муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «детский сад № 422 «Сибирячок»,
630136, г. Новосибирск, ул. Киевская, 19, тел./факс 341-88-12
|
Подготовила воспитатель
Шумкина Светлана Павловна
г. Новосибирск
|
1. Аннотация проекта «Есть игрушки у меня»
2. Краткое описание организации
3. Этапы реализации проекта:
3.1. Поисковый этап
3.2. Аналитический этап
3.3. Практический этап
3.4 Презентационный этап
4. Основные направления реализации проекта
5. Значимость проекта
Приложение
“Настоящий
ребенок” должен сделать три вещи –
вырастить куклу, построить дом
и наиграться в нем вдоволь!
1. Аннотация проекта «Есть игрушки у меня»
Одним из основных средств духовно – нравственного и патриотического воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие личности и приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка.
Игрушка – это не просто забава. “Игрушки-небалушки” - так говорит народная мудрость о значении игрушек для ребенка. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку радость, здоровье и благополучие.
Актуальность проблемы: В последнее время все
более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей
стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Считается, что игрушки,
предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими.
Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т. д. Тем
самым, игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы,
мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются.
Например, в старшем дошкольном возрасте, родители предпочитают делать акцент на яркую азбуку вместо кукол и машинок, что приводит ребенка в сферу, совершенно чуждую его потребностям. Безусловно, на определенном этапе овладение языком письменного и цифрового общения это необходимо. Но чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с миром взрослых они окажутся действительно востребованы. Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры, а главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности. Ведь главное качество игры – это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет, что некоторой части дошкольников бывает достаточно трудно. В разработанном нами проекте описывается, что и как нужно сделать, чтобы добиться желаемого, стойкого, положительного результата в работе с детьми по данной теме.
Вид проекта: познавательно-творческий; краткосрочный.
Участники проекта: дети 4-6 лет, педагоги, родители.
Сроки реализации: 1 месяц
Направленность проекта:
- формирование связной речи, обогащение и расширение словарного запаса по теме;
- использование исторического содержания для формирования у детей представлений об игрушках и игре на Руси;
- развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей русского народа посредством ознакомления с изготовления игрушек в древности;
- проведение работы с родителями, привлекая их к совместному творчеству с детьми;
Цель проекта: расширять, обогащать и систематизировать знания детей об игрушках, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи:
• Дать детям представление о различных видах игрушек, способах игры с ними, материалах, из которых их изготавливают, учить выделять их составные части.
• Познакомить с историческими фактами возникновения игрушек.
• Формировать интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.
• Формировать у детей бережное, эмоционально-эстетическое отношение к игрушкам.
• Обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки.
Предполагаемые результаты: данный проект позволит детям нашей группы Знать:
• названия игрушек, их назначение и части,
• виды игрушек,
• где и из каких материалов изготавливают игрушки,
• как появились первые игрушки и их назначение,
• художественные и музыкальные произведения, написанные об игрушках.
Уметь:
• сравнивать и рассказывать, чем отличаются друг от друга игрушки,
• выделять составные части, форму, цвет, материал.
• составлять описательные рассказы о игрушках.
Получить родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Практическая значимость проекта: рост личностного развития ребенка, практическое освоение окружающей действительности, развитие творческих способностей, речевых навыков.
Педагогические принципы реализации проекта
проблемное и развивающие обучение, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный принцип, системно-деятельностный подход.
Презентация проекта:
Продукт проекта: книжки самоделки «Моя любимая игрушка», выставка рисунков «Моя любимая игрушка», открытое занятие по теме, издание сборника «Наши рассказы об игрушках» (рассказы об игрушках с фотографиями).
Обеспечение: подготовка предметно-развивающей среды в группе, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, составление библиотеки художественной литературы об игрушках, фотографии и репродукции картин, музыкальные композиции, мультфильмы и фильмы по теме, настольно-печатные и дидактические игры.
3. Этапы реализации проекта
3.1. Поисковый этап
Цель: целеполагание.
Формулировка проблемы:
· «Что мы знаем об игрушках? »
Введение в игровую ситуацию:
· Сюжетно-ролевые игры
· Проблемные вопросы детям.
Формирование задач:
· Расширять, обогащать и систематизировать знания детей об игрушках.
Вхождение в проблему:
· Активизация информационного опыта, работа в проблемном поле.
· Принятие задач.
· Уточнить задачи проекта и конечный продукт проекта.
Разработка проекта
3.2. Аналитический этап
Цель: оказание помощи в решении задач и планировании деятельности:
· Подобрать методическую и художественную литературу, наглядные и видеоматериалы по данной теме.
· Довести до сведения родителей о предстоящем проекте. Актуализировать перед родителями важность выбранной темы. Заинтересовать родителей и нацелить их на взаимодействие.
· Составить перспективный план мероприятий.
· Подобрать необходимые материалы для сюжетно-ролевой игры и настольно-печатные игры.
· Организовать деятельность детей:
o Планируют деятельность (совместно с воспитателями) .
o Объединяются в проектные группы.
o Распределение ролей.
o Распределение обязанностей.
3.3. Практический этап.
Цель: выполнение проекта.
· Организационные работы над проектом (поэтапно) .
· Поиск решений, продуктивная деятельность, поиск информации, ознакомление с художественной литературой, экскурсионная деятельность, игровые ситуации, проблемные ситуации.
· Анкетирование с целью ознакомления как, с какими игрушками предпочитают играть дети, сколько по времени, из чего состоят их игровые действия.
Воспитатель: наблюдает, оказывает практическую помощь, поддерживает интерес детей, направляет, контролирует, систематизирует.
Родители: активные участники проекта, помощники своим детям.
· Ищут варианты решения задач.
· Добывают необходимую информацию, наглядный материал.
· Выбирают необходимый материал для продуктивной деятельности.
3.4. Презентационный этап
Презентации самодельных книжек-малышек об игрушках.
Выставка
рисунков «Все игрушки хороши»
4. Основные направления реализации проекта
I. Обогащение развивающей среды
1. Создание в групповой комнате Мини-музея «Игрушки наших бабушек» - сбор, систематизация и размещение материала и экспонатов по данной теме.
Пополнение дидактическими и настольными играми: «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино» и др.
Пополнение библиотечки книгами А. Барто «Игрушки», Я. Тайц «Кубик на кубик», В. Шипунова «Мячик», Л. Толстой «Была у Насти кукла», Е. Шаламонова. Стихи об игрушках.
2. Творческая деятельность детей: изготовление игрушек своими руками, выставка рисунков «Моя любимая игрушка».
II. Работа с детьми
1. Познавательные беседы: цикл бесед по познавательному блоку: «Игрушки», «Как мы играем с игрушками», «История возникновения игрушки на Руси», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Современные игрушки»
Цель: познакомить детей с историей появления игрушки, как выглядели «первые» игрушки, из чего были изготовлены, как менялась игрушка с течением времени, из каких материалов теперь изготавливают игрушки.
2. Видеопросмотры: мультфильмы об игрушках: «Забытые игрушки», «Зай и Чик», «Машенькин концерт», «Розовая кукла», «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик» и др. ; фильмы об игрушках «Щелкунчик», «Дети в стране игрушек», «Приключения Буратино или Золотой ключик».
Выставки: фотовыставка: «Игрушки народов мира», выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка», выставка старых игрушек прошлого века, выставка репродукций картин «Игрушки глазами художников», «Дети играют».
3. Дидактические игры: «Назови игрушку» цель: закрепить знания детей о игрушках; «Кто скорее соберет игрушки», «Познакомим Мишку с игрушками», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино», собери игрушку из пазлов.
4. Организация сюжетно – ролевой игры: «Магазин игрушек»
Цель: развивать функции сравнения и обобщения в мышлении детей, развивать диалогическую речь, воображение, учить общению.
5. Подбор, чтение и заучивание художественных произведений: разучивание стихотворений об игрушках А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»; Я. Тайц «Кубик на кубик», В. Шипунова «Мячик», Л. Толстой «Была у Насти кукла», Н. Матвеева «Я леплю из пластилина», Е. Благинина «Лодочки»; разгадывание загадок об игрушках.
6. Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского («Деревянные солдатики», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», А. Гречанинова, Г. Свиридова «Альбом пьес для детей. Музыкальный ящик», А. Лядова «Музыкальная табакерка», пьеса для фортепиано «Куколки», Д. Шестаковича «Шарманка» и «Танцы кукол», К. Дебюсси «Ящик с игрушками».
III. Работа с родителями
1. Творческие задания на дом: совместное составление правил обращения с игрушками детей с родителями, совместно с родителями подбор фотографий и иллюстраций по теме из журналов, газет и открыток с изображением игрушек.
2. Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка».
5.Значимость проекта
Данный проект:
· позволил детям расширить представление о различных видах игрушек, способах игры с ними, материалах, из которых их изготавливают, научил выделять их составные части.
· познакомил с историческими фактами возникновения игрушек.
· сформировал интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.
· сформировал у детей бережное, эмоционально-эстетическое отношение к игрушкам.
· обогатил и расширил словарный запас детей, улучшил связную речь, познакомил с произведениями художественной литературы и музыки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.