Проект "Мама, папа, я - читающая семья"
Оценка 5

Проект "Мама, папа, я - читающая семья"

Оценка 5
docx
07.04.2024
Проект "Мама, папа, я - читающая семья"
Проект Мама, папа, я - читающая семья.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«МАМА, ПАПА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

 

 

Воспитатели:

Разгайлова Е.А.

Чернова Н.Ю.

 

 

 

 

г. Каменск-Уральский

2024 год

«Чтобы подготовить человека духовно к

самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»

В. А.Сухомлинский

 Актуальность

В последние годы и даже десятилетия вопрос домашнего чтения стоит очень остро. К сожалению, современные родители мало читают детям и совсем не устраивают дома спектаклей, не читают произведения по ролям, не посещают библиотеки и театры. Это отрицательно сказывается на развитии речевых навыков детей, сужает их общее представление об окружающем мире, задерживает формирование социально-коммуникативных и нравственных качеств.

Цель нашего проекта: привить ребенку интерес и любовь к чтению книг через организацию совместных мероприятий детского сада и семьи.

Задачи:

- просвещение родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования ребенка в процессе чтения книг;

- приобщение детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг;

- знакомство детей с детскими писателями и их произведениями через чтение, инсценировки в детском саду и дома;

- формирование у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и т. д.;

- воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации;

- организация совместных праздников и досугов, связанных с чтением книг.

 

 

Этапы реализации проекта

 

Этапы

Содержание

Подготовительный этап

 

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов.

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Подбор художественной литературы.

Разработка мероприятий.

Основной этап

 

 

Познавательное развитие

Беседы: «Зачем читать книги?», «Её Величество Книга», «Сказка мудростью богата».

Исследовательская деятельность организуется в результате прочтения произведений по инициативе детей.

Знакомство детей с произведениями

К.Д. Ушинского https://nukadeti.ru/skazki/konstantin_ushinskij

С. В. Михалкова https://nukadeti.ru/skazki/sergej-mikhalkov

И. П. Токмаковой https://nukadeti.ru/skazki/irina-tokmakova

К. И.Чуковского https://nukadeti.ru/skazki/kornej_chukovskij

Г.Х.Андерсена https://nukadeti.ru/skazki/gans_khristian_andersen

 

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций к книгам и составление по ним пересказов.

Ситуативный разговор:

«Если не читать книг, то …», «Что нужно делать, чтобы быть грамотным и много знать?», «Зачем нужны книги?», «Где живут книги?», «Чему может научить книга?», «Почему хорошо уметь читать?».

Словесные игры: «Я начну, а ты продолжи», «Я знаю 5 сказок К.И. Чуковского», «Отгадай героя рассказа по описанию», «Кто больше назовет положительных героев», «Глухой телефон», «Подбери слово», «Доскажи словечко».

Эмоционально-речевая разминка: «Пословицы о книгах» (с разной интонацией)

Совместное творчество: «Царство сказок» - сочинение сказок

Чтение художественной литературы:

Стихи для детей В. Берестова

https://www.culture.ru/literature/poems/author-valentin-berestov/tag-dlya-detei

Загадки, пословицы и поговорки о книге.

 

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Реклама книг», «Айболит» - ветеринарная лечебница».

Дидактические игры: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Сложи картинку», игры с фонариком «Узнай сказку», «Назови писателя».

Трудовая деятельность: заклей порванные книги

Беседа: «Какие бывают книги», «Берегите книгу», «Что такое библиотека».

Рассказы детей о прочитанной дома книге.

Просмотр мультфильмов по произведениям К.И. Чуковского

Экскурсия в детскую библиотеку им. А.С. Пушкина № 14

Инсценирование рассказов К. Д. Ушинского «Спор животных», «Два козлика», «Спор деревьев».

 

Художественно-эстетическое развитие

Самостоятельная художественная деятельность: рисование по замыслу «Мой любимый герой»,  по теме «Мама, папа и я читают книги»; раскраски по теме «Любимые сказки».

Конструирование из бумаги книжки-малышки

Аппликация «Закладка для книг»

 

Физическое развитие

Подвижные игры «Бармалей», «Муха-Цокотуха», «Зайцы и лиса»

Пальчиковые игры на основе сказок

Физкультминутки во время занятий.

 

Заключительный этап

- Подведение итогов реализации проекта, анализ результативности;

- Обобщение и распространение опыта педагогическому сообществу детского сада.

 

Работа с родителями:

- Консультации, практические советы, рекомендации.

- Использование наглядной агитации (папки-передвижки «Зачем читать детям книги»; «Как учить стихи», «Что читать детям о ВОВ», «Что читать детям старшего дошкольного возраста», «Детям о природе», «Давайте почитаем»);

- Совместная экскурсия в городскую детскую библиотеку им. А.С. Пушкина № 14;

- Буктрейлеры К.Ушинский «Васька»;

- Акция «Стихи детям» (21 марта - Всемирный день поэзии) – взрослые (родители, педагоги детского сада) и дети читают стихи И. Токмаковой и С. Михалкова.

- Книжный марафон по сказкам Г.Х.Андерсена (2 апреля - Международный день детской книги) с 25.03 по 02.04 – 2 апреля – подведение итогов, награждение победителей;

- Участие родителей в Литературной викторине «Путешествие в мир книги».

 

Результаты проекта:

- у детей будет формироваться познавательная мотивация;

- дети познакомятся с библиотекой и культурой чтения книг;

- расширятся знания и представления детей о мире, о взаимоотношениях, о поступках и чувствах;

- пополнится словарный запас детей, улучшаться их коммуникативные навыки;

- повысится творческий потенциал детей и родителей;

- укрепятся духовные связи между детьми и родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.

 

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

-         несколько книжных полок;

-         книжный шкаф; 

-         стеллажи с книгами;

-         у нас нет библиотеки.

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

-         да; 

-         нет;

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

-         каждый день; 

-         каждый вечер перед сном; 

-         когда попросит; 

-         иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка_____________

_______________________________________________________________________

 

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений____________________________________________________________

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

-         да; 

-         нет; 

-         иногда;

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

-         да;

-         нет; 

-         не знаю;

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?____________________

________________________________________________________________________

 

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

-         да;

-         нет; 

-         не знаю;

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?________________________

__________________________________________________________________

11. Как вы считаете, зачем нужно ребенку читать книги?_____________________

________________________________________________________________________

 

 

Благодарим за ответы!

Желаем приятного чтения книг!

Приложение 2

Памятка для родителей «СЕМЬЯ И КНИГА»

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе  и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле,  и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

·                     Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

·                     Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.

·                     Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

·                     Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

·                     Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

·                     Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

 

 

Памятка «Как привить ребенку любовь к чтению?»

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

 

 

    

Приложение 3

Консультация для родителей

«Как организовать домашнее чтение»

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).

В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Ребёнок 1,5-2 лет может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

-  Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

-   Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

-   Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

-   Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

-   До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

-   Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

-   Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

-   Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

-   Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

 

Приложение 4

Беседы с детьми

 

Беседа «Какие бывают книги».

Цель: знакомить детей с многообразием книг, учить бережно к ним относиться.

Ход:

Сюрпризный момент:

Педагог предлагает детям прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки.

- Дети, посмотрите в "Книжкином доме" появилось много книг. У каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает. А какую последнюю книгу прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.)

Все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги.

Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций. А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные и они могут случайно порвать тонкую страничку.

По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи.

А знаете, чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов?

Сейчас я вам расскажу кто пишет рассказы? стихи? сказки? (писатель, поэт, сказочник.)

А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. Кто из вас знает, что это за книга такая?

А знаете ли вы, какие книги называют учебниками? (Ответы.)

Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать? (раскраски.)

Книги бывают разные и все они нам необходимы. Они наши помощники.

А как надо обращаться с книгами? (ответы детей)

 

Беседа: «Что такое библиотека?»

Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя.

Задачи:

1. Рассказать, что такое библиотека.

2.Развивать познавательный интерес к книге.

3. Воспитать потребность общения с книгой.

4. Сформировать бережное отношение к книге.

Ход:

Ребята сегодня мы с Вами вновь поговорим про книги. А что же такое книга? Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению. Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных).

Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.

Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг – без неё как без рук.

Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)

У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.

Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)

Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.

Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.

Стихотворение про библиотеку:

Сто чудес для человека сохранит библиотека!

Стеллажи стоят у стен, Ожидая перемен.

Книги интересные, Писатели известные,

Выставки, музеи, Чудеса, затеи.

Коллектив добросердечный ждут читателей, конечно.

Маленьких детишек – Тех, кто любит книжки!

В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.

Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.

Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.

Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)

НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;

НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;

НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;

НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;

НЕЛЬЗЯ вырывать листы;

НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг.

Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)

К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

Итог: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!

 

Приложение 5

Аппликация «Закладка для книг»

«Задачи: Развивать умение составлять композицию изображения. Воспитывать аккуратность, внимание, трудолюбие.

Оборудование: разноцветные полоски картона; маленькие картинки с изображением зверей, игрушек; клей, салфетки.

Ход:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, наша Нина Федоровна сегодня что-то невеселая. Что случилось, Нина Федоровна?

Помощник воспитателя: – Ребята, я вчера начала читала своему сыну сказку, но не дочитали, а решили прогуляться, а потом дочитать до конца. А когда пришли с прогулки, книга оказалась закрытой. Теперь не могу найти, где мы остановились при чтении.

2. Воспитатель: - Что же делать, ребята? Как же помочь Нине Федоровне? (Выслушать ответы детей). А когда мы найдем нужную страничку, как нам ее не потерять вновь?

3.Кажется, я знаю, как помочь. Обычно, когда люди читают книгу и приходится остановиться, они всегда кладут специальную закладку в книгу. У вас есть такая закладка? (Нет) Не переживайте, мы с ребятами научим вас делать закладку и сделаем себе. Ребята, согласны помочь Нине Федоровне? Тогда в путь. А чтобы нам веселей работалось, давайте сделаем зарядку.

4. Физминутка.

Покажите мне ладошки

И похлопайте немножко

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

На меня теперь смотрите

Точно так же повторите

Раз, два. Раз, два, три.

(показ любого движения).

А теперь покажем ножки

Раз, два. Раз, два, три.

Побежали по дорожке

Раз, два. Раз, два, три.

5. Проходите в нашу мастерскую. Ребята, а кто знает, что же такое закладка и как она выглядит? (Выслушать ответы детей). Да, ребята, закладка – это такой предмет, который можно положить в книгу, чтобы не потерять страничку, где читал. А форма закладки бывает разной. Сегодня мы будем делать вот такую закладку. Она выглядит как полоску, украшенная разными фигурками.

У вас на столах есть все, чтобы сделать закладку. Выберите, какого цвета полоску вы хотите, а в тарелочках есть разные фигурки для украшения. Подумайте, как вы украсите свою закладку. Кто уже придумал – приступайте к работе.

6. Практическая часть – украшение полоски, изготовление закладки.

7. Выставка всех закладок. Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась.

Помощник воспитателя: – Спасибо, вам ребята, вы мне очень помогли. Теперь у меня будет своя специальная закладка для книги, и я никогда не потеряю страничку, на которой остановилась.

Воспитатель: - У ребят тоже будет такая закладка, которая им пригодится дома. А вот эту закладку мы оставим в группе.

Пусть наши закладки высыхают, а мы наведем порядок в нашей мастерской.

 

Рисование «Мой любимый герой».

Задачи: учить детей изображать сказочных героев. Развивать у детей воображение творчество.

Материал: акварельные краски; кисть тонкая; подставки; клеёнки; салфетки.

Ход:

Воспитатель: Показывает детям отрывки знакомых сказок. Рассматривают выставку знакомых книг. Дети называют знакомые сказки.

Предложить закрыть глаза и представить, с каким сказочным героем хотели бы они встретиться.

Рассуждают. Рассказывают о том, что они хотели бы нарисовать.

Дети проходят на свои места. Поговорить с детьми о том, как пользоваться красками, чтобы рисунок был ярким и красивым.

Рисуют самостоятельно (во время самостоятельной работы воспитатель помогает детям каждому индивидуально).

По мере того, как дети заканчивают работу – они потихоньку наводят порядок на своих местах и выставляют свои рисунки.

Воспитатель:

-Кого мы сегодня рисовали?

-Вам тяжело было?

-Чья работа вам понравилась больше всего?

Молодцы ребята!

 

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».

Цель: развитие речи, внимания, памяти, воображения, формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека, развитие любви к книге.

На подготовительном этапе игры необходимо обустроить «книжный прилавок». Дети выбирают несколько книг из детской библиотеки, расставляют или раскладывают их аккуратно на столе. Заранее необходимо приготовить «деньги» (фантики, бумажки из цветной бумаги и т.п.) и сумку, в которую покупатель будет складывать товар.

Дальше необходимо распределить роли.

1. «Хочу купить самую, самую…» Воспитатель предлагает выбрать книгу: самую толстую или тоненькую, с самыми красивыми и яркими картинками, самую любимую, самую смешную, самую интересную и т.д. Необходимо спросить, почему ребенок выбрал именно ту или иную книгу.

2. «О чём эта книга?» Воспитатель показывает свою заинтересованность той или иной книгой и просит ребенка рассказать о ней. Ребенок вспоминает название, главных героев, кратко или полностью рассказывает сюжет, например, какой-нибудь сказки.

3. «Какую бы книгу вы мне предложили?» Можно разыграть растерянность при виде такого большого ассортимента хороших книжек и попросите детей выбрать для вас книгу на свой вкус. Пусть он обоснует свой выбор.

4. «Мне нужна книга, которая…» Дайте краткое описание книги: цвет обложки, с чего начинается или чем заканчивается сказка, что изображено на первой странице книги и т.д.

5. «Мне необходимо несколько…» Повторение числа и счета. Попросить детей «продать», например, три книжки со сказками, пять книжек-раскладушек, семь книг с толстой картонной обложкой и т.д.

 

Приложение 6

Викторина «Путешествие в страну сказок».

Цель: Воспитывать интерес к народному творчеству.

Задачи:

1. Расширить и углубить представление детей о русских народных сказках;

2. Учить детей рассуждать, отвечая на вопросы взрослого;

3. Обогатить словарный запас;

4. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;

5. Воспитывать культуру речи, любовь к сказкам и к книгам;

6. Создать положительное эмоциональное настроение от участия в совместной деятельности детей и родителей.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстративного материала к сказкам; организация театрализованной деятельности по мотивам сказок; просмотр мультипликационных фильмов по мотивам литературных произведений; проведение художественно-творческой деятельности.

Воспитатель: Дети сегодня я приглашаю вас в большое путешествие по стране сказок. Ведь сказки учат в жизни различать добро и зло, они хорошо всем понятны. В сказках говорится о стремлении человека к счастью, доброте, дружбе, осуждается жадность, зависть и трусость. Условия викторины: - За каждый правильный ответ вы получаете жетончик. Отвечать нужно только тогда, когда вы подняли руку.

Конкурс «Кто сказал?» В какой сказке есть эти слова.

- Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…. (Колобок)

- Позвал дед бабку. Тянут - потянут, вытянуть не могут (Репка)

- Дед бил-бил-не разбил…Баба били - била - не разбила (Курочка Ряба)

- Я, мышка - норушка. А ты кто?

- Я лягушка-квакушка. Ступай ко мне жить!

Стали они жить вдвоем. (Теремок)

- Я вылупился! – сказал он. - Я тоже. (Утенок и цыпленок).

- Кваква-ква! – засмеялся кто.

– Эх, вы! Гриб то… Не досказала и ускакала. (Грибок - теремок).

- И такая дребедень целый день:

Динь-ди-лень, динь-ди-лень, динь-ди-лень! То тюлень позвонит, то олень. (Телефон)

- Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята - за ней! (Три котенка).

- Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. (Кораблик).

- Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда ходить, ни одного яблочка не останется! (Мешок яблок)

- Зачем тебе палка? Что в ней толку?

– Эта палка не простая, - объяснил Ёжик. (Палочка-выручалочка).

Восп: - Да, ребята, сказки знаете прекрасно! А мы теперь посмотрим, найдете ли вы отгадки на мои загадки!

Конкурс «Отгадай загадку?»

1. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? (Козлята)

2. Она по полю пошла и денежку нашла, пошла она на базар и купила самовар. А спасал ее комар. (Муха Цокотуха)

3. Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой. (Мойдодыр)

4. Я по коробу скребён, по амбару метён, я в печке печён, на сметане мешён. На окошке стужён. Круглый бок, румяный бок, это сказка —... (Колобок)

5. Встал щенок, зевнул, потянулся. Заглянул под стол, под диван – никого!

Кто же тогда разбудил его! Пошёл он во двор… (Кто сказал мяу?)

6. Осенью яблоко нашли, а поделить не могли. Медведь пришел и спор разрешил. (Яблоко)

7. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит Добрый доктор…. (Айболит)

8. Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? (Медведь)

 

 

Акция «Книжкина больница».

Цель: научить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книгам.

Задачи воспитателя:

Показать, как можно «полечить» книгу.

Развивать начальные формы сотрудничества друг с другом.

Учить намазывать клеем полоску бумаги, работать на клеенке.

Развивать эмоциональную отзывчивость, мыслительные операции.

Словарная работа:

Учить детей правильно употреблять глаголы: намазывать, приклеивать, проглаживать. Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Закреплять название частей тела петуха, цвета.

Ход занятия.

Дети сидят на стульях полукругом перед ширмой.

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки

- Сегодня я вам расскажу сказку «Заюшкина избушка». Только, где же книжка? Наверно я книжку за ширмой оставила.

Воспитатель идет за ширму. Берет куклу лисы.

Не прочитать вам эту книжку,

Изорвал ее волчишка.

Мы всю книжку пролистали

И странички изорвали.

- Вот нашла книжку, только читать ее нельзя. Что же с ней стало? (ответы детей) Как можно помочь книжке? (ответы детей)

Заболела эта книжка, изорвал ее волчишка.

А мы книжку пожалеем, мы возьмем ее и склеим.

- Вы, поможете мне ее подклеить?

Дети подходят к столу, на котором приготовлены: скотч, клей, салфетки, клеенки, полоски для подклеивания, кисточки. Дети намазывают полоски, а воспитатель наклеивает, проговаривая свои действия.

- Вот посмотрите, как хорошо мы с вами вместе «полечили» эту книжку, она у нас стала как новая. Пока наша книжка подсыхает, мы с вами поиграем.

Физминутка:

На полянке стайкой танцевали зайки.

Прыгали, скакали, лапками стучали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Лапками стучали.

Выставляли ножки в красненьких сапожках.

Раз и два, раз и два, в красненьких сапожках.

Вот бежит лисичка рыжая сестричка.

Ищет где же зайки, зайки-побегайки.

 

После игры дети садятся на стульчики.

-Дети, пока мы с вами играли, лиса утащила у нас страничку, где нарисован петушок.

- Что можно сделать? (ответы детей)

- Посмотрите, у меня есть рисунок петушка. Давайте раскрасим его и вклеим новую страницу в книгу.

- Что есть у петушка? Какого цвета гребешок? Кто хочет его раскрасить?

- Что можно раскрасить, синим цветом (желтым, зеленым)?

- Пусть книжка подсыхает, а потом мы ее прочитаем.

Слышится жалобный писк.

- Кто это? Да, это же лиса плачет, ей стало стыдно. Почему лисе стало стыдно?

- Давайте расскажем лисе, как правильно обращаться с книжками (ответы детей, показ пиктограмм).

- Книгу можно брать только чистыми руками.

- Книгу читаем и смотрим за столом.

- Не кушать, когда смотрим книгу.

- А если нечаянно порвали книгу, то нужно попросить взрослых, чтобы вам помогли ее подклеить.

Мы подарим лисе наши картинки-подсказки, пусть она в лесу расскажет всем, как правильно обращаться с книгами.

- Вы, сегодня были умелые, добрые, дружные. Руки у вас «золотые», только такие дети могли так аккуратно «подлечить» книжку.

Прошу не драться, не кидаться.

И с книгой в ванне не купаться.

И вам сейчас сказать спешу:  Все книги я любить прошу.

Приложение 7

Речевые игры по сказкам К.И.Чуковского

1. “Узнай героя”

Цели:

находить по словам-определениям героя;

самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев:

Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.

Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.

Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.

Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.

Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.

Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.

Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.

2. “Все наоборот”

Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением

Больные – здоровые (зверята)

Злой – добрый (Бармалей)

Грустная – Веселая (Федора)

Грязный – чистый (мальчик)

Темно – светло (краденное солнце)

Высокий – низкий (жираф, бегемот)

3. “Что делает?”

Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия

Подушка – ускакала

Простыня – улетела

Брюки – сбежали

Стол – ушел

Умывальник – выбегает

Муха – пошла на базар и т.д.

4. “Кто? Что?”

Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто?, что?.

Муха-Цокотуха – самовар

Айболит – градусник

Федора – посуда

Крокодил – солнце и т.д.

5. “Четвертый лишний”

Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор.

Айболит, волки, корабль, орел

Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик

Утюг, скалка, блюдца, магнитофон

6. “Скороговорки”

Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.

Слишком много ножек у сороконожек.

Расскажи-ка про покупки

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки

Про покупочки свои.

7. “Загадки”

Цель: учить детей отгадывать загадки по содержанию текста сказки.

8. “Маленькие слова”

Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.

- И упал Айболит и лежит на снегу.

- Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит.

- А рядом бегемотики

Схватились за животики.

- Я пришью ему новые ножки

Он опять побежит по дорожке.

9. “Один-много”

Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа

Одно дерево – много …

Одна пальма – много …

Один крокодил – много …

Одна обезьяна – много …

Одна зверушка – много …

Одно насекомое – много …

 

Игры на развитие связной речи

Цели:  

Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре.

Учить формулировать свою мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ.

1. “Не плачь, мышонок”

В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой.

Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает:

– Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет.

Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру.

– А ты кто?

Ребенок: Я Муха-цокотуха и т.д.

По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т.д.

2. “Бюро находок” (игра демонстрируется)

Воспитатель-ведущий:

– Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К.И. Чуковского с этим словом

3. “Помогите!” (игра демонстрируется)

Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил

Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти)

Эй вы, звери, выходите

Крокодила победите,

Чтобы жадный крокодил

Солнце в небо воротил.

Но мохнатые боятся:

Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст

Он нам солнце не отдаст!

Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки “Муха-Цокотуха” (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т.д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки “Телефон” и будут звонить крокодилу.

4. “Гости”

Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т.д.

Мальчик к бабушке Федоре.

Бармалей к Айболиту и т.д.

5. “Неожиданная встреча”

Мойдодыр – Муха-цокотуха

Айболит – паук (обыывание)

6. “Незнайка

Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке).

Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю

Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.

Комарик – это …

Бармалей – это …

Тараканище – это …

Федора – это …

7. “Объяснялки”

Продолжи предложения.

Комарик храбрый, потому что …

Таня и Ваня непослушные, потому что …

Море погасло, потому что …

Мойдодыр рассердился, потому что …

Посуда убежала от Федоры, потому что…

8. “Путаница”

Рассмотри рисунки. Что перепутал художник?

Из болота тянут жирафа.

Муха цокотуха в шапочке Айболита.

Краденое солнце в зубах волка и т.д.

9. “Письмо” (пишем письмо герою)

Пример:

“Здравствуй, Айболит! Пишет тебе Алена Иванова. Когда я слушаю, Айболит про тебя сказку, я всегда очень переживаю. Трудно было тебе добраться до Африки. И зверят жалко, которые заболели. А потом я радуюсь, ведь ты, Айболит, вылечил всех своим гоголем-моголем. Я бы тоже хотела его попробовать. Наверное, вкусное лекарство. Очень трудная у тебя работа, Айболит, ты наверное, очень устал. Я приглашаю тебя к себе в гости, приезжай, отдохнешь – в лес сходим, на рыбалку. До свидания Айболит, жду тебя в гости.

Алена.”

10. “Встреча крокодилов” (игра демонстрируется)

Выставляется галерея портретов крокодилов из разных сказок: “Мойдодыр”, “Краденое солнце”, “Бармалей”, “Тараканище”, “Путаница”, “Телефон”.

Дети определяют героя: из какой сказки, дают характеристику, определяют, где крокодил злой, где трусливый, где сердитый, добрый. Крокодилы встретились, и каждый рассказывает свою историю.

Занятие или речевую игру нужно проводить 3-4 раза подряд с интервалами: через 2-3 дня, через неделю, через 2-3 месяца, через полгода.

Наблюдения показали: на первом занятии дети осваивают правила игры. Во время игры, которая проводится во второй или третий раз, дети уже подробно и даже с юмором отвечают на вопросы.

“Нам жалко дедушку Корнея

В сравнении с нами он отстал

Поскольку в детстве “Бармалея”

И “Мойдодыра” не читал,

Не восхищался “Телефоном”

И в “Тараканище” не вник

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг”

 

Приложение 8

Пальчиковые игры

 

1. Сказки

 

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

«Лезгинка»

Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят –

Дети поочередно загибают пальчики, начиная с большого, на правой и левой руках

Этим сказкам каждый рад!

«Кулачок» - «Хлопок»

 

 

2. Пальчики-сказки

 

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

«Лезгинка»

Три медведя, Теремок,

Колобок - румяный бок!

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят –

Дети поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца на правой/левой рукt

Этим сказкам каждый рад!

«Кулачок» - «Хлопок»

 

 

 

3. Пять сыновей

 

Как у мамочки моей

Было пять сыновей.                                         Шевелят пальчиками

Мама их кормила,                                           Загибают каждый палец на одной, затем на     

Молочком поила.                                            другой руке, обеих руках

Очень чисто мыла.

Сказки говорила.

И гулять водила.

 

 

 

4. Теремок

 

Стоит в поле теремок, теремок.

Руки поднять над головой. Кончики пальцев левой руки соединить с кончиками пальцев правой руки – это “крыша”

Он не низок, не высок. 

Ладони сложить на уровне груди

На двери висит замок, да замок.

Сцепить пальцы рук «в замок» 

Кто бы тот замок нам открыть помог

Потянуть, расцепить пальчики

 

5. Репка

 

Репку мы сажали,

Пальцами правой руки как будто роем лунку на ладошке левой руки

Репку поливали.

Имитируем, как льется вода из лейки

Вырастала репка

Выпрямляем постепенно пальчики

Хороша и крепка!

Ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев взрослый берется за крючочки ребёнка и тянет в свою сторону, а ребенок – в свою.

Вытянуть не можем,

Кто же нам поможет?

 

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! 

Расцепили руки, потрясли кистями

 

6. Дом

 

Мы хотим построить дом,

Руки над головой «домик»

Чтоб окошко было в нем.

Руки на уровне груди, подушечки пальцев рук сомкнуты в «окошко»

Чтоб у дома дверь была, 

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями

Рядом, чтоб сосна росла.

Пальцы растопырены, руки вверх

Чтоб вокруг забор стоял 

Руки перед собой, ладонями вперёд

Волк ворота охранял.

Большой палец поднят вверх, указательный согнут, мизинец двигается вверх-вниз

Солнце было, 

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены

Дождик шел, 

Потрясти кистями рук

И цветок расцвёл! 

Предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх

 

7. Братья-гномики

 

В кулачке, как в домике, 

Пальцы сжаты в кулачки

Жили пальцы-гномики

«Лягушка»

Домик открывается, 

Кулачки ударяются друг о друга

Сказка начинается

Ладошки развести в разные стороны

Раз, два, три, четыре, пять

Разгибать пальцы, начиная с большого

Вышли гномики гулять

Указательный и средний пальцы «идут» по столу

Дождь пошел, как из ведра,

Гномикам домой пора.

Потрясти кистями рук

Указательный и средний пальцы «бегут» по столу

Раз, два, три, четыре, пять. 

Зажать пальцы в кулачок, начиная с мизинца

В домик спрятались опять. 

Пальцы зажаты в кулачок

Вышли солнышка лучи, 

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены

Лучи солнца горячи, 

Ладошки вытянуть вверх и поворачивать их в разные стороны

Солнышко проснулось, 

Ладошки рисуют улыбку

К щечкам прикоснулось. 

Ладошки прижать к щекам

 

 

 

 

 

Приложение 9

Подвижные игры

 

«Бармалей»

Выбирается ребенок – Бармалей,  ему надевается маска героя.

Он подходит к детям со словами:

                                        «Я добрейший Бармалей

                                          Очень я люблю детей.

                                          Кто пойдет со мной гулять:

                                          Бегать, прыгать и скакать?»

Дети отходят от Бармалея, приговаривая:

                                           «Не хотим с тобой идти,

                                            Лучше нас ты догони!»

Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик».

Затем игра продолжается с вновь выбранным ребенком.

 

 

«Муха-Цокотуха»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В центре ребенок в шапочке Мухи- Цокотухи.

Дети идут по кругу, проговаривая слова:

                                          «Муха, Муха-Цокотуха

                                            Позолоченное  брюхо

                                            В гости мы к тебе идем

                                            Кого  хочешь, приведем?

                                                                   Может  пчелок  полосатых?

                                                                   Или гусениц  мохнатых?

                                                                   Кровопийцев - комаров?

                                                                   Или толстых червяков?»

Ребенок  в центре  (Муха-Цокотуха)  выбирает.

Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат;

если гусениц – идут мелкими шагами;

если  комариков – летят, произнося «з-з-з»;

если червяков – идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.

После каждого показа ведущий выбирает ребенка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим.

 

 

«Зайцы  и  лиса»

Дети в масках зайчиков стоят в кругу.

Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:

                                       «Ох, растаял домик мой

                                         Как же мне идти домой.

                                         Надо к зайчику бежать

                                         Его  домик  отобрать»

Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:

                                                          «Тук- тук- тук….

                                                            Серый  зайка, выбегай

                                                            И  со  мною  поиграй»

«Зайка» и «Лиса»  бегут наперегонки  за  кругом, нужно первому занять домик.

Проигравший становится «лисой».


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83»

Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»

Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»

Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»

Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»

Работа с родителями: - Консультации, практические советы, рекомендации

Работа с родителями: - Консультации, практические советы, рекомендации

Приложение 1 Анкета для родителей

Приложение 1 Анкета для родителей

Приложение 2 Памятка для родителей «СЕМЬЯ

Приложение 2 Памятка для родителей «СЕМЬЯ

Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления

Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления

Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь

Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь

С книгой поведешься – ума наберешься

С книгой поведешься – ума наберешься

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, наша

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, наша

Дети проходят на свои места. Поговорить с детьми о том, как пользоваться красками, чтобы рисунок был ярким и красивым

Дети проходят на свои места. Поговорить с детьми о том, как пользоваться красками, чтобы рисунок был ярким и красивым

Воспитатель: Дети сегодня я приглашаю вас в большое путешествие по стране сказок

Воспитатель: Дети сегодня я приглашаю вас в большое путешествие по стране сказок

Учить намазывать клеем полоску бумаги, работать на клеенке

Учить намазывать клеем полоску бумаги, работать на клеенке

А если нечаянно порвали книгу, то нужно попросить взрослых, чтобы вам помогли ее подклеить

А если нечаянно порвали книгу, то нужно попросить взрослых, чтобы вам помогли ее подклеить

Расскажи-ка про покупки Про какие про покупки?

Расскажи-ка про покупки Про какие про покупки?

Солнце в небо воротил. Но мохнатые боятся:

Солнце в небо воротил. Но мохнатые боятся:

Выставляется галерея портретов крокодилов из разных сказок: “Мойдодыр”, “Краденое солнце”, “Бармалей”, “Тараканище”, “Путаница”, “Телефон”

Выставляется галерея портретов крокодилов из разных сказок: “Мойдодыр”, “Краденое солнце”, “Бармалей”, “Тараканище”, “Путаница”, “Телефон”

Пять сыновей Как у мамочки моей

Пять сыновей Как у мамочки моей

Братья-гномики В кулачке, как в домике,

Братья-гномики В кулачке, как в домике,

Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат; если гусениц – идут мелкими шагами; если комариков – летят, произнося «з-з-з»; если червяков…

Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат; если гусениц – идут мелкими шагами; если комариков – летят, произнося «з-з-з»; если червяков…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2024