Проект
«Формирование у дошкольников
основ безопасного поведения в социуме»
Паспорт проекта
Название и тип проекта |
Познавательный проект «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме»
|
Разработчики проекта |
Написать фамилии разработчиков |
Участники проекта |
Дети, воспитатели, родители. |
Сроки реализации проекта |
Написать сроки |
Основания для разработки проекта |
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 4. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад №…(дописать название своего д/сада).
|
Цель проекта |
Формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности.
|
Задачи проекта |
1. Познакомить с правилами безопасного поведения для человека и окружающего мира природы. 2. Познакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года. 3. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 4. Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. 5. Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми. 6. Приобщать к здоровому образу жизни.
|
Этапы проведения проекта |
I этап. Подготовительный. Цель: Создание условий для реализации познавательного проекта. II этап. Практический. Цель: Формирование у воспитанников основ собственной безопасности посредством различных форм и методов взаимодействия. III этап. Заключительный. Цель: Обобщение итогов и представление продуктов познавательного проекта.
|
Планируемые результаты проекта |
Для воспитанников: 1. Ребенок имеет элементарные представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них: о правилах безопасного поведения в природе, о правилах дорожного движения, об обращении с бытовыми предметами, о возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и др. 2. Соблюдает основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. 3. Знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов. 4. Знает номера телефонов экстренных служб; знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. 5. Знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). 6. Сформированы практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
Для родителей: 1. Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у детей основ собственной безопасности. 2. Приобретён педагогический опыт активного участия в социализации и познавательном развитии своего ребенка. 3. Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок. 4. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
Для педагогов: 1. Сформированы профессиональные компетенции в вопросах формирования у воспитанников основ собственной безопасности. 2. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта. 3. Внедрены современные технологии и методики по формированию у детей элементарных представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
|
Продукты проекта |
1. Презентация «Формирование у дошкольников основ собственной безопасности». 2. Итоговое открытое мероприятие «Безопасность на дорогах и улицах». 3. Оформление папки «Игры по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасности жизнедеятельности».
|
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься вопросами безопасности жизни человека в современных условиях. Знания о способах спасения нужны не только взрослым, но и детям.
К тому же, дошкольный период наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях окружающего мира, о способах сохранения своего здоровья, о правилах безопасного поведения в окружающем мире.
Поэтому, чем раньше начать работу по формированию представлений у детей о существующих в социальном и природном мире опасностях и противостоянию им, тем раньше дошкольники приобретут опыт безопасного поведения.
Обогащать знания и практические умения детей нужно в следующих направлениях:
- - познакомить дошкольников с правилами поведения в различных неожиданных ситуациях;
- способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни, об адекватном поведении в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;
- способствовать формированию элементарных умений правильно действовать в опасных для жизни ситуациях.
Для реализации данных задач необходимо так организовать взаимодействие с дошкольником, чтобы оно было направлено на развитие его познавательного интереса и познавательную самостоятельность.
Эти личностные качества помогут ребенку активно исследовать и узнавать окружающий его мир. А результатами познания будут не только элементарные понятия и навыки по безопасности жизни, но и общее развитие воспитанников.
При формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста педагогу следует помнить основные методические правила:
- необходимо обеспечить психологический комфорт для каждого ребенка;
- усложнение материала должно происходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- освоение новых знаний целесообразнее проводить в процессе активной познавательной, поисковой или игровой деятельности.
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности.
Задачи:
1. Познакомить с правилами безопасного поведения для человека и окружающего мира природы.
2. Познакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года.
3. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
4. Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
5. Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.
6. Приобщать к здоровому образу жизни.
Принципы реализации проекта
1. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, формирование знаний о безопасности собственной жизни, приобщение к здоровому образу жизни происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия при формировании ценностей здорового образа жизни.
3. Активное участие всех субъектов образовательных отношений в реализации проекта. Этот принцип предполагает, что каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход какой-то игры, образовательной ситуации, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Детям и взрослым предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
4. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом при реализации проекта. Педагоги должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Проект предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
5. Взаимодействие с социальными партнерами. Социальное партнерство становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет расширить спектр образовательных услуг и динамично развиваться всем участникам образовательного процесса. Благодаря взаимодействию с партнерами повышается качество реализации основной образовательной программы дошкольного образования и осуществляется более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей дошкольников.
Содержание проекта
Содержание проекта обеспечивает формирование у детей основ безопасности в различных видах деятельности и охватывает следующие направления:
1. Безопасность собственной жизнедеятельности.
2. Безопасное поведение в природе.
3. Безопасность на дорогах и улицах.
4. Здоровье.
Основные формы организации образовательной деятельности
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Каждый педагогический метод опирается на принцип активности воспитанников, характеризуется высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.
Формы взаимодействия педагога с детьми
|
- проблемные ситуации; - беседы; - обсуждение; - практикумы; - наблюдение; - чтение художественной литературы; - экскурсии; - рассматривание объектов и их обследование; - дидактические игры; - конкурсы, викторины; - рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, коллекций.
|
Формы самостоятельной деятельности детей
|
- решение проблемных ситуаций; - дидактические игры; - сюжетно-ролевые игры; - наблюдения; - рассматривание; - экспериментирование с материалами.
|
Формы взаимодействия педагога с родителями
|
Проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий и занятий-практикумов; - спортивных и оздоровительных развлечений, досугов; - консультаций и рекомендаций; - организация фотовыставок.
|
Механизм оценки эффективности проекта
1. Анкетирование среди родителей.
2. Анализ реализации плана по формированию у детей знаний и умений безопасного поведения в социуме.
Планирование деятельности
I этап. Подготовительный
№ |
Мероприятия этапа |
Дата
|
1. |
Подбор информационного материала, литературных источников по теме.
|
|
2. |
Выявление знаний детей о проблеме безопасности жизнедеятельности (беседы, наблюдения).
|
|
3. |
Разработка папок-передвижек и информационных листков: «Стихотворения для детей по ПДД» «Использование и хранение опасных предметов», «Как знакомить детей с основами безопасности». «Обращение с электрическими приборами», «Игры во дворе», «Как закалять ребенка в домашних условиях», «Не оставляйте детей без присмотра», «Что нужно делать при пожаре», «Формирование у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья», «Опасности на улице», «Опасности в природе».
|
|
4. |
Разработка и проведение консультаций: - для педагогов: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по ознакомлению детей с основами безопасности собственной жизнедеятельности»; «Моделирование дорожных ситуаций в процессе сюжетно-ролевых игр с дошкольниками», «Формирование у дошкольника ценностного отношения к себе и окружающим людям в процессе приобщения к ЗОЖ»;
- для родителей: «Типичные ситуации детского травматизма и меры их предупреждения», «Знакомство ребенка с правилами дорожного движения через игру», «Знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице», «Воспитание у ребенка безопасного поведения в быту».
|
|
5. |
Разработка сценариев образовательных и досуговых мероприятий.
|
|
II этап. Практический
Направления деятельности |
Содержание деятельности |
Дата |
I. Безопасность собственной жизнедеятельности
|
1. Проектирование различных ситуаций с детьми: - «Правила пользования колющими и режущими предметами»; - «Если ты потерялся», - «Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака?»
|
|
2. Игра-практикум «Вызываем МЧС (скорую, полицию)».
|
|
|
3. Образовательное мероприятие «Не играй, дружок, с огнем».
|
|
|
4. Экскурсия в пожарную часть.
|
|
|
II. Безопасное поведение в природе
|
1. Проектирование различных ситуаций с детьми: - Что нельзя есть в лесу, чтоб не отравиться? - Как нужно одеваться в морозную погоду? В жару? - Что нужно делать при встрече с лесными животными?
|
|
2. Образовательное мероприятие «Школа безопасности».
|
|
|
3. Развлечение «У природы нет плохой погоды».
|
|
|
III. Безопасность на дорогах и улицах
|
1. Игра-практикум «Мой безопасный путь в детский сад».
|
|
2. Смотр-конкурс рисунков и поделок «Красный, жёлтый, зелёный».
|
|
|
3. Проведение совместного с родителями и инспекторами ГИБДД тематического досуга «Знать на отлично ПДД желает вам ГИБДД».
|
|
|
IV. Здоровье |
1. Игра-практикум совместно с врачом из детской поликлинники «О пользе витаминов и их значении для здоровья человека».
|
|
2. Викторина «Что нужно знать о здоровом образе жизни?».
|
|
|
3. Физкультурный досуг «Моя спортивная семья».
|
|
III этап. Заключительный
№ |
Мероприятия этапа |
Дата
|
1. |
Анкетирование родителей с целью с целью оценки совместной работы по реализации задач проекта.
|
|
2. |
Анализ соответствия оснащенности группы оборудованием и пособиями, способствующими формированию основ собственной безопасности. |
|
3. |
Проведение мониторинговых мероприятий.
|
|
4. |
Представление опыта в форме: - презентации «Взаимодействие с родителями по формированию у детей основ безопасного поведения в социуме». - публикации «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с основами безопасности жизнедеятельности».
|
|
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей – СПб, Детство-Пресс, 2016.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
3. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб, Детство-Пресс, 2016.
5. Жукова О.Г., Федорова Е.Г., Трушнина Г.П. Азбука «Ау!»: Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. – СПб, Детство-Пресс, 2008.
6. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. – Волгоград, Учитель, 2013.
7. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
8. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. – Детство-Пресс, 2018.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.