Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Что такое камни и из чего они состоят? ………………………………………….5
2. История камней и их появление……………………….…………………………..7
3. Использование камней человеком в жизни. …………………….………………..9
4. Практическая часть. Анкетирование. Опыты……………………….………….10
5. Моя коллекция «Мир камня»………………………………….…………………12
Заключение …………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………..15
Приложения ………………………………………………………………….16
Введение
Часто с прогулки я приношу домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего поселка, на берегу реки Селенга, озера Байкал и даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Я смотрю на них и думаю – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле.
Мне захотелось узнать:
Откуда берутся камни? Сколько их на Земле?
Как они называются? Зачем нужны камни?
На эти и другие вопросы я постарался найти ответ в своей работе. Для этого я решил провести исследовательскую работу.
Методы исследования:
· анализ научной литературы;
·
анкетирование;
наблюдение;
· сравнение,
· обобщение.
Цель исследования
Узнать историю появления на Земле камней, их свойства и значение в жизни человека.
Задачи
Ø Найти и изучить литературу по данной теме.
Ø Выяснить, что знают одноклассники по данной теме.
Ø Изучить как можно больше о камнях (что это такое, названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле, какую пользу приносят людям).
Ø Узнать названия камней из своей коллекции.
Гипотеза
Я могу предположить:
1) камни, окружающие человека, могут обладать необычными свойствами;
2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.
Предмет исследования
Предметом исследования являются камни.
Объект исследования
Объектами исследования являются: поваренная соль, гранит
Методы исследования:
· Опрос одноклассников
· Поиск и обработка информации в различных источниках
· Эксперимент
1. Что такое камни и из чего они состоят?
Из
того, что лежит под ногами на земле, меня больше всего привлекают камни. Они
бывают разных форм, размеров, окрасок, разные на ощупь, по строению и даже по
запаху.
Камни собирают даже взрослые люди: кто-то для коллекции, а кто-то для работы.
Если для работы, то такие люди называются геологи, минералоги.
Камни можно не просто
собирать, а изучать:
-рассматривать,
-определять, из чего они состоят,
-выяснять, чем они похожи и чем отличаются,
-узнавать названия камней и для чего они применяются.
Изучив литературу и словари, я узнал, что камни – это горные породы и минералы.
Оказывается, камнями мы называем то, что по-научному называется горными породами и минералами, а минералы – это составная часть горных пород. Чистые металлы камнями не называют.
Минералы – это кристаллы, которые
встречаются в природе.
Минерал – природное вещество, приблизительно однородное по химическому составу
и физическим свойствам, входящее в состав горных пород, руд, метеоритов. Большой
толковый словарь
Кристаллы – это вещества, в которых
частички, из которых они состоят (молекулы и атомы), прочно связаны друг с
другом и расположены в строгом порядке.
Такое расположение атомов называется кристаллической решёткой:
· Кристаллы бывают самых разных форм.
· Я взял несколько примеров кристаллических решеток. (Приложение 1).
Видно, что атомы и молекулы этих веществ (которые на моделях показаны в виде шариков) действительно выстроены в определённом порядке и тесно связаны друг с другом. Интересно, что атомы или молекулы одного и того же вещества могут располагаться в разном порядке, то есть образовывать разные кристаллические решётки. И в зависимости от формы кристаллической решётки получаются разные вещества с разными свойствами. Например, из одного и того же вещества – углерода - состоят графит и алмаз.
Однако насколько же они не похожи!
Алмаз |
Графит |
|
|
Драгоценный камень 1 класса |
Широко распространён |
Самый твёрдый минерал |
Один из наиболее мягких |
Прозрачный и полупрозрачный, бесцветный, серый, реже – другие цвета, блеск алмазный |
Жирный на ощупь, непрозрачный, цвет серый, чёрный стальной, блеск металлический |
Идеальный теплопроводник |
Хороший электропроводник |
Из таблицы видно, что разные кристаллические решётки, которые образует углерод, объясняют такое большое отличие алмаза от графита.
2. История камней и их появление.
В природе размеры кристаллов очень разнообразны: от крохотных, различимых только под микроскопом, до огромных – многометровых многотонных гигантов.
Когда наша планета Земля образовалась из огромного облака космической пыли, она напоминала раскалённый огненный шар, который состоял из множества жидких веществ и начал вращаться вокруг Солнца.
При этом тяжёлые жидкие вещества, например, железо, переместились ближе к центру Земли и образовали её ядро, а более лёгкие вещества, состоящие из кислорода, кремния, алюминия и других химических элементов, всплыли наверх и образовали как бы оболочку планеты – мантию.
Земля постепенно остывала, и начался тот же процесс, что и при замерзании воды: поверхность затвердевала, и жидкие вещества начали кристаллизоваться, становиться твёрдыми. Так появились первые минералы.
Из многочисленных минералов складывались первые горные породы, которые потом образовали самый верхний слой Земли – земную кору.
Земная кора состоит из огромных плит,
которые постоянно очень медленно движутся. Когда плиты сталкиваются, происходят
землетрясения, из-за чего появляются вулканы, горы, впадины, острова. Все
процессы на нашей планете – от извержений вулканов до испарения воды морей и
озёр – приводят к образованию минералов и горных пород.
Эти плиты называются тектоническими. Минералы разделяются на 3 основных типа, в
зависимости от того, как и из каких элементов они образуются:
Минералы:
Самородные
элементы – металлы
Самородные элементы – неметаллы
Сложные минералы.
Вывод: В окружающей среде огромное количество разных камней. Начиная от самых простых и заканчивая драгоценными породами. В нашей республике очень распространены пириты, сиениты, родонит. Так же можно встретить мрамор и гранит. Очень редкие и дорогие – это нефрит, алмаз. По соседству с нами, в Читинской области, можно обнаружить гелиодор и аквамарин, а в Иркутской области – лазурит, турмал
Многие люди считают, что драгоценные камни являются просто красивой безделушкой прикрепленной к подвеске украшения или колечку, совершенно не догадываясь, что каждый самоцвет обладает особыми свойствами. Некоторые их особенности и лечебные свойства уже смогли доказать и объяснить ученые, а остальные остаются тайной и загадкой. Это не мешает знающим людям активно применять различные булыжники в повседневной жизни. Название такой науки – литотерапия. Литотерапия — наука занимающаяся лечением различных физических, психологических и духовных заболеваний с помощью натуральных драгоценных, полудрагоценных камней и минералов. Данной врачебной практикой начали заниматься уже сотни веков назад, причем совершенно в различных и несвязанных культурах. Каждая культура по-особенному использовала самоцветы и минералы, но главное результат от этого не менялся. Сейчас точно известно, что подобной лечебной практикой занимались китайские мудрецы, тибетские монахи, монгольские ламы, йоги и индийские целители. Так что, камни имеют и целительные свойства.
3. Использование камней человеком в жизни.
В результате своего исследования, мы пришли к выводу, что полезные ископаемые так прочно вошли в жизнь человеческого общества, к изделиям из них мы настолько привыкли, что подчас их просто не замечаем. Но стоит только более углубленно проанализировать «предметы потребностей», как очевидным становится, что все они в основном получены из «камня».
Все это дает нам основание утверждать, что современная жизнь человека немыслима без «камня». Он нужен в строительстве, архитектуре и искусстве, в металлургии, в машиностроительной (в автомобиле «Волга» использовано 36 видов полезных ископаемых), химической (сера и сернистые соединения металлов (колчеданы), пищевой (поваренную соль, глины, которые отбеливают и очищают продукты), парфюмерной (тальк), текстильной (бентонитовые глины, обезжиривающие сукно, ткани и шерстяные вязаные изделия, минеральные краски), ювелирной (алмаз, изумруд, аквамарин, сапфир, рубин, топаз, аметист…), оптической и электронной (горный хрусталь, кальцит, флюорит, турмалин…) промышленностях, в фармацевтике и в сельском хозяйстве (фосфор, калий и азот, минеральные кормовые добавки). Из всего прочитанного, я могу сделать для себя вывод: Камень нельзя назвать неживым, он «живет» своей особенной жизнью, даже более сложной, чем жизнь живых существ. Эта жизнь полна таинственных превращений. В мертвых скалах, песках и камнях заложены великие законы природы, на которых построена Вселенная. Человечество должно сохранить эту жизнь и как можно полнее изучить законы природы!
Осмотрев даже дом, в котором живет наша семья, поговорив с родителями, я убедился в том, что везде нас окружает камень!
Следующие свои исследования мы и хотим посвятить изучению «жизни камня», чтобы доказать ее уникальность, таинственность и необходимость сохранения.
4. Практическая часть. Анкетирование. Опыты.
После изучения литературы о камнях, мне стало интересно, многие ли знают то, что теперь знаю я.
Я провел анкетирование среди своих одноклассников. Этим хотел узнать, что мои сверстники знают о камнях. В нем приняли участие 29 человек. Возраст - 8-9 лет.
Вопросы |
Ответили «да» |
Ответили «нет» |
Собирал ли ты камни? Если собирал, то зачем? |
10 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так») |
16 чел. |
Знаешь ли ты названия камней? Запиши названия. |
7 чел. (большинство назвали 1-2 камня) |
22 чел. |
Знаешь ли ты, как на Земле появились камни? |
0 |
29 чел. |
Как человек использует камни? |
11 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты») |
18 чел. |
Ты хочешь больше узнать о камнях? |
29 чел. |
|
Вывод: ребята мало знают о мире камней, но хотят узнать больше.
Дома я провёл опыты, чтобы лучше понять,
как образуются кристаллы
Опыт 1. Кристаллы льда получить очень легко – надо просто заморозить
воду. Для этого, я набрал в стакан чистой воды и поставил в морозильную камеру
на 1 день.
Вывод: Воза замерзла, образовался лед. Если разглядеть через лупу или микроскоп, можно увидеть те самые кристаллы. (Рисунок 1).
Опыт 2. Для образования кристаллов поваренной соли я сделал насыщенный раствор обычной пищевой соли, опустил туда нитку и ждал столько времени, чтобы на нитку наросло нужное количество кристаллов.
Вывод: кристаллы получились очень мелкие, поэтому я рассмотрел их в микроскоп и увидел крошечные прозрачные кубики, характерные для поваренной соли. (Рисунки 2).
Опыт 3. Для того чтобы рассмотреть, что находится «внутри» камня, я расколол несколько моделей камней и изучил их под увеличительным стеклом и микроскопом. В этом мне помогли наши педагоги (учитель биологии и классный руководитель).
Вывод: Сиенит – полнокристаллическая, не содержащая кварца, магматического происхождения порода. Сиенит родственен граниту, но по внешней красоте значительно его превосходит. Обычно имеет розовый или серый окрас, остающийся неизменным в любых световых условиях. Из моей коллекции он имеет серый цвет. Его можно использовать в строительных и отделочных работах.
Рассмотрев сернистое железо (пирит), мы увидели хрупкую сероватую кристаллическую массу. В народе пирит именуют
как «Золото дураков». Ищут его не в сказочной стране Дураков из повести Алексея
Толстого о Буратино, а в реальной жизни. Но как такового золота в составе
пирита нет, а есть железо. Отсюда
еще одно название камня – железный колчедан. Металл в нем соединен с серой.
Там, где есть пирит, часто находят и
золото. Вопрос лишь в количестве драгоценных запасов и форме их проявления.
Кроме маяка в поиске золота, пирит служит источником нескольких веществ.
Логично получение из минерала железа. Его пускают, в основном, на производство чугуна.
В общем, все камни имеют разный состав и разные свойства. Но их объединяет одно - использование в быту человеком.
5. Моя коллекция «Мир камня»
Для того, чтобы узнать названия камней из моей коллекции, я обратился в Геологический Музей г. Улан – Удэ. Работники данного Музея сказали, как называются эти камни. Оказывается, в моей коллекции есть уголь, кварц, кварц с прослойками слюды, гранит и другие.
Сиениты
Магматические породы
Пирит (Сернистое железо)
Заключение
Проведя данное исследование, я:
· изучил литературу и Интернет-источники по данной теме;
· узнал, что такое минералы, их виды;
· узнал, как на Земле появились камни, свойства отдельных камней, как человек их использует;
· собрал коллекцию декоративно - поделочных камней;
· подготовил сообщение и слайдовую презентацию «Как образуются минералы и горные породы»;
· рассказал о своей работе одноклассникам;
· узнал, как используют камни в жизни.
Думаю, я нашёл ответы на свои вопросы.
Существует много химических элементов, из
которых состоят минералы и горные породы, а соединений этих элементов намного
больше.
Каждый химический элемент имеет определённые свойства. Соединяясь
между собой, элементы образуют огромное количество разных веществ, каждое из
которых тоже обладает определёнными свойствами.
Условия образования минералов и горных пород также очень разнообразны. Одни и те же вещества в разных условиях образуют разные минералы и горные порода.
Вот почему камни (а точнее, минералы и горные породы) такие разные.
Я думаю, что моя гипотеза была доказана. Следующие свои исследования я хочу посвятить изучению «жизни камня», чтобы доказать ее уникальность, таинственность и необходимость сохранения.
Используемая литература:
1. Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО «Мир книги», 2004.
2. Большой толковый словарь русского языка, 2005.
3. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: «Педагогика- Пресс», 1996.
4. Кэрол Варли, ЛайзаМайлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: «РОСМЕН», 1997.
5. А.А.Плешаков «От земли до неба». - М. Просвещение, 1997. А.А.Плешаков « Природоведение».- М. Просвещение, 1997.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География/Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Интернет-ресурсы
http://www.deagostini.ru/
http://mstelle.narod.ru/Megaliti.html
Приложение 1
поваренная соль NaCl
железо Fe
медь Cu
лёд H2O
Приложение 2
(
Рисунок 1)
( Рисунки 2)
(Рисунки 3)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.