МДОУ № 14 «Маленькая страна»
Познавательно - исследовательский проект
«Наш огород на подоконнике»
Воспитатели: Билалова Л.Р.
Лозовская Л.В.
2022 г.
Аннотация.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное- самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Проблема.
Как вырастить урожай в группе, на огороде детского сада? Узнать, как появляются корни и ростки у будущего урожая.
Введение в проект.
Актуальность.
Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать -значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (петрушка, лук, цветы,мята, горох, базилик , томат, перец и др)
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
7. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
8. Развивать познавательные и творческие способности.
Методы проекта:
исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; самостоятельное наблюдение; коллективное наблюдение;
наглядные: тактильно–мышечная наглядность;
словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
технология моделирования;
Принципы реализации проекта
Принцип развития – ориентация на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации – создание условия для полного проявления способностей каждого
ребенка и его семьи.
Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
Принцип доступности - организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием иллюстраций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, приобретение земли, семян, емкости для рассады.
Время реализации проекта: долгосрочный с14 марта 2022г. – 30 мая 2022г.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы «Задоринки», родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Знакомство с трудом на огороде.
8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ёмкости с землей, семена, рассада растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Этапы реализации проекта:
1 этап
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
- Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
-Составление плана работы над проектом.
-Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
-Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту
-Вспоминаем
с детьми овощи, которые мы знаем: свёкла, морковь, редис, огурец, помидор,
репа.
- Художественное творчество: дети рисуют любимый овощ.
2 этап: Основной:
1. Домашнее задание: ребёнок вместе с родителями делает свой "огород" (в ёмкость - прозрачную бутылку, набирают земли, украшают)
2. Объявление для родителей:
"Маленькие огородники объявили конкурс на изготовление лучшей грядки!"
Конкурс проходит 1 неделю с 14 марта по 18 марта.
Подготавливаем
почву для посадки.
3. Эксперименты с почвой, песком, камнями.
4. Приготовление семян для посадки: замачиваем семена в марле в стаканчике.
5.
Посадка семян в почву, поливка почвы.
6. Ежедневные проверки огородов.
7. Дети делают зарисовки своих огородов на разных этапах роста растений в них.
3 этап: Заключительный
1.Подведение итогов
2. Высадка растений на грядки
Знакомство с семенами растений Посев семян на рассаду Укрываем и подписываем
Наши результаты
Огород на подоконнике
Первый урожай
Высадка рассады на мини
Огород
Наш мини - огород.
Мы посадили - томат, огурцы, базилик, мелиссу, мяту
Ждём урожай!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.