Главное управление образования мэрии города Новосибирска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
Дата образования февраль 2003 года
Муниципальное бюджетное учреждение
Юридический адрес
630091, г. Новосибирск, ул. Тополевая, д.31.
Проект «Мир вокруг нас (пришкольный участок как эталон
красоты и экологической культуры)»
Автор:
Смирнова Юлия Андреевна – учитель биологии, руководитель кружка
«МИР ВОКРУГ НАС», высшая категория
Краткая аннотация проекта
Характеристики |
Описание практики |
Особенности:
|
Проект разработан и реализуется для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных нозологических групп, рассчитан на 3 года. |
Целевая аудитория: |
Учащиеся МБОУ СОШ «Перспектива», родители учащихся (лица их замещающие), инициативная группа учителей. |
Цель |
Повышение значимости пришкольных природных участков, как средства обеспечения практической направленности изучения естественнонаучных дисциплин, через повышения качества озеленения образовательного учреждения, участия детей и подростков с ОВЗ в озеленении окружающего образовательного пространства. |
Круг решаемых задач: |
Предметные: 1. Повышение качества озеленения территории и интерьера МБОУ СОШ «Перспектива» 2. Оздоровление окружающей природной среды. 3. Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды; 6. Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды; 7. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны. 8. Создание благоприятных условий для прогулок на территории школы. 9. Оформление зимнего участка для проведения разнообразной детской и подростковой деятельности. Метапредметные: -формирование первичных организаторских умений и навыков; -развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде. -развитие уверенности в себе; -дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств; -расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий -развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности. Личностные: -воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни; -воспитание милосердия, доброты, отзывчивости; -формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; -содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, районе, стране; воспитание активной гражданской позиции; -воспитание потребности в добровольческой деятельности; -создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества; развивать активную деятельность; -формировать общественную активность, реализацию в социуме. -обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности; -воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны. |
Оценка результатов |
Промежуточные результаты будут оцениваться по % исполнению плановых мероприятий, ежемесячному заслушиванию отчетов ответственных, статистике взаимодействия с обучающимися и их родителями, положительной динамике участия обучающихся в проекте, увеличение социальных партнёров проекта. На завершающем этапе будет проведено обобщение об итогах реализации проекта и его эффективности. Эффективность проекта в целом будет оценена администрацией школы в ходе большого ежегодного опроса педагогического коллектива, сотрудников, обучающихся и их родителей. Будет также учтена информация о ходе реализации проекта в местных средствах массовой информации, на сайте МБОУ СОШ «Перспектива». Приложение 6 |
Разработанность социального компонента: |
Проект охватывает все социальные группы учреждения: учеников, учителей, родителей и жителей микроучастка. Реализуется второй год. |
Готовность к реализации проекта |
МБОУ СОШ «Перспектива» второй год действует кружок дополнительного образования «Мир вокруг нас», который помогает быстрее осуществить работу и реализовать проект «Мир вокруг нас (пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры)» |
Практическая значимость результатов:
|
1. Отсутствие учащихся, состоящих на учете в ПДН. 2. Увеличение количества учащихся, занятых в системе дополнительного образования 89% (2020-2021 учебный год) чел. – 98% (2021-2022 учебный год). 3. Вовлечение учащихся в общественную экологическую, исследовательскую деятельность с учётом социального запроса, получаемого путём анкетирования всех участников проекта(учащиеся, родители, учителя). 5. Профессиональное ориентирование. 6. Охват участия в проекте -100% учащихся, родителей, учителей. 7. Расширение количество друзей участников проекта. 8. Объединение родителей, учащихся и учителей в процессе практической деятельности проекта.
|
Критерии и показатели эффективности реализации проекта |
Ежегодно участвуют 100 % учащихся, родителей и учителей. Грамоты, дипломы, публикации на сайтах социальной сети Программа дополнительного образования и результаты деятельности на сайте Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области https://navigator.edu54.ru/program/19841-programma-mir-vokrug-nas Перечень источников Программа дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественной направленности «МИР ВОКРУГ НАС» |
Ресурсы (бюджет проекта)
|
Для реализации проекта специального финансирования не требуется. Проект реализуется полностью на добровольной, благотворительной основе. |
Разработанность предметно- пространственного компонента |
Школа обладает всем необходимым. Теплица Сайт на телеграмм-канале. |
Направленность |
Система работы по экологическому воспитанию. Осуществление межпредметных связей в развитии экологической культуры. Использование природного окружения и других пространств в образовательных целях. Практическая природосберегающая деятельность детей, родителей, педагогов. Взаимодействие образовательного учреждения с общественными организациями. Разработка и реализация спецпроекта. Организация мероприятий, связанных с благоустройством (по месту жительства, работы, учебы). Проведение регулярных мероприятий во дворах (субботники, спортивно-досуговая деятельность). Информационное обеспечение. Проведение планомерной компании, направленно изменяющей взгляды населения на проблемы городской жизни. |
Соответствие современным отечественным и мировым тенденциям развития образования |
В последнее время в России и мире все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей участие в Проекте предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии, формировании активной социальной и гражданской позиции. Отличительная особенность проекта заключается в том, что он разработан и действует для учащихся, которые являются детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами. Развитие детьми с особенными потребностями новых знаний, развитие навыков общественной деятельности, формирование нравственных ценностей, экологической культуры. Использование стратегии соучастия, как наиболее адекватной в работе по практической деятельности, создает систему позитивной направленности деятельности учащихся. Ориентирует не на решение глобальных экологических проблем и их последствий, а на формирование отношения к этой проблеме и поиск возможного участия; на помощь в решении возникших проблем развития потенциала личности ребенка, на педагогическую, психологическую и социальную поддержку каждого учащегося и помощь в самореализации собственного жизненного предназначения. |
Достоинства |
В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Отличительной особенностью данной программы является использование практической деятельности на пришкольном участке. Проект позволяет: - создать ситуацию успеха для каждого ребенка. -обеспечить условия, способствующие самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности. -повысить уровень активности и сформировать гражданскую позицию учащихся школы; -снизить уровня агрессивности, тревожности среди учащихся через объективную оценку ситуации в школе; -активизировать роль семьи в плане воспитания успешного и ответственного ребенка; - повысить уровень культуры общения учащихся. Акции Проекта позволяют детям с ОВЗ почувствовать свою востребованность, приучают делиться и отдавать другим, а не только получать себе. |
Особенность
проекта |
Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы. Создание единичной духовной среды, благодаря участию в общем деле, общим интересам, желаниям. |
Недостатки и риски |
В проекте принимают участвуют дети с ОВЗ, имеющие медицинские противопоказания. |
Сведения о внедрении |
Действует в МБОУ СОШ «Перспектива» второй год. |
Рекомендации по использованию |
Фотоотчет (Приложение 2) Реализация проекта позволит вовлечь больше сотрудников школы, обучающихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения. Проект призван повысить общую и экологическую культуру сотрудников школы, обучающихся и их родителей |
Описание учреждения (организации)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива», дата создания –февраль 2003 года. Цель деятельности школы: создание и поддержание оптимальных условий, обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Постановка проблемы
Изучая психолого-педагогические особенности личности ребенка - ученика школы с ограниченными возможностями здоровья, психически неустойчивым поведением и её микросреды, условия жизни, выявляя интересы и потребности, трудности и проблемы ребенка, конфликтные ситуации, отклонения в поведении мы пришли к решению создать и осуществить проект «Мир вокруг нас (пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры)». В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Отличительной особенностью данной программы является использование практической деятельности на пришкольном участке. Проект направлена на формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно- полезной деятельности, способствующей самореализации личности детей с ОВЗ и детей - инвалидов; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Повышение значимости пришкольных природных участков, как средства обеспечения практической направленности изучения естественнонаучных дисциплин, через повышения качества озеленения образовательного учреждения, участия детей и подростков с ОВЗ в озеленении окружающего образовательного пространства
|
Задачи Предметные: 1. Повышение качества озеленения территории и интерьера МБОУ СОШ «Перспектива» 2. Оздоровление окружающей природной среды. 3. Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды; 6. Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды; 7. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны. 8. Создание благоприятных условий для прогулок на территории школы. 9. Оформление зимнего участка для проведения разнообразной детской и подростковой деятельности. Метапредметные: -формирование первичных организаторских умений и навыков; -развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде. -развитие уверенности в себе; -дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств; -расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий -развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности; - ориентироваться в своих правах и обязанностях как члена коллектива; - выполнять возложенные должностные обязанности; - выполнять задания по инструкции педагога; - участвовать в групповой работе в качестве исполнителя; - участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем; - участвовать в проектной деятельности; - представлять продукты творческой деятельности на выставке. Личностные: -воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни; -воспитание милосердия, доброты, отзывчивости; -формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; -содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, районе, стране; воспитание активной гражданской позиции; -воспитание потребности в добровольческой деятельности; -создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества; развивать активную деятельность; -формировать общественную активность, реализацию в социуме. -обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности; -воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны. В результате освоения программы обучающиеся будут знать: - о материалах, инструментах; правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами; - месте и роли экологического образования в жизни человека; - особенностях цветовых форм при озеленении территории; - особенности организации проектной деятельности; - значении терминов, понятий, используемых при работе над проектом; будут уметь: - пользоваться различными инструментами и материалами; - правильно называть изученные объекты и явления; - различать растения сада, огорода, леса, поля, комнатные растения, знать их названия; - правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений используемых в быту; - уметь собирать и хранить семена однолетних декоративных растений; - уметь поливать комнатные растения и ухаживать за ними; - уметь пересаживать комнатные растения. |
Обоснование актуальности проекта
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Проект способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в обучающихся чувство прекрасного, любовь к родному краю. Школьный участок – место, где обучающиеся проводят много времени на переменах, после уроков, отдыхая летом в пришкольном лагере.
Пришкольный участок является необходимым подразделением в нашей школе. Он решает задачи образовательного, воспитательного и производственно - экономического направлений:
· пришкольный участок позволяет учащимся приобретать и накапливать знания о многообразии живой природы, закономерностях существования природных экосистем, знакомит с основными экологическими проблемами, порождаемыми деятельностью человека, путями и методами их решения;
· пришкольный участок является базой опытнической, исследовательской работы учащихся. Учащиеся учатся фиксировать, собирать, анализировать, сопоставлять собранный материал и компетентно излагать результаты исследований;
· пришкольный участок позволяет сформировать основы экологической культуры, навыки экологически ответственного поведения путем непосредственного контакта с миром природы. Учащиеся, выполняя сельскохозяйственные работы, общаются с живыми предметами труда. Приемы возделывания растений: посев, посадка, прореживание, окучивание, борьба с сорняками вредителями, болезнями приучают их к бережному и внимательному отношению ко всему живому в поле, на лугу, в лесу и затем, они сознательно будут выполнять нормы поведения в природе.
· пришкольный участок способствует отработке традиционных и инновационных форм оргмассовых мероприятий с детьми, осуществляет предпрофессиональную подготовку и профориентацию учащихся.
Рациональное использование участка позволяет ежегодно обновлять и пополнять наглядно - демонстрационный материал, обеспечивает школьную столовую сельскохозяйственной продукцией, что в значительной степени удешевляет питание в школьной столовой, расширяет его ассортимент. Выращенная учащимися рассада овощных, цветочно-декоративных и других культур идет на развитие и хозрасчетную деятельность учреждения.
Подходы к реализации проекта.
Подходы к реализации проекта основаны на педагогических принципах обучения и воспитания:
1. Принцип добровольности.
2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
3. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
4. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
5. Принцип ориентации на успех.
6. Принцип взаимоуважения.
7. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
8. Принцип связи обучения с жизнью.
9. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
10. Принцип креативности (творчества) и коллективности.
11. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Охват обучающихся:
Проект ориентирован на ребят 11-17 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Условия реализации проекта:
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
1. квалифицированные кадры;
2. банк идей, сбор информации о ландшафтном дизайне;
3. знакомство с литературой по выращиванию многолетних и однолетних цветочных культур;
4. сбор посадочного материала – семян однолетних и многолетних цветочных культур, выращивание рассады (включая помощь родителей);
5. составление графика работы учителей и учащихся на пришкольном участке.
Способы отслеживания и контроля результатов проекта:
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге. В ходе реализации проекта предполагается достижение следующих результатов:
- озеленение территории школы и создание цветущего пришкольного участка;
- участие в смотре – конкурсе оформления пришкольного участка;
- сформированная команда взрослых и детей, способная организовать работу в школе по озеленению пришкольного участка;
- овладение основными навыками по разведению и уходу за цветочными культурами;
- получение удовольствия от своего труда и чувства гордости за цветущий пришкольный участок.
Формы и режим занятий.
Форма проведения занятий: теоретические занятия в кабинете и практические занятия на пришкольном участке. Форма организации деятельности: групповая и индивидуально-групповая. Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год (для 5-10 классов). Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Основными направлениями программы служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения: практические (упражнения, практические работы, практикумы), наглядные (использование таблиц схем, рисунков, моделей, образцов, ТСО), словесные (беседы, рассказ, объяснение).
Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов реализации программы будут:
- отчетная выставка;
- защита проектов;
- фотовыставка.
Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития ребенка с ОВЗ: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной экологической деятельности, эстетическое восприятие окружающей среды.
Учебно-тематический план первого года реализации программы
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. |
2 |
1 |
1 |
2. |
Анализ СМИ, ресурсов Интернета и др. источников |
4 |
4 |
|
3. |
Оценка экологического состояния пришкольного участка |
2 |
1 |
1 |
4. |
Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» |
2 |
|
2 |
5. |
Разработка коллективного проекта школьного двора. |
4 |
2 |
2 |
6. |
Составление плана озеленения и благоустройства школьного двора. |
4 |
2 |
2 |
7. |
Приобретение семян и выращивание рассады. |
6 |
2 |
4 |
8. |
Благоустройство и укладка дорожек школьной территории. |
6 |
2 |
4 |
9. |
Разбивка новых клумб на территории школы. |
4 |
1 |
3 |
|
Итого: |
34 |
13 |
21 |
Учебно-тематический план второго года реализации программы
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. |
2 |
1 |
1 |
2. |
Разбивка новых клумб на территории школы |
4 |
1 |
3 |
3. |
Расширение цветочно-декоративного содержания клумб. |
2 |
|
2 |
4. |
Обработка почвы и посадка многолетних цветочных культур на школьном дворе. |
2 |
|
2 |
5. |
Осенние работы: |
2 |
|
2 |
6. |
Разработка проекта зимнего сада. Выбор места для зимнего сада и подготовка помещения. |
4 |
2 |
2 |
7. |
Обсуждение дизайна помещения, интерьера сада. Изготовление аксессуаров для зимнего сада. |
4 |
1 |
3 |
8. |
Приобретение посадочного материала, горшков, кашпо, почвы, подкормки для цветов. Посадка растений. |
4 |
2 |
2 |
9. |
Презентация зимнего сада. Практические работы по уходу за растениями: размещение растений в саду по группам, наблюдение за их ростом и развитием. |
4 |
2 |
2 |
10. |
Весенние работы в цветнике. |
6 |
|
6 |
|
Итого: |
34 |
9 |
25 |
Учебно-тематический план третьего года реализации программы
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. |
2 |
1 |
1 |
2. |
Создание коллекции кактусов и фиалок |
4 |
2 |
2 |
3. |
Составление каталога растений «Зимнего сада» |
2 |
2 |
|
4. |
Выбор и подготовка места для установки теплицы. |
4 |
1 |
3 |
5. |
Изучение видов теплиц. Подбор растений для высаживания в теплицу. |
4 |
4 |
|
6. |
Подбор семян для тепличной рассады. |
2 |
|
2 |
7. |
Подготовка ящиков для высаживания рассады. Высаживание и уход за рассадой. |
4 |
2 |
2 |
8. |
Изучение влияния каждого растения на здоровье человека. |
2 |
2 |
|
9. |
Работа в теплице. Высаживание рассады в теплицу. Уход. |
6 |
1 |
5 |
10. |
Приобретение вазонов и пересадка растений. Уход за растениями. |
4 |
2 |
2 |
|
Итого: |
34 |
17 |
17 |
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление детей с особенностями программы. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика. Знакомство детей с рабочими инструментами (лопата, грабли, носилки, садовые ножницы и т.д.).
Тема 2. Анализ СМИ, ресурсов Интернета и др. источников.
Теория. Ознакомление с источниками информации: журналами, газетами, книгами, интернет-ресурсами по теме программы (знакомство с учебной и познавательной литературой по экологии, цветоводству, ландшафтному дизайну).
Тема 3. Оценка экологического состояния пришкольного участка.
Теория. Показатели оценки экологического состояния (видовой состав растений; внешний вид растений; факторы, влияющие на жизнеспособность растений).
Практика. Внешний осмотр растений на пришкольном участке, подсчет нежизнеспособных особей, оценивание состояния почвы, выбор затененных и солнечных участков. Оценка влияния экзогенных факторов на экологическое состояние пришкольного участка (близость промышленных предприятий и автомобильных дорог).
Тема 4. Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты».
Практика. Организация конкурса рисунков «Школьный двор моей мечты». Выбор лучших, подведение итогов.
Тема 5. Разработка коллективного проекта школьного двора.
Теория. Изучение правил сочетания видов растений и расположения их на участке, совместимые и несовместимые растения. Правила расположения садовых дорожек на участке. Выбор видов клумб и ограждений на пришкольном участке.
Практика. Составление конфигурации участка на листе бумаги в масштабе 1:100, составление садового коллажа, изготовление эскизов клумб, ограждений, садовых дорожек, альпийских горок из пластилина и бумаги.
Тема 6. Составление плана озеленения и благоустройства школьного двора.
Теория. Использование цветов в озеленении (однолетних и многолетних растений, кустарников, деревьев).
Практика. Планирование территории, выбор места для клумб, альпийской горки.
Тема 7. Приобретение семян и выращивание рассады.
Теория. Изучение особенностей строения семян, правил выращивания рассады.
Практика. Правильно осуществлять посев семенами; высаживать рассаду в грунт; уход за высаженной рассадой; полив растений и рыхление почвы.
Тема 8. Благоустройство и укладка дорожек школьной территории.
Теория. Изучение видов дорожек, выбор покрытия дорожек. Просмотр презентации на тему: «Садовые дорожки».
Практика. Разметка дорожек с помощью шнура с кольями на концах. Укладка щебневой дорожки, утрамбовка, полив водой, укладка гравия.
Тема 9. Разбивка новых клумб на территории школы.
Теория. Изучение видов клумб, рабаток, бордюров, солитеров. Правила разбивки клумб.
Практика. Подготовка территории для клумб, разбивка клумб. Использование следующих инструментов: лопата, грабли, тачка. ТБ.
Содержание программы второго года обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление учащихся с правилами поведения во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика. Работа детей на пришкольном участке. Работа с инструментами (лопата, грабли, садовые ножницы и т.д.).
Тема 2. Разбивка новых клумб на территории школы.
Теория. Изучение видов клумб, рабаток, бордюров, солитеров. Правила разбивки клумб.
Практика. Подготовка территории для клумб, разбивка клумб. Использование следующих инструментов: лопата, грабли, тачка. ТБ.
Тема 3. Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.
Практика. Выбор растений для сбора семян. Виды растений, используемые на клумбах (однолетние, двулетние, многолетние). Бархатцы, космея, календула, цинния, цинерария, виола, георгины, розы, тюльпаны, нарциссы и т.д.
Тема 4. Обработка почвы и посадка многолетних цветочных культур на школьном дворе.
Практика. Работа на пришкольном участке: перекопка и рыхление почвы, внесение удобрений, посадка луковиц тюльпанов, лилии и др. Обработка зимующих многолетних растений, подготовка их к зиме.
Тема 5. Осенние работы: подготовка семян к хранению; заготовка компоста; осенняя обработка почвы.
Теория. Особенности осенних работ на пришкольном участке. Приемы сбора и хранения семян.
Практика. Изготовление бумажных пакетов и полотняных мешочков для хранения семян. Сбор семян, сушка, укладка на хранение. Заготовка компоста. Осенняя обработка почвы.
Тема 6. Разработка проекта зимнего сада. Выбор места для зимнего сада и подготовка помещения.
Теория. Подбор справочной литературы, работа с интернетом, обсуждение за круглым столом. Разработка проекта.
Практика. Изучение школьных помещений, благоприятных для создания зеленой площадки. Выбор места для зимнего сада и подготовка помещения.
Тема 7. Обсуждение дизайна помещения, интерьера сада. Изготовление аксессуаров для зимнего сада.
Теория. Обсуждение дизайна помещения, интерьера сада. Конкурс эскизов и рисунков дизайна зимнего сада.
Практика. Изготовление аксессуаров для зимнего сада (кашпо, подвесные фонари, фонтан, зеленые коврики, имитирующие траву, шторы, птички из соленого теста, картины).
Тема 8. Приобретение посадочного материала, горшков, кашпо, почвы, подкормки для цветов. Посадка растений.
Теория. Изучение видов посадочного материала, соответствия цветковых растений определенным условиям школьного пространства.
Практика. Приобретение посадочного материала, горшков, кашпо, почвы, подкормки для цветов. Посадка растений. Уход за посаженными растениями.
Тема 9. Презентация зимнего сада. Практические работы по уходу за растениями: размещение растений в саду по группам, наблюдение за их ростом и развитием.
Теория. Выступление детей, защита проектов зимнего сада.
Практика. Уход за растениями: размещение растений в саду по группам, наблюдение за их ростом и развитием.
Тема 10. Весенние работы в цветнике.
Практика. Уход за перезимовавшими многолетниками, рыхление почвы. Высаживание однолетних цветковых растений. Уход за цветами. Формирование приствольных кругов вокруг кустарников. Уход за газоном, подсевание травы, внесение удобрений, подкормка.
Содержание третьего года обучения.
Тема1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление учащихся с правилами поведения во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика. Работа детей на пришкольном участке. Работа с инструментами (лопата, грабли, садовые ножницы и т.д.).
Тема 2. Создание коллекции кактусов и фиалок.
Теория. Изучение особенностей выращивания кактусов и фиалок. Видовое разнообразие.
Практика. Подготовка субстрата, горшков, дренажа. Высаживание кактусов и фиалок.
Тема 3. Составление каталога растений «Зимнего сада».
Теория. Перепись растений «Зимнего сада». Составление каталога растений, их характеристик.
Тема 4. Выбор и подготовка места для установки теплицы.
Теория. Экскурсия на лесоторговую базу для выбора теплицы.
Практика. Выбор и подготовка места для установки теплицы.
Тема 5. Изучение видов теплиц. Подбор растений для высаживания в теплицу.
Теория. Изучение особенностей различных видов теплиц. Консультация со специалистом по установке. Подбор растений для высаживания в теплицу.
Тема 6. Подбор семян для тепличной рассады.
Практика. Подбор семян для тепличной рассады (огурцы, помидоры, перец, баклажан).
Тема 7. Подготовка ящиков для высаживания рассады. Высаживание и уход за рассадой.
Теория. Виды емкостей для высаживания рассады. Положительные и отрицательные стороны разных видов емкостей.
Практика. Подготовка ящиков для высаживания рассады. Высаживание и уход за рассадой.
Тема 8. Изучение влияния каждого растения на здоровье человека.
Теория. Особенности влияния растений на здоровье человека. Комнатные растения по знакам зодиака. Растения, благотворно влияющие на определенные органы и системы органов человека.
Тема 9. Работа в теплице. Высаживание рассады в теплицу. Уход.
Теория. Инструктаж по технике безопасности при работе в теплице.
Практика. Работа в теплице. Высаживание рассады в теплицу. Уход за высаженной рассадой. Полив. Внесение удобрений.
Тема 10. Приобретение вазонов и пересадка растений. Уход за растениями.
Теория. Особенности и правила ухода за растениями. Приемы уход за растениями: перевалка, пересадка.
Практика. Приобретение вазонов и пересадка растений. Уход за растениями.
Ежегодный план работы по благоустройству пришкольного участка
МБОУ СОШ «Перспектива»
№ |
Мероприятие |
Ответственные |
Сроки исполнения |
||
1 |
Разработка проекта по благоустройству пришкольного участка МБОУ СОШ «Перспектива». |
Учитель биологии Смирнова Ю.А |
сентябрь |
||
2 |
Работы по содержанию санитарного состояния территории школы. |
Дворник |
В течение года |
||
3 |
Сбор семян однолетних и многолетних растений. |
Учителя начальных классов |
Сентябрь, октябрь |
||
4 |
Осенняя обработка почвы: перекопка, внесение удобрений в почву. |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
Сентябрь - октябрь |
||
5 |
Подрезка кустов. |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
Сентябрь, октябрь |
||
6 |
Подготовка грунта для рассады. |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
Сентябрь, октябрь |
||
7 |
Уборка пришкольного участка от опавших листьев, веток. |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
октябрь |
||
8 |
Подрезка многолетних растений |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
октябрь |
||
9 |
Санитарная вырубка кустов ивы, старых деревьев |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
октябрь |
||
10 |
Посадка кустов чёрной смородины |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
октябрь |
||
11 |
Приобретение и подготовка садово-огородного инвентаря |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
Ноябрь - апрель |
||
12 |
Подготовка декоративных скульптур, фигур из бросового материала |
Классные руководители 1-10 классов. |
Ноябрь - апрель |
||
13 |
Составление списка растений (их характеристика, агротехнические приёмы) для посадки в цветочные клумбы на пришкольном участке |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
Ноябрь - апрель |
||
14 |
Организация «зимнего» сада в школе |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
Сентябрь - май |
||
15 |
Создание композиций на пришкольном участке |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
декабрь |
||
16 |
Новогоднее оформление пришкольного участка |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
декабрь |
||
17 |
Смотр – конкурс образовательных учреждений по новогоднему оформлению пришкольных участков |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
декабрь |
||
18 |
Посев рассады цветочных культур (бархатцы, цинерария, сальвия, астра). |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
Февраль - март |
||
19 |
Уход и пикировка рассады |
Классные руководители |
Март - апрель |
||
20 |
Заготовка плодородного грунта |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
Апрель - май |
||
21 |
Заготовка природного камня для клумб |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. |
Апрель - май |
||
22 |
Ландшафтные работы на территории школы. Реализация проекта «Мир вокруг нас» |
Классные руководители, |
май |
||
23 |
Посадка цветущих растений в клумбы (бархатцы, цинерария, петуния, сальвия, цинния, эшольция, настурция, астра, лаватера, календула). |
Классные руководители |
май |
||
24 |
Уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка, стрижка кустарников |
Инициативная группа по озеленению, ответственные педагоги |
Июнь - июль |
||
25 |
Уход за комнатными растениями в школе |
Инициативная группа по озеленению, ответственные педагоги |
Июнь - июль |
||
26 |
Смотр – конкурс реализации проекта «Цветущая школа» |
Классные руководители |
август |
||
27 |
Привлечение средств массовой информации к проблемам благоустройства территории |
Учитель биологии Смирнова Ю.А. Инициативная группа педагогов. |
Июнь – июль. |
||
Опрос обучающихся МБОУ СОШ «Перспектива» 2021год.
Было опрошено 40 обучающихся детей.
Они ответили на следующие вопросы:
Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?
Что хотелось бы изменить?
Чего не хватает на нашем участке?
Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
Кто должен заниматься работой по озеленению участка?
Результаты опроса обучающихся.
1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
На данный вопрос все 40 человек - 71% ответили - да.
2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?
На этот вопрос ответили:
Да - 11 человек (16%);
Нет– 59 человек (84%).
3. Что хотелось бы изменить?
Внешний вид клумб и деревьев не устраивает – 58 человек (83%);
Внешний вид клумб и деревьев устраивает – 12 человек (17%).
4. Чего не хватает на нашем участке?
34 человека (49%) – считают необходимым устроить детскую площадку;
15 человек (21%) - хотят, чтобы на участке была птичья столовая;
21 человек (30%) – считают, что школе необходим искусственный водоём.
5. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
70 человек (100%) – считают, что для постройки игровой площадки нужно обратиться к обеспеченным или высокопоставленным родителям (добровольное пожертование), остальное можно изменить силами учащихся и учителей без особых затрат.
6. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?
45 человек (64%) считают, что это работа учащихся и учителей;
25 человек (36%) считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.
Состояние пришкольного участка МБОУ СОШ «Перспектива» на 2022 год.
Содержание пришкольного участка.
Площадь – 2,4 га.
1. Цветочно-декоративный отдел
2. Отдел овощных культур (теплица-3*6м)
4. Опытный участок – 14м*2
Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-вспомогательную роль. Актуальность организации пространства пришкольного участка послужила идее обучения учащихся основам проектирования ландшафтного дизайна.
Создание альпийской горки своими руками.
На участке перед школой можно создать альпийскую горку.
Для создания альпийской горки нужно:
-открытый солнечный участок;
-битый кирпич или щебенка для создания дренажа;
-красивые крупные и средние камни (это уже непосредственно для горки);
-человек, который поможет таскать эти камни;
-коллекция растений, которая будет служить украшением альпинария.
По этапное планирование альпийской горки см. приложение 1.
На территории пришкольного участка есть места, где можно и нужно посадить деревья и кустарники:
Создание детской спортивной площадки.
Существует проект по созданию детской площадки, поэтому в этом проекте этапы её создания и расходы на её строительство не учитываются. Но в план-схеме пришкольного участка после дизайна детская площадка обозначена.
Оценка экологического состояния пришкольного участка.
Пришкольный участок расположен вдали от промышленных объектов, близ дороги. Уровень шума на пришкольном участке средний. Со стороны дороги ул.Тополевая не имеется защитная полоса в виде деревьев и кустарников, которая составляет около 9 метров. Всего на пришкольном участке растут деревья (береза, рябина, осина, тополь, клен и др.) и кустарника (дерен, шиповник).
Выводы по проекту
Благоустройство пришкольного участка МБОУ СОШ «Перспектива» – необходимо.
Участок нуждается в изменениях.
Внешний вид клумб и деревьев должен быть более современным и ухоженным.
На территории школы создана детская спортивная площадка.
Необходимо разместить метеостанцию и альпийскую горку (создана летом 2022г).
Предполагаемые результаты, их социальная значимость
№ п/п |
Предполагаемый результат |
1. |
Организация социально – значимой общественной деятельности школьников. |
2. |
Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию. |
3. |
Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории; |
4. |
Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений; |
5. |
Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры; |
6. |
Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения; |
7. |
Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время; |
8. |
Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки; |
Материально-техническое оснащение программы.
1. ТСО (ПК, мультимедиа).
2. Столы ученические, стулья.
3. Инвентарь: горшки, ящики, вазоны, лейки, лопатки, грабли, тачки, лопаты, садовые ножницы.
4. Почвенные смеси, субстраты, минеральные и органические удобрения, песчано-гравийная смесь.
5. Графические материалы (краски, карандаши, фломастеры, пластилин, бумага для рисования, картон).
6. Дидактические материалы: методическая литература, книги по комнатному цветоводству, энциклопедии дачников, садоводов.
Литература:
1. Безель В.С., Жуйкова Т.В. Химическое загрязнение среды: вынос химических элементов наземной фитомассой травянистой растительностью//Экология – 2007.-№4,- С.259-267.
2. Быховев А.И., «Комнатные растения» (практическое руководство), Изд-во «Просвещение», 1998.
3. Биондикация загрязнений наземных экосистем/ под ред. Р. Шуберта - М.: Мир, 1988.- 350 с.
4. Декоративное озеленение школьной территории: Методические рекомендации. Белгород, 2003 г. - 20 с.
5. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе», М. – «Просвещение», 1986.
6. Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
7. Матюшина В.Н. «Цветущие комнатные растения», М. – «Просвещение», 2000.
8. Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка//Школьные технологии.- 1998. № 3.
9. Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.
10. Сорокина Н.В., Проект «Школьный дворик».
11. https://znanio.ru/media/dopolnitelnaya-obscherazvivayuschaya-obscheobrazovatelnaya-programma-estestvennoj-napravlennosti-mir-vokrug-nas-2844498
Приложение 1
Смета расходов на благоустройство пришкольного участка
Направление расходов |
Сумма (руб.) |
Источник финансирования |
Источник финансирования – добровольное пожертвование |
||
1. Приобретение посадочного материала: |
1000 руб. |
|
1.Семена для рассады овощных и однолетних и многолетних цветочных культур |
1000 руб. |
|
1.2.Саженцев и посадочного материала цветочных культур: |
2000 руб. |
Помощь родителей |
Розы, гортензии |
3000 руб. |
|
Тюльпаны, гладиолусы, крокусы, георгины и др. |
2000 руб. |
|
1.3.Саженцев плодовых деревьев и декоративных кустарников |
5000 руб. |
Сделано в мае 2022 г |
2. «Альпийская горка» Плодородная земля Камни |
4000 руб. 7000 руб. 10000 руб. |
|
4. Удобрение (1 машина) |
7000 руб. |
Пом0щь родителей |
Итого: |
42тыс. |
Приложение 2
Фотоотчет реализации одного года проекта
Приложение 3
Фото пришкольного участка до благоустройства (2021год)
Приложение 4
Фото пришкольного участка после реализации одного года
Приложение 5
Альпийская горка.
Выбрали место на своем участке – пространство перед главным входом в школу: здесь просторно, солнечно и здесь – так что альпийская горка будет как раз на своем месте.
Разметить место будущего объекта.
Вырыть котлован, не очень глубокий, но и не очень мелкий.
Обустраиваем дренаж, для чего подойдут битый кирпич, щебенка, керамзит, гравий.
Засыпаем дренаж песком (можно заменить его мелким гравием, галькой; в принципе, можно даже не заменять, а сделать коктейль…)
Засыпаем слой плодородной почвы, утрамбовываем его.
Устанавливаем камни. Камни для альпийской горки необходимо выбирать в зависимости от размера участка: если он просторный, то хорошо будут смотреться крупные камни, а если небольшой – лучше взять средние валуны и плитняк. Камни укладываются ярусами. Все слои надо пересыпать слоем хорошо увлажненной земли.
Традиционно у альпинария от трех до пяти ярусов, основа – примерно пять на три метра. Между камнями оставляйте пространство, достаточное для роста и развития растений. Абсолютной симметрии при выкладывании камней лучше избегать – оставляйте уютные местечки для цветов и мини-деревьев.
Грунт должен лежать плотно, воздушных пробок быть не должно.
Кстати, земля для альпийской горки должна быть чистой, в смысле – без сорняков. Специалисты рекомендуют использовать не просто купленную землю, а специальную почвенную смесь. Ее вполне можно сделать самостоятельно. Для этого необходимо смешать торф, глинистую почву, немного минеральных удобрений и мелкий гравий. На одну часть торфа требуется три части почвы. На пять частей смеси – одна часть гравия.
Самые большие валуны лучше выкладывать внизу, а в верхней части лучше разместить камни поменьше. Самый-самый красивый или редкий
Как высаживаются растения?
Места, намеченные для посадки, необходимо сильно увлажнить. Если цветок рос в горшке, то прежде, чем его вынуть, землю также необходимо как следует полить. С помощью совка делаем лунку, и в нее опускаем драгоценный цветочек или деревце. Землю вокруг него необходимо утрамбовать.
Выбор растений для цветника, клумб альпийской горки.
Теневыносливые растения |
Светолюбивые растения |
|
|
Хоста |
Бамбук-листоколосник |
||
Дицентра великолепная |
Ирис бородатый |
||
Эпимедиум |
Лобелия |
||
Эириопе мускаревидное |
Живучка ползучая |
||
Герань садовая |
Колокольчик Посхарского |
||
Белоцветковая медуница |
Гибриды обриеты |
||
Пупочник весенний |
Арундо (тростник) |
||
Фиалка садовая |
Мшанка шилолистная |
Изучив литературу по созданию цветников и клумб, а также Интернет-ресурсы, мы отобрали наиболее удачные композиции однолетних и многолетних цветников, наиболее подходящие для озеленения пришкольной территории. Благодаря подбору растений с учетом сроков их цветения, предлагаемые нами цветники характеризуются красочностью и пышностью с середины мая и до заморозков.
Приложение 6
Приложение 7
Правила работы и техника безопасности на пришкольном участке
1. На школьном учебно-опытном участке категорически запрещается посадка ядовитых растений.
2. При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с мест хранения на учебно-опытный участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травы другим учащимся.
3. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту и росту учащихся. Рабочая часть лопаты должна быть небольшой, ручки следует делать легкими, длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста учащихся разных возрастных групп.
4. Применить лейки небольших размеров вместительностью до 4 литров. Если большие, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более одной трети вместимости.
5. Продолжительность работы учащихся на школьном учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся 4-5 классов работают на участке 2 часа с 10 минутами перерывами через каждые 20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить деятельность учащихся, переключая звенья с одних видов работ на другие.
6. Учащихся до 15 лет запрещается подъем и переноса тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.
7. Перед началом каждого занятия учитель проводит инструктаж учащихся с обязательным показом приемов работы.
8. Сельскохозяйственные работы следует выполнять в удобной одежде, свободной обуви и головным убором.
9. Сельхозинвентарь нужно переносить рабочей частью вниз, а после работы приводить в порядок и ставить в инвентарный сарай.
10. Колющие и режущие инструменты (садовые ножницы, секаторы) необходимо держать рабочей частью в направлении от себя.
11. Работу выполнить в рукавицах. Удобрения и растворы готовить в резиновых перчатках.
12. После работы хорошо вымыть руки с мылом и насухо вытереть их.
13. Во время работы на пришкольном участке необходимо соблюдать правила безопасного труда и техники безопасности.
14. Будь осторожен при работе с лопатой и граблями. Опасными являются острые кромки рабочих инструментов
15. Необходимо работать в перчатках. На голове – косынка или кепка.
16. Обувь должна быть удобной и непромокаемой
17. Нельзя пить воду, предназначенную для полива растений
18. Нельзя пробовать на вкус семена, листья и стебли растений.
19. При получении травмы (укол, порез, заноза) обратиться к учителю за первой помощью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.