Проект инновационной площадки «Туристическая деятельность в МБУ «Центр помощи детям» г.Касли как средство развития внутреннего туризма малой Родины»

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 13.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект «Туристско-краеведческая деятельность в МБУ «Центр помощи детям» г.Касли как средство развития внутреннего туризма малой Родины» направлен на развитие культурных связей центра, на активизацию экскурсионного туризма через изучение природного, культурного, культурно-исторического потенциала. Внутренний туризм сочетает в себе образовательный потенциал, воспитание воспитанников (духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и др.), экскурсионно-туристскую, профориентационную работу.
Иконка файла материала туризм.docx

 

Проект инновационной площадки

«Туристическая  деятельность 

в МБУ «Центр помощи детям» г.Касли

 как   

средство развития внутреннего туризма малой Родины»

 

Содержание

1.     Тема ………………………………………………………………………….…3

2.     Обоснование проекта …………………………………………………………………………3

1.     Актуальность проекта ………………………………………………………………………3

2.     Нормативно-правовое обеспечение проекта …………………………………………………………………...….6

3.     Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы ……………………………………………………………………7

3.     Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи ………………………………………………..……………………….14

4.     Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта) ………………………………………………………………….….. 16

5.     Обоснование новизны инновационной деятельности ……………………………………………………..…………..18

6.     План реализации инновационного проекта… ……………………………………..………………………………20

7.     Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности. Диагностические методы и методики, позволяющие оценить эффективность проекта …………………..……………………………………………………22

8.     Проектируемые результаты и инновационные продукты ……………………………………………………………..……….22

9.     Практическая значимость и перспективы развития проекта ……………………………………………………..…………………24

10. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта ………………………………………………………………………..27

11. Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов (публикаций, методических разработок), выполненных в рамках проекта.27



·         Обоснование проекта

·         Актуальность проекта

Проект «Туристско-краеведческая деятельность в МБУ «Центр помощи детям» г.Касли как средство развития внутреннего туризма малой Родины» направлен на развитие культурных связей центра, на активизацию экскурсионного туризма через изучение природного, культурного, культурно-исторического  потенциала. Внутренний туризм сочетает в себе образовательный потенциал, воспитание воспитанников (духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и др.), экскурсионно-туристскую, профориентационную работу.

Детская туристская и туристско-краеведческая деятельность (далее ДТД и ДТКД) являются приоритетными направлениями в функционировании нашего центра и в работе каждого педагога. Ее реализация увеличивает эффективность влияния на формирование жизненно необходимых человеку не только непосредственно физиологических (двигательных), социальных, но и образовательных компетенций. Мы квалифицируем ДТД и ДТКД, как инновационный, для нашего центра, способ формирования у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, как средство увеличения и познавательной, и двигательной активности детей на основе туризма с использованием  культурно-образовательного пространства. Накопленный в течение последнего десятилетия опыт оформился в 2013 году в краеведческую, нравственно-патриотическую, социализационно-образовательную программу. Реализуя эту программу, мы активно используют локальные, мультифакторные условия природного, социо- и поликультурного, многонационального многообразия туристического и урбанистического пространства Каслинского муниципального округа для формирования личности ребенка. При выборе этого направления работы мы учитывали, что географическое положение Касли, города в котором находится наш центр, уже само представляет огромный потенциал для развития различных видов туризма и краеведения: культурного, промышленного, этнического, экологического и спортивного. Касли находится среди несметных природных богатств: бескрайних лесов, широких и глубоких рек и озер, Уральских гор и чистых родников. Мы также учитывали и то, что туризм – это двигательная активность, которая обеспечивает развитие физических и психофизиологических качеств организма человека на протяжении всей жизни; терапия и профилактика психосоматических заболеваний и поддержание хорошей физической формы и здоровья. Туризм способствует развитию детско-взрослой общности, это среда полноценного общения ребенка с родителями и другими людьми в неформальной обстановке, исполнение различных социальных ролей; восстановление психических ресурсов человека, активный досуг и отдых. И самое главное, туризм предоставляет колоссальные возможности для «познавательного развития» через изучение природы родного края, его истории и культуры, жизни народов. 

Все это обусловило выбор темы проекта «Туристско-краеведческая деятельность в МБУ «Центр помощи детям» г.Касли –  как средство развития внутреннего туризма малой Родины». 

Организация туристско-краеведческой работы способствует формированию у воспитанников положительного отношения к своему Отечеству, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений, будь то природные богатства, памятники культуры или обряды и традиции наших предков, любви к своей малой и большой Родине, привязанности к родным местам.

Туристское краеведение помогает изучать историю, экономику, трудовую деятельность, быт и культуру населения, исследовать природу и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута. Оно расширяет кругозор детей средствами наглядного предметного познания окружающего мира как бы по спирали: от родного дома, родного края к Отечеству и далее к другим странам.

На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями, достопримечательностями культуры и природы. Люди постепенно начинают осознавать, что везде и всюду либо история, либо природа оставили свои следы, которые будут интересны и которые стоит посетить. 

Актуальность проекта 

обусловлена значимостью разработки маршрутов экскурсий и походов по местам родного города, а также содействие развитию внутреннего туризма, через популяризацию и привлечение общественности. Сохранение и изучение природного и культурно-исторического наследия является одной из актуальных проблем человечества, решение которой способствует сохранению связи времен и поколений, пониманию единства человека и природы. Не менее важным и актуальным является приобщение детей к культурным традициям, к сохранению природного наследия, через национальную традиционную культуру, народную педагогику и активную творческую деятельность. В данной связи пристальное внимание необходимо уделять разработке именно таких туристских маршрутов, которые бы в полной мере отражали всю красоту и значимость родного края.

·         Нормативно-правовое обеспечение проекта

Во ФГОС говорится о том, что «основная задача детского учреждения – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают младший школьный и старший школьный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе». Работники детского образования должны обеспечить, в соответствии со статьей 97 ФЗ «Об образовании…», «мониторинг», который представляет собой «систематическое стандартизированное наблюдение за … учебными и внеучебными достижениями обучающихся». Функционирование  образовательной организации направлено на

а) сохранение и укрепление здоровья детей, б) повышение их физической подготовленности, в) формирование привычки к здоровому образу жизни, г) развитие познавательных способностей и д) совершенствование детско-взрослых отношений (с педагогами, другими взрослыми). Все эти возможности мы увидели в организации и содержании ДТД. 

Мероприятия данного направления предусматривают совершенствование сотрудничества, которое будет способствовать достижению нового уровня взаимодействия в развитии социального партнёрства с:

·         учреждениями дополнительного образования;

·         учреждениями культуры;

·         спортивными учреждениями;

Нормативно-правовое обеспечение проекта составляют следующие документы:

1.     Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2.     Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

3.     Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4.     Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751)

·         Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы инновационной деятельности

В русской и зарубежной педагогике накоплен обширный опыт по изучению образовательной эффективности разнообразных походов, экскурсий и экспедиций. Среди крупнейших специалистов, занимавшихся изучением вопросов педагогической эффективности образовательных экскурсий и путешествий, – И.И. Полянский, Б.А. Федченко, И.И. Михайлов, Л.А. Ильин, Н.П. Анциферов, Б.Е. Райков, Д.М. Кайгородов, В.Е. Герд, А.Ф. Родин, А.В. Даринский.

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия. 

Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.

Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со школой. Его зарождение как социального явления относится к концу XVII — началу XVIII века, когда учащиеся школ некоторых европейских стран стали совершать пешеходные «прогулки на природу. Но потребовалось еще около двух столетий, чтобы из прогулок и непродолжительных горных путешествий туристическая деятельность превратилась в хорошо организованное движение.

В 70-х годах ХIХ столетия в школьном обучении стали использоваться пешеходные прогулки и у нас в России. Одной из первых в своей педагогической практике их применила Александровская учительская школа Тифлиса. С 1885 года начала проводить путешествия по Днепру и по другим местам России Киево-Печерская гимназия. С 90-х годов начинают регулярно участвовать в различных путешествиях и другие учебные заведения. Отдельные педагоги достаточно системно использовали туристско-краеведческую деятельность с учащимися. Однако само ее построение напоминало обычную прогулку, экскурсию, главной целью которых было созерцательное восприятие окружающего мира. Более глубокое отношениях этой деятельности мы видим у великих педагогов прошлого, начинал с Я.А. Коменского, Ж-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, которые считали экскурсии, наглядность окружающего мира одним из важнейших принципов педагогики.

Туризм – это и действия, и поступки. И, действительно, детский туризм является одним из видов деятельности, с помощью которого комплексно и эффективно реализуется неразрывность образовательного, социализационного и оздоровительного процессов, духовное и физическое развитие детей, их подготовка к преодолению. ДТД является важным каналом передачи общественно-исторического опыта от поколения к поколению. Это и жизненный опыт, и материально-культурное наследие, и ценностные ориентиры («целевые ориентиры»), и нравственность, и культура отношений, и духовность, и пассионарность, и патриотизм, т.е. все то, что обеспечивает полноценное развитие личности. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом стоят первоочередные задачи по возвращению молодому поколению прекрасного мира детского туризма, развитие его во всех формах и видах. В настоящее время в России сложились традиции и существуют понятия и определения детского спортивного туризма, видов детского туризма. Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многовековые исторические традиции, и включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей путешествий. Достаточно привести (2016 г.) пример успешного, триумфального полета Ф. Конюхова на воздушном шаре вокруг Земли. 

Существует следующее определение феномена «туризм»: «… – (от франц. tourisme < tour прогулка, поездка) – вид активного отдыха – путешествия (поездки, походы), совершаемые организованно или самодеятельно для отдыха, со спортивными (напр. горный, водный, лыжный и т.д.) или познавательными (научный и т.д.) целями». Существует большое количество определений и понятий «детский туризм», например, как «…временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность, находящуюся в пределах своей страны, в свободное время с целью получения удовольствия и отдыха, а также в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессиональных целях…». Существует и определение детского туризма это: «путешествия и/или экскурсии организованных туристских/экскурсионных групп детей в возрасте от 7 до 14 лет в сопровождении руководителя группы, по туристским маршрутам с познавательными, учебными, рекреационными, оздоровительными, физкультурно-спортивными и иными целями». По определению А. А. Остапца-Свешникова «детско-юношеский туризм – это средство гармонического развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности. «С целью активного освоения, ознакомления, изучения и исследования, сохранения и доступного преобразования окружающей действительности». Вышеприведенные определения позволяют заключить, что в детской туристической деятельности (ДТД) интегрированы все «целевые ориентиры» обучения и воспитания: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, физическое и речевое развитие и социализация (духовно-нравственное, трудовое с реализацией принципа политехнизма, патриотическое, интернационально-толерантное, умственное развитие и др.). При этом можно сказать, что приоритетной функцией ДТД является познавательная. И, поскольку в ее рамках, для детей происходит познание нового и необычного во время экскурсий, прогулок, походов, то она является мощным и эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации, утверждения здорового образа жизни, эффективной системой непрерывного образования и развития личности ребенка. Детский туризм для детей не только служит средством познания и оздоровления, но и является инструментом формирования эстетических и этических идеалов, чувств и норм поведения. Умение видеть прекрасное в жизни, природе обогащает жизненный опыт юных туристов, развивает их эстетический вкус и эмоциональную сферу. Туризм, и, особенно самодеятельный, с его спектром различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и жизненных трудностей, проверка знаний, умений, навыков, способностей и т.д.), является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на необходимости «включения» человеком волевых усилий, преодоления чего-либо. Это и мышечное напряжение, и напряжение внимания, и преодоление утомления, чувства страха, неуверенности, и соблюдения дисциплины (т.е. определенного режима путешествия). Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психическую разрядку, что обеспечивает восстановление и дальнейшее развитие его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: смена вида занятий (самый универсальный способ отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа во время туристских событий. «Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами». Туризм, оказывая активное влияние на формирование социальной активности, интенсифицирует, а) личную и коллективную деятельность детей в овладении образовательными и социальными компетенциями, б) участие в общественно полезном труде, в) в идеологической работе, г) бережное отношение к природе, д) «закладку» основ здорового образа жизни. 

Термин «краеведение» появился на рубеже XX века. Первоначально же бытовало понятие «отечествоведение», на смену которому пришло «родиноведение», постепенно сменившееся «краеведением». Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос, – задача краеведения. 

С 1993 года основной формой организации краеведения в системе дополнительного образования детей стала Программа туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество».

Туристско–краеведческая деятельность – средство комплексного воспитания детей. Познание человеком себя, природы и осознание им своего места в окружающем мире всегда было его основной потребностью. Туристско – краеведческая деятельность, как ничто другое, предоставляет нам все возможности для удовлетворения нашей главной потребности. Нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому любовь к Родине, к природе, к планете может возникнуть только тогда, когда человек знает о них непонаслышке, а на своем личном опыте прочувствовал окружающую природу и осознал свою ответственность за нее. Туристско – краеведческая деятельность является комплексным и эффективным видом воспитания подрастающего поколения.

Мы убеждены, что одним из средств патриотического воспитания является организация ДТД и ДТКД, которая включает в себя и образовательную, и социализирующую деятельность детей и взрослых на основе принципа реципрокности, т.е. взаимного влияния. В рамках образовательной деятельности мы формируем теоретические представления о туризме, краеведении и способах работы с этими объектами, а также организуем упражнения для освоения конкретных действий. А в рамках конкретных туристко-краеведческих событий эти действия превращаются в поступки; таким образом, образованность становится фундаментом социализации. И, действительно, участие в военно-спортивных мероприятиях, ознакомление с природой края, творчеством народов, его населяющих, их традициями и т. д. не только развивает физическую и эстетическую сферы ребенка, но и духовно-нравственные, личностные компетенции. В психологических и педагогических исследованиях определена совокупность принципов, форм и методов патриотического воспитания в детской туристско-краеведческой деятельности. Опираясь на анализ исследований, мы определи следующие принципы ДТД: целеустремленность; соблюдение высокой культуры общения и поведения; социальная активность; общественно-полезная направленность; соответствие возрастным особенностям; разносторонность туристкой деятельности. В рамках ДТКД исследователи предлагают руководствоваться следующим набором принципов: народность; позитивная мотивированность деятельности (ее духовная, познавательная и общественно-полезная направленность); активность; паритетность интересов личности и государства; учёт особенностей развития личности; единства познания, переживания и действия; взаимодополняемость спортивно-туристской, когнитивной и общественно-полезной деятельности. Очевидно, что эти две совокупности принципов и пересекаются, и взаимно дополняют друг друга, индуцируя эффективность и ДТД, и ДТКД, обеспечивая социально-мотивированные (-одобряемые) потребности и интересы, способствуя выработке у детей высоконравственных качеств). Опираясь на эти принципы, педагогический персонал производит отбор содержательных линий, форм, методов, приемов и средств, обеспечивающих единство их образовательной деятельности. Например, педагоги используют следующие формы занятий: туристские прогулки, экскурсии (кроме учебных), походы, экспедиции, слёты и соревнования, конкурсы, вечера и конференции, сборы в туристских лагерях. Все формы работы наполнены содержанием, вызывающим яркие эмоциональные переживания, способствующим укреплению здоровья, становлению гражданственности и патриотизма. Совместные практические дела ребят и взрослых в походе должны основываться, в первую очередь, на осмысление предмета деятельности, «мотиве достижения» и получении реального продукта и, уже во вторую – на освоении теоретических представлений об основах туризма и оздоровления. 

Что касается классификации методов патриотического воспитания, то сегодня она наукой только разрабатывается, однако в некоторых исследованиях представлена их совокупность: «игры, проекты, дискуссии, методы коллективных творческих дел, воспитывающих ситуаций».

В последние 2-3 года руководство страны значительно усилило внимание к развитию туризма в России, в том числе и детского. Неоднократно президентом В.В. Путиным и премьер-министром Д.А. Медведевым издавались различные поручения по вопросам туристско-экскурсионной деятельности, проводились совещания на самом высоком уровне. 

Вместе с тем в стране практически не ведется системная работа, направленная на государственную поддержку развития детского туризма как эффективного средства организации воспитательной работы с детьми, их патриотического воспитания и оздоровления.

Наследие – это достояние прошлого, с которым мы живем сегодня и которое передадим будущим поколениям. И культурное и природное наследие – незаменимые источники жизни и вдохновения. 

Необходимость разрешения существующих противоречий актуализировала разработку проекта «Туристско-краеведческая деятельность в МАДОУ – детский сад № 65 как средство развития внутреннего туризма малой родины».

Реализация мероприятий проекта позволит создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, туристских походов и прогулок, вовлечения детей в деятельность по изучению духовного наследия края, его культуры, истории и природы. Что в свою очередь будет способствовать:

·         использованию историко-культурного потенциала, природных и национальных особенностей города в решении развития внутреннего туризма малой родины;

·         обновлению содержания образования, внедрению и освоению новых технологий;

·         развитию системы образовательного туризма, через сотрудничество с образовательными организациями города;

·         организации сетевого взаимодействия на основе туристско – краеведческой деятельности.

·         Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи

Цель: Использование различных форм туристско-краеведческой деятельности МБУ «Центр помощи детям» г.Касли, способствующих развитию внутреннего туризма малой родины, активизации экскурсионного туризма в городе, а также всестороннему развитию личности ребенка.

Объект воздействия: туристско-краеведческая деятельность воспитанников в центре.

Предмет воздействия: развитие личности ребенка и содействие развитию внутреннего туризма через туристско-краеведческую деятельность.

Гипотеза проекта: туристско-краеведческая деятельность будет способствовать формированию личности ребенка и развитию внутреннего туризма малой родины, если будут:

·         организована и развита экскурсионная деятельность с воспитанниками в городе,

·         разработаны экскурсионные маршруты, тематические экскурсии по достопримечательностям, памятным местам (памятникам культуры, природы, истории) и в музеи города;

·         активно пропагандироваться важность образовательного туризма;

·         создана электронная информационная база данных с информацией по маршрутам на территории города.

Задачи:

·         приобщить воспитанников центра к культурно – историческому и природному наследию;

·         организовать и развить экскурсионную деятельность в городе, через создание системы образовательного, досугово-оздоровительного туризма;

·         организовать работу по разработке экскурсионных маршрутов, тематических экскурсий по достопримечательностям и памятным местам (памятникам культуры, природы, истории) города;

·         расширение границ взаимодействия подрастающего человека с окружающим миром, микро- и макросредой;

·         способствовать улучшению эколого-эстетического состояния территории;

·         выработать и распространять культуру охраны окружающей среды;

·         организовать посещение воспитанниками музеев города;

·         выпуск учебно-методических пособий и публикация научных статей;

·         разработать и подготовить к изданию путеводитель по объектам культурно- исторического и природного наследия малой Родины;

·         оказание методической помощи педагогам, реализующим программы туристско-краеведческой направленности;

·         создать электронную информационную базу данных с описанием экскурсионных маршрутов на территории города с указанием их образовательной ценности.

·         Теоретические и методологические основания проекта (научно- педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта)

ДТД и ДТКД обеспечивают мультифакторное педагогическое воздействие на формирование множества и образовательных, и социальных компетенций, если принять во внимание, то многообразие объектов предметной среды, в которой эта деятельность разворачивается. Например, это обусловлено наличием большого спектра форм и видов туризма. Если говорить о педагогической направленности ДТКД то, можно выделить следующие функции: 

·         поддержки и социальной защиты ребенка (индивидуализация и персонификация воздействия); 

·         воспитания (педагогическое (позитивное) вмешательство в становление личности); 

·         оздоровления и реабилитации (создание условий для устойчивого развития психического и соматического здоровья, освоения способов поддержания здорового образа жизни); 

·         дополнительного образования (освоение способов практико-осмысленного учения, «инициативности», «самостоятельности», «веры в себя» и др. компетенций, направленных на усвоение осмысленных элементов личностного опыта.

 «Удовлетворяя естественную потребность человека в перемещении с целью познания окружающей действительности, смене сферы труда и среды, ТКД является важным средством активного отдыха, оздоровления и воспитания. Нравственное воспитание затрагивает все возрастные группы и требует учета возрастных особенностей. ТКД представляет возможности перехода от репродуктивного вида деятельности к активно-познавательной деятельности и осуществлению сознательного выбора призвания…». Этому способствует работа кружков, клубов, секций, организующих походы, прогулки, экскурсии, слеты и соревнования. Эта работа осуществляется в форме активного поиска, исследования, влияющих на развитие способностей детей.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы:

·         теоретические – анализ педагогической, психологической, социологической и практической литературы о детском туризме, личностно-ориентированному обучению, формированию сетей и сетевого взаимодействия, анализ статистических данных, размещенных в сети Интернет, анализ существующих туристических маршрутов; сравнение, обобщение, проектирование и моделирование;

·         эмпирические – наблюдения, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, опытно-экспериментальная работа: диагностическая, проектировочная, преобразующая, аналитико-обобщающая.

Организация детского образовательного туризма в рамках реализации проекта основывается на принципах научности, логичности, общезначимости, необходимости и достаточности, дополнительной функциональности, гуманизации, междисциплинарной интеграции, краеведческом принципе и принципе увлекательности.

Реализованы следующие принципы современной системы образования:

·         удовлетворение образовательных запросов родителей;

·         расширение представлений детей о себе и окружающем мире;

·         оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации.

·         Обоснование новизны инновационной деятельности

Данный проект по организации туристско-краеведческой деятельности в МБУ «Центр помощи детям» г.Касли, разработке маршрутов, включению их в образовательный процесс и развитию внутреннего туризма малой Родины направлен на развитие культурных связей внутри города, на активизацию экскурсионного туризма через изучение культурного, культурно-исторического и туристско-рекреационного потенциала.

Проект предполагает развитие экскурсионной деятельности в городе. Приобщение воспитанников к природному, историческому и культурному наследию предполагается в рамках организации туристско-краеведческой деятельности. Среди педагогов запланирована работа по разработке экскурсионных маршрутов, тематических экскурсий по достопримечательностям и памятным местам (памятникам культуры, природы, истории) города.

Новизна проекта заключается в том, что он ориентирован на получение воспитанниками не только теоретических, но и практических знаний и навыков в сфере экскурсоведения и туризма, а также использование ресурсов региона в формировании всесторонне развитой личности.

Изучение и сохранение природного и культурно-исторического наследия, состояния природных комплексов, памятников и объектов культуры, популяризация информации о них, привлечение общественности через туристско-краеведческую деятельность, будет способствовать формированию всесторонне развитой личности ребенка и развитию интереса туристов к достопримечательным местам малой Родины. 

Реализация проекта «Туристско-краеведческая деятельность в МБУ «Центр помощи детям» г.Касли как средство развития внутреннего туризма малой родины» осуществляется на основе взаимодействия с организациями, заинтересованными в развитии внутреннего туризма на территории города Касли.

Текущее управление по реализации проекта осуществляет заведующий МБУ «Центр помощи детям» г.Касли – координатор проекта, который:

·         организует реализацию проекта в соответствии с утвержденным планом;

·         формирует эффективное сетевое партнерство из числа образовательных организаций, а также организаций иной ведомственной принадлежности, заинтересованных в развитии внутреннего туризма;

·         обеспечивает подготовку типовых договоров с социальными партнерами о поддержке мероприятий проекта;

·         составляет единый план мероприятий проекта;

·         обновляет содержание и внедряет инновационные технологии и методы вовлечения, воспитанников в процесс изучения истории, культуры, природных и национальных особенностей родного города.

Оценка эффективности реализации проекта представляет собой механизм оценки выполнения мероприятий в зависимости от степени достижения цели.

 

·         Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности. Диагностические методы и методики, позволяющие оценить эффективность проекта

Для оценки эффективности развития внутреннего туризма малой родины на основе туристско-краеведческой деятельности в процессе реализации проекта предлагается использовать следующие критерии и индикаторы: механизмы оценки эффективности проекта и результатов его реализации включают мониторинг, анкетирование, педагогическую диагностику, анализ и самоанализ.

Используются следующие диагностические методы: анкетирование, беседа, наблюдение, проективный метод, анкетирование.

 

·         Практическая значимость и перспективы развития инновации (проекта)

ДOO может стать и ресурсным центром созидательных, творческих, духовно-интеллектуальных инициатив.

Проект может служить основой для поиска новых педагогических решений для дальнейшей работы по развитию внутреннего туризма малой родины среди воспитанников, приобщения детей к воспитанию патриотизма средствами туристско- краеведческой деятельности и способствовать созданию условий для возможности посещения, культурных, исторических, природных объектов родного края, своего города. Инновационный проект «Туристско-краеведческая деятельность в центре как средство развития внутреннего туризма малой Родины» может быть использован для разработки соответствующих проектов на муниципальном и учрежденческом уровнях, с учетом исторических, национально-культурных, природных и других особенностей     территории города. 

Опыт организации туристско-краеведческой деятельности, разработки маршрутов, может быть использован в дальнейшем с целью расширения направлений туристической деятельности, создания системы учебно-воспитательной и досугово- оздоровительной работы, а в частности в целенаправленной организации таких видов туризма как: сельскохозяйственный, пешеходный, водный, экспедиционный и реабилитационный. . 

Данная работа будет способствовать разработке новых туристических маршрутов, описанию объектов, встречающихся на маршрутах, что будет составлять основу для проектной деятельности в образовательных учреждениях и развитию системы внутреннего туризма малой Родины.