема психологического характера, воспитания и культуры. Это также является серьезной проблемой. Страдает почва, птицы и животные.
К числу таких источников также можно отнести: рост численности населения, вырубка лесов, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, использование химических удобрений и другие. Последствия далеко не положительные (Алексеев С.В. и др., 2000 г., стр. 163).
Текущие тенденции обусловлены следующими факторами:
· Увеличение численности населения.
· Расширение масштабов деятельности человека.
· Рост возможностей и потребностей.
· Нерациональное (неграмотное) использование природных ресурсов.
Безусловно, объекты-загрязнители обеспечивают нас различными товарами и иными экономическими благами, удовлетворяют постоянно растущие потребности человека и общества. Своеобразной платой является ущерб окружающей среде. В процессе производства в атмосферу и почву выделяются отравляющие вещества. В этом и есть противоречивость.
Необходимо выработать комплекс мер по очистке окружающей среды и обновить техническую базу, перейти к альтернативным источникам энергии.
Для того, чтобы изучить мнение школьников об экологии, я провел анкетирование (Приложение 1). В опросе принимали участие 33 ученика из 6 класса (Приложение 2). Варианты ответов представлены на диаграммах.
Диаграмма 1. Волнует ли Вас экология нашего посёлка?
Диаграмма 2. Оцените загрязненность посёлка по 5-бальной шкале.
Диаграмма 3. Что Вы будете делать, неся мусор, если рядом не окажется мусорного контейнера?
Диаграмма 4. Участвуете ли Вы в субботниках?
Диаграмма 5. Беспокоят ли Вас экологические проблемы?
Диаграмма 6.Влияет ли экология на здоровье человека?
Диаграмма 7. Можете ли Вы повлиять на экологическое состояние в поселке?
Диаграмма 8. Обсуждают ли у Вас в семье экологическую обстановку?
Анализ результатов.
В результате проведенного исследования было получено следующее:
· Абсолютное большинство учеников начальной школы интересуется экологической обстановкой своего места жительства.
· Двадцать опрошенных из тридцати оценили степень загрязненности посёлка в 3 балла из 5. Этот результат не является положительным.
· Никто из респондентов не загрязняет окружающую среду, оставляя мусор на природных объектах. Это, безусловно, хороший показатель.
· Большая часть опрошенных принимает участие в мероприятиях по охране окружающей среды.
· Многие обеспокоены экологической обстановкой.
· 26 из 33 опрошенных подчеркивают непосредственность влияния экологии на здоровье людей.
· Большинство учеников готово повлиять на экологическое состояние и делает это.
· Экологические проблемы в большинстве случаев обсуждаются на уровне семьи.
В целом, экологическая культура среди учеников среднего звена находится далеко не на низком уровне, безусловно, положительное явление. Этот результат следует закрепить, а лучше – ещё повысить этот уровень.
Снег может служить показателем чистоты воздуха.
Данный эксперимент заключается в сравнении качественных характеристик снега, взятого с разных точек моего посёлка. Были выбраны: лесная зона, двор, а также участок, прилегающий к проезжей части (Приложение 3).
Первый шаг – определение внешнего вида снега. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Определение внешнего вида снега
Территория |
Внешняя характеристика |
Лесная зона |
Белый, чистый |
Двор |
Белый, чистый |
Участок у дороги |
Серый, грязный |
Источником загрязнения снега являются автомобили. Выбросы транспортных средств делают снег более темным, соответственно, загрязненным. Места, где машины практически отсутствуют, осадки имеют естественный цвет.
Затем, мы изменили состояние снега, дав возможность ему растаять. Воду, отстоявшуюся 24 часа, также сравнили по нескольким критериям: прозрачность и наличие осадка. Первый из которых определили просматриванием через стеклянную тару печатного текста, а последний – при помощи бумажного фильтра. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2. Определение прозрачности воды и наличия осадка
Территория |
Прозрачность талой воды |
Наличие осадка |
Лесная зона |
Прозрачная |
Отсутствует |
Двор |
Прозрачная |
Практически нет |
Участок у дороги |
Мутная |
Сильный осадок |
Участок вблизи оживленной трассы не может похвастаться удовлетворительными характеристиками, в отличие от двух других мест взятия проб. К причинам относятся: городская пыль, выбросы автотранспорта и промышленных предприятий.
Вывод: Снег – показатель чистоты воздуха и воды. На основе этого эксперимента делаем вывод, что в лесу воздух более чистый. По мере приближения к дорогам или заводам степень загрязненности увеличивается. Это непосредственным образом влияет на нашу жизнь. Проблемы нуждаются в скорейшем решении, может быть, в переосмыслении и переходе к альтернативным источникам энергии.
Шумовое загрязнение также является угрозой здоровью человека и животных.
Источниками шума являются автомобильный и железнодорожный транспорт, промышленные предприятия и различные строительные объекты.
Уровень шума измеряется в децибелах (дБ(А)) при помощи специального устройства - шумомер.
Согласно установленным санитарным нормам, уровень шума около зданий не может превышать 55 дБ(А) в дневное время и 40 дБ(А) – ночью. В целом, интенсивность до 60 дБ(А) является допустимой и не оказывает негативного влияния на человека. Промежуток от 60 до 100 дБ(А) – предельно допустимый, влияет на состояние организма (Ашихмина Т.Я., Кантор Г.Я., 2008 г., стр. 83).
Мы провели эксперимент, с помощью специального прибора измерили уровень шума в разных местах поселка. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3. Определение уровня шумового загрязнения
Территория |
Уровень шума, дБ(А) |
Характеристика |
Лесная зона |
40-55 |
Не оказывает негативного воздействия |
Двор |
55-70 |
Средние значения, небольшие отклонения от нормы |
Участок у дороги |
75-95 |
Может вызвать ослабление слуха при длительном воздействии, возбуждает нервную систему |
Вывод: Лесную зону и территорию вблизи домов можем назвать чистыми с точки зрения шумового загрязнения. А автомобильная дорога – серьезный источник шумового загрязнения, оказывающий негативное влияние на людей. При высоком уровне шума осуществляется нагрузка на физическое и психологическое состояние, нарушаются органы слуха. Такие проблемы, к сожалению, возникают не только в современных городских условиях, но и в моем поселке. Чрезмерный шум следует избегать. Звукопоглощающие и звукоизоляционные материалы, использующиеся в стенах и окнах, могут помочь в этом плане. Необходимо также снизить громкость звуков, исходящих от транспортных средств.
Человеческий фактор оставляет заметный отпечаток на флоре и фауне. Экологические проблемы далеко не редки сегодня. Их воздействие ощущает не только человек, но и животные, растения. Мои исследования подчеркнули наличие вышеописанных явлений.
Главная задача – исправить экологическую обстановку, сократить размеры ущерба от антропогенной деятельности, транспорта и промышленности. Ведь природе трудно сделать это самостоятельно. Наш дом нуждается в незамедлительной помощи. Улучшить ситуацию, на мой взгляд, можно следующими способами:
· Усилить соответствующий государственный контроль и надзор;
· Повысить уровень экологической культуры среди всех возрастных групп населения;
· Осуществлять ускоренный переход к альтернативным, более чистым источникам энергии;
· Дополнительно оснащать фильтрующими средствами промышленные предприятия;
· Более рационально расходовать ограниченные природные ресурсы, перерабатывать их;
· Развивать медицину, чтобы снизить уровень экологических заболеваний;
· Объединить усилия общества и государств;
· Поддерживать деятельность экологических ассоциаций и объединений;
· Оснастить жилые помещения средствами фильтрации воздуха, активно использовать шумоизолирующие материалы.
Таким образом, данные моего исследования показывают только локальный мониторинг поселка.
Общие результаты наблюдения на всех трех уровнях мониторинга (локальном, региональном, глобальном), показывают объективную картину антропогенных и природных процессов в различных регионах страны.
И для того, чтобы экологическая обстановка стала лучше, мы должны объединиться. Ведь экология начинается с каждого из нас!
1. Экология России. Хрестоматия. /Сост. В. Н. Кузнецов. – М.: АО «МДС», 1995 г.
2. Москвоведение: Экология Московского региона: Пособие для учащихся 8-9 кл. г. Москвы и Московской области. – М.: Экопрос, 1996 г.
3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. – М.: АО МДС, 2000 г.
4. Ашихмина Т.Я., Кантор Г.Я., Васильева А.Н., Сюткин В.М. Школьный экологический мониторинг.- М.: АГАР, 2008 г.
5. Виды, источники и причины загрязнения окружающей природной среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://natworld.info/raznoe-o-prirode/vidy-istochniki-i-prichiny-zagrjaznenija-okruzhajushhej-prirodnoj-sredy (дата обращения: 04.02.2020 г.).
Анкета 1
Вопрос №1. Волнует ли Вас экология нашего города (посёлка)?
a) Да.
b) Нет.
c) Затрудняюсь ответить.
Вопрос №2. Оцените загрязненность города (посёлка) по 5-бальной шкале.
a) 1.
b) 2.
c) 3.
d) 4.
e) 5.
Вопрос №3. Что Вы будете делать, неся мусор, если рядом не окажется мусорного контейнера?
a) Выброшу на улицу.
b) Донесу до контейнера.
c) Иное.
Вопрос №4. Участвуете ли Вы в субботниках?
a) Да.
b) Нет.
c) Редко.
Вопрос №5. Беспокоят ли Вас экологические проблемы?
a) Да.
b) Нет.
c) Затрудняюсь ответить.
Вопрос №6. Влияет ли экология на здоровье человека?
a) Влияет непосредственно.
b) Косвенно.
c) Не влияет.
d) Затрудняюсь ответить.
Вопрос №7. Можете ли Вы повлиять на экологическое состояние в городе?
a) Да.
b) Нет.
c) Затрудняюсь ответить.
Вопрос №8. Обсуждают ли у Вас в семье экологическую обстановку?
a) Да, часто.
b) Редко.
c) Не обсуждают.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.