Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Проект


Старшая группа
Составитель: Завялова Г.С.
Камышлов, 2021
Вид проекта: информационно-творческий
Название проекта: «Мои друзья»
Продолжительность: 2 месяца
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Актуальность темы:
Общение ребенка-дошкольника со сверстниками и взрослыми имеет свои особенности: яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность высказываний с преобладанием инициативных высказываний над ответными высказываниями, отсутствие жестких норм и правил. Общение в дошкольном возрасте неразрывно связано со взрослым, роль которого меняется в зависимости от возраста ребенка: образец для подражания, эксперт, помощник, партнер. Способность взрослого гибко реагировать на возрастные изменения ребенка является важным условием для установления взаимоотношений между педагогом и ребенком. Ситуация отрицательного общения со взрослыми приводит к отказу от общения со сверстниками и порождает агрессию в адрес других детей. Каждый третий ребенок дошкольного возраста, по данным современных исследований , имеет проблемы в общении и нуждается в психопрофилактической и психокоррекционной помощи.
Цель проекта: повысить эффективность овладения нормами и правилами социального поведения детей через продуктивные виды деятельности (изобразительное творчество, художественную литературу, театрализацию).
Задачи:
Воспитывающие
· Формировать у детей социально-нравственные основы.
· Способствовать установлению дружеских взаимоотношений между детьми, чтобы дети испытывали радость и удовольствие от участия в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Развивающие:
· Расширять представления детей о таких понятиях как: друг, преданный, дружба, верность.
· Развивать у детей творческое воображение в изобразительной, художественной, театрализованной деятельности.
Обучающие:
· Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать навыки фразовой речи, закреплять умение детей играть в сюжетные игры и сопровождать их речью.
Принципы обучения, на которых базируется проект:
1. Принцип развивающего обучения – ребенок является активным участником педагогического процесса. Через разные формы работы идет развитие внимания, памяти, мышления, речи.
2. Принцип воспитывающего обучения – ребенок учится понимать детей и взрослых. У него воспитывается целеустремленность, толерантность.
3. Принцип доступности – проект дается на интересном и доступном материале.
4. Принцип систематичности и последовательности.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип индивидуального подхода.
Этапы проведения проекта:
Подготовительный этап.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям
пополнение предметно – развивающей среды в группе с учетом темы и возрастных особенностей детей;
индивидуальная работа с детьми;
подбор демонстрационного материала, художественной литературы ;
привлечение родителей для создания авторского сборника сказок и рассказов «О дружбе и верных друзьях», альбома – коллажа «Мои любимые друзья».
Формы совместной деятельности (таблица №1): рассказ, беседа воспитателя; чтение литературы; рассматривание иллюстраций, методических пособий по теме; проблемные ситуации общения.
Основной этап
На данном этапе осуществляются по следующим направлениям:
проведение игр и упражнений для сплочения детского коллектива, налаживания контакта между детьми;
аппликация и рисование «Планета дружбы»,
коллективная аппликация «Дерево дружбы»,
чтение литературы,
заучивание стихов про дружбу и друзей.
Формы совместной деятельности: просмотр слайд – фильмов; совместная с родителями и детьми творческая деятельность; словесные и подвижные игры.
Заключительный этап
На данном этапе работа осуществляется подготовка к представлению проекта.
Формы совместной деятельности: составление рассказов о дружбе, друзьях; создание и представление авторского сборника сказок и рассказов «О дружбе и верных друзьях» и альбома – коллажа «Мои любимые друзья».
Презентация проекта: «Дружба начинается с улыбки».
Технологичность: проект доступен и может быть реализован воспитателями и специалистами ДОУ.
|
Формы совместной деятельности с детьми и родителями |
|||
|
Этапы |
Подготовительная работа |
Цель работы |
Участники проекта |
|
Подготовительный |
1. Оформление папки-передвижки: «Учим ребенка пересказывать», «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, «Обидчивые дети». 2. Подбор художественной литературы: «Дружба зверей», «Мишкина каша», «Денискины рассказы», «Крокодил Гена и его друзья», «Девочка и лев». 3. Подбор иллюстраций: «Как поступают друзья» 4. Подбор видеоматериала: м/ф «Кот Леопольд», «Малыш и Карлсон», «Путешествие муравья», «Маша и медведь» 5. Подбор аудиозаписей песен: «Настоящий друг», «Если добрый ты», «Улыбка», «Дружба верная». 6. Подбор игр: «Подарок другу», «О дружбе, о друзьях», «Зачем», «Звуковое письмо», «Волшебный клубок», «Комплименты». · Подвижные игры «Ловишки», «День и ночь», «Третий лишний», «Эстафета дружбы» 7. Беседа с родителями воспитанников о сочинении сказки, рассказа или истории о друзьях, о дружбе (подбор литературы о дружбе) 8. Круглый стол с родителями «Как научить ребенка общаться и дружить со сверстниками». 9. Консультация «Замкнутый ребенок» 10. Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка?» |
Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения.
Научить детей анализу и оценке поведения героев в художественных произведениях, м/фильмах. Сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
Пробудить чувства ребенка, его эмоциональную реакцию, чтобы дети поняли, что милосердным, добрым, чутким надо быть здесь и теперь, а не в далеком будущем. Вовлечь родителей в совместную деятельность. |
Дети, воспитатели, родители воспитанников.
Педагог-психолог Воспитатель |
|
Основной |
1. Знакомство, чтение художественной литературы о друзьях, дружбе, добре, преданности, заучивание стихов. Сказки, рассказы сочиненные родителями. 2. Посещение соседней группы Тема: «Вместе весело шагать» 3. Проведение игр 4. Беседы воспитателя с детьми: «Что такое – Дружба?» «Что ты знаешь о своем друге?», «О дружбе, о друзьях», «Зачем?» 5. Коллективная аппликация «Дерево дружбы» 6. Коллективная работа: рисование карандашами +обрывная аппликация «Планета дружбы» 7. Сюжетно-ролевая игра «Город дружбы» 8. Альбом-коллаж «Мои друзья» 9. Сочинение авторской сказки о дружбе 10. Памятка родителям: «Добрые отношения с ребенком», «Как научить ребенка общаться со сверстниками», «Посеять в детских душах доброту и отзывчивость».
|
Знакомство с литературными произведениями о дружбе. Чтение, обсуждение сказок, рассказов о дружбе, друзьях, сочиненных родителями. Способствовать повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитанию основ нравственности и культуры поведения. Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого. Создание города Дружбы из бросового материала, придумывание названия улиц, продолжение обучению правил безопасного поведения на улицах города. Способствовать развитию словотворчества и воображения, индивидуальному самовыражению детей.
|
Дети, воспитатели, родители воспитанников |
|
Заключительный |
Оформление авторского сборника сказок и рассказов «О дружбе и верных друзьях» 2. Создание альбома – коллажа «Мои любимые друзья» 3. Сочинение авторской сказки |
Закрепление пройденного материала. |
Воспитатели, дети, родители Родители, дети Воспитатели, дети |
Коллектив учит отношениям. Мы стремимся к тому, чтобы дети привыкали к обществу других детей, научились с ними играть, действовать, уважать их интересы и желания, поняли насколько увлекательнее и интереснее играть, делать что-либо вместе. Дружба - это когда люди хотят быть вместе, значит, друзья – это люди, с которыми нам интересно и комфортно. Играя с друзьями, дети привыкают что-то делать совместно, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находить свое место в нем и, самое главное, получают более верное представление о жизни.
Приложение 1. Папки-передвижки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|||

Приложение 2
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы общения.
Встречи за Круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Ход:
Известно, что полноценное развитие ребёнка во всех его
проявлениях очень сильно зависит от отношения малыша со своими друзьями. И,
конечно, мама с папой могут научить ребёнка знакомиться и дружить, помочь
ребенку разобраться в этом замечательном и сложном чувстве, понять с кем ему
интересно и весело общаться и играть. Чем в более раннем возрасте начать учить
ребенка дружбе, тем легче и быстрее он сможет в дальнейшем общаться с другими
детьми и заводить друзей.
Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел
себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный
принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с
тобой».
Объясните ему, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто мы, взрослые,
заменяем его монологом. Беседуя, мы вроде бы слушаем друг друга, но слышим ли?
Так вот, давайте прежде всего учить свое дитя именно слышать другого, быть
внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника. Помогите ребенку
усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками:
— Играй честно.
— Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
— Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
— Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять — защищайся.
— Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.
— Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего
постыдного.
— Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
— Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
— Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но
и не хуже.
Конечно, готовых инструкций о том, как завести друзей, не
существует. Однако вы все же можете помочь ребенку. Давайте послушаем
рекомендации психолога (между прочим, многие их советы подходят не только
детям, испытывающим трудности в общении, но и взрослым с аналогичными
проблемами).
1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», - почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее.
2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику - по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.
3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм! Чтобы отучить ребенка от забывчивости, предложите ему время от времени рисовать своих приятелей (пусть и схематично) - это сделает его более наблюдательным к окружающим.
4. Делиться своим имуществом - еще один шаг навстречу другим. Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей. Вместе с тем не принуждайте сына или дочь делиться, и тем более не выхватывайте у чада из рук игрушку, выговаривая: «Как можно быть таким жадным!», но всегда щедро хвалите за уступчивость и доброту – тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он с детства приучится искать компромисс.
5. Воздерживайтесь от нелестных отзывов о друзьях ребенка, по крайней мере, в его присутствии. Ведь если он выбрал друга сам, значит, он к нему привязан. Ругая приятеля сына или дочки, вы автоматически даете понять отпрыску, что он не умеет разбираться в людях. Если вам не нравятся какие-то друзья ребёнка, постарайтесь не осуждать их, относитесь ко всем одинаково хорошо, уважайте выбор своего ребенка. Возможно, с некоторыми ребятами он потом расстанется или прекратит общаться - ничего страшного, это будет его опыт и научит ребёнка в дальнейшем отличать настоящих друзей от мнимых.
6. Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей - уютная домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений. Если ребенок не решается позвать к себе приятелей, сделайте это сами, придумав какой-нибудь повод (неважно какой, хоть первый день лета!).
7. Помните, что дети интуитивно отказываются воспринимать реплики с «не». Фразы наподобие: «Ты сделал не так!» едва ли достигнут детского сознания. Потому подбирайте другие аргументы: «Ты накричала на Машу, после чего она обиделась».
8. Научите сына или дочь мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Конечно, нужно иметь определенное мужество, чтобы признать в себе недостатки, но ведь только сильный человек видит и осознает собственные несовершенства.
9. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете его чувства. Можете привести пару примеров из собственной биографии. Допустим, вспомните, что вас дразнили в детстве «Лимоном» или «Пышкой», но вы старались не обращать внимания. Объясните чаду, что обидчики, выдумывая разные прозвища, рассчитывают, как раз на то, что человек разозлится и выйдет из себя. Если же, невзирая на колкости и ехидство, он будет сохранять спокойствие, «пакостники» быстро потеряют к нему интерес.
10. Если у вас стеснительный ребёнок или почти не проявляющий интерес к общению с другими детьми – обязательно периодически выделяйте некоторое время и общайтесь с ним на тему знакомства и дружбы: рассказывайте ему о своих друзьях в детстве, как вы познакомились и что делали вместе, показывайте ему мультики про дружбу, читайте сказки о ней и обсуждайте их вместе – это поможет ребёнку понять и разобраться что такое дружба гораздо лучше, чем наставления и нравоучения. Рассказывайте не только хорошие моменты своего опыта дружбы, но и сложные и печальные, чтобы малыш знал, как бывает в жизни.
11.
Научите ребенка делать друзьям приятные сюрпризы и подарки, как
на праздники, так и просто так: можно сделать вместе с ним красивую открытку
подружке и купить маленькую машинку другу, вместе испечь вкусное печенье или
небольшой простой пирог. Заведите дома несколько разных интересных коллективных
игр для детей, чтобы дети могли играть вместе у вас в гостях. Иногда играйте
вместе с ними - вы увидите, как ваш ребёнок общается с другими детьми, и, если
заметите ошибки, спокойно обсудите это с ним после ухода гостей и скажите, как
лучше было поступить.
Прочитайте ребенку и объясните правила дружбы:
·
Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Побеседуйте с ребенком, используя следующие вопросы:
Расскажите, для чего нужны «мирилки» и выучите их с ребенком.
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг! И я твой друг!
Мы обиды все забудем,
И дружить, как прежде будем!
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!
Приложение 3
Памятка для родителей

Приложение 4
Анкета для родителей
"Знаете ли вы своего ребенка?"
Уважаемые родители!
С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.
Заполняет анкету:
мама;
папа;
другой член семьи ______________________________________________________________ .
Возраст ребенка (полный) ______________________________________________________ .
С кем живет ребенок? (состав семьи) _____________________________________________
Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? __________________________________________________________________________________
Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? _______________________________
Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения? __________________________________________________________________________________
Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, др.)? ___________________________________________________________________
Нравится ли вашему ребенку:
рисовать;
заниматься физической культурой;
петь, музицировать;
играть в подвижные игры;
слушать рассказы, сказки;
выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми;
играть вместе с другими детьми;
убирать игрушки;
ходить на прогулку;
наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
ходить в магазин за продуктами;
участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.
Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? ______________________________________
Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки? ______________________
Вы играете вместе с ребенком? __________________________________________________
В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои? __________________________________________________________________________________
Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? _______________________
Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни? ____________________________
Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что? _______________________________________
Как часто вы наказываете ребенка? За что? ________________________________________
Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать? ___________________
Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят? ______________________________
Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? __________________________________________
Вы считаете своего ребенка способным? __________________________________________
Какие именно способности он проявляет? _________________________________________
Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? __________________________
Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? ________________________
Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? _______________________
Помощь каких специалистов дошкольной образовательной организации вы хотели бы получить:
воспитателя;
педагога-психолога;
учителя-логопеда;
музыкального руководителя;
инструктора по физической культуре;
другого специалиста (указать) ____________________________________________________.
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 5
Конспект презентации проекта «Дружба начинается с улыбки»
Цель:
· Вызвать интерес к сочинению истории о дружбе друзей.
· Расширить понятие о дружбе.
· Развивать у детей эмпатию, творческие способности, воображение, самооценку и взаимооценки.
Задачи обучающие:
1. Связная речь:
- учить связно, последовательно рассказывать сказку по временной модели.
2. Словарь:
- активизировать в речи образную лексику (одна – одинешенька, как в воду опущенный, дремучий лес, ясный и солнечный день)
3. Грамматика:
- развивать чувство ритма и рифмы (продолжить фразу в рифму)
Оборудование: временная модель к сказке.
Дети в группе занимаются свободной деятельностью.
По договоренности воспитателя и двух детей: между детьми начинается ссора из-за игрушки.
1р. Отдай мне игрушку!
2р. Нет! Я первый взял!
1р. Я хочу с ней поиграть!
2р. Нет! Я буду!
1р. Ты жадный!
Другие дети обращают на них внимание. Воспитатель предлагает выяснить, что же случилось, и все вместе подходят к детям.
В. Ребята, успокойтесь! Что у вас случилось?
Дети рассказывают, что не поделили между собой игрушку.
В. Но так ведь нельзя! Вы друзья! А друзья так не поступают!
Воспитатель обращается к детям: А как друзья поступили бы?
Ответы детей: друзья делятся игрушками, уступают другу, не ссорятся, не кричат друг на друга, не спорят по пустякам.
В. А каким бы вы хотели видеть своего друга?
Ответы детей: отзывчивым, добрым, не жадным, спокойным, не злым, честным и т.д.
В. Все вы правильно говорите.
Сейчас мы возьмемся за руки и улыбнемся друг другу (дети встают в круг и друг другу посылают свои улыбки).
Вы почувствовали, что у нас дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей доброты.
Д. Да!
В. Дорогие друзья, скажите, кто сочиняет сказки?
Д. Сказочники
В. Правильно
Дети вместе с воспитателем подходят к планшету, на котором находятся модели временной сказки.
Придумывание сказки « Девочка и щенок»
Сегодня мы будем придумывать сказку о дружбе «Как щенок девочку спас». Помогут нам в этом карточки – схемы, в которых сказка записана специальными знаками: елка обозначает лес, черный круг – щенок, схема дома, фигура девочки. Посмотрите на картинки – схемы и скажите, что произошло в начале сказки?
Д. в доме жили – поживали девочка и щенок.
В. Как звали девочку?
Д. девочка Оля.
В. Что произошло в середине сказки?
Д. Оля пошла в лес, и заблудилась, заплакала горькими слезами.
В. чем закончилась сказка?
Д. щенок нашел в лесу Оленьку и помог ей найти дорогу домой.
В. Ребята, на карточках изображено, что случилось с Олей. Но, чтобы сказка получилась выразительной и интересной, нужно придумать, какой щенок
был у девочки Оли: его кличка, цвет шерсти, глаз, пятна, нос, форма хвоста. Опишите его.
Дети описывают щенка (пример: Щенка звали Рыжиком, он был весь рыжий, глазки как черные угольки, нос сердечком, хвост колечком).
В. Какой был день, когда Оля пошла гулять в лес?
Д. День был летний, теплый, ясный и солнечный.
В. Как сказать по-сказочному, как Оля гуляла в лесу?
Д. Гуляла – гуляла и…
В. Оля не просто плакала, а…
Д. Обливалась горючими слезами.
В. Лес был не просто темный, а…
Д. Лес дремучий.
В. В лесу никого не было, она была…
Д. Одна – одинешенька.
В. Какими словами вы начнете сказку?
Д. Жили – были, как – то раз, жили – поживали…
В. А какими словами закончите сказку?
Д. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! Или, стали они жить – поживать и добра наживать.
Воспитатель зачитывает всю сказку.
Замечательная у нас получилась сказка, добрая, дружная, со счастливым концом. Вам понравилось?
Мы увидели, что другом может быть не только человек (ребенок, мама или папа), но и животное.
Ребята, друзья, мы предлагаем вам нарисовать еще друзей для наших героев, девочки Оли и ее щенка.
Дети рисуют свои рисунки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.