Проект
(образовательно – воспитательный)
Районная интерактивная игра «Годы, опаленные войной»
как средство развития познавательного интереса и социализации учащихся
Возраст учащихся: 5 -8 классы
Срок реализации: август - декабрь
Разработчик:
Астахова Е.М.,
воспитатель ГПД,
педагог - библиотекарь
р.п. Сынтул
2020 г.
Аннотация
Образовательно – воспитательный проект районной интеллектуальной игры «Годы, опаленные войной», посвящен одному из важнейших событий - Великой Отечественной войне. С помощью использования интерактивных технологий проект знакомит с историей родного края в годы войны, с основными историческими событиями страны, с патриотической ролью Русской православной церкви в военный период, интегрирует знания в области истории, географии, обществознания и православной культуры, краеведения, способствует реализации требований ФГОС, начального и основного общего образования в области духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в возрасте 11–15 лет.
Данный проект ориентирован на повышение познавательного интереса школьников к истории Великой Отечественной войны, на приобретение новых знаний, сформированных в процессе подготовки к игре, на выполнение творческих заданий, на непосредственное участие в игре детей, педагогов и родителей.
Проект определяет содержание, основные пути развития духовно – нравственного и патриотического воспитания в школе и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Паспорт проекта
1. |
Наименование инновационного проекта |
Районная интерактивная игра: «Годы, опаленные войной» как средство развития познавательного интереса и социализации учащихся. |
2. |
Заказчик инновационного проекта |
МОУ «Сынтульская средняя общеобразовательная школа» |
3. |
Разработчик инновационного проекта |
Астахова Елена Михайловна педагог – библиотекарь, учитель ОРКСЭ, воспитатель ГПД
|
4. |
Целевая группа, участники проекта. |
Учащиеся образовательных учреждений Касимовского района, учителя, библиотекари, родители. |
5. |
Возраст и количество участников проекта |
Возраст участников – 10-14 лет (учащиеся 5-8 классов) Количество участников более 120 человек |
6. |
Сроки реализации проекта |
Август – декабрь 2019 г |
7. |
Ожидаемые результаты
|
1. Повышение уровня патриотического сознания. 2. Применение инновационных технологий, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, легко и непринуждённо введет ребят в мир знаний по истории ВОВ. 3. Участие детей в мероприятиях, в том числе «трудных» подростков, учащихся с девиантным поведением, состоящих на различных видах профилактического учета; 4. Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий. 5. Формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по патриотическому воспитанию в районе. |
8. |
Цель проекта |
Развитие патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности. |
9. |
Задачи проекта |
- Активизация познавательного интереса школьников к событиям Великой Отечественной войны посредством интерактивной игры «Годы, опаленные войной»; - показать роль Русской православной церкви в военный период; -организовать совместную деятельность с внешними партнерами: родителями, семьями, библиотекарями, учреждениями муниципальных образований для участия в проекте. - изучать героическое прошлое нашей страны, повысить интерес к военной истории своего родного края; -воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; - сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и её видным деятелям – патриотам России. |
10 |
Специализация проекта |
Популяризация интереса к истории ВОВ посредством игровых и информационных технологий. |
Введение
Проект «Интерактивная игра «Годы, опаленные войной» разработан к памятной дате 75 - летию Победы, хотя подобная игра проводилась уже в 2017 году. Именно этот год был богат на юбилеи: 955 лет городу Касимову, 565 лет образования Касимовкого ханства, 80 лет – Рязанской области. Я являюсь руководителем РМО учителей ОРКСЭ и в этом году решила провести интерактивную игру вновь, но с другим содержанием и более расширенным полем действий: выйти за рамки одной школы и привлечь к игре учителей, учащихся из других муниципальных образований, руководителей ШМО, РМО, родителей, семьи.
Приоритетными направлениями этого проекта в области патриотического воспитания обучающихся стали: воспитание высоких духовно-нравственных принципов, формирование патриотических чувств на основе культурно – патриотических ценностей.
Война
идет всегда. А сейчас особенно остро она направлена на молодежь, на воспитание
ненасытных потребителей удовольствий. Проектируя свою работу, мне хотелось
показать, что можно жить по-другому и чувствовать, что ты не лишний на земле. А
тематика военного времени самая подходящая для реализации замысла.
С помощью проекта я постаралась повысить интерес школьников к военной
истории Отечества в ходе подготовки к празднованию 75-летия Победы советского
народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Очень хотелось
рассказать об одной из малоизученных страниц истории Великой
Отечественной войны – деятельности православной церкви, о чем не часто говорят, но знать должны, а именно о молитвенном
и патриотическом подвиге Русской православной церкви в годы войны и, конечно, о
военных событиях родного края. Благодаря краеведению активизируются и
обогащаются имеющиеся знания по истории России, так как они
просматриваются через призму истории села, семьи, человека.
Актуальность проекта.
Одной из главенствующих задач в воспитании детей является привитие любви к Родине и родному краю. Патриотизм есть воплощение любви к стране и Отечеству, наличие тесной связи с историей и культурой нации, достижениями и неудачами – все это составляет духовно-нравственную основу личности, что, в свою очередь, формирует в ней позицию гражданина и необходимость участия в жизни и судьбе своей Отчизны. Актуальность данного проекта определяется потребностью общества в духовно - нравственном и патриотическом воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Проблема.
В настоящее время учащиеся плохо знакомы с историческими событиями, которые происходили в России. К сожалению, это касается не только древнейших времен, но и событий ХХ века, среди которых – Великая Отечественная война. Меня, как библиотекаря, очень волнует, что ребята не интересуются данной тематикой, мало читают книг о войне. Знаю, что работа предметников и классных руководителей в этом направлении ведется. Но так как у детей кратковременная память и поверхностные знания темы, то все быстро забывается.
Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей ВО войны через интерактивные интеллектуальные игры, которые в увлекательной форме помогут активизировать познавательную деятельность детей, дать новые знания закрепить полученные.
Цель проекта.
Развитие патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности.
Задачи.
- активизация познавательного интереса школьников к событиям Великой Отечественной войны по средствам интерактивной игры «Годы, опаленные войной»;
- показать роль Русской православной церкви в военный период;
- организовать совместную деятельность с внешними партнерами: родителями, семьями, библиотекарями, учреждениями муниципальных образований для участия в проекте;
- изучать героическое прошлое нашей страны, повысить интерес к военной истории своего родного края;
- воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и её видным деятелям – патриотам России.
Социальный эффект проекта
Интерес детей к игре всегда огромен, и нужно направить его в полезное русло. Реализация игровых программ в виде интерактивных игр способствует активизации познания в разных областях предметов, учит решать ситуативные задачи и помогает выявить творчески одаренных детей, помогает вовлечь в игру детей разного уровня интеллекта, в том числе «трудных» подростков, учащихся с девиантным поведением, состоящих на различных видах профилактического учета.
Инновационные методы формирования патриотических качеств личности: беседы, лекции, дискуссии, коллективное творческое дело, метод интеллектуальной игры и проектов, соревнований, создание ситуации успеха.
Основные принципы организации патриотического воспитания.
Проект опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня патриотического сознания.
2. Применение инновационных технологий, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, легко и непринуждённо введет ребят в мир знаний по истории ВОВ.
3. Участие детей в мероприятиях, в том числе «трудных» подростков, учащихся с девиантным поведением, состоящих на различных видах профилактического учета;
4. Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
5. Формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по патриотическому воспитанию в районе.
Спектр способов и форм фиксации результатов: грамоты, дипломы, анкеты, тестирование, протоколы диагностики, диаграммы, протоколы соревнований, фото- и видеоматериалы, отзывы (детей и родителей), электронная страница о работе проекта на сайте школы и УО Касимовского района.
Работа с родителями.
1. Опрос родителей.
2. Привлечение родителей к участию в проекте.
3. Совместные чтения художественной литературы о войне, посещение музея «Боевой славы».
4. Просмотр фильмов о войне с последующим обсуждением.
5. Помощь в подготовке к игре и проведению игры.
6. Участие в игре.
Календарный план реализации проекта.
Этап проекта Сроки, период |
Содержание проекта
|
Ожидаемые результаты |
1. I-й этап: организационный ( август - сентябрь 2019 г.) |
- спроектировать модель проекта; - проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта; - подобрать диагностические методики изучения эффективности деятельности по основным направлениям проекта; - разработать, обсудить и утвердить проект на педагогическом совете школы. |
Проектирование модели проекта, создание условий для его реализации |
II-й этап: практический ( сентябрь -ноябрь 2019 г.) 1.Подготовительный. 2.Полуфинал 3.Финал игры |
- провести первичную диагностику знаний; (смотри приложение) - провести подготовительные мероприятия проекта - подготовить информационный материал по темам: · История Рязанского края в годы ВО войны. · Касимовская земля в годы ВО войны. · Что я знаю о Великой Отечественной войне. · Роль церкви в Великой Отечественной войне; - проведение тестирования среди учащихся муниципальных образований района; - отбор лучших результатов по итогам тестирования; - формирование участников игры; - сбор заявок для участия в игре; - проведение интерактивной игры «Годы, опаленные войной» |
реализация проекта: готовность к игре; тестирование; игра. |
III -й этап: аналитический (декабрь 2019 г.) |
- подготовить аналитические материалы по реализации проекта на основе анализа и оценки результатов работы школы, выпустить методическое пособие по данной проблеме; - провести коррекцию затруднений в реализации проекта. |
Анализ итогов реализации проекта |
Информационные ресурсы.
Информационная база школы, специальная литература, сайт образовательного учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта.
Технические ресурсы.
Техническое обеспечение школы. А конкретно в школе имеется:
Конференц - зал, кабинет информатики, где есть возможность сохранять необходимые исторические материалы, проводить заседания, работать над проектом: мультимедийное оборудование, фотоаппарат, музыкальная аппаратура.
Мероприятия по реализации проекта
№ |
Мероприятие |
Название |
Ответственные |
1 |
Школьная линейка |
«О проектной игре» |
Организатор внеклассной работы |
2 |
Цикл классных часов по патриотическому воспитанию |
«И помнит мир спасенный..» «Они защищали Родину» |
Классные руководители |
3 |
Посещение музея «Боевой славы» |
«Я помню, я горжусь!» |
Организатор внеклассной работы |
4 |
Участие в VII Православном Молодежном Форуме «Ладья» (с 6 по 8 ноября 2019 г.) Дискуссионные площадки. Участие в богослужении. Концерт |
Экскурсия по Никольскому храму монастырскому комплексу. Интеллект- игра «Дорогами войны» «Наследники победы: что мы знаем о войне?» «Духовная война».
|
Касимовская епархия и Никольский Шостьенский женский монастырь. МОУ «Шостьенская СОШ» |
5 |
Оформление тематической выставки |
«Полководцы России» |
Библиотекарь |
6 |
Библиотечный урок
|
Роль церкви в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) |
Учитель ОПК |
7 |
Просмотр фильмов, презентаций, чтение книг, слушание песен военной тематики
|
«Битва за Москву» (киноэпопея, 1985), реж. Ю.Озеров «Обыкновенный фашизм» (док. фильм, 1965), реж. М.Ромм. «Поп», реж. В.Хотиненко. 2010. |
Учитель музыки, классные руководители, родители, учащиеся |
8 |
Выпуск информационного календаря |
«Основные даты войны» |
Учитель истории |
9 |
Беседа с учащимися |
Рязанский край в годы ВОВ. |
Библиотекарь |
10 |
Проведение интернет –викторины (дистанционно) |
«Православие в годы войны» «Рязанский край в годы войны» «Что я знаю о Великой Отечественной войне» |
Библиотекарь |
11 |
Урок с участием священника –отца Симеона Правдолюбова. |
Мои родные в годы ВОВ. |
Священник отец Симеон |
12 |
Проведение интерактивной игры |
«Годы, опаленные войной». |
Библиотекарь |
Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.
Оценка эффективности и мониторинг процесса инновационной работы
Анализ внедрения игровой технологии в проект с целью выявления у учащихся познавательных потребностей и заинтересованности к истории войны показал повышения динамики положительных ответов. Смотри приложение.
Перспективы.
По итогам игры будет разработано методическое пособие по подготовке и проведению интеллектуальной игры «Годы, опаленные войной».
Формами и каналами распространения результатов опыта станет размещение информации на сайте ОУ Касимовского района. Материалы и методические рекомендации также будут размещены на сайте Сынтульской школы. Представление методических материалов может быть использовано для участия в научно-практических семинарах и конференциях по патриотическому воспитанию.
Также в планах разработка варианта игры, рассчитанной на более взрослую аудиторию: старшеклассники, студенты, педагоги, сотрудники учреждений культуры. Игру также можно будет проводить в летних лагерях, на молодёжных форумах и слётах, тематически связанных с патриотической, православной культурой и духовно-нравственным развитием человека.
Список литературы.
1. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6.
2. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
3. Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.
4. Крючков Ю.А.Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
5. Велика Отечественная война. Начальная школа /Сост. Е.Р. Никитина. – М.: ВАКО, 2015. – 80 с. цв. илл. – (Школьный словарик)
Приложения к проекту
Общее описание инновационного продукта
В начале сентября 2019 года на школьной линейке учащимся и учителям было объявлено о внедрении в школьный воспитательный процесс районной, проектной интерактивной игры: «Годы, опаленные войной», посвященной 75 – летию Великой Победы. Школьникам и классным руководителям были розданы алгоритмы проведения игры. К проекту были подключены учащиеся муниципальных образований Касимовского района, родители. Педагогам муниципальных учреждений было дано указание в осуществлении посильной помощи учащимся в подготовке и проведении игры, в приобщении к игре родителей.
На подготовительном этапе учащиеся вместе с учителями готовились к финальному туру игры. Но прошел в финал не каждый желающий, а только те, кто наряду с участием в мероприятиях, прошел положительно и тест – викторины.
Из основных мероприятий очень запомнился ребятам фильм «Поп» режиссера Владимира Хотиненко. Еще не раз после окончания игры ребята приходили ко мне в класс высказать свое мнение по фильму. Ребята узнали о самой важной миссии церкви, в которой не было громких подвигов и библейских чудес, а главным стало возвращение веры народу. И долг священника перерастает в священный подвиг…
Ребята уяснили для себя, что в горниле военных событий каждый может оказаться между молотом и наковальней, человек должен сделать свой выбор. Есть ситуации, когда невозможно быть нейтральным, но еще сложнее быть «за кого-то». И тогда опорой становятся вера, любовь к ближнему и надежда на спасение.
С интересом ребята окунулись в поиск знаний о Касимовском крае в годы великих сражений. Учащиеся узнали, что в разные периоды войны, жители города и района побывали на всех фронтах: принимали участие в битве за Москву, в Курской и Сталинградской битвах, участвовали в героической обороне Ленинграда, что многие наши земляки награждены орденами и медалями, а двадцать человек получили самую высокую награду – звание Героя Советского Союза.
Детям было дано задание, найти информацию об известных полководцах ВОВ Рязанского края. Одним из видных советских полководцев оказался уроженец г. Скопина Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, Маршал Советского Союза Бирюзов С.С.
На практическом этапе нам с ребятами 8 класса посчастливилось принять участие в VII Православном Молодежном Форуме «Ладья» (с 6 по 8 ноября 2019 г.) организатором, которого является молодежный отдел Касимовской епархии и Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь. Форум был посвящен тематике войны и проводился на базе МОУ «Шостьенская СОШ» Продолжительность форума - 3 дня. На форуме звучали песни военных лет, работали дискуссионные площадки. Темы: «Наследники победы: что мы знаем о войне?» и «Духовная война».
Была проведена военно – патриотическая игра «Дорогами войны», организована встреча с Владыкой Василием, епископом Касимовским и Сасовским, просмотр художественных фильмов. Эти мероприятия помогли в подготовке и участию в интерактивной игре «Годы, опаленные войной».
В период практического этапа в Сынтульской школе, включая филиалы, прошли школьные туры игры: полуфинал и финал. На начальном этапе был произведен отбор членов проектных команд, а затем на базе МОУ «Сынтульская СОШ» был реализован его районный этап. В день проведения этапа игры координатору в муниципалитет была выслана презентация с игрой. Команды из разных муниципалитетов: Новодеревенской, Елатомской, Гиблицкой, Ибердусской, Торбаевской, Шостьенской, Сынтульской и Гусевской школ приняли участия в финальной игре. Финалисты и победители игры были награждены дипломами и сладкими призами.
Родители вместе с детьми готовились к игре: помогали в нахождении материала; просматривали фильмы о войне, обсуждали с детьми прочитанные книги, отвечали на вопросы викторины, придумывали названия команд.
Рефлексивный этап игры – декабрь месяц. Материал к концу декабря был оформлен и распространен среди школ муниципальных образований, освещен на сайтах Сынтульской школы и УО Касимовского района.
В ходе проекта кое-что пришлось вспомнить, а многое и узнать. Ребята из рассказа отца Симеона Правдолюбова узнали, что во время войны на полях сражений были и служители церкви из рода Правдолюбовых и их сыновья. Среди них наши земляки - сыновья Сергия Анатольевича Правдолюбова (1890-1950) погибли н а фронте (Виктор (1919 - 1943), Сергий (1925 - 1943). Анатолий Сергеевич Правдолюбов (1914 -1981) в сентябре 1941 мобилизирован и отправлен на фронт. А в 1944 году был тяжело ранен и отправлен домой, где продолжил свой трудовой подвиг в сане священнослужителя.
Кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Теперь ребята узнали, что священники были и жили среди нас в нашем родном поселке.
В библиотеке была организована выставка книг по теме: «Война. Честь и достоинство». Ребятам были рекомендованы кроме классических произведений о войне еще и новые. Так, например, вышедшая в 2012 году – книга «До последнего часа» Марины Лебедевой, нашей землячки, произвела на ребят особое впечатление. Они выстроились в очередь, чтобы первыми узнать историю этой повести. Прочитав повесть, ребята узнали, какой духовный смысл имела та война. Ведь без Бога победить в войне было просто невозможно. Автор показал людей с разными характерами и недостатками, но имеющими объединяющее всех чувство – любовь к Родине и готовность за нее жертвовать собой, тихо, без высоких слов.
После игры некоторые учителя подходили ко мне с просьбой, чтобы я перебросила методический материал им на флешкарту, другие же для этой цели оставляли свою электронную почту. Вот это и есть результат этого проекта.
Заключение
Причиной появления данного проекта явилось легкомысленное и равнодушное отношение учащихся к приближающемуся юбилею 75 летия Великой Победы. Для нашего поколения это Великий праздник и не знать его основных событий нельзя. Защита Отечества волнует меня, мое поколение. Хочется, чтобы дети не оставались равнодушными, они должны знать, что у каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Дети должны знать, что Отечество - это «земля отцов». А каждый отец передает свои знания, опыт своим сыновьям, встает на защиту сынов и «земли отцов», и приходит время, и сыновья создают живой щит на пути врага. Наши дети должны помнить, что Земля русская создавалась веками. За её целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Поэтому они завещали беречь землю русскую - нашу Родину.
Вовлекая ребят в проект, я хотела разбудить в них живой интерес к теме ВОВ, которая нам близка и так далека от них. Понимаю, что традиционными методами мотивировать ребят к изучению темы Великой Отечественной войны нельзя, поэтому я выбрала другой путь - путь интерактивной игры. Моя задача состояла не только и не столько в помощи школьнику в усвоении знаний (Что изучать?), формировании компетенций (Как изучать?), сколько в помощи обучающемуся в обретении смысла жизни (Ради чего изучать?). Ведь именно смыслы (в их числе нравственность, духовность, патриотизм) определяют собственно человеческое начало.
Я заметила, что в ходе реализации проекта и совместной деятельности с детьми у учащихся и их родителей повысился уровень патриотического сознания. Во время проекта царила особая атмосферы «сотворчества», «социокультурная среда общения», активизировались коммуникативные качества, стимулировалась познавательная деятельность учащихся и социальная адаптации ребенка.
Безусловно, учащиеся получили новые знания па данной тематике, закрепили их с помощью тестов – викторин, а также продемонстрировали свои знания на игре.
Большинство учащихся считают игру интересной и что надо проводить такие игры в школе. Не равнодушными к игре были и учителя. Я услышала от них слова благодарности за хорошую подготовку к игре и нужный, своевременный материал, которым меня попросили поделиться для проведения такой игры в своих школах.
Показатели эффективности реализации проекта:
·актуальность и востребованность проекта;
·общее количество мероприятий проектной работы, организовано образовательным учреждением;
·количественная и качественная динамика, отражающая вовлечение школьников в проектную деятельность в рамках мероприятий разных уровней организации (в проекте приняли участия учащиеся разных муниципальных образований: Новодеревенской, Елатомской, Гиблицкой, Ибердусской, Торбаевской, Шостьенской, Сынтульской и Гусевской школ. Только в финальном этапе участвовало 29 учащихся из перечисленных школ и 12 педагогов. Общее количество участников проекта -120 ч.);
·динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел;
·повышение читательской активности, увеличение книговыдач по теме;
·сравнительный анализ результатов ответов учащихся при первоначальном тестировании знаний и итоговом (положительная динамика в сторону увеличения правильных ответов;
·представительство различных категорий школьников, участвующих в мероприятии, в том числе детей – сирот, школьников с девиантным поведением, одаренных детей;
· высокая степень удовлетворенности учащихся результатами работы в рамках проектной деятельности;
·взаимосвязь мероприятий с другими направлениями воспитания;
·вовлечение в систему проектной работы родителей, представителей общественных организаций;
·распространенность опыта по патриотическому воспитанию подрастающего поколения среди других учебных заведений района и города.
Вывод: формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций у учащихся через реализацию инновационного проекта посредством интерактивной игры дало положительные результаты.
Проект способствовал развитию интереса к событиям ВОВ, получению новых знаний и становлению, совершенствованию компетентностей через включение воспитанников в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для их социализации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.