Актуальность работы: В современных условиях развития мировой экономики и политики, в условиях глобализации и миграции населения, необходимо сохранять культурное и историческое наследие, а так же хорошо в нём разбираться. Цель работы: Ознакомиться с историей Крыма. Систематизировать свои знания на данную тему. Увлечь данной темой своих одноклассников. Задачи работы:- расширение кругозора;-выработать стиль повествования, который max способен увлечь слушателей;- активизация мыслительной деятельности;- развитие творческих способностей и интереса к предмету;- формирование осознанного понимания значимости истории Крыма в повседневной жизни;- развитие восприятия, наблюдательности, умения выделять главное, обобщать. Предмет и объект исследования: предмет – историческое наследие средневекового Крыма. Объект -Происходившие исторические события и народы проживавшие на полуострове, их быт, культура НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ ПЕЩЕРЫ «Бинбаш-Коба». Гипотеза исследования: Огромное количество разнообразных достопримечательностей, находящихся в Крыму, ИЛЛЮСТРИРУЕТ богатую событиями историю Крыма. Т.е. Крым всегда входил в сферу интересов разных стран и народов, КОТОРЫЕ КАК БОРОЛИСЬ ЗА НЕГО МЕЖДУ СОБОЙ, ТАК И НАХОДИЛИ ПУТИ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ, ОБОГАЩАЯ КУЛЬТУРУ ДРУГ ДРУГА. Методы исследования:-Изучение литературы и интернет источников;- Просмотр детских познавательных передач, научно- популярных фильмов;- Изучение и систематизация домашнего фотоархива;-АНАЛИЗ И СИНТЕЗ;-СПРАВОЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ;ИСТОРИКО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ.
2
Оглавление
Введение………………………………………………………...…4
Пещера Бинбаш-Коба………………………………………..5
Легенда 1……………………………………………………………6
Легенда 2…………………………………………………………...7
Вторжение готы и гунны…...…………………………..…….9
Хазары. Печенеги. Половцы………………………….……10
Генуэзцы в Крыму……………….……………………….….….11
Княжество Феодоро…………………………………...……...12
Крымское ханство………………………………………….…..13
Османские турки в Крыму…..…….………………………..14
Возвращаясь к истории пещеры Бинбаш-Коба…..15
ВЫВОД…………………………………………………………………16
Литература……………………………………………………………17
3
Введение
Есть на Земле места, наполненные особой энергией. Туда тянет, как магнитом. Кажется, что само солнце там светит как-то иначе, и воздух пьянит, обещая невиданные чудеса. Там сталкиваются и перемешиваются народы, и события истории приобретают необычность и остроту.
Одно из таких волшебных мест – КРЫМ.
Известным, значимым и притягательным Крым стал благодаря своей природе, мягкому климату и прежде всего, своему географическому положению.
Издревле на его землях селились разные племена и народы. Сперва - скифы, греки, римляне, киммерийцы, печенеги, половцы, готы и гунны. Затем – византийцы, итальянцы, славяне, армяне, татары и турки… Кто- то из них оседал в Крыму, а кто-то почти не задерживался на этих землях. Кто-то завоёвывал крымские территории и населявшие его народы, а кто-то тихо и мирно ассимилировал среди них.
История Крыма столь богата и витиевата, что рассказать о ней в одном проекте сложно. Поэтому я решила приоткрыть удивительный мир средневековой крымской истории на конкретном примере: истории одной пещеры, связанных с ней легенд и возможно связанных с ней народов, их обычаях, и так же возможных событиях.
4
Пещера Бинбаш-Коба
ФОТО 1: Вход в пещеру Бинбаш-Коба
/фото из семейного архива/
Крым богат разнообразными пещерами. Одна из них находится на плато Чатыр-Даг и называется Бинбаш-Коба. Название «Бинбаш-Коба» переводится с тюркского как «Пещера тысячи голов» или «Тысячеголовая». Её длина составляет 110 метров. Начинается она узким туннелем переходящий в небольшой зал. Из него идут два прохода . По любому из них можно попасть в большой зал полукруглой формы. Стены зала украшены природными каскадными натёками и колоннами. Во многих местах своды пещеры имеют черный цвет.
Название пещеры не случайно. Пещера начала активно посещаться с середины XIX века. Первые «исследователи» нашли в ней уйму человеческих черепов и останков, а так же останки животных.
Вот как пишет в 1907г Владимир Короленко /русский прозаик, Академик Петербургской АН/ в рассказе «В Крыму» о посещении пещеры: «Наклонясь над очень низкими сводами, с пучками свеч в руках , - мы пробрались в её глубину. Свечи плохо разгоняли густой мрак этого подземелья. Вверху он висел непроницаемый и тяжёлый, а внизу на каменном полу светилась перед нами фосфорической белизной груда человеческих черепов, в которых зияли черные впадины глаз… Это обилие молчаливой смерти в тёмном подземелье захватывало мрачным трагизмом тайны…».
В этом же рассказе он пишет, что беспечные туристы растаскивают останки на сувениры.
Не удивительно, что о пещере есть несколько легенд.
5
Легенда 1
Спасаясь от диких кочевников – завоевателей, местные жители поднялись на плато Чатыр-Даг и спрятались в этой пещере. Утёсы и каменные глыбы, густой кустарник и деревья прикрывали узкий и неприметный вход в неё. Внутри пещеры был обширный зал, способный вместить множество людей. Боясь попасть в руки завоевателей, беглецы редко выходили из пещеры. Вскоре их стали мучить голод и жажда. Вода, которую по каплям собирали со стен, не могла напоить всех. Тогда одна смелая девушка решила найти источник, где-нибудь вне пещеры. Лунной ночью она вышла наружу и неподалёку от убежища нашла родник с кристально чистой водой. Девушка стала по ночам ходить к источнику. Там, где ступали её ноги, где падали из сосудов на землю капли воды, вырастали цветы. Но однажды кто-то из воинов-завоевателей увидел цепочку ярких цветов, пролёгшую от родника куда-то в заросли, к нагромождению каменных глыб. Прошли вражеские воины по этой цепочке и увидели вход в пещеру. Повелел предводитель набрать больше хвороста и сухой травы, завалить всем этим вход в пещеру и развести огонь. Потёк внутрь густой удушливый дым и погибли от него в страшных мучениях все беглецы.
6
Легенда 2
В стародавние времена напали завоеватели на город, где мирно жили и работали люди . Его жители отчаянно защищались, но силы были не равные, поэтому им пришлось сдаться. Когда город пал, всех женщин и детей забрали в рабство. А тех кто мог защищаться бороться против поработителей, казнили. Их загнали в одну большую пещеру. Вход в неё завалили камнями. Обложили её сухим хворостом и подожгли. Все кто находился в пещере погибли от удушливого дыма, который проникал через щели. Так пещера стала одной большой могилой.
7
ФОТО 2: Фото личного жетона на входе в пещеру с номером и названием.
Итак, все легенды гласят, что в пещере погибло много людей одного племени или народа, жившие в одном селении от рук завоевателей.
Кто бы это мог быть В.Короленко не написал.
Но В.Х. Кондараки /Крымский краевед, писатель, этнограф, член Императорского Русского географического общества/, который тоже побывал в данной пещере, в «Универсальном описании Крыма» в 1873-1875 году пишет, что по рассказам туземцев, в ней были преданы смерти турками Генуэзцы после погрома Каффы.
Т.е. это свидетельствует о приоритете легенды №2.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что в пещере не нашли черепов детей. Трудно поверить, что люди в страхе скрылись в пещере, захватив с собой животных и оставив на произвол судьбы собственных детей.
Рассмотрим кто же мог быть участником данных событий.
8
Вторжение готов и гуннов
Аттила
В IIIв, во времена « Великого переселения народов», в Таврику вторглись племена готов. Им удалось одержать победу над скифами, а затем и над Боспорским царством. К племенному союзу готов присоединились некоторые местные племена, например аланы.
После готов из далёких монгольских степей Крым пришли завоёвывать гунны. Они принесли с собой иные культуру, образ мыслей, отношение к жизни и смерти.
Во второй половине IVв гунны захватили Северное Причерноморье.
Затем , уже в Vв, гунны и примкнувшие к ним племена, двинулись на запад. Их вождём был Аттила. После поражения в 451г в Галлии римлянам и германцам и смерти Аттила единство гуннов распалось. Часть их вернулась к берегам Чёрного моря.
9
Хазары. Печенеги. Половцы
ФОТО 3: Каменная баба /Половецкий воин
/фото из семейного архива/
В VIIIв Таврика увидела новых завоевателей – племена хазар, пришедших с Нижней Волги. Жители полуострова вели с ними отчаянную борьбу, но хазарам удалось захватить почти весь Крым, даже Херсонес.
Хазары создали своё государство, в состав которого вошёл Крым. Оно просуществовало до второй половины Xв. Когда его разгромил киевский князь Святослав.
Ещё до этого, в конце IXв, в Крыму появились кочевые племена печенегов. Они захватили значительную часть полуострова, включая Херсонес и территорию Боспора. Но к середина XIв после серьёзных военных неудач большая часть печенегов покидает Крым.
Их сменяют половцы. Единого государства они не имели, но были созданы крупные племенные объединения, во главе которых стояли ханы. Но и пребывание половцев в Крыму было не долгим. В XIIIв, не устояв перед татаро-монголами, они покидают полуостров.
10
Генуэзцы в Крыму
ФОТО 4: Генуэзская крепость. Судак.
/фото из семейного архива/
В 1261г император Михаил Палеолог, при активной помощи республики Генуя, освобождает Константинополь от крестоносцев. За это генуэзцы получают право беспрепятственной торговли на Черном море. И начинается двухсотлетнее пребывание генуэзцев в Крыму. Сначала они обосновываются в Каффе / Феодосия/, потом постепенно расширяют свои владения.
Основной вид деятельности генуэзцев – торговля, в том числе работорговля. Кафа в XIV- XVвв. была крупнейшим невольничьим рынком на Чёрном море.
Однако в 1308г на них нападает войско золотоордынского хана Тохты. И генуэзцы становятся вассалами татар. При ослаблении и распаде Золотой Орды, к началу XVв, генуэзцы получают независимость. Но появляется новые противники - княжество Феодоро и крымский хан Хаджи-Гирей, стремившиеся создать в Крыму независимое от Золотой Орды татарское государство. Борьба генуэзцев с союзными между собой феодорийцами и крымским ханом длилась всю первую половину XVв. В результате колонии были вынуждены платить хану дань.
Но с появлением в Крыму турок- османов, после взятия ими Константинополя в 1453г, Генуэзская республика потеряла все свои владения в Крыму.
31.мая 1475г была сдана Кафа , а после и Солдайя.
11
Княжество Феодоро
Ещё в Vв н.э. г. Дорис ,находившийся в южной /гористой/ части Крыма, был центром христианства на полуострове. Впоследствии вокруг него сложилось княжество Феодоро. Дорис сменив своё название на Мангуп, стал его столицей. Правила княжеством сначала династия Феодоров, затем династия Комнинов. Окончательно княжество образовалось, на не подконтрольных генуэзцам территориях, к началу XIII в. И успешно отражая набеги генуэзцев и крымских ханов и др. завоевателей просуществовала в течение двух столетий, ставших расцветом православия на юго-западном побережье Крыма. Территория княжества простиралась от современной Балаклавы до Алушты.
В этническом отношении княжество состояло из греков, ариан /готов/, монфизитов /армяне/, русских и др. православных народов. Между собой они общались на готском диалекте немецкого языка.
Такие династии как Третьяковы и Головины вышли из Мангупа. Но известнее всего Софья Палеолог, жена Ивана III.
Только с приходом Османской Турции, после их победы над генуэзцами, княжество погибло. В 1475г Мангуп был осаждён. Пять месяцев длилась осада, но город пал.
Но вплоть до присоединения Крыма к России, на территориях бывшего княжества Феодоро сохранялись православные общины армян и греков. Последняя община ариан перестала существовать в конце XVII в.
ФОТО 5: МАНГУП - КАЛЕ /ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА/
12
Крымское ханство
Фото 6: Мечеть хана Узбека и медресе, г. Старый Крым
/фото из семейного архива/
В начале 8в волна татаро-монгольского нашествия докатилась до Тавриды. Первым – в 1223г – был захвачен Судак. Во второй половине века в Крыму в г. Солхат уже существовала татарская администрация. Татары переименовали город, и его новое название Крым /г.Старый Крым/ – распространилось на весь полуостров.
В первой половине XV века Золотая Орда как единая держава прекратила существование и распалась на несколько ханств. Крымский улус также стал самостоятельным.
В 1428- 1431гг Хаджи I Гирей захватил Крымский улус и стал родоначальником крымской династии.
Ханство вело гибкую политику с соседними государствами: княжествам Феодоро и генуэзскими колониями.
Поначалу татары сохраняли свой кочевой уклад, но постепенно переходили к осёдлому образу жизни. Это способствовал развитию ремёсел и торговли. Торговые связи ханства с Москвой вскоре переросли политический союз.
Но в 1475 г. Крым был захвачен Турцией. Крымское ханство потеряло независимость. Родственники крымского хана, по настоянию Османской империи, постоянно находились в Стамбуле.
Татары начинают совершать набеги на русские земли. Теперь пограничные войны с Крымским ханством велись русским государством почти непрерывно – вплоть до середины XVII в. Главной добычей крымских татар были пленники. Их часть ежегодно отправлялось турецкому султану в виде дани.
13
Османские турки в Крыму
Крымское ханство и Османская империя в XVII веке
К лету 1475 года территории, ранее входившие в состав Византийской империи, захватили турки. В Приазовье на Крымском полуострове большие турецкие десанты взяли все греческие города и крепости генуэзцев, сожгли Мангуп. Земли княжества и колоний генуэзцев турки объединили в один круг (кадилик). В кадилике стояли в постое османские гарнизоны и располагался чиновничий аппарат, обеспечивающий сбор дани с населения. В 1478 году Османская империя сделала Крымское ханство своим протекторатом.
На Перекопе турками строится крепость Ор-Капу. Перекопский вал обретает новое имя – теперь его часто называют Турецким валом.
В течении нескольких столетий происходит постепенная тюркинизация и исламизация населения, языка, названий.
Османское господство в Крыму закончилось после русско-турецкой войны 1768-1774 гг, когда после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора османы были вынуждены отказаться от крымских территорий.
14
Возвращаясь к истории пещеры Бинбаш-коба
Изучив историю средневекового Крыма и возвращаясь к рассказу о пещере «Тысячеголовая», можно сказать, что все народы представленные в этом проекте могли быть участниками данной печальной истории. Останки могли принадлежать как генуэзцам, так и хазарам, феодорийцам, половцам и т.д.
Продолжая искать информацию касающуюся пещеры я нашла ещё две возможные версии происхождения останков.
По одной из версий пещера могла использоваться как место жертвоприношений в разные времена разными народами и племенами. В пользу этой версии говорит тот факт, что совсем рядом с пещерой Тысячеголовая находится ещё одна пещера. Она называется пещера «Холодная». Её исследовали специалисты. Их мнение однозначно – в древние времена она использовалась для жертвоприношений. В ней есть уступ с жертвенным камнем, в котором есть «жёлоб» для слива крови. И сегодня, при посещении пещеры, это можно увидеть. А благодаря устройству пещеры Бинбаш-Коба, её могли использовали как могильник для жертв.
По другой версии пещера «Тысячеголовая» могла использоваться как «костница» для ранних христиан. В Крыму такая есть, например в Инкерманском Свято-Климентовском монастыре.
Возможно если провести в пещере раскопки, исследовать чёрные отложения на сводах /на предмет наличия сажи/, то можно найти ответы на многие вопросы. Но на сегодня это одна из интереснейших тайн Крыма.
15
ФОТО 7: АВТОР В КРЫМСКОЙ ПЕЩЕРЕ
/ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА/
ВЫВОД
В моей семье очень любят Крым. В разное время я и мои родственники бывали там. И всегда стараемся много увидеть и изучить. Увиденное всегда поражает, будоражит, рождает ещё больший интерес.
В данной работе, я на примере событий, происходивших в одной пещере, попыталась ознакомить своих одноклассников с историей средневекового Крыма. Надеюсь, что данная тема их увлечёт и сформирует понимание значимости истории Крыма в истории нашей страны.
С уверенностью можно утверждать о том, что огромное количество разнообразных исторических и культурных достопримечательностей, и то, что они связанны с разными историческими эпохами и народами говорит о богатой событиями истории Крыма.
Гипотеза о том, что Крым всегда входил в сферы интересов разных стран, народов и цивилизаций, нашла своё подтверждение. Таким образом, на полуострове образовался удивительный «историко- культурный заповедник» с огромным историческим и культурным наследием. И наша задача изучать и сохранять его.
16
Литература
Майорова, Соколов Н. Г. «Крым-жемчужина Чёрного моря».-М.:изд-во «Белый город», 2007-48стр. (серия «История России»)
Семейный фотоархив;
Интернет источники:
-Крымское ханство и Османская империя-htth://www/krimoved-library/ru
-А.Р. Андреев, «История Крыма»
-«Крымское ханство»-http://topwar.ru
- «Генуэзские колонии в Крыму»-http://topwar.ru
«Генуэзцы в Крыму»-https://www.idemvpohod.com
«Княжество Феодоро»-FB.ru
«Крым в составе Османской империи»-http://krymkrymkrym.ru
«Пещера Бинбаш-Коба»-https://crimeaz.ru
«Пещера Бинбаш-Коба /Тысячеголовая/»-http://krymoteka.com
17
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.