Содержание.
1. Введение. Письменность и человечество.
2. История возникновения и развития письменности.
3. Самое первое письмо – пиктограмма.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.
1.
2. Введение. Письменность и человечество.
Язык есть система знаков, являющийся основным средством общения. Письменность – система знаков, закрепляющая язык.
Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел земледелие, обработку металлов и письменность. Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далеких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине современности. И все же судьба одного человека, не знай он письменности, изменилась бы не столь разительно, как судьба всего человечества.
Почти миллион лет поколения людей были связаны между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации. В тот момент, когда впервые было высечено, нацарапано, имя вождя, или бога, или племени – мы никогда не узнаем точно, - тогда началась история. Времена, когда не существовало письменности, так и называются – доисторическими. Прежде для человека существовали две реальности: обыденная, сиюминутная, события в которой происходили постольку, поскольку их можно видеть, слышать или помнить, и неизменная реальность мифов, которая царила над временем. Мифы и ритуалы тогда были единственной копилкой человеческих достижений. Теперь появилась третья реальность – историческая, она же информационная. Человек оказался включен в поток истории, благодаря средствам массовой информации он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, при помощи иных средств, развившихся на основе письменности, он может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не переговорит. Прежде только божественные явления были неподвластны времени, теперь испытание временем выдерживают и дела человеческие. То, что делает человек сегодня, будут помнить не только его современники, но и далекие потомки. Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работы предшественников. Добрая традиция научных работ – тщательное пережевыванье предыдущих исследований с последующим вычленением крох нового знания – сформировалась на основе возможности копаться в богатых библиотеках и получать образование при помощи учебников, в которых оставили свое накопленное знание, быть может, давно почившие светила.
Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.
Основная предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.
3. История возникновения и развития письменности.
Наш проект называется «История письменности».
В ходе создания проекта мы ставили перед собой следующие цели и задачи.
Цели:
ü углубить в ходе проектной деятельности представление о развитии письменности у разных народов, хранении информации и древних носителях информации;
ü убедиться в ходе исследовательской деятельности, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.
Задачи:
ü продолжить развитие эрудиции и общей культуры учащихся;
ü привить ученику исследовательские и творческие навыки;
ü использовать межпредметные связи русского языка для повышения мотивации в изучении названных предметов;
ü продолжить формирование умений работать в группе;
ü продолжить формирование навыков защиты проектов и публичных выступлений, использовать исторический материал для осознания языка как формы выражения национальной культуры.
Были поставлены так же Основополагающий и проблемные вопросы
История письменности - это история человечества?
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как развитие человечества связано с возникновением письменности?
2. Каким образом развитие письма повлияло на современный язык?
3. Как изменялись носители информации от древних времён до современности?
Традиционно возникновение письменности связывалось с деятельностью богов и культурных героев (Цан Цзе), однако в соотв. мифологиях письменность зачастую выступает как одна из функций более широкого спектра (красноречие, память, логика, прозорливость в судопроизводстве, создание календаря: Тот, Набу). Доминирование устной традиции, предшествовавшей возникновению письменности, сказалось на отсутствии подобного персонажа в греческой мифологии: напротив, в образе Гомера, легендарного создателя греческого эпоса, подчеркивается слепота.
Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.
Развитие человечества делится на «до алфавитный» период и на «алфавитный» период. Народ считается не цивилизованным, если у него не присутствует письменность. Письменность появилась для передачи информации и связана со способностью человека что либо создавать. Речь появляется раньше письменности. Она привязана к человеку, а письменность имеет свойство передачи информации не зависимо от присутствия человека. Письмо – визуальный способ передачи информации.
Зарождение письменности связано с рисунком, первой попыткой человека изобразить что-то важное из жизни. Появляются первые наскальные рисунки. Первые наскальные рисунки датируются 4 млн. лет до нашей эры. Первое значение – использование как магических ритуалов. В то время правила магия.
Существует 2 закона рождения письменности:
ü Подобие – похожесть.
ü Если когда-то было соприкосновение с предметом, то сохраняется связь с тем, кто к нему прикасался. Изображение было как магическое изображение мира.
4. Самое первое письмо – пиктограмма.
Основными средствами этого письма были более или менее сложные рисунки сюжетного, повествовательного характера или же серии рисунков. Затем идеограмма - отображает не сам объект, а идею, абстрагируется от буквального значения картинки. Связано исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и языка, с приобретенной ими способностью к большим абстракциям, с умением человека разлагать речь на элементы - слова.
Современный человек пользуется фонетическим алфавитом. Уже в наскальной живописи прослеживается тенденция к упрощению изображения. Колыбель человеческой цивилизации – Азии и ближнего востока – Месопотамия (ок. 4 т.л. до н.э.) они основали цивилизацию междуречья, там и зародилась первая письменность.
Единственной древней системой письма идеографического типа, оказавшейся жизнеспособной и сохранившейся до наших дней, является китайское письмо. До появления графического изображения слов китайцы, если хотели передать какое-либо слово, событие, рисовали его картинками. Со временем эти картинки начали изображать упрощенными линиями и кривыми. Письменность служила так же как регистрационные распознавательные элементы, ярлыки.
Картинки превращаются в надпись. Появляются печати. Самые ранние эпиграфические пластины выполнялись палочкой по сырой глине, изображался некий объект. Писали справа и вниз. Примерно лет через 300 стали писать слева на право. 2,5 л.д.н.э. ручки – палочки превращаются в треугольные. Так появляется клинопись. Далее письмо преобразовывается в звуковое; стали изображать буквы. Утрачивается визуальность.
Письмо было образом возвышенного и прекрасного. Иероглифы были везде. Египтяне изобрели папирус, он заменил глиняные таблички. Стали писать кистями. Письменность постепенно упрощалась. Влияние егип. Письма прослеживается в Азии и Европе. Примерно в 850 г.д.н.э. появляется письменность на территории нынешнего Ливана, северо-семитский алфавит. Арамийская ветвь сформировала арабскую письменность (финикийскую).
В конце 5 в. Алфавит адаптируется в Афинах. Греки создали строгий сбалансированный шрифт, строго геометричный и симметричный. При А. Македонском письменность служит для создания первых документов. От греческого алфавита берут начало латинская и кириллическая письменности.
В старину учились дети,
их учил церковный дьяк,
приходили на рассвете
и твердили буквы так:
А и Б - Аз и Буки,
В - как Веди, Г - Глаголь.
И учитель для науки
по субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
наша грамота была.
Вот каким пером писали –
из гусиного пера.
4.Заключение.
Некоторые письменности были изобретены, а остальные – и их большинство – появились в результате постепенной и долгой эволюции. Среди изобретенных, так называемых авторских письменностей – славянское письмо, армянское, грузинское и пр.
Армянское письмо было создано, как и некоторые другие письменности, чтобы переводить богослужение и Священное писание на родной язык. Оно появилось в начале V столетия, в период борьбы армян за политическую и духовную независимость от Персии и Византии. Армянский алфавит разработал армянский просветитель епископ Месроп Маштоц (361-440). Его жизни и истории создания армянской письменности посвящено ’Житие Маштоца’, написанное Корюном – одним из его учеников. Однако история еще не закончена. И в современном мире люди изобретают письмо. Так, в первой половине XIX в. индеец племени чероки Секвойя, будучи стопроцентно неграмотным (он не умел ни писать, ни читать, но, конечно, знал о существовании книг), придумал и ввел письмо для своего народа. Сначала он создал словесное письмо, но затем пришел к идее слогового письма, заимствовав для этого форму (только форму) английских букв.
В конце XIX столетия в Камеруне правитель государства Бамум Нджойя изобрел письмо для языка бамум – изначально также словесное, но затем слоговое с элементами буквенного. На территории России словесное письмо изобрел чукотский пастух Теневиль, но им пользовались только его родственники и знакомые. В бывшем Сов Союзе для многих языков были созданы письменности на базе русского алфавита. Над ними работал коллектив ученых-лингвистов, т.е. такие письменности были изобретены искусственно.
Изобретение новой письменности – глобальнейшее дело, титанический акт творчества, часто определяющий культурное и политическое развитие народа (конечно, в том случае, если эта письменность прижилась, распространилась и сохранилась). Создателей письменностей почитают, причисляют к лику святых и все такое. Иногда, правда, честь создания письменности приписывают великим правителям, но мы-то знаем, что они редко создают что-нибудь сами.
Про большинство письменностей нельзя сказать, что их кто-то изобрел. Например, греческое или китайское письмо никто не придумал; они создавались и совершенствовались на протяжении многих веков разными человеками. Да и у письма в целом, насколько можно судить, единственного создателя не было, как и у колеса, речи и множества других критичных для истории человечества изобретений.
Ø В ходе проектной деятельности мы углубили представление о развитии письменности у разных народов.
Ø Убедились в ходе исследовательской деятельности, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.
Ø Использовали метод проектов для формирования информационной, коммуникативной, учебно – познавательной, культуроведческой и социальной компетенций учащихся.
Результатом нашего проекта является презентация «История письменности», в которой прослеживается история развития письменности Древнего Египта, Древнего Двуречья, Финикии, Индии и Китая, Древней Греции.
Список используемой литературы.
5. Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М.;Л.,1963
6. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М. “Книга”,1984
7. Лоукотка Ч. Развитие письма. М.,1950
8. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М.,1965
9. Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь, Т.46. “Терра”,1992
10. Тэйлор Э. Первобытная культура. М.,1939
11. Сапрыкин В.А. Введение в культурологию. М., изд-во МГИЭМ, 1995
12. Кондратов А.М. Земля людей – земля языков. М., “Дет. лит-ра”, 1974
13. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М.:Аванта+, 1999
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.