Проект камни
Оценка 4.8

Проект камни

Оценка 4.8
doc
30.05.2021
Проект камни
proekt_.kamni_.doc

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….3

1. Что такое камни и из чего они состоят? ………………………………………….5

2. История камней и их появление……………………….…………………………..7

3. Использование камней человеком в жизни. …………………….………………..9

4.  Практическая часть. Анкетирование. Опыты……………………….………….10

5.  Моя коллекция «Мир камня»………………………………….…………………12

Заключение …………………………………………………………………..14

Список использованной литературы………………………………………..15

Приложения  ………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вероника_0Введение

     Часто с прогулки я приношу  домой разные камни.  Их можно найти где угодно: на улицах  нашего поселка,  на берегу реки Селенга, озера Байкал и даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни  красивы, другие не очень,  но  всех их называют одним словом – камень. Я смотрю на них и думаю – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле. 

     Мне захотелось узнать:

Откуда берутся камни? Сколько их на Земле? 

Как они называются? Зачем нужны камни? 

     На эти и другие вопросы я постарался  найти ответ в своей работе. Для этого я решил провести исследовательскую работу.

     Методы исследования:

·         анализ научной литературы;

·         анкетирование;
наблюдение;

·         сравнение,

·         обобщение.

Цель исследования

Узнать историю появления на Земле камней, их свойства и значение  в  жизни человека.

Задачи

Ø  Найти и изучить литературу по данной теме.

Ø  Выяснить, что знают одноклассники  по данной теме.

Ø  Изучить как можно больше о камнях (что это такое, названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле, какую пользу приносят людям).

Ø  Узнать названия камней из своей коллекции.

Гипотеза

Я могу предположить:

1) камни, окружающие человека, могут обладать необычными свойствами;

2) человек может использовать различные свойства камней  с пользой для себя. 

Предмет исследования

Предметом исследования являются  камни.

 Объект исследования

Объектами исследования являются: поваренная соль, гранит

  Методы исследования:

·         Опрос одноклассников

·         Поиск и обработка информации в различных источниках

·         Эксперимент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что такое камни и из чего они состоят?

Из того, что лежит под ногами на земле, меня больше всего привлекают камни. Они бывают разных форм, размеров, окрасок, разные на ощупь, по строению и даже по запаху.
Камни собирают даже взрослые люди: кто-то для коллекции, а кто-то для работы. Если для работы, то такие люди называются геологи, минералоги.

Камни можно не просто собирать, а изучать:
-рассматривать,
-определять, из чего они состоят,
-выяснять, чем они похожи и чем отличаются,
-узнавать названия камней и для чего они применяются.

Изучив литературу и словари, я узнал, что камни – это горные породы и минералы.

Оказывается, камнями мы называем то, что по-научному называется горными породами и минералами, а минералы – это составная часть горных пород. Чистые металлы камнями не называют.

Минералы – это кристаллы, которые встречаются в природе.
Минерал – природное вещество, приблизительно однородное по химическому составу и физическим свойствам, входящее в состав горных пород, руд, метеоритов. Большой толковый словарь

Кристаллы – это вещества, в которых частички, из которых они состоят (молекулы и атомы), прочно связаны друг с другом и расположены в строгом порядке.
Такое расположение атомов называется кристаллической решёткой:

·                Кристаллы бывают самых разных форм.

·                Я взял несколько примеров кристаллических решеток. (Приложение 1).

            Видно, что атомы и молекулы этих веществ (которые на моделях показаны в виде шариков) действительно выстроены в определённом порядке и тесно связаны друг с другом.                                        Интересно, что атомы или молекулы одного и того же вещества могут располагаться в разном порядке, то есть образовывать разные кристаллические решётки. И в зависимости от формы кристаллической решётки получаются разные вещества с разными свойствами. Например, из одного и того же вещества – углерода - состоят графит и алмаз.

Однако насколько же они не похожи!

 

Алмаз

Графит

i-661алмаз

i-661Графит 4

Драгоценный камень 1 класса

Широко распространён

 

Самый твёрдый минерал

     Один из наиболее мягких

Прозрачный и полупрозрачный,

бесцветный, серый, реже – другие цвета, блеск алмазный

Жирный на ощупь, непрозрачный,

цвет серый, чёрный стальной, блеск металлический

Идеальный теплопроводник

Хороший электропроводник

 

 

 

 

 

 

Из таблицы видно, что разные кристаллические решётки, которые образует углерод, объясняют такое большое отличие алмаза от графита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История камней и их появление.

В природе размеры кристаллов очень разнообразны: от крохотных, различимых только под микроскопом, до огромных – многометровых многотонных гигантов.

Когда наша планета Земля образовалась из огромного облака космической пыли, она напоминала раскалённый огненный шар, который состоял из множества жидких веществ и начал вращаться вокруг Солнца.

При этом тяжёлые жидкие вещества, например, железо, переместились ближе к центру Земли и образовали её ядро, а более лёгкие вещества, состоящие из кислорода, кремния, алюминия и других химических элементов, всплыли наверх и образовали как бы оболочку планеты – мантию.

Возникновение планет из космической пылиСтроение Земли

        Земля постепенно остывала, и начался тот же процесс, что и при замерзании воды: поверхность затвердевала, и жидкие вещества начали кристаллизоваться, становиться твёрдыми. Так появились первые минералы.

Из многочисленных минералов складывались первые горные породы, которые потом образовали самый верхний слой Земли – земную кору.

Земная кора состоит из огромных плит, которые постоянно очень медленно движутся. Когда плиты сталкиваются, происходят землетрясения, из-за чего появляются вулканы, горы, впадины, острова. Все процессы на нашей планете – от извержений вулканов до испарения воды морей и озёр – приводят к образованию минералов и горных пород.
Эти плиты называются тектоническими. Минералы разделяются на 3 основных типа, в зависимости от того, как и из каких элементов они образуются:

Минералы:
Самородные элементы – металлы            

     Самородные элементы – неметаллы                                          

     Сложные минералы.

      Вывод:  В окружающей среде огромное количество разных камней. Начиная от самых простых и заканчивая драгоценными породами. В нашей республике очень распространены пириты, сиениты, родонит. Так же можно встретить мрамор и гранит. Очень редкие и дорогие – это нефрит, алмаз. По соседству с нами, в Читинской области, можно обнаружить гелиодор и аквамарин, а в Иркутской области – лазурит, турмал

      Многие люди считают, что драгоценные камни являются просто красивой безделушкой прикрепленной к подвеске украшения или колечку, совершенно не догадываясь, что каждый самоцвет обладает особыми свойствами. Некоторые их особенности и лечебные свойства уже смогли доказать и объяснить ученые, а остальные остаются тайной и загадкой. Это не мешает знающим людям активно применять различные булыжники в повседневной жизни. Название такой науки – литотерапия. Литотерапия — наука занимающаяся лечением различных физических, психологических и духовных заболеваний с помощью натуральных драгоценных, полудрагоценных камней и минералов. Данной врачебной практикой начали заниматься уже сотни веков назад, причем совершенно в различных и несвязанных культурах. Каждая культура по-особенному использовала самоцветы и минералы, но главное результат от этого не менялся. Сейчас точно известно, что подобной лечебной практикой занимались китайские мудрецы, тибетские монахи, монгольские ламы, йоги и индийские целители. Так что, камни имеют и целительные свойства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Использование камней человеком в жизни.

          В результате своего исследования, мы пришли к выводу, что полезные ископаемые так прочно вошли в жизнь человеческого общества, к изделиям из них мы настолько привыкли, что подчас их просто не замечаем. Но стоит только более углубленно проанализировать «предметы потребностей», как очевидным становится, что все они в основном получены из «камня».

          Все это дает нам основание утверждать, что современная жизнь человека немыслима без «камня». Он нужен в строительстве, архитектуре  и искусстве, в металлургии, в машиностроительной (в автомобиле «Волга» использовано 36 видов полезных ископаемых), химической (сера и сернистые соединения металлов (колчеданы), пищевой (поваренную соль, глины, которые отбеливают и очищают продукты), парфюмерной (тальк), текстильной (бентонитовые глины, обезжиривающие сукно, ткани и шерстяные вязаные изделия, минеральные краски), ювелирной (алмаз, изумруд, аквамарин, сапфир, рубин, топаз, аметист…), оптической и электронной (горный хрусталь, кальцит, флюорит, турмалин…) промышленностях, в фармацевтике и в сельском хозяйстве (фосфор, калий и азот, минеральные кормовые добавки). Из всего прочитанного, я могу сделать для себя вывод:  Камень нельзя назвать неживым, он «живет» своей особенной жизнью, даже более сложной, чем жизнь живых существ. Эта жизнь полна таинственных превращений. В мертвых скалах, песках и камнях заложены великие законы природы, на которых построена Вселенная. Человечество должно сохранить эту жизнь и как можно полнее изучить законы природы!

         Осмотрев даже дом, в котором живет наша семья, поговорив с родителями, я убедился в том, что везде нас окружает камень!

Следующие свои исследования мы и хотим посвятить изучению «жизни камня», чтобы доказать ее уникальность, таинственность и необходимость сохранения.

 

 

 

 

 

 

4. Практическая часть. Анкетирование. Опыты.

 После изучения литературы о камнях, мне стало интересно, многие ли знают то, что теперь знаю я. 

Я провел анкетирование среди своих одноклассников. Этим хотел узнать, что мои сверстники знают о камнях. В нем приняли участие 29 человек. Возраст  - 8-9 лет.

Вопросы

Ответили «да»

Ответили «нет»

Собирал ли ты камни?

Если собирал, то зачем?

10 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)

16 чел.

Знаешь ли ты названия камней? Запиши названия.

7 чел. (большинство назвали 1-2 камня)

22 чел.

Знаешь ли ты, как на Земле появились камни?

0

29 чел.

Как человек использует камни?

11 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)

18 чел.

Ты хочешь больше узнать о камнях?

29 чел.

 

    

Вывод: ребята мало знают о мире камней,  но хотят узнать больше.

Дома я провёл опыты, чтобы лучше понять, как образуются кристаллы
Опыт 1. Кристаллы льда получить очень легко – надо просто заморозить воду. Для этого, я набрал в стакан чистой воды и поставил в морозильную камеру на 1 день.

 Вывод: Воза замерзла, образовался лед. Если разглядеть через лупу или микроскоп, можно увидеть те самые кристаллы. (Рисунок 1).

Опыт 2. Для образования кристаллов поваренной соли я сделал насыщенный раствор обычной пищевой соли, опустил туда нитку и ждал столько времени, чтобы на нитку наросло нужное количество кристаллов.

Вывод: кристаллы получились очень мелкие, поэтому я рассмотрел их в микроскоп и увидел крошечные прозрачные кубики, характерные для поваренной соли. (Рисунки 2).

Опыт 3. Для того чтобы рассмотреть, что находится «внутри» камня, я расколол несколько моделей камней и изучил их под увеличительным стеклом и микроскопом. В этом мне помогли наши педагоги (учитель биологии и классный руководитель).

Вывод: Сиенит – полнокристаллическая, не содержащая кварца, магматического происхождения порода. Сиенит родственен граниту, но по внешней красоте значительно его превосходит. Обычно имеет розовый или серый окрас, остающийся неизменным в любых световых условиях. Из моей коллекции он имеет серый цвет. Его можно использовать в строительных и отделочных работах.

      Рассмотрев сернистое железо (пирит),  мы увидели хрупкую сероватую кристаллическую массу. В народе пирит именуют как «Золото дураков». Ищут его не в сказочной стране Дураков из повести Алексея Толстого о Буратино, а в реальной жизни. Но как такового золота в составе пирита нет, а есть железо. Отсюда еще одно название камня – железный колчедан. Металл в нем соединен с серой.
       Там, где есть пирит, часто находят и золото. Вопрос лишь в количестве драгоценных запасов и форме их проявления. Кроме маяка в поиске золота, пирит служит источником нескольких веществ. Логично получение из минерала железа. Его пускают, в основном, на производство
чугуна.

      В общем, все камни имеют разный состав и разные свойства. Но их объединяет одно - использование в быту человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Моя коллекция «Мир камня»

    Для того, чтобы узнать названия камней из моей коллекции, я обратился в Геологический Музей г. Улан – Удэ. Работники данного Музея сказали, как называются эти камни. Оказывается, в моей коллекции есть уголь, кварц, кварц с прослойками слюды, гранит и другие.

Сиениты

Магматические породы

Пирит (Сернистое железо)

 

                       

 

 

 

 

Заключение

                   Проведя данное исследование,  я:

·      изучил литературу  и  Интернет-источники по данной теме;

·      узнал, что такое минералы, их виды;

·      узнал, как на Земле появились  камни, свойства отдельных камней, как человек их использует;

·      собрал коллекцию  декоративно - поделочных камней;

·      подготовил сообщение и слайдовую презентацию «Как образуются минералы и горные породы»;

·      рассказал о своей работе одноклассникам;

·      узнал, как используют камни в жизни.

Думаю, я нашёл ответы на свои вопросы.

Существует много химических элементов, из которых состоят минералы и горные породы, а соединений этих элементов намного больше.
           Каждый химический элемент имеет определённые свойства. Соединяясь между собой, элементы образуют огромное количество разных веществ, каждое из которых тоже обладает определёнными свойствами.

Условия образования минералов и горных пород также очень разнообразны. Одни и те же вещества в разных условиях образуют разные минералы и горные порода.

Вот почему камни (а точнее, минералы и горные породы) такие разные.

    Я думаю, что моя гипотеза была доказана. Следующие свои исследования я хочу посвятить изучению «жизни камня», чтобы доказать ее уникальность, таинственность и необходимость сохранения.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.    Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО «Мир книги», 2004.

2.    Большой толковый словарь русского языка, 2005.

3.    Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: «Педагогика- Пресс», 1996.

4.    Кэрол Варли, ЛайзаМайлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: «РОСМЕН», 1997.

5.    А.А.Плешаков «От земли до неба». - М. Просвещение, 1997. А.А.Плешаков « Природоведение».- М. Просвещение, 1997.

6.    Я познаю мир: Детская энциклопедия: География/Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Интернет-ресурсы

http://www.deagostini.ru/

http://mstelle.narod.ru/Megaliti.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

поваренная соль NaCl               

Модель кристаллической решётки поваренной соли

 

 

 

 

железо Fe

Модель кристаллической решётки железа

 

 

 

медь Cu

Модель кристаллической решётки меди

 

 

 

лёд H2O

Модель кристаллической решётки льда

 

 

Приложение 2

Кристаллы соли под микроскопом ( Рисунок 1)

 

  

 ( Рисунки 2)

 

 

 

 

 

(Рисунки 3)


Скачано с www.znanio.ru

Оглавление Введение ………………………………………………………………………

Оглавление Введение ………………………………………………………………………

Введение Часто с прогулки я приношу домой разные камни

Введение Часто с прогулки я приношу домой разные камни

Предмет исследования Предметом исследования являются камни

Предмет исследования Предметом исследования являются камни

Что такое камни и из чего они состоят?

Что такое камни и из чего они состоят?

Алмаз Графит

Алмаз Графит

История камней и их появление.

История камней и их появление.

Сложные минералы. Вывод:

Сложные минералы. Вывод:

Использование камней человеком в жизни

Использование камней человеком в жизни

Практическая часть. Анкетирование

Практическая часть. Анкетирование

Опыт 3. Для того чтобы рассмотреть, что находится «внутри» камня, я расколол несколько моделей камней и изучил их под увеличительным стеклом и микроскопом

Опыт 3. Для того чтобы рассмотреть, что находится «внутри» камня, я расколол несколько моделей камней и изучил их под увеличительным стеклом и микроскопом

Моя коллекция «Мир камня»

Моя коллекция «Мир камня»

Проект камни

Проект камни

Заключение

Заключение

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.

Приложение 1 поваренная соль

Приложение 1 поваренная соль

Приложение 2 ( Рисунок 1) (

Приложение 2 ( Рисунок 1) (

(Рисунки 3)

(Рисунки 3)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021