Проект
«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Подготовила Голикова Н.А.
Проект
«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы: Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка. Именно поэтому мною была выбрана тема проекта «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
II. Методическое обоснование. На современном этапе, поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. Воспитание чувства любви к Родине находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Именно поэтому решением данной проблемы стало использование в работе с детьми по патриотическому воспитанию проектного метода. Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
III. Цель проекта: Воспитание чувства любви к Родине, родному краю посредством проектной деятельности.
IV.Задачи проекта: - Дать знания детям о Родине. - Познакомить с культурой и традициями родного края. - Использовать проектный метод в работе с детьми по патриотическому воспитанию.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
V. Новизна проекта
Использование новых форм в работе c детьми по патриотическому воспитанию, таких как проектный метод.
VI. Направления проектной деятельности: - Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов - Технологический блок: Разработка конспектов НОД с использованием развивающего обучения - Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: февраль - май.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Обеспечение проектной деятельности: Методическое:
1. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
2. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
3. Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы:
1. Подбор исторической, методической и научной литературы;
2. Подбор произведений русского народного творчества;
3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, видео и аудио материал),
4. Подготовка разного вида бросового материала;
5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
6. Дидактические игры;
7. Выставки книг, рисунков, поделок.
Ожидаемый результат - результативный:
1. Результативность в познавательной работе:
1.1. Изучение архивных документов и публикаций по истории нашего города (работа с литературой);
2. Результативность в образовательной деятельности:
2.1. Самообразование;
2.2. Внедрение знаний в повседневную жизнь ДОУ, в работе с детьми;
2.3. Разработка методических рекомендаций по развитию творческих способностей;
3. Результативность в воспитании:
3.1. Понимание воспитателями значимости данной проблемы;
3.2. Практическое усвоение знаний в рамках данной темы;
3.3. Активизация познавательной деятельности воспитателя;
4. Результативность в работе с родителями:
4.1. Взаимоотношения Педагог-родители-ребёнок помогают в активном нравственном становлении личности ребенка.
Ожидаемый результат – эффективный:
Дети знают: |
Дети умеют: |
· Имеют представление о Родине, о стране; · Символику России и города; · О возникновении города, в котором живут, историческое название улиц, культурных центров; · О бережном отношении к объектам культурного наследия; · Имеют представления о ВОВ; · Памятники, посвященные военным годам; · О людях старшего поколения, прошедших годы войны; · Правила поведения в общественных местах; · О значении для человека природы; · Природные ресурсы. |
· Узнавать памятники, улицы на фото, слайдах и т.д.; · Применять знания об увиденном в практической деятельности; · Доказывать свою точку зрения на основе полученных знаний; · Воспринимать красоту народного творчества; · Использовать атрибуты русской культуры в театральной деятельности и хороводных играх; · Осознают значимость победы в ВОВ; · Признают право на игры, отдых, благодаря защитникам города; · Проявляют интерес к военному делу; · Составлять целостную картину исторического прошлого. |
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационный:
1. Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
2. Изучение современных требований к содержанию и организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
3. Диагностика детей.
4. Анкетирование родителей.
5. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
6. Разработка критериев эффективности проекта.
Критерии эффективности.
1. Отношение к родному краю;
2. Знание о стране и её столице;
3. Отношение к природе родного края.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных мероприятий на темы: «Люблю тебя мой край родной», «Моя Родина – Россия».
Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Хлеб – всему голова!», «Птицы нашего края», «Казачий край».
Оформление дидактических игр по
краеведению:
«Построй
курень»; «Одень казака и казачку»; «Поставь мебель в курене»; «Казачьи блюда». «Собери картинку»,
«Бабушкин сундучок», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
Лепка «Животные и птицы»
Художественное сотворчество с детьми на тему: «Казачий курень»; «Казак без коня не казак».
Разучивание стихов, песен о Родине.
Оформление мини – музея в русских традициях
III. Завершающий
Открытый просмотр образовательной деятельности «Путешествие по казачьим станицам»;
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Необходимые условия реализации проекта:
1. Интерес детей и родителей;
2. Методические разработки;
3. Интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Методы проекта:
1. Наблюдение,
2. Совместные игры,
3. Анкетирование родителей,
4. Познавательные игровые занятия,
5. Беседы.
Выводы.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Создание мини-музея «Казачий двор» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей.
Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.
Предложения по распространению проекта:
Проект можно использовать в любой старшей и подготовительной к школе группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей. Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Достигнутые результаты:
Реализация проекта:
Эта пы |
содержание |
цель |
участники |
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы й |
Занятия познавательного цикла 1. «Я люблю тебя Россия»
2. «Герб и флаг города»
3. «Отчизны верные сыны»
чтение литературы «Князь Владимир» В. Воскобойников
4. беседа «Тот герой, кто за Родину горой».
Чтение художественной литературы Ч С. Баруздина «Страна, где мы живем», «Твои защитники» Л. Кассиль. А. Барто «На заставе», С.Я. Маршак «Пограничники», Я. Аким «Земля». Н. Кравцова «В ночном полете» Жуков. В. Костецкий «Возвращение» Рассматривание репродукций Ю.М. Непринцев «Отдых после боя» А. Лактионов «Письмо с фронта» (1947), А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942), «Окраина Москвы» (1941) П. Корин. Маршал Г.К.
«Седьмая симфония» Д. Шостаковича, песня «День Победы» Д. Тухманова.
(цикл занятий) Экскурсия к памятнику погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто».
|
1.Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за страну Россию, познакомить детей с российским гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому Россию 2. Обобщение элементарных представлений о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов. -Расширять и обогащать представления детей о русских богатырях.
- Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить детей с некоторыми моментами истории, связанными с защитниками Отечества – Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа. - Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны. -рассказать о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. -воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории. -Постепенное углубление знаний по принципу от простого к сложному. -Способствовать возникновению устойчивого интереса к художественным произведениям, развивать патриотические чувства.
- Обогащение знаний детей о Великой Отечественной войне, через рассматривание репродукций. -Формировать патриотические чувства у детей. -Воспитывать любовь к Родине, к воинам Российской армии. - рассказать о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны.
- Воспитание уважительного отношения к воинам защитникам. |
Музыкальный руководитель, воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
воспитатели
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель
Воспитатели, дети, родители |
|
т в о р ч е с к и й |
Заучивание наизусть: В. Лебедев-Кумач. «Мы храбрые люди», А. Барто. «Кораблик», А. Нехода «Летчики», «День Победы» Е. Шаламонова. Песни «Ты не бойся, мама!» муз. М. Протасова, сл. Е. Шкловского, «Мальчишки» муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой, «Мы рисуем голубя» муз. О Ширяевой, сл. М. Лисича. Музыкальные игры: «Зоркие глаза» муз. Ю. Слонова. Сбр. Музыка и движение. Под гр. С.142. «Наша Армия» муз. М. Красева. сб. Муз\движение. С. 145 «Будь ловким!» музыка Н. Ладухина. Сбр. Муз.\дв. |
- Воспитание патриотических чувств. Знакомство с творчеством поэтов.
- Создавать условия для развития ловкости, внимания, памяти, быстрого бега. - Создать условия для реализации творческой активности детей и родителей |
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель, дети
Музыкальный руководитель, дети, родители |
Рисование «Наша Армия родная», «Война глазами детей» Лепка «Военная техника». Конструирование «Поделки для пап и дедушек» Аппликация «Открытка для папы». Оформление в группах уголков по нравственно-патриотическому воспитанию «Память» -Оформление стенда «Гордость и слава Отечества» -Семейное творчество: рисуем, сочиняем «Что я знаю о войне»
|
Способствовать развитию творчества детей на основе создания образов.
-визуальное знакомство с государственным флагом Российской Федерации. -Способствовать возникновению у детей внимательного, уважительного отношения к ветеранам.
- побуждать детей выражать свои чувства через художественное творчество. |
дети. Воспитатели.
Воспитатели, родители, дети, Родители. |
|
П |
Музыкально-спортивные досуги: «Богатыри». Театрализованная игра «Наша Армия» Мини-музей в группе «Казачий двор». «Самый сильный папа мой!» (музыкально-спортивное мероприятие) Праздник «Светлый День Победы» Заучивание стихов, песен и игр.
|
-Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологичекого и других компонентов. |
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители. |
Литература
1. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.
2. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Сфера, 2005.
Приложение № 1
Непосредственно образовательная деятельность по теме:
"Мы живем в России"
Образовательная область : художественно-эстетическое развитие
Цель: формировать у детей патриотические чувства, гордость за свою Родину, уважение к Отчизне.
Задачи:
Материалы:
Предшествующая работа:
Рассматривание государственных символов, разучивание стихотворений.
НОД «Родная сторонка»
I. Организационный момент. Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, пожалуйста, как называется наша страна? (ответы детей).
II. Основная часть Сегодня я вам предлагаю отправиться в занимательное путешествие по нашей Родине - России. А на чем бы вы хотели путешествовать? (высказывания детей). Я вам приготовила сказочный ковёр-самолёт. (Дети рассаживаются на ковре). Звучит любая спокойная инструментальная музыка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие необъятные российские просторы! Как много полей, лесов, морей, рек и больших городов, маленьких деревушек. Внимание! Наш ковёр-самолёт приземляется в столице. Кто из вас знает, как называется столица нашей родины? (Дети отвечают). Сейчас мы с вами отправимся на Красную площадь. Откуда произошло это название? Чем прославилась Красная площадь? (ответы детей) Правильно! В Кремле находится правительство России. А кто является главой нашего государства? Как его зовут?
Дети рассматривают иллюстрации Красной площади, Кремля, Спасской башни, здания Правительства.
Воспитатель: А как в народе называют Москву? Дети: (Златоглавая). Воспитатель: А почему? (дети отвечают) Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о Москве знаете? Дети: (“Москвой столицей народ гордиться!”, “Кто в Москве не бывал, красоты не видал!”) Воспитатель: Кто живет в Москве? (москвичи) Воспитатель: В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Назовите их. (дети отвечают)
Давайте внимательно рассмотрим Герб России. Что вы можете сказать о нём? (Всадник поражает копьём змею - победа добра над злом. Этот всадник-Георгий Победоносец! Золотой двуглавый орёл - это образ солнца и солнечной колесницы. Солнце восходит на востоке, совершает свой дневной путь и заходит на западе. Вот поэтому одна голова смотрит на восток, а другая - на запад).
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, где можно встретить изображение Герба? (На вывесках государственных зданий, машинах, самолётах, монетах и т.п.).
Воспитатель: А теперь посмотрите, пожалуйста, на это изображение и скажите что же это такое?
Дети отвечают. Да, это флаг Российской Федерации. Он трехцветный, поэтому по-другому его называют триколор. Что же означают три цвета нашего Российского флага?
В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Кто из вас знает стихотворение о флаге?
Дети: Белый цвет - березка, синий - неба цвет, красная полоска - солнечный рассвет. (Б.Семенов)
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, почему Россию иногда называют еще и словом “Русь”? Существует много различных мнений, что именно обозначает это слово. Ученые долго спорили, но кто из них прав — никто не знает. Но далеко-далеко на Севере, за лесами и болотами, еще встречаются деревни, где люди говорят по-старинному. Они называют “Русью” светлое, солнечное место. Все светлое так называют: русый парень, русая девушка— это значит светлые, с волосами золотистого цвета. Получается, что Россия — это светлое, солнечное место. Замечательное место для Родины. А как вы думаете, ребята, что такое Родина? (Дети отвечают.) Совершенно верно. Родина — это страна, в которой мы живем, наш родной город, улица, на которой мы живем, наш дом, наш детский сад, родные и друзья.
Воспитатель: Флаг, герб и гимн — это символы каждого государства. Но у России есть еще один символ, очень красивый и нежный. Это — красавица русская березка.
Ребенок:
На лугу зеленом
Березка стояла,
И ветвями детям
Березка кивала.
Мы стоим внизу.
Подставляя ладошки.
Брось скорее, березка,
Всем детям сережки!
Мы березке белой
Платочком помашем,
У березки белой
Сегодня мы спляшем!
С. Насауленко
Физминутка под русскую плясовую дети выполняют различные движения (элементы русского танца).
Воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня мы будем рисовать нашу Родину, то место где мы все с вами живем. А теперь давайте подойдем к столам и посмотрим какой художественный материал мы будем использовать.
Дети: Восковые мелки, акварель, карандаши, гуашь, клей, цветная бумага.
Воспитатель: каждый из вас придумает то, что он будет рисовать и выберет чем. Можно разделиться на пары и выполнять рисунок вдвоем по желанию.
Дети выполняют рисунки, звучит спокойная музыка, русские народные песни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.