Проект
«Город у моря - Таганрог»
Автор работы:
Бабак Марина Петровна.
воспитатель
МБДОУ Детского сада №71
2019 год
г. Таганрог.
ПРОЕКТ «Город у моря - ТАГАНРОГ»
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом.
С.Михалков.
Аннотация
Задача воспитания чувства патриотизма и любви к малой Родине традиционно решалась в нашем ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла идея изменить формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей с родным краем. Реализация проекта «Город у моря - Таганрог» стала плодотворным этапом в ознакомлении старших дошкольников с Ростовской областью и приобщением к художественной литературе. Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным, развивает творческие способности дошкольников.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тема проекта: «Интегративный подход при формировании у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю в проектно-краеведческой деятельности»
Автор проекта: Бабак Марина Петровна_ воспитатель МБДОУ д/с №71
Участники проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, родители.
Вид проекта: инновационно –практический
Срок реализации: краткосрочный (сентябрь 2019 – январь 2020 год)
Место проведения: МБДОУ Детский сад № 71
Возраст детей: дошкольники 6-7 лет
Тип проекта: повторяющийся (возможность использования для дошкольников разного возраста с дополнениями)
Проблема: Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, о родном городе, стране, особенностях русских традиций; равнодушное отношение детей к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю; недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
Актуальность : Знакомство детей с историко-культурными особенностями родного края формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Практическая значимость: Данный проект поможет детям и родителям приобщиться к богатым традициям родного города, окунуться в творческий мир писателя А.П.Чехова.
Гипотеза : Использование данного проекта (модели образовательной технологии проектно-исследовательской деятельности воспитанников 7-го года жизни) приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.
Цель: Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае и великом земляке А.П.Чехове.
Задачи:
Образовательные:
· расширение знаний детей об истории родного края;
· формирование представлений о жизни и творчестве русского писателя А.П.Чехова;
· формирование элементарных представлений об укладе жизни и быте людей в эпоху Чехова.
Развивающие:
· развитие творческих, конструктивных и коммуникативных способностей;
· развитие навыков продуктивной деятельности.
Воспитательные:
· воспитание патриотических чувств и любви к малой родине;
· воспитание интереса к художественной литературе.
Образовательные области проекта:
· «Познание»;
· «Социализация»;
· «Коммуникация»;
· «Чтение художественной литературы»;
· «Художественное творчество».
Виды детской деятельности:
· познавательно-исследовательская;
· игровая;
· коммуникативная;
· восприятие художественной литературы;
· продуктивная деятельность.
Предполагаемый результат:
· Активное участие детей и родителей в проектной деятельности.
· Освоение доступных знаний об истории родного края, о жизни и творчестве знаменитого земляка писателя А.П.Чехова.
· Формирование у детей умения выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
· Воспитание интереса к художественной литературе.
· Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
· Воспитание любви и бережного отношения к городу.
Новизна опыта : Данный проект представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы педагогов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего коллектива дошкольного учреждения.
Методы.
Практические:
· Создание иллюстративных справочников дошкольников по произведениям Чехова.
· Экскурсия по Чеховским местам, по городу.
· Работа в краеведческом уголке с целью формирования знаний о родном городе.
· Оформление альбомов «Мой Таганрог» и «Жизнь Чехова в фотографиях» из серии «Факты, имена, события».
· Дидактические игры.
· Подвижные игры.
· Акция «С Днем рождения Таганрог».
· Театрализованные постановки детей по произведениям Чехова.
· Праздник ко дню рождения А.П.Чехова.
Словесные
· Беседы.
· Чтение художественной литературы.
· Рассказывание
Наглядные
· Организация выставок.
· Сбор фотоматериалов.
· Рассматривание иллюстраций.
· Информационные стенды.
· Мультимедийные презентации.
Инновационные:
· Создание «ленты времени» города от Петра I до наших дней.
· Создание презентаций «Герои подпольщики города Таганрога» и «Улицы, названные в честь героев подпольщиков города Таганрог».
· Выставка «Папа, мама на работе».
· Составление детьми вместе с родителями схемы микрорайона, где они родились и живут.
· Шествие по улицам в День рождения города.
· Виртуальные экскурсии.
Интеграция образовательных областей:
«Здоровье» |
Участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу способствует сохранению и укреплению здоровья |
«Физическая культура» |
Участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность. |
«Безопасность» |
Обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например, «Как правильно переходить улицу» и т.п. |
«Труд» |
Участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе. Высаживание деревьев и цветов в городе. |
«Чтение художественной литературы» |
Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине. |
«Коммуникация» |
Накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины. Обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан. |
«Художественное творчество» |
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее. |
«Познание» |
Участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков. |
«Музыка» |
Разучивание песен, связанных с родным городом |
Работа с родителями:
оформлены планшеты и консультации с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага Таганрог, подобрана библиотека познавательной литературы об истории и культурных ценностях города
Совместные праздники и викторины, а также выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: «Мой любимый город», «Город глазами ребёнка».
Формы взаимодействия с родителями:
· Индивидуальные консультации, беседы по проблемам патриотического воспитания детей
· Семинары-практикумы
· Родительские собрания
· Фотовыставки
· Оформление информационных стендов
· Совместные экскурсии
· Сотворчество детей и родителей
· Совместные досуги, праздники и развлечения
· «Встреча с интересными людьми»
План реализации проекта:
I этап
· Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
· Формулирование задач и цели проекта.
· Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.
· Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
План реализации проекта:
II этап
· Непосредственно-образовательная деятельность “ Мир А.П. Чехова”
· Экскурсия в домик Чехова.
· Проведение цикла познавательных занятий.
· Оформление альбомов: « Мой Таганрог», «Жизнь Чехова в фотографиях» (из серии «Факты, имена, события»).
· Просмотр презентации «Мой Таганрог».
· Экскурсия по музеям города.
· Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Из какого произведения герой?», «Герб Таганрога», «Достопримечательности города», «Улица», «Узнай по описанию», «Поставь памятник на место», «Найди на карте где мы живём», «Путешествие по городу», «Загадки на улицах города», «Что я запомнил», «Я по городу иду»; «Найди на карте, где мы живём», «Загадки на улицах города»;
· - беседы «История моего города», «Где ты живёшь», «Знаменитые жители моего Таганрога», «Памятники великим людям нашего города», «Освобождение Таганрога», «Детство Петра I», «Александр I в Таганроге», «Город А.П. Чехова».
· Чтение произведений А.П. Чехова.
· Театрализованные игры.
· «Музыка» - разучивание стихов и песен о Таганроге.
План реализации проекта:
III этап
· Выставка детско-родительского творчества «Наша книга».(рукописные книги по произведениям А.П.Чехова).
· Выставка детских рисунков по произведениям Чехова.
· Фотовыставка «Мы по Чеховским местам».
· Оценка этапов реализации проекта детьми.
· Презентация проекта
· развлечение, праздники: «С Днём рождения, любимый город!», «Все о Чехове», викторина «Знатоки Таганрога».
· создание книги памяти о героях Таганрога в годы Великой Отечественной войны
Обеспечение проектной деятельности
Материально-технические ресурсы:
· Подбор исторической литературы о Таганроге.
· Подбор произведений А.П. Чехова.
· Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).
· Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
· Дидактические игры.
· Выставки книг и рисунков.
· Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Методическое:
1. «С чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,
3. Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.
4. Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб: Детство-Пресс, 2004г.
5. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - М: Творческий центр, 2004г.
6. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М: Творческий Центр, 2009г.
7. Ренжигло А.Г. «Мой Таганрог» - Таганрог: Лукоморье, 2002г.
8. Катаев В.Б. «Четыре жизни Чехова» - М: Гелиос АРВ, 2004г.
9. Лукьяненко В.Н. «Дошкольникам о Чехове»- Таганрог: Нюанс, 2010г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.