Тема проекта: «Моя семья».
Вид проекта:
По направленности: творческий, информационно – исследовательский.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: среднесрочный.
Актуальность проекта:
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.
Цель проекта: совместная организация выставки работ: «Моя счастливая семья»; фото – выставка «Семья», «Интересы нашей семьи», изготовление древа «Моя родословная».
Задачи проекта:
1. Формировать знания о семейных традициях и о своей родословной.
2. Формировать навыки общения с взрослыми и детьми.
3. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Участники проекта:
- дети;
- воспитатель;
- родители.
Ход проекта
I этап – Подготовительный
Проводится родительское собрание, где родителям сообщается, что в группе реализуется проект «Моя семья», знакомят с запланированными мероприятиями, а также, представляют возможность, внести свои творческие дополнения. Проводятся анкетирования, беседы и консультации с родителями. С воспитанниками проводится диагностика «Знания и представление детей о семье».
II этап – Основной
В ходе работы над проектом с детьми проводятся беседы, заучиваются с стихотворения на тему «Семья», обсуждаются пословицы и поговорки о семье, организовывается непосредственно – образовательную деятельность по художественно – эстетическому развитию, где дети отражают впечатления о своей семье в аппликации и лепке. Для детей и родителей проводится конкурс «Моя счастливая семья».
План работы по проекту
Формы работы с детьми |
Формы работы с родителями |
- Диагностика знаний и представлений детей о своей семье. Беседы: - «Моя семья»; - «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; - «Семейный праздник». - Стихотворения на тему «Моя семья»; - обсуждение с детьми пословиц и поговорок о семье; - чтение рассказов В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее». |
- Анкета о составе семьи; - тест «Какой вы родитель?». Индивидуальные консультации: - «Жизнь ребенка, посещающего детский сад»; - «Как общаться с друзьями своих детей»; - «Как помочь ребенку в развитии?»; - «Что значит «слушаться»?»; - «Уважайте «я» своего ребенка»; - изготовление древа «Моя родословная»
|
III этап - Заключительный
В конце проекта представляется совместно организованная выставка работ: «Моя счастливая семья»; фото – выставка «Семья», «Интересы нашей семьи», древо «Моя родословная».
Анализ результатов проектной деятельности.
Методические материалы для работы с детьми и родителями в процессе реализации проекта
Диагностическое задание – «Рисую семью»
Цель: выявить наличие у ребёнка представлений о мире семьи (что такое семья, кто входит в состав семьи).
Материал: листы бумаги, карандаши, фломастеры.
Содержание: взрослый предлагает ребёнку нарисовать всех членов своей семьи.
По окончанию выполнения задания ребёнку предлагают ответить на вопросы:
-Кого ты нарисовал?
-Можно ли твой рисунок назвать «Моя семья»? Почему? Примерный ответ: «Можно. Потому, что семья- это когда вместе папа, мама, я и другие. И все они любят друг друга».
Индивидуальная беседа по семейной фотографии
Цель: выявить наличие у ребёнка представлений о себе и своей семье.
Материал: семейная фотография.
Содержание: взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть фотографию и ответить на вопросы:
-Покажи себя на фотографии.
-Назови своё имя, фамилию.
-Назови по именам, кто с тобой рядом на фотографии.
-Ты можешь назвать фотографию «Моя семья»? Почему?
Критерии.
1. Имеет элементарное представление о родном доме.
2. Осознаёт себя сыном (дочкой), мальчиком (девочкой).
3. Знает своё имя, фамилию.
4. Знает по именам маму, папу, дедушку, бабушку, брата, сестру.
6. Умеет выразить отдельные состояния и потребности с помощью речи («Я хочу спать»).
7. Узнаёт себя и выделяет среди членов семьи на фотографии.
8. Задаёт вопросы о себе и своём организме.
9. Говорит о себе в первом лице – «Я».
10. Говорит о себе с положительным чувством («Я хороший»).
11. Выражает привязанность к близким.
Уровни.
Высокий: Уверенно называет своё имя, фамилию, пол. Точно называет членов семьи по именам. Узнаёт себя и выделяет среди членов семьи на фотографии. Говорит о себе с положительным чувством. Задаёт вопросы о себе и своём организме. Выражает привязанность к близким.
Средний: Называет своё имя, фамилию и пол. Затрудняется назвать всех членов семьи по именам. Выражает отдельные состояния и потребности с помощью речи. Узнаёт себя и выделяет среди членов семьи на фотографии. Не задаёт вопросы о себе и своём организме. Говорит о себе в первом лице. Говорит о себе с положительным чувством. Выражает привязанность к близким.
Низкий: знает своё имя, фамилию, пол. Не называет всех членов семьи по именам. Выражает отдельные состояния и потребности с помощью речи. Не задаёт вопросы о себе и своём организме. Говорит о себе в третьем лице. Выражает привязанность к близким.
Пословицы и поговорки о семье
Где любовь и совет, там и горя нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В семье и каша гуще.
При солнышке тепло, при матери добро.
Изба детьми весела.
Птица рада весне, а дитя матери.
Все равны детки - и пареньки, и девки.
В недружной семье добра не бывает.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Слепой щенок и тот к матери ползет.
Слава сына — отцу отрада.
На что и клад, когда в семье лад.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
Стихи о семье
Мамины руки – тепло,
Мамины очи – светло,
Мамина сказка во сне,
Мамины гены во мне,
Мамины мысли со мной,
Маме поклон мой земной.
***
Бабушка и дедушка,
Мамочка и папочка,
Две сестренки старшие
И котенок-лапочка.
И еще, конечно, я.
Очень дружная семья!
***
Месяц в звёздочки влюблён,
Яркий свет им дарит он;
Папа – любит нас с тобой,
Дарит мир нам и покой,
Дарит добрый, сладкий сон...
Он в семью свою влюблён!
***
Я бабуленьку родную
Очень крепко поцелую,
Ведь бабуленька моя
Очень-очень добрая.
***
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах ДОУ, просьба ответить на вопросы данной анкеты.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка ____________
2. Дата рождения ___________________________
3. Место рождения __________________________
4. Национальность __________________________
5. Домашний адрес, телефон___________________
6. Жилищно-бытовые и материальные условия семьи:
А) отдельная квартира из ___комнат
Б) неблагоприятные
В) отдельный дом
Г) средние
Д) комната в коммунальной квартире
Е) достаток
Ж) снимают жилплощадь.
7. Здоровье родителей
А) здоровье отягощено сердечнососудистыми заболеваниями
Б) психическими заболеваниями
В) алкоголизмом
Г) другое.
8. Здоровье ребенка
А) здоров
Б) имеет нарушения в физическом развитии (рост, вес)
В) состоит на диспансерном учете по поводу_________________________________ Г) выраженная утомляемость, частые простудные заболевания, ОРЗ
Д) другое.
9. Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний вашего ребенка?
А) неудовлетворительное медицинское обслуживание
Б) плохое материальное положение в семье
В) неблагоприятные экологические условия
Г) недостаток знаний в вопросах сохранения здоровья
Д) другие причины (указать)______________.
10. Состав семьи
А) полная
Б) неполная
В) многодетная
Г) опека.
11. Если семья многодетная, укажите Ф.И.О. (полностью) других детей и дату их рождения ___
12.Если ребенок находится под опекой, то необходимо указать (полностью) Ф.И.О. родителей, а также Ф.И.О., дату рождения, место работы опекуна, его домашний адрес и телефон __
15.Посещает ли семья или члены семьи какие-либо досуговые учреждения? (если да, то какие) ______
16.Посещает ли ребенок кружки, секции, клубы вне школы? (если да, то какие и где) ____________
Тест: «Какой вы родитель?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?
1. Какой ты у меня молодец!
2. Ты способный, у тебя всё получится!
3. Ты невыносим!
4. У всех дети как дети, а у меня….
5. Ты мой помощник.
6. Вечно у тебя всё не так.
7. Сколько раз тебе повторять?
8. Какой ты сообразительный!
9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился!
12. Познакомь меня со своими друзьями.
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
14. Меня не интересует, что ты хочешь.
Обработка результатов. Если вы употребляете выражения 1, 2 ,5 ,8 ,10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитываете себе 2 балла. Подсчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов – между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов – Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов – Вы недостаточно внимательны к ребёнку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов – Вы слишком авторитарны. Между вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребёнком.
Материалы для проведения консультации
«Как помочь ребенку в развитии?»
Давайте своему ребенку возможность проявлять смекалку и сообразительность, Игрушки и игры должны нести познавательную нагрузку, а для детей среднего возраста особую роль приобретают друзья.
Развивайте в ребенке понимание того, что он делает и почему. Это создает предпосылки для духовного роста и вырабатывает правильную самооценку. Начать можно с младенчества: описывайте свои действия, пробуйте разные подходы.
Всегда поощряйте хорошее поведение, однако никогда не уступайте, если ребенок плачет и настаивает на своем. Научитесь с ребенком договариваться, найдите компромисс в сложившейся ситуации. Например, если ваш ребенок помог вам помыть посуду, поцелуйте его, обнимите, похвалите его и обязательно скажите спасибо. Если же он начинает капризничать, истерить и требовать шоколадку в магазине, не уступайте его желанию, иначе это будет повторяться постоянно. Никогда не идите у ребенка на поводу, не усложняйте себе жизнь.
Прививайте ребенку тягу к знаниям, не запрещайте ему делать то, что он хочет (в разумных пределах). Пусть познание мира станет приятным занятием, всегда принимайте участие во всех делах своего ребеночка.
Научите ребенка, даже если он еще маленький, пользоваться небольшими и несложными приспособлениями под вашим наблюдением. Помогайте детям научиться обращаться с опасными предметами, такими, как молоток и гвозди, отвертка, научите их плавать. Ведь легче научить заранее, чем потом пытаться исправить упущенное.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.