ЦЕЛЬ проекта:
Формирование у детей
обобщенных представлений о птицах.
Задачи:
* Развивать познавательный интерес
* Расширение знаний и представлений об жизненных проявлений, о повадках
и способах приспособления к среде обитания.
* Знакомить с птицами, прилетающими на участок, домашней птицей.
* Знакомить с некоторыми особенностями их поведения
(издают звуки, летают, прыгают, клюют, плавают и т.д.)
* Учить выделять их среди окружающей природы.
* Формировать качества личности : любознательность, пытливость,
наблюдательность.
I I Этап
Разработка проекта
1.Подобрать методическую,
художественную,
научную литературу,
иллюстративный материал.
2. Подобрать дидактический материал, игрушки для
дидактических игр.
3.Подготовить материал для продуктивной деятельности
детей и для работы по лепке, рисованию,
конструированию.
4.Совместно с родителями изготовить
дидактический материал и оборудование
по данной теме.
5.Составить перспективный план , разработать конспекты
занятий по данной теме.
III Этап
Реализация проекта.
В проекте используются:
*дидактические игры,
* дидактические игры,
* дыхательные упражнения ,
*чтение художественных произведений,
* лепка, рисование,
* изготовление пособий с родителями,
* рассматривание иллюстраций,
* моделирование,
* конструирование,
* наблюдения,
* подборка научной литературы.
IV Этап
Презентация проекта.
1.Выставка дидактического материала и оборудования
2. Выступление на педсовете
3.Участие детей в творческих конкурсах города.
4. Открытый просмотр занятий в детском саду
5.Беседы с родителями о важности данной темы
6.Проведение открытого занятия по МО по младшему
дошкольному возрасту г.Экибастуза
7. Выступление на областной научно педагогической
конференции
Область | Раздел | Форма и методы работы по проекту |
«Познание» | Игровая деятельность | Дидактические игры: «Кто лишний», |
«Творчество» | Рисование | Разработка тематического планирования учебной изобразительной деятельности, используя разные виды техники рисования. |
«Творчество» | Продуктивная деятельность | Изготовление игрушек самоделок, пособий, атрибутов, дидактического и наглядного материала, карточек-схем, опорных кубов. |
«Коммуникация» | Конструирование | Темы: |
«Познание» | Ознакомление с художественной литературой | Составление хрестоматии детских художественных произведений. Чтение во время учебной и в свободной деятельности. |
Познавательное развитие | Наблюдения на прогулке, наблюдения в группе за живым объектом –попугаем. Просмотр эпизодов из мультфильмов, документального фильма «Дикая природа».Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» | |
«Здоровье» |
| Все пособия, дидактичнский материал изготовлен в соответствии требований возраста и индивидуальных особенностей детей, безопасен для здоровья детей. Использование дыхательных упражнений |
«Коммуникация» | Работа с родителями | Беседы о важности данной проблемы. Выступление детей на заседании клуба «ЗОЖ». |
Предполагаемый результат:
1* Приобретение детьми знаний о птицах.
2* Умение управлять своим поведением при встрече с
птицами.
3* Умение играть в дидактические ,подвижные игры.
4* Выставка детского творчества по данной теме.
5*Развитие у родителей желания в оказании помощи по
знакомству детей с птицами.
Пояснительная записка
Жизнь птиц в природе составляет одну из самых увлекательных и поучительных страниц Книги Природы.
Так как человек это часть этой Природы, необходимо учиться жить в гармонии с этой Природой. Надо с детства учить детей видеть , ощущать всю красоту творений природы, ее важность и связь с нашим существованием на земле. Важно научить ребенка видеть, слышать вокруг, привить ему любовь к природе, общаться с ней, наблюдать, помогать и охранять природу.
В яркой окраске оперения птиц ребенок легко может увидеть сочетание всех цветов радуги, в их внешности – изящество, в движениях - грациозность.
Следует с детства объяснить важность птиц: птицы насекомоядные – они приносят большую пользу: защищают леса, поля, дачи от вредных насекомых, массами уничтожают их, особенно при выводе и вскармливании своих птенцов. Птицы истребляют насекомых во все времена года.
Исходя, из этого мы решили взять тему для нашего проекта «Кеша ищет друзей». Цель которого : формирование у детей обобщенных представлений о птицах. Поставили перед собой задачи:
1 Развивать интерес к жизни птиц.
2. Развивать познавательные способности детей.
3. Учить отвечать на вопросы: «что делают?», «Что едят?», «Кто как кричит?» и т. д.
4. Учить узнавать и правильно называть птиц и их детенышей (птенец).
5. Знакомить с птицами прилетающими на участок, учить выделять их среди окружающей природы, знакомить с некоторыми особенностями их поведения (летают, садятся на дерево, клюют , издают звуки).
6.Воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к окружающей природе.
7.Пополнить дополнительными знаниями и представлениями детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания других птиц.
Так как у детей 2-3 лет почти нет запаса знаний по данной теме предложенный материал следует давать в системе от простого к более сложному. Наш проект рассчитан на работу в течение всего года. Тема проекта проходит через развитие речи, дидактические игры, сенсорное воспитание, изо деятельность, ознакомление с окружающим, конструирование, моделирование, рисование, работу с родителями. Составлено перспективное планирование по теме «Кеша ищет друзей» , разработаны конспекты занятий , подобран дидактический материал. Предложенные конспекты используются как для проведения занятий, так и для индивидуальной работы с детьми. Вся данная тема проходит через работу с попугаем, который в игровой форме знакомит детей с птицами - своими друзьями.
Дети 2-3 лет знакомятся сначала с птицами ближайшего окружения (которые прилетают на участок детского сада): воробей, синица, дятел, голубь, ворона, сорока в зимнее время, трясогузка, скворец в весенний и летний периоды. В это же время идет знакомство с домашними птицами : курица, индюк, утка, гусь. Происходит сравнение этих птиц : чем они отличаются от птиц на участке и чем похожи.
Сам же попугай не относится ни к тем , ни к другим, но является кладовой для детей. По его оперению дети знакомятся с основными цветами спектра, как размножаются птицы, связь температуры и жизни попугая (он живет, где жарко, где много деревьев, у нас попугай зимой замерзнет) и т. д.
Дети 2-3 лет учатся сначала различать друзей попугая по внешнему виду, находить сходство и различие, воспроизводить их «голоса». После того как дети получат элементарные знания о птицах, детей знакомят с более сложным: чем питаются, где живут, способ размножения, связь с насекомыми и животными и т. д. затем этот материал закрепляется на занятиях по изодеятельности и в дидактических играх. Для этого предложены в проекте перспективное планирование по рисованию на тему «Рисуем вместе с Кешей» и конспекты занятий, один из номеров журнала для дополнительной работы с малышами «Кеша и его друзья». В дальнейшем планируется выпуск других номеров.
В ходе игровой деятельности с попугаем, дети 2-3 лет учатся вести диалог, говорить полными предложениями, учатся передавать своими словами увиденное и услышанное. Развивается логическое мышление. Так постепенно развивается желание узнать что-то ещё новенького о жизни птиц. В предложенном проекте используются:
дидактические игры, дыхательные упражнения,
чтение художественных произведений, лепка, рисование,
конструирование, моделирование,
рассматривание иллюстраций, наблюдения,
заучивание, изготовление пособий с родителями,
подборка научной литературы, экскурсии и многое другое.
Весь материал проекта предлагаемый детям основан с научной точки зрения. Если педагог и родитель не владеют данными знаниями, как же они достоверно смогут ответить на вопрос ребенка «Почему?». Не в коем случае нельзя давай не верной информации. Ребенок как губка, впитывает все что говорят ему родители и воспитатель. Ведь он полностью доверяет педагогам и родителям, которые не могут его обмануть (мнение ребенка). Поэтому если вы чего – то не знаете и не нашли в нашем проекте, а у детей могут возникнуть дополнительные вопросы, предлагаем честно сказать об этом ребенку и пообещать найти ответ в других источниках.
Для повышения мировоззрения запаса знаний педагогов и родителей в проекте предлагается раздел «С научной точки зрения», который постепенно планируем пополнять дополнительной информацией.
В данном разделе находятся консультации по темам : «Народные приметы», «Птицы - символы», «Содержание попугаев», «Уроки гусей».
Для подспорья педагогам и родителям предложены 3 приложения, которые тоже будут со временем пополняться.
Приложения:
1. Приложение « Клуб Самоделкин».
Мы не можем позволить себе такую роскошь как каждый день
быть рядом по нашему требованию с теми или иными живыми
птицами. Это не реально, да и с экологической точки зрения тоже.
Поэтому мы предлагаем материал по изготовлению птиц
заменителей из разного материала, которые также принесут много
пользы.
2. Приложение «Давай полетаем, вместе поиграем». В этом приложении
собраны и описаны как дидактические игры, так и подвижные игры,
физминутки, пальчиковые игры по данной теме.
3. Приложение «Литературная страничка».
Очень много полезной информации дети получают из художественных
произведений: стихотворений, потешек, загадок, сказок ,рассказов.
Весь предложенный дидактический материал в проекте красочный,
яркий, практичный и соответствует данному возрасту.
Мы получаем огромную радость после работы по данной теме видя искорки в детских глазах, столько любопытства и ожидания от нас ещё чего –нибудь.
Знакомство детей с птицами это такая большая и интересная работа, поэтому наш проект планируется дальше пополняться как материалом познавательного характера так и дидактическим материалом .
Подвижные игры по теме
«Давай полетаем , вместе поиграем…»
Подвижная игра «Птички»
Игра малой подвижности «Гуленьки»
Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей»
Игра малой подвижности «Где спрятался воробей? »
Подвижная игра «Птички в гнездышках»
Подвижная игра «Воробышки и кот»
Игра «Ветер и птицы»
Игра «Стайка»
Подвижная игра «Голуби и кот».
Подвижная игра «Голубь».
Игра «Совушка»
Консультация для педагогов и родителей
Тема: « Птицы-символы »
Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, геометрическими фигурами и т. д. Предки разных народов различные явления в природе изображали с помощью символов, практически все они приобретают смысл «оберегов». Их вышивали на одежде, рисовали на жилищах, на предметах быта. И в наши дни птицы являются символами
Часто в них изображали птиц:
Лебедь- символ верности или молодая девушка-невеста
Уточка-символ трудолюбия,
Курочка- символ плодородия,
Голубь – символ мира, супружеской верности, счастливой семьи
Пава-символ счастья, любви
Сова – символ мудрости
Аист – символ прибавления в семействе,
Сорока - символ вороватости
Попугай – символ пестроты.
Ворона - беда, горе.
Ласточка, грач, скворец – весна
Кукушка - матери, бросающие своих детей
Соловей - красивый звонкий голос
Орел, беркут - сила
Индюк - болтливость
Чайка - вода
Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.
***
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
***
Ворона кричит на полдень в сторону юга - к теплу, на север - к холоду.
***
Ворона купается - к ненастью.
***
Ворона летом кричит – к дождю, зимой – к метели.
***
Ворона прячет под крыло клюв – к холоду.
***
Ворона всегда садится клювом на север.
***
Ворона и галка зимою вьются в воздухе – перед снегом,
садятся на землю – к оттепели, садятся на вершины деревьев - к морозу, на нижние ветки- к ветру. ***
Вороны «играют» на лету – к вёдру.
***
Вороны зимою летают и кружат стаями – к морозу.
***
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат – к ясной погоде.
***
Народные приметы:
***
Галки тепла кричат.
***
Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев
***
На тепло галки садятся на верхушки деревьев, к морозу -на ветках в полдерева.
***
Синичка с утра пищит – ожидай ночью мороз.
***
Сорока под застреху лезет – к вьюге.
***
Гуси и утки зимою купаются в снегу – к оттепели и метели.
***
Гуси хлопают крыльями, полощутся – к теплу.
***
Гусь лапу поджимает – к стуже.
***
Курица на одной ноге стоит – к стуже.
***
Курица машет крыльями и вертит хвостом – на ветер, зимой – на метель.
***
Куры рано на насест садятся – к морозу, чем выше, тем морозы сильнее.
***
Петух не вовремя поет: летом – к дождю ,зимой –к теплу.
***
Ранее пение петухов в мороз – на тепло.
***
Птицы на мороз около домов поют или роются в снегу - к сырой погоде.
***
Грачи вьются высоко стаями и опускаются стрелой на землю – быть дождю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.