Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Каргатская средняя школа №3 им. И. А. Домбровского
Исследовательская работа
на тему: Кто Я? Кем быть?
Выполнил: обучающийся 9 класса
Щуплецов Кирилл
Руководитель: педагог-психолог
Адамова Алина Коблановна
,
Каргат
2020 г
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты
1.1 Самые необычные и малоизвестные профессии в России.…………..……5
1.2 Легко ли устроиться на необычную должность……………………………9
1.3. Плюсы и минусы необычных профессий…………………………….…..9
Глава 2. Практические аспекты
2.1 Познание себя через тесты ………………………………………………...10
2.2 Анкетирование среди учеников 9-ых классов……………………….……16
2.3Результаты анкетирования……………………………………………….....16
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………..……17
Приложения Форма………….………………………………………………….19
Введение
В современном мире, когда столько времени и сил уделяется получению образования для устройства на работу и последующего получения заработка, очень важно правильно выбрать себе профессию. Многие девяти- и одиннадцатиклассники чувствуют некоторые затруднения в поисках ответа на этот вопрос, я не исключение.
При неправильном выборе профессии наблюдаются следующие моменты (государство оплачивало стипендии, работу преподавателей, образование, …):
· 40% выпускников технических училищ сразу меняют профессию,
· 19,7% выпускников ССУЗов не любят свою профессию,
· 12% поступивших в ССУЗы уходят после 1 курса,
· 5% выпускников ВУЗов сразу же меняют свою профессию,
· 3,7% выпускников ВУЗов не любят свою профессию.
Вывод: ребята плохо знакомы с миром профессий.
Актуальность: очень важно каждому правильно выбрать профессию, которая подходит тебе по характеру и твоим способностям. От этого зависит, будешь ли ты утром вставать с камнем на сердце, от нелюбимой работы, где начальник то и дело придирается ко всем твоим действиям; или же, радуясь утреннему солнышку, будешь просыпаться удовлетворённым и шагать на самую лучшую работу в мире!
Проблема: трудности в выборе будущей профессии.
Цель: изучение сути вопроса выбора профессии, ориентированного на мои индивидуальные особенности.
Задачи:
1. узнать больше о необычных и малоизвестных профессиях в России;
2. выполнить профориентационные тесты;
3. выявить наиболее подходящие мне профессии и области деятельности;
4. провести опрос среди учащихся 9-ых классов.
Ожидаемый результат: получение знаний о новых методах выбора профессии; осознанный подбор наиболее подходящих мне профессий.
Проектный продукт: презентация по теме проекта, рекомендации обучающимся школы
Участники: педагог – психолог, учащиеся 9 класса (15-16 лет) в количестве 15 человек.
Условия реализации:
- организационные (выделение проблемы, моделирование желаемой ситуации, разработка цели и задач, определение способа разрешения проблемы, определение ожидаемых результатов, определение участников проекта, формирование путей решения проблемы);
- материально-технические (использование аудио-, видеотехники);
- учебно-методические (подборка литературных источников, ЭОР);
Формы и метода взаимодействия: работа с ресурсами сети Internet и справочной литературой, наблюдение, социологическое исследование, анализ результатов, консультирование, беседа.
Ожидаемый результат: выведение способа правильного выбора профессии, ознакомление с малоизвестными профессиями в России, выяснение через опрос каким образом обучающиеся 9 классов выбирают профессию или направление деятельности.
Глава 1. Теоретические аспекты.
1.1 Самые необычные и малоизвестные профессии в России.
Зачастую за неправильным выбором профессии стоит простое незнание о ней, о профессии, которая подошла бы идеально. Поэтому я хочу познакомить вас с наиболее редкими профессиями в России.
Источников происхождения странных профессий довольно много. Это и громадные богатые предприятия, набирающие сотрудников, которые будут выполнять какое-то одно определенное действие весь свой рабочий день. Это и последствия каких-либо внешних факторов, благодаря которым человеку приходится выполнять не самую обычную работу. Но бывает, что так называемой необычной профессии не существует вовсе, а вся информация о ней - это всего лишь чья-то шутка или же недостаточная информированность. И все же, какие существуют необычные профессии в России? Сразу стоит сказать, что в нашей стране самых различных ремесел достаточно, и некоторые из них действительно могут показаться необычными и странными.
А) Первая группа необычных профессий на производстве
В сфере производства существует множество самых различных профессий. Среди них действительно есть странные и незаурядные. Однако их не так уж и много, и сводятся они все в основном к тому, что человеку приходится выполнять какую-то хоть и необычную, но все же очень однообразную работу. К ним относятся следующие профессии:
•Разводчик холяв. И нет, данный специалист никак не связан с тем, что так любит большинство россиян. Холява в данном случае - это различные стеклянные болванки и заготовки, которые представитель рассматриваемой профессии должен укладывать в печи.
•Бригадир двора изложниц. Наверное, многие мужчины, услышав только одно название этой профессии, согласились бы иметь с ней дело. Но их придется расстроить: любые ассоциации с наложницами какого-нибудь восточного султана здесь совершенно ни при чем. Работа во дворе изложниц - это отнюдь не райское местечко. Едкий дым, запах металла, злой начальник в телогрейке - вот что будет ожидать человека, захотевшего работать в данной отрасли. К слову, изложницы - это специальные формы для жидкого металла.
•Заготовщик черни. Стоит согласиться, звучит название этой профессии весьма угрожающе. На ум сразу приходят времена Иоанна Грозного. Однако представители рассматриваемой профессии не имеют никакого дела с холопами и другими низшими социальными слоями. Что же делают заготовщики черни? Специальный материал, используемый в ювелирном деле уже много веков подряд, - вот основная забота этих специалистов. К слову, заготовщики черни существуют очень давно и, как ремесленники-ювелиры, всегда очень ценились.
Б) Вторая группа необычных профессий на производстве
•Смотритель огней. Романтики в этой профессии практически нет. Все, чем занимается специалист - это работа со световой аппаратурой на воде. Светящиеся буйки, светооптические фонари - если хоть что-то из этого выйдет из строя, вина ляжет только на смотрителя огней. Здесь близка по значению другая профессия - смотрителя маяка. Основное же отличие состоит в том, что последний большую часть времени работает на суше.
•Инженер-лесопатолог. Если охарактеризовать работу вкратце - то это "врачевание леса". Инженер-лесопатолог ходит и осматривает состояние деревьев, проверяя, нет ли у них какой болезни. В случае выявления чего-то нехорошего, "лесной врач" назначает комплекс мер. Ведь на производстве нужны качественные и здоровые деревья.
•Чистильщик лица голья. Сразу стоит отметить, что к вышибалам специалисты данного типа никак не относятся. Основное занятие этих работников - обработка кожи и шкур на производстве.
В) Необычные профессии в сфере сельского хозяйства
Необычные и интересные профессии в России можно встретить и в сфере сельского хозяйства. Стоит отметить, что именно эта сфера содержит в себе больше всего странных ремёсел. Итак, что же здесь можно отметить?
•Специалист по безопасности пальм. В теплых областях России плоды растений могут больно приземлиться на голову кому-нибудь из туристов. Это страшное явление, и ничего забавного в нем нет. Задача рассматриваемых специалистов - следить за плодами на пальме.
•Мастер педикюра для коров. Данный специалист занимается довольно важным делом - ухаживает за копытами коров. Дело в том, что состояние копыт может плохо сказаться на здоровье животного.
•Работник, определяющий пол цыплят. Название профессии говорит само за себя. От пола цыпленка будет зависеть дальнейший уход за птицей и ее питание. Некоторые ученые, однако, считают данную профессию совершенно бессмысленной. Они говорят, что уход за птицей никак не зависит от ее половой принадлежности.
Г) Необычные профессии в сфере технологий
Редкие и необычные профессии в России присутствуют и в инновационной сфере. Что здесь можно выделить?
•Профессия тренд-хантера. "Охотник за трендами" - занимается специалист, как уже понятно из названия, поиском модных трендов и течений для СМИ. Профессия, однако, уже стала устаревать. С развитием интернета тренды уже и не приходится искать - ведь различные элементы культурной информации сыплются отовсюду.
•Профессия "веб-садовника". Крупные сайты нанимают к себе работника, который занимается удалением ненужных ссылок и устаревшей информации. Стоит отметить, что в обязанности "садовника" не входит обновление и модернизация сайтов. Только удаление ненужных элементов, и ничего более - вот вся сфера деятельности специалиста.
•Этичный хакер. Многие крупные компании нанимают подобных специалистов для того, чтобы проверить надежность их сайтов, а также выявить слабые места в защите информации.
Д) Необычные профессии в сфере услуг
Необычные профессии в России встречаются и в сфере услуг. Более того, именно эта сфера содержит в себе просто громадное количество самых странных, интересных и даже бессмысленных работ. Вот лишь некоторые из них:
•Испытатель мебели. Наверное, многие уже слышали об этой профессии. Кресла, стулья, кровати, диваны - все это должен качественно протестировать рассматриваемый специалист.
•Разглаживатель морщин. Этот работник обязан своевременно выпрямлять морщины, образовавшиеся на обуви после многократной ее примерки покупателями.
•Распрямитель подушек. Этот специалист схож с предыдущим. Чтобы в торговых залах магазинов все выглядело идеально, иногда крупные компании нанимают и такого работника.
•Исследователь стриптизерш. Данный специалист обязан наблюдать за стриптизершами в течение некоторого времени и делать соответствующие выводы.
Естественно, далеко не все клубы могут позволить себе подобного рода специалистов. Таким образом, самые необычные профессии в России приходятся на сферу услуг. Именно здесь можно встретить самых странных и редких специалистов своего дела.
Е) Самая необычная профессия в мире
Пришло время рассказать о действительно интересной и необычной профессии в России. Это подниматели пингвинов. Стоит отметить, что это реально существующая работа. Её представителей единицы. Однако эта профессия действительно важна, благодаря ей сотни и тысячи пингвинов остаются в живых. В появлении подобного ремесла виноват сам человек. Ведь еще век назад самолеты не летали над северными областями страны, и заинтересованные пингвины не падали на спины. К слову, если пингвин упадет, то подняться без посторонней помощи он уже не сможет. И единственное, чего остается ждать бедолаге - собственной смерти. Поднимателем пингвинов может стать далеко не каждый. Нужно обладать хорошей физической формой и устойчивостью к морозам. Ведь представителям рассматриваемой профессии, коих не так много, приходится находиться на морозе целыми днями. Таким образом, список самых необычных профессий в России возглавляет работа поднимателя пингвинов.
1.2 Легко ли устроиться на необычную должность
В России так называемых необычных профессий становится все меньше. Руководители предприятий, желая сэкономить, возлагают на одного сотрудника сразу несколько функций. Так, выпрямитель подушек превращается в обычного менеджера с множеством дополнительных функций, педикюрщик для коров - в обыкновенного работника аграрной сферы, совмещающего сразу множество обязанностей. Представителей редких профессий гораздо проще найти на Западе - ведь там крупные организации нанимают сотрудников, имеющих какую-то одну, весьма необычную функцию. Таким образом, на вопрос о том, есть ли необычные профессии в России и легко ли на них устроиться, однозначно ответить нельзя.
А) Плюсы и минусы необычных профессий
В России список подобного рода работ не очень велик, и специалисты, имеющие дело с какой-то редкой работой, могут сильно стесняться своей деятельности. Или же наоборот: некоторые личности будут сильно гордиться своей работой, зная и понимая ее важность. Заработные платы у очень редких профессий, как правило, невелики. И это смело можно отнести к основным недостаткам таких профессий.
А что можно сказать о плюсах? Для кого-то плюсом будет увлекательность, для кого-то - необычность работы. Достоинства каждый сможет найти сам: вряд ли существует в мире хотя бы одна профессия, в которой нет абсолютно ничего хорошего.
Выводы по первой главе:
Знакомство с малоизвестными и редкими профессиями России позволило мне задуматься: все ли я знаю о мире профессий, и хотела бы я выбрать для себя одну из необычных профессий.
Глава 2. Практические аспекты.
Познание себя через тесты.
Для выполнения задач 2-3 необходимо найти в Интернет-ресурсах профориентационные тесты. Я использовала сайт «ПрофГид» - Центр профориентации Эльмиры Давыдовой. Там были представлены 6 тестов для ориентирования в выборе профессии.
Тестирование позволяет:
· определить свои профессиональные склонности и способности;
· выявить свойства характера и личностные качества;
· прояснить уровень развития своих способностей;
· выбрать отрасль профессиональной деятельности.
На протяжении нескольких лет я много думала о том, кем стать. Каждый раз выбираемая мною профессия менялась. Я представляла себя в разных образах: патологоанатомом, педиатром, генным инженером, следователем, прокурором и т.д. Я советовалась с родителями, с подругами, учителями. Однако определиться в выборе было сложно.
Я поняла, что, для того чтобы подобрать профессию по себе, надо больше понять себя, нужно чётко обозначить свои интересы, способности, приоритеты, и пройти тесты, которые помогли бы мне лучше разобраться в своём «Я».
Новизна моего проекта заключается в получении альтернативных способов выбора профессии. Для этого мне необходимо пройти психологические тесты, провести анализ результатов, и отсеять не подходящие и подходящие профессии.
А) Тест Климова
Для начала я решила выполнить тест Е. А. Климова, с которым я уже сталкивалась на уроке психологии год назад.
Согласно инструкции к тесту необходимо представить, что после соответствующего обучения я смогла бы выполнить любую работу. Но если бы мне пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы я предпочла?
Результат представлен в таблице 1.
Таблица 1
Типы профессий |
Насколько подходит (в баллах) |
Человек-природа |
7 |
Человек-техника |
1 |
Человек-человек |
2 |
Человек-знаковая система |
4 |
Человек-художественный образ |
6 |
Интерпретация результатов теста:
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
· «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
· «человек–техника» – все технические профессии;
· «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
· «человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
· «человек–художественный образ» – все творческие специальности.
Б) Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда.
Следующая методика профессионального самоопределения Дж. Голланда, которая предлагает 42 пары профессий, причем в каждой паре необходимо выбрать одну: наиболее желательную или наименее «противную».
Результат представлен в таблице 2.
Таблица 2
Профессиональные типы |
Насколько подходит в (%) |
Реалистический (или практический) |
43% |
Интеллектуальный (или исследовательский) |
71% |
Артистический |
29% |
Социальный |
29% |
Конвенциальный (или стандартный) |
50% |
Предприимчивый (или инициативный) |
79% |
Для интерпретации результатов теста необходимо выбрать такие типы, которые набрали наибольшее количество баллов. Далее дается описание этих типов по рангу (от наибольшего к наименьшему в % соотношении)
Предприимчивый (или инициативная):
Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности.
Интеллектуальный (или исследовательский):
Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.
Конвенциальный или стандартный:
Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы.
Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтение четко определенной деятельности.
Реалистический или практический:
Склонны заниматься конкретными вещами и их
использованием, предпочитают занятия с применением физической силы, ловкости.
Ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат
деятельности.
В интеллектуальной сфере, в большой степени, преобладают математические
способности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей
развиты слабее.
Артистический:
Оригинальны, независимы, обладают гибкостью и
скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью, хорошей реакцией,
координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные
способности.
Социальный:
Профессионалы данного типа гуманны,
чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способны к
сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми
(нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты
слабее.
Следовательно, мне подходят такие типы профессий как: предприимчивый и
интеллектуальный. Меньше подходят артистический и социальный типы.
В) Тест на способности руководителя
Согласно инструкции к этому тесту, нужно было ответить на 21 вопрос.
Был получен результат, который характеризуется как средний управленческий потенциал.
Г) Тест личности (автор неизвестен).
В инструкции к этому тесту необходимо было выбрать понравившееся дерево и узнать тип своей личности. Я выбрала дерево №3 (рисунок 1).
Рисунок 1
В результате я получила описание своего типа личности: Умный и задумчивый. Вы отличный мыслитель. Ваши мысли и идеи - самое важное. Вы любите обдумывать свои теории и взгляды в одиночестве. Вы интроверт. Вы ладите с теми, кто любит думать и учиться. Вы никогда не бываете поверхностным. Вы тратите много времени, раздумывая о морали. Вы пытаетесь делать то, что правильно, даже если большая часть общества с вами не согласна.
Д) Карта интересов А.Е. Голомштока.
Инструкция к этому тесту рекомендовала ответить на 144 вопроса, чтобы выяснить свои интересы в какой-либо предметной области.
Результат представлен на рисунке 2.
Рисунок 2
Таким образом, я выявила области, где стоит искать свою будущую профессию. Это: искусство, природа, биология, химия, геология и география.
Кроме этого я поняла, что Я находчива, практична, быстро ориентируюсь в сложной обстановке, склонна к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, имею тягу к приключениям.
Выводы по второй главе:
Знания, которые я получила, выполняя профориентационные тесты, более чем достаточны для выбора профессии.
Я выяснила, что для того, чтобы правильно подобрать профессию, необходимо выполнить несколько профориентационных тестов, один из которых обязательно должен быть направлен на выявление способности к лидерству. Далее стоит выяснить те области деятельности, в которых можно найти нужную профессию или профессии. Затем из выбранных профессий стоит исключить те, которые вам не подходят по характеру, какому-то качеству личности. Оставшиеся профессии как раз и будут теми, которые наиболее подходят именно вам. Для себя я выявила необходимый алгоритм выбора профессии.
2.2 Анкетирование обучающихся 9-ых классов
Для того, чтобы узнать какой подход к выбору профессии использовали мои сверстники, я решила провести социологический опрос среди учеников 9-ых классов школы №17.
А) Результаты анкетирования
А также наблюдались следующие моменты:
· Выбор профессии совпадал с любимыми предметами у 11-ти человек;
· Проведение досуга совпадало с выбором профессии у 7-и человек;
· Только 7 человек сумели обозначить 10 наиболее интересных им профессий.
Выводы по анкетированию:
1. большинство обучающихся имеет удовлетворительную успеваемость;
2. меньше всего обучающихся учится плохо;
3. большинство обучающихся планирует продолжить учиться после 9-ого класса;
4. нет ни одного обучающегося, планирующего бросить учёбу;
5. большинство обучающихся не сумело выбрать профессию;
6. самая популярная профессия среди обучающихся – программист;
7. на большинство обучающихся никто не влиял при выборе профессии;
8. на четверть обучающихся при выборе профессии повлияли родители;
9. почти половина обучающихся планирует продолжить своё обучение в универсальном классе;
10. всего одна шестая всех обучающихся выбрала для дальнейшего обучения профильные классы;
11. только четверть обучающихся ориентировалась при выборе профессии на свои интересы;
12. обучающиеся мало знакомы с профессиями.
Литература:
· http://www.profguide.ru/test/category/proforient/
· http://fb.ru/article/274467/samyie-neobyichnyie-professii-v-rossii
· http://l.120-bal.ru/doc/14517/index.html
· https://infourok.ru/nauchno-issledovatelskaya_rabota_starsheklassniki_i_vybor_professii-485906.htm
· http://shkolabuduschego.ru/shkola/klassnyiy-chas-dlya-uchenikov-8-9-klassov-na-temu-vyibor-professii.html#.WMUJZKChpBc
· http://kolyaseg.livejournal.com/418746.html
Приложение. Форма анкеты.
Пол______________________ год рождения____________________
· Назовите, пожалуйста, 10 наиболее привлекательных для Вас профессий (расположите их по степени привлекательности):
1.________________________ 6.______________________
2.________________________ 7.______________________
3.________________________ 8.______________________
4.________________________ 9.______________________
5.________________________10.______________________
· Как я учусь:
а) отлично (преимущественно получаю «5»),
б) хорошо (почти всегда получаю «4»),
в) удовлетворительно (преимущественно получаю « 3»),
г) плохо (часто получаю «2»).
· Мои любимые предметы: ____________________________________
__________________________________________________________
· Нелюбимые учебные предметы: ______________________________
___________________________________________________________
· Мои любимые занятия на досуге:
Чтение, участие в художественной самодеятельности, занятия каким-либо видом искусства (музыка, литературное творчество, рисование), спорт, техника (радиотехника, фотографирование, мотодело и др.), моделирование, коллекционирование, рукоделие, туризм и т.д. ___________________
· Куда я собираюсь пойти после окончания 9-го класса:
а) учиться (в школе, ссузе, ПТУ),
б) работать и учиться,
в) работать,
г) не знаю.
· Если учиться в школе, то в каком классе хотел бы:
а) в универсальном, в специализированном по предмету (физико-математическом, химико-биологическом, социально-экономическом, социально-гуманитарном, ______________)
в) профильном (педагогическом, медицинском, МЧС, классе менеджеров … __________)
· Какую профессию я решил(а) для себя избрать и почему? ___________
· Не выбрал(а) и почему?
· Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии:
а) родители, б) родственники,
в) учителя, г) товарищи,
д) знакомые, е) герои любимых книг и кинофильмов,
ж) __________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.