«Лекарственные растения родного края»
Образовательный проект по экологическому и речевому развитию воспитанников старшей группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Вид проекта: долгосрочный, познавательный.
Срок реализации:1 этап (март-июнь)
Участники проекта: воспитанники группы №7 «Семицветик», воспитатель Бирюкова Н.Д., воспитатель Третьяк О.А., логопед Маковей Л.Г., музыкальный руководитель Решетникова Н. Ю., руководитель по изобразительной деятельности Сологубова И.В., родители, медсестра Рогожина Л.В., работники библиотеки, музея.
Цель:
1.Формирование у детей знаний о лекарственных растениях и их ценности для здоровья человека.
Задачи:
1.Создать условия для развития у детей познавательного интереса к родной природе, к разнообразию растительного мира.
2.Пробуждать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства с лекарственными растениями.
3.Развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в объекты природы.
4.Содействовать развитию предпосылок эстетического, ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).
5.Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
6.Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе, познакомить с правилами обращения с лекарственными растениями.
7.Развивать связную речь в процессе наблюдения и обследования лекарственных растений, обогащать словарь предметный (названия растений, частей растений, предметов труда), глагольный (способы ухода за растениями, лекарственное воздействие на организм человека, вегетация растений), словарь признаков. Развивать вопросно-ответную форму речи, рассудительно-доказательную форму речи через проблемные ситуации, поисковую деятельность; формировать умение составлять по моделям рассказы-описания лекарственных растений, рассказы по итогам трудовой деятельности по посадке и уходу за растениями, рассказы от 1-го лица, загадки о растениях, создавать совместно с педагогом алгоритмы деятельности по выращиванию растений, заготовке в лечебных целях.
Методы исследования:
1. Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения.
2. Наглядные: экологическое развлечение, выставка, тактильно-мышечная наглядность.
3. Словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание, составление загадок, составление рассказов описательного характера по модели, рассказов от первого лица, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, викторина «Зеленая аптека».
4. Слушание музыки.
Актуальность проекта:
«…Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят,-всего не перечтёшь. Нет у нас лучших друзей, чем растения…» К. Г. Паустовский.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастают лекарственные растения. В ходе наблюдения и рассматривания растений детей заинтересовали вопросы: «Чем полезны эти растения?», «Как лекарственные растения лечат человека?», «Почему они так называются?». Не справляясь с потоком детской любознательности, мы решили изучить лекарственные растения. Поэтому вместе с воспитанниками, родителями, медсестрой и музыкальным руководителем был разработан экологический проект «Лекарственные растения родного края».
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
- Сформировано осознанное, правильное отношение детей к растениям, помогающим сохранить здоровье человека.
- Развит познавательный интерес к природе.
-Сформированы знания о лекарственных растениях.
- Обогащён опыт детей в сфере экологического воспитания.
- Увеличен лексический запас по теме «Лекарственные растения», сформировано умение составлять описательные рассказы о растениях.
-Активизировано взаимодействие детей, педагогов, родителей по приобщению детей к миру лекарственных растений
-Накоплен дидактический материал (картотека, альбомы, гербарий, фонотека), создана развивающая среда по изучаемой теме.
Дальнейшее развитие проекта:
После завершения проекта, работа будет продолжаться и дальше в совместной деятельности педагог – ребенок – родитель.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап проекта
Цель: создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта
-изучение педагогического опыта работы с дошкольниками по проекту;
-разработка перспективного плана по проекту «Лекарственные растения родного края»;
-приобщение родителей, медсестры, музыкального руководителя, руководителя по изо. деятельности, сотрудников библиотеки к сотрудничеству по реализации проекта (проведение родительского собрания «Наши верные друзья-растения», составление плана мероприятий по реализации проекта с сотрудниками детского сада);
-подбор методической и художественной литературы, наглядного, иллюстрированного материала (тематические папки, наборы открыток, иллюстраций, фотографий);
- исследовательско - поисковая деятельность: посев семян растений вместе с детьми в группе для рассживания на участке детского сада, наблюдения за их ростом, уход.
- беседа “Для чего нужны лекарственные растения?”
Цель: сформировать у детей интерес к миру лекарственных растений, познакомить дошкольников с лечебными свойствами лекарственных растений.
-создание моделей рассказов описательного характера, моделирование алгоритма ухода за растениями, символов-знаков о правилах обращения с растениями.
-консультация медсестры для родителей «Народная медицина для всех».
Деятельностный этап проекта.
Апрель-июнь
Цель: осуществление педагогической деятельности по реализации проекта
1-2 неделя апреля
«Подорожник»
1. Беседа «Подорожник». Цель: знакомство с растением «Подорожник»: строение, части растения, свойства, лекарственное воздействие.
2. Чтение: сказка «Подорожник» (рубрика «Русские народные сказки»), А.А. Плешаков «Спасибо подорожнику», «Зелёный путешественник»
3. Заучивание стихотворения Якуб Колас «Цветок».
4 Заучивание загадки «Подорожник».
5.Рисование «Наш друг
– подорожник».
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного
растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями.
Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
6. Описательный рассказ «Подорожник».
Цель: пересказ описательного рассказа, составленного по модели совместно с детьми.
7. Экскурсия в библиотеку «В гости к лекарственным растениям».
8. Беседа
«Зеленая аптека».
Цель: рассказать детям о том, какую большую пользу приносят
человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений,
познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать любовь
к природе и бережное к ней отношение.
9. Создание гербария «Лекарственные растения» (постепенное накапливание содержимого)
10. Чтение: Н.А. Рыжова «Необыкновенная экспедиция, или в гости к опасным растениям»
Цель: познакомить с разнообразием растений, научить отличать полезные растения от ядовитых.
11. Дидактическая игра «Что лечит это растение?»
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
2-3 неделя апреля
«Одуванчик»
1. Беседа «Одуванчик». Цель: знакомство с растением «Одуванчик»: строение, части растения, свойства, лекарственное воздействие.
2.Чтение рассказов: Н.А. Рыжова «Как Валера за одуванчиком наблюдал», М.М. Пришвин «Золотой луг» (одуванчики), А.А. Плешаков «Из жизни одуванчика», С.П. Красиков «Одуванчик».
3. Заучивание стихотворения Е. Благинина «Одуванчик».
4.Загадка «Золотой шарик»
Цель: составление, моделирование, рассказывание загадки «Золотой шарик».
5.Колллективная объёмная аппликация «Золотой луг».
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
6. Экскурсия в парк.
Цель: знакомство с разнообразием лекарственных растений, особенностями строения, роста.
7.Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:
- «На участке ищем полезные растения»
- «Где лучше посадить растения?»
- «Наблюдаем, как растет подорожник (одуванчик)»
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
8. Дидактическая игра «Полезный - ядовитый».
Цель: научить отличать полезные растения от ядовитых по внешнему виду, по строению. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
9.Знакомство детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
10. Слушание музыки М. Протасов «Одуванчики».
11. Пополнение гербария.
4 неделя апреля
«Ландыш»
1 Беседа «Ландыш». Цель: знакомство с растением «Ландыш»: строение, части растения, свойства, лекарственное воздействие.
2. Чтение сказки К. Старк «Ландыши», С.Маршак «Ландыш», Фет «Ландыш»
3. Заучивание загадки «Ландыш».
4.Рисование «Ландыши».
Цель: учить детей передавать характерные особенности ландыша: белые цветы, удлинённые зелёные листья.
5.Рассказ «Ландыш»
Цель: пересказ описательного рассказа, составленного по модели совместно с детьми.
6. Рассматривание картины Панов Э. «Ландыши», Э. Екимов «Ландыши».
7. Слушание песни «Ландыши» В. Колмановский.
8. Экскурсия в аптеку «Наш зелёный доктор».
Цель: рассказать детям о взаимосвязи растительного мира и человека, о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, о правилах хранения лекарственных растений, о том, как лекарства лечат болезни.
9. Консультация для родителей «Витамины в лекарственных растениях».
10. Слушание музыки В. Моцарт «Цветы».
11. Поисково-исследовательская деятельность «Будь внимательным». Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
12. Пополнение гербария.
1-2 неделя мая
«Черёмуха»
1 Беседа «Черёмуха». Цель: знакомство с растением «Черёмуха»: строение, части растения, свойства, лекарственное воздействие.
2.Чтение, беседа по содержанию: рассказ Э.Ю. Шим «Черёмуха», стихотворение С. Есенина «Черёмуха».
3. Заучивание стихотворения Е. А. Благинина «Черёмуха».
Цель: развитие словарного запаса, диалогической формы речи, памяти, внимания.
4 Заучивание загадки «Черёмуха».
5.Аппликация «Черёмуха» Цель: учить детей передавать характерные особенности черёмухи: белые цветы, собранные в соцветия.
6.Рассказ «Черёмуха».
Цель: пересказ описательного рассказа, составленного по модели совместно с детьми.
7. Рассматривание картины И.И. Левитан «Черёмуха», Э. Панов «Черёмуха».
8. Дидактическая игра «1,2,3-к одуванчику беги»».
Цель: научить находить нужное растение, подбирать слова-признаки. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
9. Слушание музыки П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
10. Пополнение гербария.
3-4 неделя мая
«Мать – и мачеха»
1. Беседа «Мать – и мачеха». Цель: знакомство с растением «Мать - мачеха»: строение, части растения, свойства, лекарственное воздействие.
2.Чтение «Легенды и поверья о растениях. Мать –и мачеха», сказка «Мать- и- мачеха» Ирис Ревю, сказка «Мать- и- мачеха» В. Берестов, стихотворение «Золотые лепестки» Н. Нищева, «На опушке-огоньки» Н. Дунина.
3.Описательный рассказ «Мать – и мачеха».
Цель: составление описательного рассказа по модели.
4. Дид. упражнение «Подбери слово»
Цель: составление сравнительных оборотов со словом «как» (душистый, как мята; полезный, как …)
5. Экскурсия в парк.
Цель: исследовательско - поисковая деятельность, закрепление знаний о правилах сбора лекарственных растений.
6. Дидактическая игра «Полезный - ядовитый».
Цель: научить отличать полезные растения от ядовитых по внешнему виду, по строению. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
7. Консультация для родителей «Охрана растений».
8. Пополнение гербария.
1 неделя июня
«Пастушья сумка»
1 Беседа «Пастушья сумка». Цель: знакомство с растением «Пастушья сумка»: строение, части растения, свойства, лекарственное воздействие.
2.Чтение и беседа по содержанию: Синильга Владыхтикова «Легенда о постушьей сумке», стихотворение Василий Федорченко «Пастушья сумка».
3. Заучивание загадки «Пастушья сумка». Цель: развитие словарного запаса, памяти, внимания.
4. Дидактическая игра «Добавь
словечко» – упражнять в умении подбирать слова- признаки,
слова-действия к названиям растений.
5. Рисование «Пастушья сумка» Цель: учить детей передавать характерные особенности растения «пастушья сумка.
6. Загадка «Пастушья сумка» Цель: учить детей составлять загадку о растении, употребляя в речи сравнительный оборот «как», передавать характерные особенности растения «пастушья сумка».
7. Беседа «Моё любимое растение». Цель: систематизировать знания детей о лекарственных растениях, учить находить предпочтения, обосновывать свой выбор.
8. Пополнение гербария.
9. Экскурсия в парк.
Цель: знакомство с разнообразием лекарственных растений, особенностями строения, роста.
2 неделя июня
«Липа»
1 Беседа «Липа». Цель: знакомство с растением «Липа»: строение, части растения, свойства, лекарственное воздействие.
2.Чтение и беседа по содержанию: Л.Ф. Воронкова «Золотые ключики» (медок и холодок), А.А. Плешаков «Дерево-горожанин», «Медведь и липовая нога» (Русская народная сказка), И. Пришвин «Липа и дуб».
3. Заучивание стихотворения Платона Воронько «Липка». Цель: развитие словарного запаса, памяти, внимания.
4. Дидактическая игра «Узнай
растение» – упражнять в умении распознавать растение по его частям,
по строению, по запаху.
5. Рисование «Липа» Цель: учить детей передавать характерные особенности черёмухи: белые цветы, собранные в соцветия.
6. Рассказ «Я-самое лучшее растение». Цель: составление описательного рассказа от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-одуванчик», «Я-липа…», «Я-черёмуха…»
7. Опытно-исследовательская деятельность «Правила сбора лекарственных трав». Цель: создать условия для формирования умения находить правильное решение поставленной задачи (как правильно собирать лекарственные растения)
8. Пополнение гербария.
3 неделя июня
«Крапива»
1 Беседа «Крапива». Цель: знакомство с растением «Крапива»: строение, части растения, свойства, лекарственное воздействие.
2.Чтение и беседа по содержанию: Сумин Рю «Сказка о крапиве», стихотв. Акимова Галина «Крапива»
3. Заучивание пословиц и поговорок о крапиве. Цель: развитие словарного запаса, памяти, внимания.
4. Дидактическая игра «Составь из
частей» – упражнять в умении составлять растение из его частей,
описывать кратко.
5. Рисование «Крапива» Цель: учить детей передавать характерные особенности крапивы.
6. Рассказ «Зелёная красавица». Цель: составление описательного рассказа от имени растения (перевоплощение): «Я-крапива…»
7. Беседа «Наши зелёные врачеватели». Цель: систематизировать знания детей о лечебных свойствах лекарственных растений.
8. Пополнение гербария.
9. Экскурсия в парк. Цель: знакомство с разнообразием лекарственных растений, особенностями строения, роста.
4 неделя июня
«Цикорий»
1 Беседа «Липа». Цель: знакомство с растением «Липа»: строение, части растения, свойства, лекарственное воздействие.
2.Чтение и беседа по содержанию: Ольга Каминская «Цветет цикорий»,
3. Заучивание загадки: Ольга Каминская «Цикорий». Цель: развитие словарного запаса, памяти, внимания.
4. Дидактическая игра «Узнай
растение» – упражнять в умении распознавать растение по его частям,
по строению, по запаху.
5. Рисование «Цикорий» Цель: учить детей передавать характерные особенности черёмухи: белые цветы, собранные в соцветия.
6. Рассказ «Я-самое лучшее растение». Цель: составление описательного рассказа от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-одуванчик», «Я-липа…», «Я-черёмуха…»
7. Беседа «Моё любимое растение». Цель: систематизировать знания детей о лекарственных растениях, учить находить предпочтения, обосновывать свой выбор.
8. Пополнение гербария.
9. Экскурсия в парк. Цель: знакомство с разнообразием лекарственных растений, особенностями строения, роста.
Заключительный этап проекта.
1. Литературно-музыкальная викторина с привлечением родителей «Наши зелёные помощники».
Цель: обобщить и систематизировать работу по проекту.
2. Создание книги «Стихи и легенды о лекарственных травах»
3. Презентация проекта.
Цель: познакомить педагогический состав с проектом «Лекарственные растения родного края».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.