муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад №23»
ПРОЕКТ
«Лето пришло и здоровье принесло»
(летний)
Разработали:
Отрощенко Е.Е.
Василенко Ю.А.
Хабаровск, 2019
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно – практически – ориентированный, физкультурно-оздоровительный, детско-педагогический.
По количеству участников: групповой
Участники проекта: педагоги группы, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители.
Сроки реализации: долгосрочный (май 2019 года – сентябрь 2019 года)
База внедрения проекта: старшая группа №11 МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад №23».
Проект разработала: Отрощенко Елена Евгеньевна (педагог высшей квалификационной категории), Василенко Юлия Александровна (зам. зав. по ВМР).
Основная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проект разработан и реализуется в соответствии с « Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.».
Нормативно-правовая и документальная база
Программы формирования здорового образа жизни дошкольника являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования «17» октября 2013 г. №1155;
СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года «Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса», «Требования к организации физического воспитания»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
Актуальность
Самой актуальное темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.
Недаром говорят: «Здоровье не купишь», «Здоровье дороже золота», «В здоровом теле здоровый дух» и т.п. Напутствия древних мудрецов и для нас всё также важны.
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья, психического и социального благополучия, гармоничного состояния организма. Всё это позволяет в дальнейшем ребёнку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии самим с собой необходимо заботиться о своём здоровье с детства. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть тот человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.
Все мы понимаем, что хорошее здоровье ребенка требует больших усилий не только родителей, но и всего общества. К сожалению, вниманием к здоровью наших детей мы похвастаться не можем, но главное, мы часто, не желая этого, делаем то, что ухудшает здоровье наших детей. На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей.
На основе данных, полученных в результате анализа заболеваемости и анализа нервно-психического развития детей, мы понимаем, что здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях. Начинать приучать детей заботится о своем здоровье необходимо с малых лет.
Таким образом, основанием для разработки данного проекта явилось изучение проблемы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в летний оздоровительный период в современных условиях и в условиях ДОУ, формирование мотива самосохранения, воспитание привычки заботиться о своем здоровье.
Актуальность определяется следующим: необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, так как потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
Цель проекта: Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в летний оздоровительный период через организованную модель здоровье сбережения в ДОУ.
Задачи:
Ø Формировать умение самовыражения, самопознания у воспитанников;
Ø Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении;
Ø Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;
Ø Реализовывать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности в различных видах деятельности;
Ø Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам воспитания и оздоровления, вовлечение в совместные мероприятия с детьми в летний период.
Ø Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Принципы реализации проекта:
• Принцип природосообразности – формирование у дошкольников стремление к здоровому образу жизни;
• Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, неправленых на укрепление здоровья;
• Принцип личностной ориентации и преемственности – учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья;
• Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов по оздоровлению детей;
• Единство содержания форм и методов работы;
• Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательного процесса.
• Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители - сотрудники»;
• Принцип доступности;
• Принцип системности и последовательности;
• Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к формированию и укреплению здоровья в семье и детском коллективе.
Методы и приемы:
1. Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития;
2. Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение);
3. Рассказы и беседы воспитателя;
4. Заучивание стихотворений;
5. Моделирование различных ситуаций;
6. Рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
7. Сюжетно-ролевые игры;
8. Дидактические игры;
9. Игры—тренинги;
10. Подвижные игры;
11. Пальчиковая и дыхательная гимнастика;
12. Самомассаж;
13. Физкультминутки.
14. Спортивные соревнования и развлечения.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Виды детской деятельности через которые осуществляется педагогический процесс:
• Игровая;
• Коммуникативная;
• Трудовая;
• Двигательная;
• Познавательно-исследовательская;
• Продуктивная;
• Музыкально-художественная.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
• Бережное отношение к своему здоровью;
• Повышение функциональных возможностей организма;
• Нормализация антропометрических показателей детей;
• Повышение интереса и желания заниматься физкультурой и спортом.
• Представления о здоровом образе жизни в летний оздоровительный период.
Родители:
• Повышение интереса к здоровому образу жизни;
• Взаимодействие с педагогами и инструктором по физической культуре по вопросам физического воспитания детей в летний оздоровительный период;
• Активное участие в жизни группы и реализации проекта.
Педагоги:
• Повышение профессионального мастерства педагогов в здоровьесбережении в летний оздоровительный период;
• Пополнение спортивного нестандартного оборудования в группе и на участке;
• Компетентность в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни.
Организация контроля над реализацией проекта: мониторинг детей на начало и конец реализации проекта.
План реализации проекта будет проходить в три этапа:
1. Подготовительный этап
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:
- изучение научной и методической литературы по теме проекта (май);
- проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;
- осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента;
- мониторинг детей группы (Приложение 1);
- анкетирование родителей;
- разработка комплексного плана взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей в летний оздоровительный период;
- разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса;
- подготовить в группе и на участке группы необходимую предметно-игровую среду, стимулирующую двигательную активность детей и материально-техническую базу
- подбор художественной литературы, картинок и фотографий по теме атрибутов для сюжетно-ролевых игр, дидактического материала, СД – дисков с записями, подготовка спортивного оборудования и инвентаря.
На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по организации летней оздоровительной работе.
2. Основной этап – реализация проекта.
План мероприятий по реализации проекта |
|
|
Мероприятие |
Родители |
1. Анкетирование: «Что мы знаем о здоровье», «Условия ЗОЖ в семье», «Вы поддерживаете в семье здоровый образ жизни?» (Приложение 2). 2. Консультации: «Иммунитет», «Играем – пальчики развиваем», «Витаминный календарь для детей», «Досуг с детьми», «Нужен ли ребёнку дневной сон», «Игры детей на воздухе в летний период», «Летние прогулки», «Лето и безопасность наших детей», «Питание детей летом», «Правила безопасности на воде», «Ребёнок и солнце», «Пищевые отравления», «Укусы насекомых», «Что должно быть в домашней аптечке», «Отдых с детьми летом» (Приложение 3) . 3. Буклеты: «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Игры нашего двора», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды», «Гимнастика для глаз», «Нетрадиционные методы закаливания», «Волшебные точки», «Быть здоровым – это здорово!». 4. Конкурс рисунков: «Мы здоровью скажем «Да»; конкурс «Юные кулинары». 5. Организация выставки семейных газет: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Здоровый семейный досуг», «Я умею плавать». 6. Совместные спортивные мероприятия (Приложение 4): физкультурный досуг «Форд Байяр»; «Юные спортсмены». 7. Создание почтового ящика. 8. Подготовка журналов для родителей «Неболей-ка!», «Здоровье в наших руках», «Сундучок здоровья»; странички в портфолио ребенка «В здоровом теле – здоровый дух». |
Дети |
1. «Минутки шалости», «Минутки тишины», «Гимнастика маленьких волшебников» (Приложение 5) 2. Чтение художественной литературы «Сказки и рассказы о пользе физкультуры и спорта»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», В. Радченко «Олимпийский учебник», С. Прокофьев «Румяные щеки», М. Безруков «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие – крепкие зубки», А. Кутафин «Вовкина победа», А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая». 3. Викторина «Знатоки спорта», «Олимпийская викторина» (Приложение 6). 4. Развлечения: «Да здравствуют дети на всей планете» ко Дню защиты детей, праздник «Царь Нептун», «Фруктово-ягодный микс» «Путешествие в волшебную Песочную страну с верблюжонком», «В гостях у пчел», «Дружим с витаминами».(Приложение 7). 5. Презентации «Как стать здоровым», «Спорт - как ЗОЖ», «Мы за ЗОЖ», «Ягоды», «Полезные продукты», «Витамины на грядке», «Летние виды спорта» (Приложение 8). 6. Видеофильмы «Азбука здоровья», «Детям о ЗОЖ», «Здоровые дети в здоровой семье», «Закаляйся, если хочешь быть здоровым», мультфильм «Смешарики»- серии «Азбука здоровья», сборник мультфильмов про здоровье, доктора, гигиену, «Веселые мульт-зарядки». 7. Оздоровительные мероприятия (ежедневно) (Приложение 9): Утренняя гимнастика; Физкультминутки с применением нестандартного физкультурного оборудования; Дыхательная и артикуляционная гимнастика; Гимнастика для глаз; Прогулки; Игры – аттракционы, игры – соревнования; Подвижные и спортивные игры; Витаминные коктейли; Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм; Самомассаж. Профилактические мероприятия: Профилактика плоскостопия: хождение по «дорожкам здоровья», упражнения для стоп с применением нестандартного оборудования. Закаливание: § Контрастные воздушные ванны § Солнечные ванны § Игры с водой § Обширное умывание прохладной водой § Топтание в тазу. Сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника» («Больница»), «Мы спортсмены», «Аптека», «Магазин», «Семья». 8. Беседы о здоровье: «Чистота тела – залог здоровья», «Внимание – микробы!», «Правильно ухаживай за зубами», «Пища должна быть разнообразной», «Мы стремимся иметь здоровые глаза», «Если малыш поранился», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», «В жару», «Бродячие кусачие», «Тело человека», «Где найти витамины?», «Личная гигиена», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!», «Спорт — это здоровье», «Путешествие в мир лекарственных растений!» (Приложение 10). 9. НОД: физкультура и музыка. 10. Дидактические игры «К нам пришёл Незнайка», «Разложи полезные продукты», «Письмо от Почемучки», «Что такое хорошо и что такое – плохо?», «Что ты знаешь о …?», «Полезная и вредная еда», «Закончи предложение», «Растения, которые лечат», «Азбука здоровья», «Кто я такой?» (Приложение 11). |
Предполагаемый результат
• Сформированы знания детей и осознанное понимание значимости ЗОЖ, желание заботиться о своем здоровье.
• Повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
• Повышение компетентности родителей в вопросах здоровьясбережения ребенка.
• Сформирована активная жизненная позиция у большинства участников проекта направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.
3. Заключительный
• Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов, повторный мониторинг детей.
• Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым – здорово!»
• «Дорожки Здоровья» на участке группы.
• Создание сборника консультаций и рекомендаций для родителей по здоровьесбережению.
Новизна проекта заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности, на основе использования следующих принципов:
Практическая значимость инновационного проекта: Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще и одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы. Реализация эффективного взаимодействия через проектную деятельность.
Список литературы
1. Белая, К.Ю., Сотникова, В.М. Разноцветные игры [Текст] / К.Ю. Белая, В.М. Сотникова. – М.: Линка-пресс, 2007. – 336 с.
2. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России [Текст] / Т.Н. Доронова – М.: Линка-пресс, 2006. – 208 с.
3. Пенькова, Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле [Текст] : методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л.А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006. – 288 с.
4. Дубровский, В.И. Валеология: Здоровый образ жизни [Текст]: учебное пособие / В.И. Дубровский. – М.: Флинта, 1999.
5. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников [Текст]: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 170
6. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья. [Текст]: программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с. - (Детский сад с любовью).
7. Картушина, М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. - (Серия «Вместе с детьми»).
8. Тимофеева Л.Л. Планирование образовательной деятельности и оздоровления детей в ДОО в летний период. 2014.-224 с.
9. Кузнецова, М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ [Текст]: практическое пособие / М.Н. Кузнецова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольники: воспитание и развитие).
10. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / И.М. Новикова. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 96 с.
11. Оздоровление детей в условиях детского сада [Текст] / под ред. Л.В. Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
12. Павлова, М.А., Лысогорская, М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст]: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт. – сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
13. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет [Текст]: комплексы оздоровительной гимнастики / Л.И. Пензулаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 128 с.
14. Харченко, Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников [Текст] / Т.Е. Харченко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 96 с.
15. Чупаха, И.В., Лужаева, Е.З., Соколова, И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе [Текст] / И.В. Чупаха, Е.З. Лужаева, И.Ю. Соколова. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.