Государственное бюджетое общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации»
Социальный проект
«Мы – друзья птиц»
Раздел: Внеурочная работа в начальной школе
Воспитатель 3 класса:
Котлярова Ксения Игоревна
Птицы — это ангелы, души добрых людей.
Пояснительная записка
Экологическая проблема – одна из важнейших проблем современного общества. Защита окружающей среды и вопросы экологического оздоровления нашей Родины имеют огромную важность. Нуждается в возрождении и защите природа нашего родного края – Ленинградской области.
Нет на нашей земле такого уголка, где бы не обитали пернатые. Как велико значение птиц в природе! Благодаря тому, что они поедают насекомых, птицы напрямую оказывают услугу живой природе, не давая мелким существам заполнить Землю. Без них вся планета была бы непроходимой из-за огромных туч насекомых. Более крупные птицы поедают мелких грызунов, контролируя их численность. Не будь этого, урожайные поля постоянно подвергались бы атаке вредителей: мышей, кротов, землероек. Без птичьих голосов в лесах, парках и скверах окружающая природа стала бы намного беднее. Красота плавающих в прудах и реках лебедей, гусей, уток привлекает и завораживает любого человека.
Социальный проект по защите окружающей среды – это шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, зачем нужно охранять природу, как это делать, какую пользу может принести именно он в деле защиты окружающей среды. Особенно важно вложить в души наших детей любовь к родной природе, желание делать окружающий мир добрее и краше.
Данный социальный проект «Мы – друзья птиц» способствует приобретению обучающимися знаний о природе родного края, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе с учетом ее региональных особенностей. В процессе реализации проекта обучающиеся приобретают опыт коллективной работы, развивают творческие и технические способности, используют знания, полученные на уроках чтения, родного языка, природоведения, труда.
Ожидаемые результаты:
· Воспитание бережного отношения к природе родного края;
· Формирование экологической культуры обучающихся;
· Творческая самореализация;
· Умение работать в коллективе.
Цель проекта: воспитание социально-активной личности, способной понимать, любить и бережно относиться к родной природе.
Задачи проекта:
1. Расширять и совершенствовать знания детей о птицах родного края.
2. Развивать творческий интерес к проектной деятельности.
3. Совершенствовать навыки индивидуальной и групповой работы детей с источниками информации.
4. Формировать творческие способности и трудовые навыки детей.
5. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней, желание защищать «братьев наших меньших».
Методы и приемы:
· Наблюдения;
· Сбор информации;
· Работа с литературой, интернет-источниками;
· Экскурсии;
· Обработка собранной информации;
· Творческая работа.
Участники проекта:
· Обучающиеся 3 класса;
· Воспитатели, учителя и родители обучающихся 3 класса;
· Учителя биологии, географии, труда, изобразительного искусства, библиотекарь.
Сроки реализации проекта:
1 этап «Ознакомительный» (сентябрь-октябрь);
2 этап «Практический» (ноябрь-март);
3 этап «Подведение итогов» (апрель-май).
1 этап «Ознакомительный» (сентябрь-октябрь)
|
Мероприятие |
Содержание |
Участники |
Сентябрь |
Родительские собрания в 3 классе |
Ознакомление с проектом, его целями и задачами |
Воспитатели, учителя и родители обучающихся |
Сентябрь |
Классные часы в 3 классе |
Ознакомление обучающихся с проектом, его целями и задачами |
Воспитатели, учителя и обучающиеся |
Сентябрь |
Беседа о птицах |
Строение, среда обитания, пища, классификация птиц. |
Учитель биологии, воспитатели, обучающиеся |
Сентябрь |
Презентация «Берегите птиц», игра «Узнай по голосу» |
Умение различать птиц по внешнему виду и по голосу |
Воспитатели и обучающиеся |
Октябрь |
Изготовление кормушек для зимующих птиц |
|
Обучающиеся старших классов, учитель труда |
Октябрь |
Беседа о зимующих птицах, загадки по теме, презентация |
Особенности климатана территории нашей области. Места зимовки птиц. |
Учитель географии, воспитатели, обучающиеся
|
Октябрь |
Экскурсия по поселку |
Каких птиц можно увидеть осенью на улице |
Воспитатели, обучающиеся |
Октябрь |
Конкурс рисунков «Пернатые друзья» |
|
Учитель изобразительного искусства, воспитатели.обучающиеся |
Октябрь |
Чтение художественной литературы: «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка |
Беседа с детьми по содержанию книги |
Библиотекарь, воспитатели, обучающиеся |
2 этап «Практический» (ноябрь-март)
Ноябрь |
Конкурс рисунков, плакатов, листовок «Помоги птицам зимой» |
Готовые работы раздаются обучающимся младших классов школы |
Учитель изобразительного искусства, воспитатели, обучающиеся |
Ноябрь |
Конкурс кормушек для птиц |
Оцениваются качество работы и эстетическое оформление |
Обучающиеся старших классов, учитель труда, родители обучающихся 3 класса |
Декабрь |
Экологическая акция на пришкольном участке «Мы – друзья птиц» |
Развешивание кормушек на деревьях |
Обучающиеся старших классов, родители обучающихся 3 класса, воспитатели |
Декабрь |
Подарок детям детского сада (кормушки для птиц и листовки с призывом помогать птицам зимой) |
Часть кормушек ребята дарят детям детского сада для развешивания на их территории |
Обучающиеся старших классов, родители обучающихся 3 класса, воспитатели, |
Январь |
Библиотечный час: «Добрые дела красят человека» |
Беседа о вечных ценностях |
Библиотекарь, воспитатели, обучающиеся |
Январь |
Экскурсия в зимний лес |
Каких птиц можно встретить в лесу зимой |
Воспитатели, обучающиеся |
Февраль |
Конкурс стихотворений о животных и птицах родного края |
Дети заучивают понравившиеся им стихи |
Библиотекарь, воспитатели, обучающиеся |
Февраль |
Изготовление скворечников для встречи перелетных птиц весной |
Оцениваются качество работы и эстетическое оформление |
Обучающиеся старших классов, учитель труда, родители обучающихся 3 класса |
Февраль |
Открытое занятие на тему: «Птицы - наши друзья» |
|
Воспитатели, учителя, библиотекарь, обучающиеся 3 класса |
Март |
Конкурс рисунков «Встречаем весну-красну» |
Предварительная беседа о возвращении из далеких стран перелетных птиц |
Учитель изобразительного искусства, воспитатели, обучающиеся |
Ноябрь - март |
Чтение художественной литературы: - Л.Н.Толстой «Птичка»; - В.Бианки «Синичкин календарь»; - Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» |
Беседы с детьми по содержанию книг |
Библиотекарь, воспитатели, обучающиеся |
3 этап «Подведение итогов» (апрель-май)
Апрель |
Международный День птиц – 1 апреля |
Выпуск стенгазеты |
Воспитатели, обучающиеся |
Апрель |
Беседа о перелетных птицах, презентация |
Куда и зачем улетают птицы и почему возвращаются |
Учитель биологии, воспитатели, обучающиеся |
Апрель |
Вывешивание скворечников на пришкольной территории |
Работа под девизом: «Скворцы – защитники садов и огородов» |
Обучающиеся старших классов, учитель труда, родители обучающихся 3 класса |
Май |
Создание презентации: «Птицы в Красной книге Ленинградской области» |
Сбор материала и оформление презентации |
Воспитатели, обучающиеся |
Май |
Экскурсия в каньон реки Лава |
Узнаем птиц по полету, внешнему виду и пению |
Воспитатели, обучающиеся |
Май |
Классное собрание обучающихся 3 класса
|
Учимся оценивать свою работу за определенный отрезок времени |
Воспитатели, учителя и обучающиеся |
Май |
Родительские собрания в 3 классе |
Дать оценку проделанной за год работе по данной теме |
Воспитатели, учителя и родители обучающихся |
В процессе реализации проекта «Мы – друзья птиц» обучающиеся узнают много интересного о жизни пернатых, помогают зимующим птицам преодолеть холод и голод, встречают весной перелетных птиц и обеспечивают скворцов домиками для выведения птенцов. Эта деятельность приносит детям радость и удовлетворение, они осознают, что занимаются нужным и полезным делом. У обучающихся формируются прекрасные человеческие качества: доброта, сострадание, желание прийти на помощь, ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе.
Приложения
1. Викторина «А знаешь ли ты?»
Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Грачи ищут корм во вспаханной почве, а ласточки питаются летающими насекомыми, которые появляются позже).
Почему перелётные птицы так спешат к нам весной, а осенью не торопятся улетать? (Птицы осенью не улетают, пока в природе есть пища для них. Весной они торопятся строить гнёзда и выводить потомство. Птенцов еще предстоит научить летать.)
Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц? (Запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет.)
Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши –кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда ? (Кукушка – единственная птица , которая поедает мохнатых ядовитых и самых прожорливых гусениц.)
Почему дятла называют помощником других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи.)
Какова основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Птицы улетают на юг из-за отсутствия пищи в родном краю.Холод не является причиной перелёта.)
2. Народные приметы о зимующих птицах
Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит будет мороз.
Увидеть белую птицу - примета к счастью.
Ласточки низко летают - к дождю, высоко - к хорошей погоде.
Воробьи купаются в пыли - к дождю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.