МАДОУ Д/С № 10 «Золотая рыбка»
Проект «Моя семья»
группы компенсирующей направленности для детей пятого года жизни с амблиопией и косоглазием

Воспитатели :
Свиридюк Н.Ю.
Г.Мегион
«Без прошлого нет будущего»
Актуальность
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Возраст участников: дети 4-5 лет.
Тип проекта: творческий, групповой, семейный.
Срок реализации проекта: краткосрочный (4 недели).
Формы организации проекта:
1. НОД
2. Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
3. Создание фото альбомов «Моя семья».
4. Выставка детских рисунков «Моя семья».
5. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин», «Дочки-матери».
6. Составление плана-схемы от дома до детского сада «Путь от дома до дет. сада».
7. Памятка для бабушек по воспитанию внуков «Мои любимые бабушка и дедушка»
8. Консультация для родителей «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Этапы реализации проекта:
I этап
· Определение цели и задач
· Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап – Разработка проекта
· Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
· Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
· Создание фото альбомов «Моя семья»
· Выставка детских рисунков «Моя семья»
· Разработка консультации для родителей «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», «Моя семья»
· Разработка памятки для бабушек по воспитанию внуков «Мои любимые бабушка и дедушка»
· Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
III этап - Реализация проекта
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
|
№ |
Содержание |
Программное содержание |
|
1. |
С,/р. игра «Больница», «Дочьки – матери», «Магазин» |
Развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке, воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду. |
|
2. |
Настольно-печатные игры: «Семья», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы?». |
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. |
|
3. |
Словесные игры: «Подскажи словечко», «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать» |
Расширить у детей знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, развивать речь, память. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
|
№ |
Содержание |
Программное содержание |
|
1. |
НОД рисование «Моя семья» |
Вызывать желание нарисовать свою семью, тренировать в умении передавать характерные черты лица человека. Прививать любовь и уважение к членам семьи. |
|
2. |
НОД рисование «Портрет моей мамы», «Мой папа самый сильный и добрый»
|
Учить использовать необычные выразительного образа в работах детей. Совершенствовать умение и навыки в различных техниках ИЗО. Развивать чувство композиции.
|
|
3. |
Театрализация по сказкам «Репка», « Красная шапочка» |
формировать у детей интерес к театрализованной деятельности; совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов; развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи посредством приобщения детей к народному фольклору; продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи |
|
4. |
Слушание музыки и песен о маме и папе: «Не разлучные друзья» «Папа может» «Милая моя мама» |
Воспитывать чувство любви и уважения к самому близкому и родному человеку - к маме, папе . Познакомить с художественными музыкальными шедеврами, посвящённые образу матери и отца . Развивать песенное творчество детей при сочинении песни о маме. |
Образовательная область «Познавательное развитие»
|
№ |
Содержание |
Программное содержание |
|
1. |
Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет» |
обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним. |
|
2. |
Рассматривание фотографий детей, родных и близких |
Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности. |
Образовательная область «Речевое развитие»
|
№ |
Содержание |
Программное содержание |
|
1. |
Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев. Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа. Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа. Уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить». |
|
2. |
Чтение «Тёплый хлеб», К. Паустовский |
Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение. |
|
3. |
Дидактическая игра «Назови как тебя дома ласково называют» |
Закрепить умение детей образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать внимание, быстроту реакции.Воспитывать терпение. |
|
4. |
Рассказывание белорусской сказки «Пых» |
Продолжать обогащать словарный запас детей, развивать речь, воображение, память. Продолжать приучать детей внимательно слушать сказку, помогать им правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; отвечать на вопросы по содержанию сказки словами и фразами из текста. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости. |
4 ЭТАП
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
• Выставка рисунков «Моя семья», выставка «Генеалогическое древо семьи».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Используемая литература
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка для бабушек по воспитанию внуков
Памятка с рекомендациями по воспитанию внуков.
• слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
• помогайте всем, чем только можно деньги - наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.
• интересуйтесь друзьями, подругами своих внуков попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.
• выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
• помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
• обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
• умейте планировать радость, помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Консультация для родителей
«Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»
Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.
Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.
Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.
Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!
Речь ваша, дорогие родители - эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.
В таких совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости.
Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.
Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.
Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.
В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.
Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.
Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта.
Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть!
Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.
Родители, желаем Вам успехов!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Генеалогическое древо семьи.
Вопрос «Нужно ли знакомить детей с
родословной?» в настоящее время имеет, скорее, риторический характер. В
современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с
окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы,
посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Подавляющее
большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также
считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического
воспитания.
Давайте же вместе с ребенком составим свое генеалогическое
дерево. Это будет интересно не только ему, но и Вам!
Генеалогическое дерево – это родословная семьи. Ребенка дошкольника 4-6 лет уже можно привлекать к составлению истории своего рода. Целесообразно начать эту работу с самого ребенка и его ближайшего окружения.
На схеме каждое поколение располагается
на определенной ступени. Это развитие рода в системе. Первым на схеме
обозначается он сам. Можно приклеить его фотографию или сделать рисунок. Рядом
приклеиваются фотографии братьев и сестер, если в семье несколько детей. Это
первое поколение.
От фотографии ребенка вниз проводится линия, разделяющая
схему на две части. Это «ствол» (его можно изобразить, нарисовав дерево).
От «ствола» вправо и влево обозначаются мама и папа (также можно использовать
фотографии). Это второе поколение. Затем ниже на ступени – бабушки и дедушки.
Очень важно, чтобы ребенок запоминал имена, отчества, фамилии родственников,
род их занятий, место где родились,то, как прошло детство.
Родители могут вести летопись семьи. В специальную
тетрадь или альбом записываются все сведения о родственниках, истории их жизни.
Хорошо использовать документальные материалы (письма, телеграммы, дневники и
пр.), аудио-видеозаписи. После того как ребенок хорошо усвоит информацию о
маме, папе, бабушках и дедушках, можно переходить к рассказу о тетях и дядях,
т.е. о братьях и сестрах мамы и папы, их женах, мужьях и детях. Это тоже второе
поколение родственников. Ребенку рассказывают о том, что у дяди и тете есть
жена и муж (на схеме они обозначены геометрическими фигурами меньшего размера),
а также дети. Это двоюродные братья и сестры. Они тоже относятся к первому
поколению, соответственно эти родственники располагаются на одной ступени с
ребенком. Только после того, как будут усвоены сведения о ближайших
родственниках, можно продвигаться в «глубь веков». Генеалогическое дерево можно
оформить в альбоме или на отдельном листе, а можно сделать панно: для этого на
листе ватмана расчерчивается схема, которая заполняется по мере изучения
истории семьи.
Можно поместить панно в специальную рамку
или придумать более оригинальное оформление. Например, в форме старого
манускрипта или древнего документа, сохранившегося на «выделанной коже».
«Состарить» бумагу можно с помощью концентрированного раствора
марганцовокислого калия, чая или кофе. Их наносят кисточкой, ватным тампоном
или губкой. После высыхания бумага приобретает коричневый оттенок. Не страшно,
если не получится ровно окрашенной поверхности. Некоторые погрешности в окраске
также помогут создать впечатление старины.
Генеалогическое дерево, выполненное подобным образом,
с одной стороны, станет оригинальным украшением, а с другой – будет
стимулировать познавательную активность ребенка. При этом следует помнить, что
схема должна быть составлена по аналогии с проводимой ранее. Овалы, которые
окажутся еще не заполненными, будут возбуждать естественное детское
любопытство. Взрослому нужно только постараться вовремя удовлетворять
его.
Подчеркну еще раз необходимость сопровождать схему различными записями и
документами. Так постепенно будет оформляться летопись семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Картотека сюжетно-ролевых игр
«Дом, семья»
Задачи: Побуждать детей
творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение
самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать
нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к
своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети,
бабушка, дедушка.
Игровые действия: Игровые
проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение
посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с
семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш
выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья,
починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки,
предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного
материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Предварительная работа: Чтение рассказа В.
Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о
труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного
материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание
семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я
помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы
домашнего обихода, куклы.
«Больница»
Задачи: вызвать у детей интерес
к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к
больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врачи, медсестры,
больные, санитарки.
Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра
регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно
выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет
давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным,
измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки,
обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных
посещают родные, друзья.
Предварительная работа: Экскурсия в
медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает
фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского
«Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Чтение лит.
произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.Успенский «Играли в больницу»,
В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов
(фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра
«Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры.
Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной
Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей
(халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)
Игровой материал: халаты,
шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата,
бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
«Магазин»
Задачи: вызвать у детей интерес
к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных
местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: директор магазина,
продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: Водитель
привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на
полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в
магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят
покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель
оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает
чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты»,
«Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».
Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой
товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение
литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.
Этическая беседа о поведении в общественных местах.
Встреча детей с мамой,
которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему
«Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы
попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с
детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники
и т.д.).
Игровой материал: весы,
касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для
перевозки товаров, оборудование для уборки






Предметно-развивающая среда

Выставка рисунков

Изготовление альбомов «Моя семья»

Фото выставка «Моя семья»

Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.