Проект "Клуб родителей", подготовишки.
Составила воспитатель: Андреенкова О.И.
Актуальность: Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе.
Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребёнка, для другого ёщё сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.
Наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Родителям, прежде всего, необходимо понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учиться в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребёнка появятся мотивация к обучению и контроль над своими действиями.
Часто бывает, что ребёнок хорошо считает, пишет, читает. Родители гордятся этим и при каждой удобной возможности стремятся продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с таким ребёнком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очередной допущенной ошибке не стремиться её исправить. Такой ребёнок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам добавить ещё и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребёнка, психологически к школе не готового.
ü Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определённых психических функций (памяти, внимания, мышления). Если ученик имеет малый объём памяти, то усваиваться информация может не полностью. Однако память необходимо развивать, соединяя с мышлением, иначе осмысленное запоминание заменит зубрёжка. Ребёнок должен сначала понять учебный материал. Выделить в нём главное, найти закономерности, проанализировать и обобщить информацию, а уже после этого - запомнить.
ü У ребёнка должна быть сформирована координация работы глаз и тонких движений руки. Эта способность обеспечит ребёнку успешное выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски. Нужно научить ребёнка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а и перерисовывать или переписывать что-то, глядя на образец.
ü Первоклассник должен обладать также навыками учебной деятельности: уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного обращения), выделять учебную задачу, работать по словесной инструкции, строить внутренний план умственных действий. До школы у ребёнка нужно сформировать коммуникативные качества, благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путём, участвовать в коллективных формах деятельности.
ü При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и правил поведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребёнка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, понимание чувств собеседника, активность, честность, доброта, взаимовыручка.
ü Существует ещё и мотивационная готовность к школе. Часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются, в своём нежелании идти в школу. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении успехов детей, у них отсутствует.
Из вышеизложенного следует, что проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. В старшем дошкольном возрасте необходимо более полно изучать развитие всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, а также психофизиологических показателей развития детей для дальнейшей развивающей работы и профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации, а также проводить коррекционно-развивающие мероприятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе. Проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса. Необходима работа по психологическому просвещению родителей и педагогов. Т.к. именно родители могут сформировать у ребёнка положительное отношение к процессу учения, ощущение того, что он многое умеет и обязательно справится с возникшими проблемами. А мама и папа ему в этом помогут. Сами же родители должны создавать в семье доброжелательную обстановку, в которой ребёнок смог бы развиваться, раскрывая свои способности.
Тип проекта: смешанный (информационно-практический, игровой)
Сроки реализации: на 2020 учебный год с января по май.
Участники проекта: дети подготовительной группы "Родничок" , родители, воспитатель группы Андреенкова О.И. логопед
Цель проекта: сформировать психологическую готовность детей подготовительной группы к обучению в школе; повышать психолого- педагогическую компитенцию родителей в этом вопросе.
Задачи:
1. Развивать у детей познавательную активность, интерес к школе;
2. Активизировать умственную деятельность воспитанников;
3. Познакомить родителей с игровыми упражнениями для интнллектуального развития детей ;
4. Формировать у детей умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной ситуации;
5. Создать условия для совместной деятельности детей и родителей;
6. Учить родителей понимать эмоцианальный мир собственного ребенка;
Предполагаемый результат:
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы);
2. Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;
3. Разработать буклеты, памятки, игры для родителей;
4.
2 этап. Разработка проекта.
1. Привлечение родителей к предстоящей работе;
2. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия;
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности;
4. Составить план реализации проекта;
3 этап. Реализация проекта.
Совместная деятельность родителей, детей и воспитателей.
План мероприятий
1 встреча всех участников проекта;
Материалы: цветные карточки флажки( желтая, красная, зеленая); карточки с изображением различных предметов, картонные планшеты и подносы с манкой - по числу участников, карточки- схемы для рисование на манке.
Задания:
1. Знакомства. Цель: познакомить и поприветствовать участников.
Воспитатель строит участников в круг, предлагает им представиться и поделиться ассоциацией на слово " школа". Затем рассказывает о целях клуба и поясняет, что все игровые задания родители будут выполнять вместе с детьми.
2. Игра-приветствие " Я вижу" Цель: сплотить группу, развивать умение работать в команде.
Воспитатель объясняет правила игры: когда он произносит слова "Я вижу" участники должны двигаться по залу. Как только он говорит "круг" (линия, полукруг, квадрат и т.д.) - все быстро выстраиваются в виде фигуры, которую он назвал.
3. Игра на внимание " Светофор" Цель: развивать зрительное внимание, умение переключать внимания, действовать по инструкции.
Воспитатель напоминает участникам о функциях светофора. Затем участники передвигаются по залу. Когда ведущий показывает карточку с красным сигналом- останавливаются и хлопают два раза в ладоши, с зеленым- подпрыгивают, с желтым - останавливаются и топают.
4. Упражнение " Запоминай-ка" Цель: развивать зрительную память.
Родители и дети садятся за столы лицом друг к другу. На столах лежат планшеты и карточки картинками в низ. Дети в слепую выбирают 6 карточек, а родители закрепляют их на планшетах. Затем по команде воспитателя показывают картинки детям. За 20-30 сек. дети должны запомнить картинки и правильно назвать не менее 5 картинок.
5. Рисование на манке " Разминка" Цель: развивать межполушарные связи.
Воспитатель ставит на столы подносы с манкой и предлагает порисовать пальчиками на манке, одновременно двумя средними пальцами- квадрат, двумя указательными пальцами- круг.
6. Упражнение с манкой " Повтори" Цель: развивать зрительную память.
Дети закрывают глаза . Каждый родитель вытягивает в слепую карточку -схему и повторяет рисунок с карточки на подносе. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза и за 20 сек.стараются запомнить рисунок родителей, а затем повторить его на своем подносе.
7. Рефлексия. Цель: проанализировать полученные знания, дать обратную связь воспитателю.
После упражнений участники снова возвращаются в круг. Воспитатель предлагает каждому поделиться своими впечатлениями о встрече. Он задает детям и родителям свои вопросы:
- Что было самым сложным?
- Что было самым интересным?.
-Понравилось ли играть вместе?
2 встреча всех участников проекта:
Материалы: бейджики, цветные карандаши, массажные мячики( по числу участников), мяч, дидактические игры" истории в картинках" , примерная структура выступления с рассказом о себе.
Задания:
1. Знакомство- приветствие. Цель: познакомить участников, описать содержание встречи.
Участники встают в круг. Ведущий предлагает им представиться . После этого ведущий рассказывает вновь присоединившимся о клубе, его целях и предлагает приступить к игровым заданиям.
2 . Разминка " Передай мяч" Цель: развивать межполушарные связи, активизировать работу мозга.
Каждый участник в кругу берет мяч в правую руку, левую ладонь складывает чашей, ладони держит на уровне груди. По команде ведущего они перекладывают свой мяч в левую руку соседа. При этом одновременно принимают в свою левую руку мяч соседа и перекладывают его в руку соседа справа. И так далее со следующим мячом . получается конвейр. Затем ведущий предлагает повторить перемещение мячей только в обратную сторону.
3. Артикуляционная гимнастика. Цель: развивать правильное дыхание и звукопроизношение.
Ведущий предлагает участникам представить, что они отправились на прогулку на луг, произносит текст: " Лето, луг благоухает цветами, слышны звуки насекомых: жуков( участники жужжат жжж), ос( ззз), шмелей (ввв), из травы выползает змея (шшш), кошка выпрыгнула и разогнала всех(фыр).
4. Игра " Противоположности". Цель: развивать словесно- логическое мышление.
Ведущий проводит игру с мячом . он бросает мяч поочередно каждому участнику и называет слово. Задача участника ответить словом- антонимом. Например: вверз-вниз, сладкий-горький.
5. Игра " Сочини истории по картинке. Цель: развивать логическое мышление, речь.
Ведущий предлагает детско-родительским парам выложить последовательность картинок и сочинить по ней рассказ. основное участие принимает ребенок, родитель помогает наводящими вопросами, при необходимости показывает. затем каждая пара представляет свой рассказ.
6. Упражнение " Публичное выступление". Цель: развивать навыки публичных выступлений.
Ведущий предлагает выступить по теме " Я" или "Моя семья". Он раздает примерный план выступления. Схему рассказа можно изменить или придумать самому. Участники составляют устные рассказы, а затем дети выступают перед аудиторией.
Примерный план о себе: Имя, пол, возраст, семейное положение, увлечения, положительные качества.
Примерный план о семье: состав семьи, имена, профессии, увлечения, совместные мероприятия, традиции.
7. Рефлексия. Цель: проанализировать полученные знания, дать обратную связь воспитателю.
После упражнений участники снова возвращаются в круг. Воспитатель предлагает каждому поделиться своими впечатлениями о встрече. Он задает детям и родителям свои вопросы:
- Что было самым сложным?
- Что было самым интересным?.
-Понравилось ли играть вместе?
3 встреча всех участниках проекта:
Материалы: бейджики, цветные карандаши, ручки, цветная бумага, карточки с парами предметов( например: собака-щенок, мужчина- мальчик, елка-еж, корзина-гнездо), таблицы с цифрами и фигурки насекомых, изображения деревьев на листе А4, бумага для рисования, клей, ножницы.
Задания:
1. Знакомство- приветствие. Цель: познакомить участников, описать содержание встречи.
Участники встают в круг. Ведущий предлагает им представиться . После этого ведущий рассказывает вновь присоединившимся о клубе, его целях и предлагает приступить к игровым заданиям.
2. Игра " В школу я иду и с собой беру.." Цель: развивать память, учебную мотивацию.
Ведущий предлагает участникам собрать портфель в школу. Он начинает игру со словами : " В школу я иду и с собой беру...тетрадь".Следующий за ним участник должен повторить его слова и добавить к сказанному свой пердмет.
3. Упражнение " Чем похоже, чем различны?" Цель: развивать словесно-логическое мышление.
Ведущий раздает участникам карточки с предметами и предлагает найти и назвать несколько вариантов: чем предметы похожи , чем различны.
4. Подвижная игра "Море волнуется" Цель: снять мышечное напряжение, развивать эмоционально- волевую регуляцию поведения.
На слова ведущего "Море волнуется раз, два, три.." участники передвигаются по залу, на слова "три..- морская(лесная) фигура на месте замри" изображают существо и замирают на месте. После слов "Отомри" игра продолжается.
5. Игра " Муха" Цель: равзвивать пространственную ориентировку, ориентировку на листе, умение работать по инструкции и слуховое внимание, тренировать устный счет.
Перед каждым ребенком лежит таблица с цифрами(фигурка насекомого). Ведущий предлагает с помощью фишки проследить движение мухи. Он озвучивает ситуацию: прилетела муха и села в верхний левый угол. Затем на одну клетку в лево, на две клетки вниз. Затем на одну клетку в лево, на две в низ, на одну в право. Участники должны сказать, где оказалась муха, назвать номер клетки.
6. Рисование по памяти. Цель: тренировать слуховую память.
Ведущий читает небольшой текст. Задача детей- внимательно прослушать, после чего нарисовать рисунок по услышанному, чтобы точно отразить в нем содержание текста. Вариант текста: " На поляне выросла большая елка. Под елкой три гриба спрятались в траве, а еще три гриба уже лежали в корзинке у мальчика."
7. Упражнение " Дерево моих достижений" Цель: повышать самооценку, гармонизировать эмоциональное состояния.
Ведущий раздает участникам черно-белые изображения деревьев. Их необходимо закрасить и украсить тремя -_пятью цветами и плодами своих достижений и умений. Участники вырезают из цветной бумаги плоды и цветки и пишут на них свои достижения. Примеры для детей: научился плавать, кататься на роликах и т.д. В заключении ведущий говорит детям, что их дерево только начато, дома они продолжат заполнять его.
8. Рефлексия. Цель: проанализировать полученные знания, дать обратную связь воспитателю.
После упражнений участники снова возвращаются в круг. Воспитатель предлагает каждому поделиться своими впечатлениями о встрече. Он задает детям и родителям свои вопросы:
- Что было самым сложным?
- Что было самым интересным?.
-Понравилось ли играть вместе?
4 встреча всех участниках проекта.
Материалы: бейджики, цветные карандаши, ручки, фломастеры, альбомные листы, мяч, пластилин, стеки, украшения(бусины, камни, ракушки, и т.д.)
Задания:
1. Приветствие. Цель: подготовить участников к заданиям.
Ведущие и участники встречи встают в круг и приветствуют друг друга.
2. Игра "Рисунки на спине.." Цель: развивать тактильное восприятие , внимание, воображение.
Ведущий предлагает участникам в парах порисовать на спине друг друга. С начало родитель рисует указательным пальцем на спине ребенка- ребенок угадывает что это. Потом на оборот. Темы рисунков : буквы, цифры, геометрические фигуры.
3. Игра " Скажи на оборот" Цель: развивать словесно-логическое мышление.
Ведущий задает вопросы и бросает мяч одному из участников . Участник отвечает и бросает мяч. Примеры вопросов: Снег холодный, а чай? Слон большой, а мышонок?
4. Подвижная игра " Аисты, вороны, воробьи". Цель: снять мышечное напряжение, развивать эмоционально- волевую регуляцию поведения, умение переключать внимание.
Ведущий предлагает отдохнуть и поиграть. Он назначает кто какой птицей будет. Все участники передвигаются по залу, изображая движение птиц. По команде ведущего : "Воробьи" аисты и вороны останавливаются, а воробьи продолжают движение и т.д.
5. Творческое задание " Герб семьи" Цель: повышать самооценку, гармонизировать эмоциональное состояние , детско-родительского отношения.
Участники создают герб своей семьи с помощью пластилина используя разные украшения. Затем описывают его что означает каждый предмет.
6. Подведение итогов. Цель: подвести итоги работы клуба.
Участники возвращаются в круг. Ведущий подводит итоги встреч в клубе. Благодарит участников и желает всем детям успешного начало учебного года и и позитивных эмоций.
7. Рефлексия. Цель: проанализировать полученные знания, дать обратную связь воспитателю.
После упражнений участники снова возвращаются в круг. Воспитатель предлагает каждому поделиться своими впечатлениями о встрече. Он задает детям и родителям свои вопросы:
- Что было самым сложным?
- Что было самым интересным?.
-Понравилось ли играть вместе?
4 этап. Презентация проекта.
Ожидаемые результаты.
Выводы (а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?
в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
д) Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т. д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.