Министерство
образования Республики Саха (Якутия)
МБОУ “Верхоянская средняя общеобразовательная школа им. М.Л.Новгородова»
Проектная деятельность во внеурочных занятиях
Проект «Народные сказки Верхоянья»
Авторы:
Юмшанова Марфа Николаевна
школьный библиотекарь,
учитель начальных классов
Ефимова Евдокия Васильевна,
педагог дополнительного образования,
учитель технологии
г. Верхоянск, 2024
Актуальность:
К сожалению, в современном мире место книги часто занимают компьютеры,
социальные сети, телефоны, планшеты. Ученики перестали читать школьную
литературу, потому что в интернете им легче прочитать краткое содержание
произведения и на это уходит у них мало времени. Взрослые из-за своей
загруженности на работе, в быту тоже перестали читать книги.
Чтобы пробудить интерес обучающихся и родителей к книге и чтению, во внеурочной деятельности учителям МБОУ «Верхоянская СОШ» появилась замечательная идея создания проекта народных сказок. Это и определило выбор темы нашего проекта «Народные сказки Верхоянья (по работе Худякова И.А.)». Все вы знаете, что первые якутские народные сказки записаны известным русским революционером и фольклористом Иваном Андреевичем Худяковым, отбывавшим ссылку в Верхоянске.
А также, в этом проекте, мы выбрали произведения региональных авторов Верхоянского района и народных сказок Арктики. Такие произведения помогут сблизить детей разного возраста для активного участия в проектной деятельности.
Цель проекта:
пробудить интерес обучающихся и родителей к книге через региональные народные сказки и убедить их, что чтение – это интересный и увлекательный досуг.
Задачи проекта:
- Изучить народные сказки Верхоянья, «сэмсэ» олонхо, олонхо;
- Организовать информационно – агитационную работу по привлечению к книгам и чтению;
- Изготовить поделки и композиции по прочитанным сказкам.
- Создавать героев сказок через кукольных персонажей.
- Фотопроекты, презентации.
Участники проекта: учащиеся 1 – 7 классов, педагоги и родители, библиотекари, педагоги дополнительного образования.
Основные
направления реализации проекта:
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
- Работа по преемственности с основной школой, ДОУ.
Обеспечение проекта: материально – техническое, учебно – методическое, информационное, литературы.
Продукт проектной деятельности:
-Памятки, буклеты - «Пришло время читать», «Правила чтения для учащихся», «Зачем читать детям книги?», «Семейное чтение».
-Поделки и композиции на тему сказки, «сэмсэ» олонхо своими руками.
-Буктрейлеры, лепбуки, книжки-самоделки.
-Куклы своими руками, аксессуары, костюмы.
-Макеты.
Этапы реализации проекта:
1 этап – «Организационно-подготовительный»
Проведение диагностики, осуществление организационно-педагогической
деятельности. Чтение и изучение народных сказок.
2
этап – «Основной (продуктивно-исследовательский)»
Осуществление научно-методической, организационно - методической и издательской
деятельности.
Планирование системы мероприятий.
Включение родителей в разработку совместных творческих проектов.
Работа по преемственности с детским садом, центром культуры досуга, школой в
близ лежащих наслегов по данной теме.
3 этап – «Обобщающий»
Обобщение результата работы.
Выставки поделок, композиций по народным сказкам регионального направления.
Организация мероприятий, направленных на активизацию проектной деятельности
детей и родителей.
Инсценировка, участие кукольного театра и театра инсценировок в различных
конкурсах, проектах и мероприятий, публикация, творческий отчет.
Общие дела по проекту «Народные сказки Верхоянья»:
I. Накопление знаний:
1. Дидактическая игра «Сказки по Верхоянскому сборнику» (ознакомление с лучшими образцами устного творчества Верхоянского района).
2.
Чтение сказок из книги Худякова И.А. «Краткое описание Верхоянского округа»
3. Коллективная творческая работа по сказкам регионального компонента (рисунки,
поделки, композиционная работа КТД).
4. Викторины по сказкам: якутские народные сказки, настольные и дидактические
игры, подвижные игры по сказкам.
II. Творческие дела:
1. Рисование эскизов, персонажей сказок и олонхо.
2. Беседы и изготовления эскизов с обучающимися о народных сказках, так же разделение группы детей по темам, видам и по возрасту.
3. Представление коллективных творческих работ каждого класса.
4. Участие в конкурсах, выставках поделок, рисунков, кукол, макетов, композиций.
5. Сюжетно-ролевые игры: «Сказки народов России», «Народные сказки Якутии», «Сказки Арктики».
6. Конкурс чтецов.
Результаты:
Участие в выставках. Выставки детских рисунков по сказкам в республиканских, районных и школьных конкурсах.
Выставка коллективных творческих работ по теме олонхо, сказки нашего региона.
Неделя якутской письменности «Ийэ тыл күнэ», месячник школьной библиотеки, декада технологии. Выставки, библиотечные уроки, викторины, игра «ТОК-шоу».
Спортивный праздник: подвижные игры народов Арктики, соревнование мальчиков «Эр бэрдэ…» по сказкам народов севера, соревнование девочек по сказкам Верхоянья.
Изготовление родителями полки для книг, экран для теневого театра, кафедра для выступления, КТД по избранным героям сказок, трехступенчатый стол для кукол по мирам (верхний, средний, низкий).
В интегрированных и библиотечных уроках использования дидактических материалов, изготовленных детьми по произведениям М.Д.Ефимова. Кукольные представления сказок. Теневой театр сказки народов Севера. Орнаменты по технологии гжелирование.
Культурный досуг: представление инсценировки с куклами сказки-сэмсэ олонхо «Үчүгэй Үдьүйээн» в Боронукской школе, в республиканской декаде «Кэскил».
Конкурс чтецов в месячнике школьной библиотеки.
Участие всероссийского конкурса макетов «Храним Родное» по линии ЮНЕСКО, где все участники заняли призовые места.
Республиканский заочный конкурс рукотворной куклы, посвященный Международному дню девочек, Дню матери РС(Я) и РФ (призовые места)
Участие в республиканском конкурсе видеороликов «Сказки народов Севера» (2 место)
Фестиваль школьных театров Верхоянского района «Первые роли» (2 место)
Районный конкурс театров (1 место)
Республиканский конкурс кукольных представлений по теме «Олонхо» (3 место)
Формы взаимодействия родителей и детей:
1.Совместные дела: Чтение и ознакомление сказок. Практическая мастерская. Изготовление кукол по героям сказок и сэмсэ олонхо совместно с родителями и учащихся. Поделки и композиции на тему сказки своими руками.
2. Конкурсы. Викторины. Беседы.
З. Рассказы детей: «Сказки народов Севера», «Как мы работали по сказкам И.А.Худякова»
4. Мультимедийная презентация: «Якутские народные сказки»
5. Информационные окна: «Памятка родителям», памятки «Пришло время читать», «Правила чтения для учащихся».
6. Конкурс буктрейлер по сказкам и детским произведениям.
7. Лепбук, книжки-самоделки.
8. Архитектурные макеты «Храним Родное», педагог-дети-родители.
Педагог и дети, родители- выпускники:
День открытых дверей выпускникам и родителям Верхоянской школы к 150-летию юбилея школы.
Проведение юбилейной декады, неделя письменности, день защитников Отечества, день Здоровья.
Изготовление рисунков и коллажа якутских народных сказок.
Изготовление альбома, макета, дидактических наглядных пособий.
Помощь родителей, школьников в проведении мероприятий.
Буклеты, памятные сувениры своими руками.
Дальнейшие задачи реализации проекта:
Создание информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями города и района по теме «Верхоянские народные сказки».
Разработка программы библиотечной деятельности по проекту.
Взаимодействие школьной библиотеки с городской библиотекой, с организацией дополнительных образований города Верхоянска и района.
В целях развития сети взаимодействия школьной библиотеки, микрошколы «Технология» и общественности вести систематическую работу по расширению поля деятельности проекта;
Создание творческих групп из родителей для совместной работы с школьной библиотекой и педагогами дополнительного образования по технологии.
Заключение:
Участие в совместном проекте способствует в общении (сотрудничеству) «школьная библиотека-учащиеся», «школьная библиотека-педагоги-ученики», «школьная библиотека-дополнительное образование», «педагог – родители», «родители - ребёнок», «чтения-поделки (продукция)»;
В рамках проекта с родителями созданы условия совместной деятельности родителей со своими детьми.
Родителям предоставлена возможность понаблюдать за своими детьми, что позволяет оценить результаты своего воспитания;
В процессе реализации проекта устанавливается позитивный эмоциональный контакт между родителем и ребёнком, школьной библиотекой и классными руководителями, родители и школьная библиотека, учащиеся и школьная библиотека.
Развивается библиотечное сотрудничество с образовательными учреждениями, организациями и предприятиями города Верхоянска и района.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.