Государственное бюджетое общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации»
Социальный проект
«Мы – друзья птиц»
Раздел: Внеурочная работа в начальной школе
Воспитатель 3 класса:
Котлярова Ксения Игоревна
Птицы — это ангелы, души добрых людей.
Пояснительная записка
Экологическая проблема – одна из важнейших проблем современного общества. Защита окружающей среды и вопросы экологического оздоровления нашей Родины имеют огромную важность. Нуждается в возрождении и защите природа нашего родного края – Ленинградской области.
Нет на нашей земле такого уголка, где бы не обитали пернатые. Как велико значение птиц в природе! Благодаря тому, что они поедают насекомых, птицы напрямую оказывают услугу живой природе, не давая мелким существам заполнить Землю. Без них вся планета была бы непроходимой из-за огромных туч насекомых. Более крупные птицы поедают мелких грызунов, контролируя их численность. Не будь этого, урожайные поля постоянно подвергались бы атаке вредителей: мышей, кротов, землероек. Без птичьих голосов в лесах, парках и скверах окружающая природа стала бы намного беднее. Красота плавающих в прудах и реках лебедей, гусей, уток привлекает и завораживает любого человека.
Социальный проект по защите окружающей среды – это шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, зачем нужно охранять природу, как это делать, какую пользу может принести именно он в деле защиты окружающей среды. Особенно важно вложить в души наших детей любовь к родной природе, желание делать окружающий мир добрее и краше.
Данный социальный проект «Мы – друзья птиц» способствует приобретению обучающимися знаний о природе родного края, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе с учетом ее региональных особенностей. В процессе реализации проекта обучающиеся приобретают опыт коллективной работы, развивают творческие и технические способности, используют знания, полученные на уроках чтения, родного языка, природоведения, труда.
Ожидаемые результаты:
· Воспитание бережного отношения к природе родного края;
· Формирование экологической культуры обучающихся;
· Творческая самореализация;
· Умение работать в коллективе.
Цель проекта: воспитание социально-активной личности, способной понимать, любить и бережно относиться к родной природе.
Задачи проекта:
1. Расширять и совершенствовать знания детей о птицах родного края.
2. Развивать творческий интерес к проектной деятельности.
3. Совершенствовать навыки индивидуальной и групповой работы детей с источниками информации.
4. Формировать творческие способности и трудовые навыки детей.
5. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней, желание защищать «братьев наших меньших».
Методы и приемы:
· Наблюдения;
· Сбор информации;
· Работа с литературой, интернет-источниками;
· Экскурсии;
· Обработка собранной информации;
· Творческая работа.
Участники проекта:
· Обучающиеся 3 класса;
· Воспитатели, учителя и родители обучающихся 3 класса;
· Учителя биологии, географии, труда, изобразительного искусства, библиотекарь.
Сроки реализации проекта:
1 этап «Ознакомительный» (сентябрь-октябрь);
2 этап «Практический» (ноябрь-март);
3 этап «Подведение итогов» (апрель-май).
1 этап «Ознакомительный» (сентябрь-октябрь)
| 
 | Мероприятие | Содержание | Участники | 
| Сентябрь | Родительские собрания в 3 классе | Ознакомление с проектом, его целями и задачами | Воспитатели, учителя и родители обучающихся | 
| Сентябрь | Классные часы в 3 классе | Ознакомление обучающихся с проектом, его целями и задачами | Воспитатели, учителя и обучающиеся | 
| Сентябрь | Беседа о птицах | Строение, среда обитания, пища, классификация птиц. | Учитель биологии, воспитатели, обучающиеся | 
| Сентябрь | Презентация «Берегите птиц», игра «Узнай по голосу» | Умение различать птиц по внешнему виду и по голосу | Воспитатели и обучающиеся | 
| Октябрь | Изготовление кормушек для зимующих птиц | 
 | Обучающиеся старших классов, учитель труда | 
| Октябрь | Беседа о зимующих птицах, загадки по теме, презентация | Особенности климатана территории нашей области. Места зимовки птиц. | Учитель географии, воспитатели, обучающиеся 
 | 
| Октябрь | Экскурсия по поселку | Каких птиц можно увидеть осенью на улице | Воспитатели, обучающиеся | 
| Октябрь | Конкурс рисунков «Пернатые друзья» | 
 | Учитель изобразительного искусства, воспитатели.обучающиеся | 
| Октябрь | Чтение художественной литературы: «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка | Беседа с детьми по содержанию книги | Библиотекарь, воспитатели, обучающиеся | 
2 этап «Практический» (ноябрь-март)
| Ноябрь | Конкурс рисунков, плакатов, листовок «Помоги птицам зимой» | Готовые работы раздаются обучающимся младших классов школы | Учитель изобразительного искусства, воспитатели, обучающиеся | 
| Ноябрь | Конкурс кормушек для птиц | Оцениваются качество работы и эстетическое оформление | Обучающиеся старших классов, учитель труда, родители обучающихся 3 класса | 
| Декабрь | Экологическая акция на пришкольном участке «Мы – друзья птиц» | Развешивание кормушек на деревьях | Обучающиеся старших классов, родители обучающихся 3 класса, воспитатели | 
| Декабрь | Подарок детям детского сада (кормушки для птиц и листовки с призывом помогать птицам зимой) | Часть кормушек ребята дарят детям детского сада для развешивания на их территории | Обучающиеся старших классов, родители обучающихся 3 класса, воспитатели, | 
| Январь | Библиотечный час: «Добрые дела красят человека» | Беседа о вечных ценностях | Библиотекарь, воспитатели, обучающиеся | 
| Январь | Экскурсия в зимний лес | Каких птиц можно встретить в лесу зимой | Воспитатели, обучающиеся | 
| Февраль | Конкурс стихотворений о животных и птицах родного края | Дети заучивают понравившиеся им стихи | Библиотекарь, воспитатели, обучающиеся | 
| Февраль | Изготовление скворечников для встречи перелетных птиц весной | Оцениваются качество работы и эстетическое оформление | Обучающиеся старших классов, учитель труда, родители обучающихся 3 класса | 
| Февраль | Открытое занятие на тему: «Птицы - наши друзья» | 
 | Воспитатели, учителя, библиотекарь, обучающиеся 3 класса | 
| Март | Конкурс рисунков «Встречаем весну-красну» | Предварительная беседа о возвращении из далеких стран перелетных птиц | Учитель изобразительного искусства, воспитатели, обучающиеся | 
| Ноябрь - март | Чтение художественной литературы: - Л.Н.Толстой «Птичка»; - В.Бианки «Синичкин календарь»; - Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | Беседы с детьми по содержанию книг | Библиотекарь, воспитатели, обучающиеся | 
3 этап «Подведение итогов» (апрель-май)
| Апрель | Международный День птиц – 1 апреля | Выпуск стенгазеты | Воспитатели, обучающиеся | 
| Апрель | Беседа о перелетных птицах, презентация | Куда и зачем улетают птицы и почему возвращаются | Учитель биологии, воспитатели, обучающиеся | 
| Апрель | Вывешивание скворечников на пришкольной территории | Работа под девизом: «Скворцы – защитники садов и огородов» | Обучающиеся старших классов, учитель труда, родители обучающихся 3 класса | 
| Май | Создание презентации: «Птицы в Красной книге Ленинградской области» | Сбор материала и оформление презентации | Воспитатели, обучающиеся | 
| Май | Экскурсия в каньон реки Лава | Узнаем птиц по полету, внешнему виду и пению | Воспитатели, обучающиеся | 
| Май | Классное собрание обучающихся 3 класса 
 
 | Учимся оценивать свою работу за определенный отрезок времени | Воспитатели, учителя и обучающиеся | 
| Май | Родительские собрания в 3 классе | Дать оценку проделанной за год работе по данной теме | Воспитатели, учителя и родители обучающихся | 
В процессе реализации проекта «Мы – друзья птиц» обучающиеся узнают много интересного о жизни пернатых, помогают зимующим птицам преодолеть холод и голод, встречают весной перелетных птиц и обеспечивают скворцов домиками для выведения птенцов. Эта деятельность приносит детям радость и удовлетворение, они осознают, что занимаются нужным и полезным делом. У обучающихся формируются прекрасные человеческие качества: доброта, сострадание, желание прийти на помощь, ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе.
Приложения
1. Викторина «А знаешь ли ты?»
Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Грачи ищут корм во вспаханной почве, а ласточки питаются летающими насекомыми, которые появляются позже).
Почему перелётные птицы так спешат к нам весной, а осенью не торопятся улетать? (Птицы осенью не улетают, пока в природе есть пища для них. Весной они торопятся строить гнёзда и выводить потомство. Птенцов еще предстоит научить летать.)
Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц? (Запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет.)
Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши –кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда ? (Кукушка – единственная птица , которая поедает мохнатых ядовитых и самых прожорливых гусениц.)
Почему дятла называют помощником других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи.)
Какова основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Птицы улетают на юг из-за отсутствия пищи в родном краю.Холод не является причиной перелёта.)
2. Народные приметы о зимующих птицах
Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит будет мороз.
Увидеть белую птицу - примета к счастью.
Ласточки низко летают - к дождю, высоко - к хорошей погоде.
Воробьи купаются в пыли - к дождю.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.