Отдел образования Ивьевского райисполкома
Государственное
учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс
Лелюкинский детский сад – средняя школа»
Проект
Участники: учащиеся 6 класса
Руководитель: Баланович О.Г., учитель
географии І квалификационной категории
Время реализации: 2019/2020 учебный год
Лелюки 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 «Звенит родник водой студёной…» ……………………………… 5
1.1 Гидрологическая характеристика родников………………………….5
1.2 Состояние и сущность проблемы родников………………………….5
1.3 Культурная и социальная ценность родников………………………7
ГЛАВА 2 Органолептические показатели качества питьевой воды …….. 10
ГЛАВА 3 Реализация проекта «Николаевский родник – живительный источник влаги» ……………………………………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 16
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………..17
ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы для социологического опроса
взрослого населения……………………………………………………………. 17
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Вопросы для социологического опроса учащихся…………………………………………………………………………..18
ПРИЛОЖЕНИЕ В Фотоотчёт о реализации проекта………………… 19
ВВЕДЕНИЕ
Родник – не просто источник питьевой воды, это – живая нить,
которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим.
Народная мудрость
Родник, источник, ключ... Произнесёшь эти слова, и сразу представишь себе раннее утро, тихое местечко. Сквозь ажурную листву деревьев пробиваются теплые лучи солнца. Внизу прохладно. Тонкой звенящей струйкой от родника скатывается ручеек. Омывая темные корни деревьев и кустов, и играя травой, он бежит дальше, постепенно превращаясь в полноводную красавицу – реку. Мало кто задумывается над тем, что жизнь этой реки, незримой пуповиной связана с тем маленьким журчащим родничком, что расположился под сенью деревьев.
Родники… Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность. Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники - источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе. Они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам. Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнёт и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернёт сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!
У каждого родника есть свой жизненный путь и история. Он, словно человек, имеет свой характер, внешний вид. Один из глубины своей души несёт людям чистоту и благодать воды. И, несмотря на тяготы и проблемы своего бытия, утоляет жажду усталого путника в жаркий летний день, даря ему прохладу и нежное журчание. Другой, как капризный ребёнок, то спрячет свои воды, то заилится, замутится. Но на заботу и внимание человека откликаются одинаково - с благодарностью.
Долгие годы тихо и незаметно живёт родничок в деревне Николаево Ивьевского района. Орошает своими водами луг, угощает прохожих бодрящей свежестью. Но за годы своей жизни он всё больше стал походить на уставшего, обессиленного старичка, потерявшего надежду на светлое будущее. Территория заросла, внешний вид совсем поблек. Живительный источник безмолвно взывал о помощи.
И помощь пришла. Учащимися Лелюкинского детского сада – средней школы разработали проект «Николаевский родник – живительный источник влаги», который направлен на сохранение и благоустройство территории родника в деревне Николаево Ивьевского района Гродненской области. Реализовать его планируется в течение 2019 - 2020 годов. Завершающее мероприятие состоится 22 апреля 2020 года и будет приурочено к Всемирному дню Земли. Проект предполагает развитие практико-созидательной компетенции учащихся. В проектной основе собственных исследований и найденной информации учащиеся рассмотрят проблемы экологического состояния родников в Беларуси; проект позволит осознать и почувствовать каждому школьнику включённость в жизнь своего населённого пункта, ощутить личную значимость в выявлении и решении экологических проблем своей малой родины. Планируется выполнить ряд работ: очистить территорию родника от бытового мусора, углубить ложе родника и восстановить кладку, обустроить спуск к роднику, благоустроить прилежащую территорию родника, установить лавочки и информационные щиты, выделить место для мусора, высадить цветы и кустарники.
Целью проекта является возрождение родника
в д.Николаево путём
восстановления, благоустройства его и зоны окружающего ландшафта для посещения,
забора чистой воды из источника и отдыха граждан, а также привлечение внимания
к проблеме охраны родников и получение помощи в её решении.
Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:
- объединить усилия ученическо - педагогического коллектива, местного населения, представителей местных органов власти в проведении работ по возрождению и рациональному использованию родника;
- научить учащихся работать с различными источниками информации, проводить простейшие исследования по теме проекта и делать обоснованные выводы;
- создать условия для воспитания и развития ценностных компетенций.
ГЛАВА 1. «ЗВЕНИТ РОДНИК ВОДОЙ СТУДЁНОЙ…»
1.1 ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОДНИКОВ
В последние десятилетия водные ресурсы планеты становятся важным фактором жизнеобеспечения человека не в меньшей степени, чем нефть, газ и электроэнергия. Загрязнение поверхностных и подземных вод отходами производства и потребления – общемировая проблема.
В Беларуси обеспечение питьевой водой покрывается в основном за счет скважинной эксплуатации подземных водоносных горизонтов. В республике проводится мониторинг и исследования этой проблемы. Итогом такой деятельности стал разработанный водный Кодекс, где определено состояние водных ресурсов республики, их использование, перспектива развития, определены основные концептуальные направления.
Потребление воды на одного жителя в целом по республике в среднем в два и более раз выше, чем в большинстве стран Европы (100-150 л/сутки).
На природное загрязнение подземных вод накладывается и разнообразное промышленное, сельскохозяйственное и хозяйственно-бытовое загрязнение отходами. В результате грунтовые воды, а в некоторых местах и глубоко залегающие напорные воды, очень загрязнены.
Таким образом, несмотря на большие запасы пресной питьевой воды в республике необходимо бережное её использование и контроль качества. И именно вода глубинных родниковых источников является очень важным резервом.
1.2 СОСТОЯНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РОДНИКОВ
Обитая в краю озёр и рек, ручьев и болот, местные жители Беларуси выработали целый комплекс потребления воды, в том числе и религиозного почитания воды. С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний. На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность. Особой силой наделяли наши далекие предки родники-студенцы и относились к ним с особым благоговением. Именно отсюда идет обычай обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение.
Родником или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Родники, как выходы подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов.
Каждый родник имеет свою неповторимую особенность, свою легенду. По традиции в Беларуси за родниками присматривало местное население и местные власти. Рядом обычно устанавливали поклонный крест, крест - оберег, освящали родник. Они были доступны для посещения, где можно было вместе с семьёй побыть на свежем воздухе, попить чистой воды, взять её для потребления и регулярно пополнять этот запас, а также пополнить энергетические потери рабочего дня, недели.
Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность и как памятники природы. Они являются центральным компонентом окружающих их ландшафтов, повышают их экологические и эстетические свойства. Родники имеют большое значение в питании поверхностных водоёмов, рек, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающей среды.
Вода из источника может быть пресной или минерализованной. В первом случае речь идёт о родниках и ключах, во втором - об источнике минеральных вод. Термин "природная родниковая вода" означает, что состав химических элементов в этой воде не подвергался изменениям. Её состав может существенно изменяться при различных способах загрязнения родника в результате техногенных процессов, которые происходят в результате человеческой деятельности. Поэтому важным показателем при потреблении родниковой воды в качестве питьевой является результат проведенного в сертифицированной лаборатории биохимического и органолептического анализа, который должен повторяться с постоянной периодичностью. Важным отличительным показателем родника как источника воды является его постоянный дебит, то есть его подача (расход) в местах истока или отбора воды для потребления. Различают родники восходящие, которые выходят на поверхность, и нисходящие, которые входят непосредственно в водоем, реку.
Родники можно считать также и стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут служить единственными источниками чистой питьевой воды. Доступ к её потреблению может быть обеспечен естественным путем без потребления внешней энергии и технических систем по её добыче. Вследствие таких свойств, как свободного выхода родниковой воды на поверхность, трудоемкость затрат может быть минимальным, а ее использование эффективным.
На родниковую воду не влияет временной погодный фактор и экология местности. Температура родниковой воды постоянная (+ 4… +6 град С). Зимой родниковая вода в истоке не замерзает. При таком стабильном температурном режиме нет условий для жизни болезнетворных бактерий. Поэтому родниковую воду можно пить сразу у источников.
Родниковая вода обладает и своими специфичными особенностями. В частности, установлено, что через некоторое время хранения она может потерять свои лечебные свойства, однако, при длительном хранении она не изменяет своего сбалансированного природой химического состава.
Таким образом, любая семья может перейти на режим самообеспечения чистой питьевой водой, выполнять профилактику организма, заряжаться энергией молодой воды, или, по крайней мере, не усугублять имеющиеся проблемы со здоровьем.
1.3 КУЛЬТУРНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ РОДНИКОВ
Каждое государство и его административные подразделения обладают совокупностью природных объектов, уникальных или особо ценных в научном, культурно-познавательном, эстетическом или историческом отношении. В Беларуси такие объекты обычно определяются как особо охраняемые природные территории (ООПТ). Они являются национальным достоянием и находятся под защитой государства.
Генеральной Ассамблеей ЮНЕСКО в 1972 г. была принята Конвенция о мировом природном наследии. В 1988 г. БССР присоединилась к ней. Основная цель Конвенции сберечь природную среду в глобальном масштабе.
Универсальных международных критериев уникальности природных объектов не существует. Согласно вышеизложенной Конвенции, таковыми являются объекты, соответствующие простому и весьма широкому определению – «выдающаяся универсальная ценность». Отсюда каждое государство в праве самостоятельно определять ценность находящихся на её территории природных объектов исходя из конкретных особенностей своей природной среды.
В этой связи проводилась данная научная работа по выявлению и обследованию уникальных родников, которые должны быть в первоочередном порядке взяты под охрану в качестве памятников природы.
Родники, отличающиеся теми или иными особенностями , могут быть объявлены гидрологическими памятниками природы. Тем не менее, чёткая система факторов, определяющих ценность родников с точки зрения природоохранных мероприятий в Беларуси отсутствует.
Факторы, определяющие значимость родников проведены по следующим критериям:
1. Родники, сохраняющиеся в естественном состоянии в естественных или слабо трансформированных ландшафтах. Искусственные сооружения на них отсутствуют, либо незначительны по размерам и не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на состояние и функционирование экосистемы родника. Эти родники по ряду показателей можно разделить на группы:
Подобные родники являются центральными компонентами окружающего их ландшафта, резко повышают его природную и эстетическую ценность. Наибольшее количество родников этой категории отмечено на охраняемых территориях или в труднодоступной, чаще всего, лесистой местности. Вследствие этого они сравнительно редко посещаются человеком. Антропогенное загрязнение родника и прилегающей местности отсутствует или незначительное. Экосистемы таких родников находятся в стабильном состоянии, не обнаруживают сколько-нибудь заметных признаков деградации и изменений, вызванных антропогенным прессом. Их состояние может считаться эталонами при оценке влияния антропогенного воздействия на состояние родников. К этой же категории могут быть отнесены такие родники, где обитают виды водных беспозвоночных, включённые в Красную Книгу Беларуси или рекомендованные для такого включения, а в прилегающем к роднику биотопе – редкие или исчезающие виды растений, включённые в Красную Книгу Беларуси.
2. Родники, значительно изменённые человеком в результате постройки на них капитальных гидротехнических, культовых и иных сооружений. Эти родники, как правило, находятся в населённых пунктах или вблизи их. Они интенсивно используются населением в качестве мест рекреации и источников питьевой воды. Для удобства забора воды на них построены различные гидротехнические сооружения, проведено их каптирование, т.е. обустройство выходов подземных вод посредством установки деревянных срубов, бетонных или железных колец; возведение навесов, колодцев и т.п. Русла ручьёв таких родников часто могут быть забетонированы, обложены камнями или деревом. По течению ручьёв могут сооружаться запруды, водоводы и т.п. Ряд подобных родников в равной мере представляют собой памятники природы и культуры, поскольку их естественный компонент (водоток) является архитектурным ландшафтом. Сооружения, возведённые на некоторых таких родниках, например церкви и часовни, имеющие значительную архитектурную, культурную и историческую ценность, включены в Свод памятников истории и культуры Беларуси или соответствуют такому статусу. Эти родники по ряду показателей можно разделить на группы:
Родники, с которыми связаны определённые исторические события, эпизоды, биографии и творчества выдающихся деятелей истории, науки и культуры, легенды и обычаи местного населения, также могут быть взяты под охрану в качестве неотъемлемого компонента духовной культуры белорусского народа.
ГЛАВА2. ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ
Потребительские свойства воды напрямую определяются её органолептическими показателями. Исследование органолептических свойств – это первая ступень контроля качества воды, которую никак нельзя пропустить. При этом некоторые из них (запах и привкус) нельзя измерить, они подвергаются экспертной оценке.
Изучение органолептических показателей воды позволяет отмечать явления, нетипичные для исследуемых водных источников. Органолептика воды позволяет на ранних этапах выяснить наличие посторонних загрязнений: гибнущей рыбы и водорослей, повышенного содержания ила в воде, масляных пленок.
Прозрачность. Прозрачность также называют «светопропусканием». Ее величина зависит от концентрации в воде взвешенных веществ, как органического, так и минерального состава.
Чем меньше прозрачность, тем меньше света достигает глубины водотока. Световая энергия концентрируется в верхних слоях воды, они сильнее прогреваются, за счет этого снижается активность переноса кислорода из воздуха в жидкость. Кроме того, из-за недостатка света фауна водоемов хуже развивается. Понижается биологическая продуктивность водоемов.
По величине прозрачности вода бывает:
Чтобы измерить этот органолептический показатель, жидкость помещают в цилиндр. Его устанавливают поверх листа бумаги с напечатанным текстом. Высота столба воды, при котором текст можно легко прочитать, и является величиной прозрачности пробы.
Мутность. Мутность также определяется концентрацией и размером твердых частиц. Эти частицы по происхождению делятся на глины, волокна, органические взвеси (остатки растений и животных). Большая часть взвешенных веществ, увеличивающих мутность, состоит из частиц почвы.
Величина органолептического показателя «мутность» - очень важный показатель.
Во-первых, мутность влияет на микробиологическую безопасность. Чем она больше, тем сложнее определять наличие бактерий и вирусов. Поверхность частиц и хлопьев – идеальное место для жизнедеятельности микроорганизмов. Там скапливаются питательные вещества, обеспечивая этим активный рост и размножение бактериальных колоний.
Во-вторых, мутность может вызывать неприятный запах и привкус. Наличие этих показателей вместе со взвешенными частицами делает воду непригодной к употреблению.
Цветность. Цветность возникает из-за наличия в воде:
Вода, содержащая в себе гуминовые вещества, имеет жёлтый или коричневый цвет. Такая окраска характерна для жидкости из открытых источников, так как гуматы – это продукты расщепления органики в почве, из которой они вымываются вместе с осадками.
Жидкости из подземных источников присущи и металлы. Железо придает жидкости красный цвет. Черный цвет – признак наличия марганца.
Важно знать, что вода с небольшой цветностью считается безопасной для потребителя.
Цветность измеряют сравнением пробы с эталонными растворами. Воду нельзя использовать при значении данного органолептического показателя выше 20 градусов.
Запах и привкус. Запахи и привкусы оцениваются по их интенсивности и качественным характеристикам. Интенсивность ранжируется от 0 баллов (аромата нет) до 5 баллов (воду нельзя использовать как питьевую). При величине органолептических показателей выше 0 исследуется их происхождение. По источнику они делятся на естественные и искусственные.
Естественные запахи появляются из-за наличия в воде флоры и фауны (живущих и отмерших), частиц грунта, берегов. Перегнивание органических веществ придаёт жидкости сероводородный, гнилостный аромат. Вода, загрязненная растительностью, будет иметь неприятный запах
Вкус бывает горьким, сладким, соленым или кислым. Всё остальное называется привкусами. Этот органолептический показатель описывают с помощью названий веществ, которые он напоминает (металлический, фенольный).
Температура. Для питьевой воды низкая температура считается предпочтительнее высокой. В прохладной жидкости (8-15°С) хуже размножаются микроорганизмы, меньше заметны запахи и привкусы. Такая вода лучше утоляет жажду и действует на человека освежающе.
Прохладная вода хорошо утоляет жажду и благотворно влияет на пищеварение
Таким образом, органолептические показатели позволяют определить наличие в воде загрязнений без использования сложных приборов и методов. Благодаря им на первом этапе исследований можно ориентировочно предположить тип загрязнения, его количество и происхождение.
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «НИКОЛАЕВСКИЙ РОДНИК – ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ВЛАГИ»
В Беларуси объявлено пять родников гидрологическими памятниками природы республиканского значения, среди которых есть и родник, расположенный на территории Ивьевского района - Ивьевский родник. Более 30 родников являются памятниками природы местного значение.
Родник, расположенный в д.Николаево, не относится ни к памятникам природы республиканского значения, ни к памятникам природы местного значения. Но он для всех местных жителей и гостей Принеманья является одним из самых ценных источников чистой и живительной влаги. Об истории родника в д.Николаево, к сожалению, известно очень мало информации. И из-за этого он напоминает старого человека, у которого нет родственников, и ему некому помочь. Именно поэтому было принято решение о реализации проекта «Николаевский родник – живительный источник влаги». Свои добрые дела участники проекта посвятили 75-й годовщине Великой Победы и Году малой родины.
Работа по реализации проекта началась со стартового собрания «Проекту жить, а планам всем осуществиться». Учащиеся 6 класса под руководством учителя географии проводили сбор информации о родниках, расположенных на территории Беларуси и микрорайона школы, знакомились с различными источниками информации по теме проекта, в том числе и ходом реализации проекта «Родники Беларуси».
Этапы работы над проектом:
1. Разработка проектного задания.
Задачи: определение темы, уточнение целей и постановка задач, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации.
2. Разработка проекта.
Задачи: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки выполнения |
Ответственные (участники) |
1 |
Изучение различных источников информации о родниках Беларуси, их состоянии, проблемах и возможных путях решения |
сентябрь 2019 |
Баланович О.Г., Сущинская П., Кучук В., Гжибовский А. |
2 |
Сбор и обобщение информации об имеющихся родниках на территории Лелюкинского сельского совета (районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды) |
октябрь 2019 |
Баланович О.Г., Сущинская П., Кучук В., Гжибовский А. |
3 |
Сбор информации у местного населения об имеющихся родниках |
ноябрь 2019 |
Баланович О.Г., Сущинская П., Кучук В., Гжибовский А. |
4 |
Проведение часа раздумий и размышлений «Очистим родники!» |
ноябрь 2019 |
Баланович О.Г. |
5 |
Социологический опрос взрослого населения и учащихся, обработка результатов опроса. |
ноябрь – декабрь 2019 |
Ивановский А., Ринашко П., Тешко М. |
Экологическое исследование родника: |
декабрь 2019 – январь 2020 |
Сущинская П. |
|
- определение температуры воды |
|||
- исследование цветности воды |
Сущинская П. |
||
- исследование мутности воды |
Сущинская П. |
||
- определение прозрачности воды |
Сущинская П. |
||
|
Экологический аукцион проектов на лучшее дизайнерское решение обустройства родника. |
Октябрь 2019 – март 2020 |
Баланович О.Г. |
|
Трудовой марафон «За родники на всей планете несут ответственность и дети» |
Март – апрель 2020 |
Баланович О.Г., учащиеся школы |
|
Подготовка и проведение экскурсии для младших школьников «Николаевский родник – живительный источник влаги» |
Март – апрель 2020 |
Баланович О.Г., учащиеся 6 класса |
6 |
Благоустройство прилегающей территории родника: - установка лавочки; |
Сентябрь 2019 – апрель 2020 |
Баланович
О.Г., |
- установка информационных щитов; |
|||
- выделение места для мусора; |
|||
- высадка цветов, кустарников. |
|||
7 |
Литературно-музыкальная композиция «Живи, родник, живи!» |
22 апреля 2020 |
Баланович О.Г. |
3. Оценка результатов
Задачи: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели.
Первая группа учащихся (Сущинская П., Кучук В., Гжибовский А.) изучала различные источники информации о родниках Беларуси, их состоянии, проблемах и возможных путях решения, собирала информацию о роднике, находящемся в д.Николаево. В Лелюкинском сельском совете и в Ивьевской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды необходимая информация отсутствовала. В дальнейшем при встрече с местным населением получена некоторая информация.
Вторая группа учащихся (Ивановский А., Ринашко П., Тешко М.), занимавшаяся социологическими исследованиями, разработала анкету для проведения социологического опроса учащихся и составила вопросы для изучения мнения местных жителей о состоянии родника. Эта группа испытала себя в качестве корреспондентов, которым пришлось общаться с местными жителями, а для этого понадобилось совершенствовать навык общения с людьми разных возрастных групп. После этого последовала работа по обобщению и анализу статистического материала, в результате чего были сделаны определённые выводы.
Местное население, а это все люди пенсионного возраста, в большинстве случаев не безразлично относится к данному роднику, а потому принимает посильное участие в его благоустройстве: осыпано место вокруг родника, построена беседка, установлены лавочки. Но санитарное состояние родника и прилегающей территории желало быть лучшим. В один из выходных дней (2019 г) участники проекта, педагоги и обслуживающий персонал Лелюкинского детского сада - средней школы вместе с председателем Лелюкинского сельисполкома Алещиком С.С. отправились на благоустройство родника и прилегающей к нему территории. Участники акции сгребли листву и траву, высекли ненужную поросль, привели в порядок кустарники, собрали мусор, покрасили беседку и стенки колодца, привезли камни и облагородили ими прилегающую территорию. Весной 2020 г по периметру беседки будут высажены цветы, территория украсится малыми архитектурными формами.
При сравнении ответов людей старшего поколения и подростков оказалось, что они очень похожи, а это свидетельствует об адекватном восприятии подростками окружающего мира, окружающей действительности. Большинство респондентов отмечает, что вода в этом роднике чистая и её не нужно кипятить. Все респонденты верят в то, что совместными усилиями этот родник можно сделать одним из красивейших уголков деревни Николаево.
Органолептические показатели воды из родника в д. Николаево определены по приведенной выше методике. Исследования показали, что вода имеет следующие показатели: вода прозрачная, мутность слабая, температура воды в роднике + 3 0С, не имеет запахов и привкусов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Родник – это не только источник воды, это прекрасное наследие, изумительный подарок для всех поколений. Это средство воспитания патриотизма, чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
На территории Беларуси имеется большое количество родников, они различаются качеством и составом вод. Родниковые воды обладают лечебными свойствами, они свежи и приятны на вкус. Но они подвержены загрязнению. В наше время невозможно гарантировать неизменное качество родниковой воды, так как оно зависит не только от сезонных обстоятельств (ливни, паводки, грунтовые воды), но и от хозяйственной деятельности человека, его отношения к природе.
Многое зависит и от месторасположения самого родника. Трудно представить, чистый родник в центре города, с плохой экологией и высокой загазованностью. Поэтому качественная родниковая вода может быть только в роднике, находящемся в лесопарковой, лесной местности, где нет промышленных объектов, не ведутся сельскохозяйственные работы, вдали от автомагистралей и крупных поселений. Только такая родниковая вода пригодна для питья и полезна для здоровья.
В д.Николаево Ивьевского имеется родник, который местные старожилы называют живительным источником. И этот источник нуждается в заботе, уважительном отношении.
Работая над проектом, мы уже узнали много нового об истории самой деревни и родника, который расположен на её территории. Мы подобрали и освоили методики эксперимента, позволяющие выявить органолептические свойства воды. Провели исследование качества питьевой воды из родника. Полученные результаты проанализировали. По результатам анализов воду родника можно считать экологически безопасной. Был проведен социологический опрос с целью изучения общественного мнения об использовании воды родника. Организован трудовой марафон по благоустройству родника и прилегающей территории. Работа над проектом будет продолжаться, материалы накапливаться и систематизироваться.
Сохранение запасов питьевой воды, её экономное использование – одна из актуальных проблем, решение которой является важной государственной задачей, но, вместе с тем, в значительной степени зависит от каждого из нас.
Народная мудрость гласит: «Родник - не просто источник питьевой воды. Это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим». Свои добрые дела на малой родине участники проекта посвящают 75 - летию Победы. Мы будем делать всё от нас зависящее, чтобы и дальше сохранить мирное небо и чистую землю, бесценный дар природы, доставшийся нам в наследство.
Пусть на земле не умирают родники,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Боголюбов, А.С,. Засько, Д.Н. Методика рекогносцировочного обследования малых водоемов. — М.: Экосистема, 1998 год
2. Википедия [Электоронны рэсурс]. – 2009-2012. Рэжым доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%E4%ED%E8%EA − Дата доступа: 09-14.02.2015.
3. Итоговый отчет о деятельности проекта Родники Беларуси за 2019 г [Электоронны рэсурс]. Режим доступа: http://www.strela.net.by/publ/interesnye_stati_materialy_zametki/novosti/itogovyj_otchet_o_dejatelnosti_proekta_rodniki_belarusi_za_2019_g/24-1-0-65 12.01.2020.
4. Методические материалы к операции «Родник». Методика описания водных объектов (родник). Журнал «Дополнительное образование» №2, 2003 год.
5. Мороз, М.Д., Голубев А.П., Гигиняк Ю.Г., Мухин Ю.Ф. Методические проблемы охраны родников Беларуси в условиях повышающейся антропогенной нагрузки на природную среду/ теоретические и прикладные проблемы геоэкологии. Тезисы докладов международной научной конференции 26-29 сентября г.Минск: Квадрограф, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВОПРОСЫ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ
1. Фамилия, имя, отчество, адрес, возраст.
2. Часто ли Вы посещаете родник в деревне Николаево?
3. Что Вы знаете о происхождении этого родника?
4. Как вы оцениваете качество воды в роднике в разные сезоны года?
5. Что Вы думаете о современном состоянии родника?
6. Каким Вы его помните в прошлом?
7. Каким Вы его видите в будущем?
8. Ваши предложения по благоустройству родника.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВОПРОСЫ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
УЧАЩИХСЯ
1. Фамилия, имя, класс, возраст.
2. Как часто вы посещаете родник?
А) каждый день;
Б) 1 раз в неделю;
В) не посещаю;
Г)...
3. Почему вы посещаете родник?
- считаю его воду чище водопроводной;
- хожу с друзьями за компанию;
заставляют родители;
- ...
4. Как вы оцениваете качество воды в роднике?
- удовлетворительное в течение всего года;
- неудовлетворительное в течение всего года;
- в разные сезоны разное;
- ...
5. Кипятите ли вы родниковую воду дома?
- да;
- нет;
- иногда;
- ...
6. Как вы оцениваете отношение местных властей к роднику?
- постоянно заботятся о состоянии родника;
-забота носит разовый характер;
власти безразличны к состоянию родника;
- ...
7. Как вы оцениваете отношение местного населения к роднику?
- благоустраивает родник и прилегающую территорию своими силами;
- никак не благоустраивает;
- безразлично к состоянию родника;
- ...
8.Каково ваше отношение к роднику?
- участвую в благоустройстве, пресекаю попытки загрязнения прилегающей территории;
- в благоустройстве участия не принимаю, но сам не нарушаю его экологического равновесия;
- я не обязан следить за родником и могу около него делать всё, что хочу;
- ...
9. Как вы оцениваете современное экологическое состояние прилегающей к роднику территории?
10. Как вы думаете, что произойдёт с родником в будущем?
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ФОТООТЧЁТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Рисунок 1. Начало работ по благоустройству родника
Рисунок 2. Уборка прилегающей территории
Рисунок 3. Уборка мусора с прилегающей территории
Рисунок 4. Окраска беседки и колодца
Рисунок 5. Косметический ремонт беседки
Рисунок 6. Состояние родника по окончании трудового марафона
«За родники на всей планете несут ответственность и дети»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.