Название проекта «Образовательный туризм – инновационная технология в системе духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического »
1. Обоснование проекта.
Актуальность. В нашей стране, в Республике Крым, а также в городском округе Ялта большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет понятие патриотизма, как чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями, который проявляется через любовь к Родине; любовь к своему народу; любовь к своей малой родине, своей семье. Изучение опыта работы образовательных учреждений всех видов и типов разных регионов страны, и в частности Республике Крым, показал необходимость программ «Краеведение», «Родиноведение» и «Крымоведение», направленных на изучение малой родины. Крым - это планета в миниатюре. Крым - это соединение всех целительных сил природы и заповедник ее чудес. Крым - это мастерская человеческого гения и музей его творений. Крым – это древнейшие города и крепости. Крым - это перекрёсток культур и цивилизаций. Крым - это величественные горы и ласковое Черное море. Крым - это цветущие сады и виноградники, раскинувшиеся у подножия крымских гор. О Крыме можно рассказывать бесконечно, но лучше один раз увидеть и навсегда полюбить наш «удивительный край». Природа и история Крыма, словно сами приглашают к познанию, вознаграждая каждое усилие зримыми плодами. Для образовательного туризма Крым имеет самое большее в СНГ разнообразие музеев и научных центров. Наши наблюдения показали, что школьники любят гулять, путешествовать, совершать экскурсии, тем самым проявляют интерес к изучению истории малой родины, к достопримечательностям родного города, республики, страны. Однако многие не видят значимости полученных знаний в жизни, не всегда находят им практического применения, слабо ориентируются даже в городском пространстве. У родителей учащихся также отмечается низкий уровень знаний истории своего города и его достопримечательностей. Например, многие родители не знают о существовании школьного и городского музеев дважды героя Советского союза Амет-Хана Султана, их деятельности. Сегодня в городском округе Ялта большое внимание уделяется вопросу конструктивного взаимодействия образования, культуры, туризма и активного вовлечения в него учащейся молодежи. В связи с этим, вопросы обучения и использования технологии образовательного туризма с целью обучения, образования и воспитания подрастающего поколения актуальны и востребованы как среди городского педагогического сообщества, так и всего Крыма. Так, в рамках проекта педагоги и учащиеся выбирают отдельные темы общеобразовательных предметов, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьной программе и разрабатывают по ним образовательно-туристические маршруты по городу, республике, используя средства туристического показа. Ими могут быть не только памятники и достопримечательности, но также музеи, театры, промышленные, спортивные, природные объекты. Также разработка маршрутов может осуществляться в рамках внеурочной, проектной, исследовательской, внеклассной деятельности, в рамках дополнительного образования. Будут созданы инновационные образовательно-туристические продукты, а именно: реестра образовательных туристских маршрутов (учетный документ, содержащий информацию о туристских маршрутах), квест-экскурсий, пешеходные (в том числе в зоне шаговой доступности), автобусные, виртуальные экскурсионные образовательно-туристические маршруты, интерактивные площадки, по разным предметным направлениям; рекламные и сюжетные видеоролики, аудио и видео гиды, квест – игры и КТД по темам и др. Новизна проекта заключается в том, что создавая образовательно-туристические продукты, используется потенциал историко-культурного и природного наследия как всего городского округа Ялта, так и всей Республики Крым. Это делает продукт оригинальным и неповторимым. Так, например, целью создания Реестра образовательных туристских маршрутов является сбор и обобщение материала о наличии образовательных туристских маршрутов как на территории городского округа Ялта, так и Республики Крым. Форма Реестра содержит основные разделы: наименование маршрута; краткое описание маршрута; ключевые точки маршрута с кратким описанием каждой точки; продолжительность маршрута; категория учащихся; способ передвижения; сезонность; организатор маршрута; контакты организатора. Реализация проекта осуществляется при сетевом взаимодействии представителей сфер общего и высшего образования, общего и дополнительного образования, интеграции образования, культуры, туризма и спорта. Использование технологии образовательного туризма, будет способствовать формированию у обучающихся национально-гражданской идентичности, созданию у них устойчивого образа родного Крыма как многонационального региона, исторически развивающегося на принципах взаимного согласия и уважения. В рамках образовательной организации использование технологии образовательного туризма будет содействовать развитию у подрастающего поколения осознанного поиска школьниками новых форм получения и освоения предметных знаний, дополнительной информации для расширения кругозора, будет создана система духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Данный инновационный проект нацелен на реализацию регионального компонента в образовательном процессе молодого поколения крымчан, на формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своего края.
1.1. Нормативно-правовое обеспечение проекта. Концепция духовно-нравственного развития. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020гг».
1.2. Проблема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения остается одной аз актуальных для города Алупки. В нашем городе насчитывается более 100 национальностей. Национальный состав учащихся большинства школ города является неоднородным, поэтому вопросы толерантности, уважения к традициям и обычая к разным народам актуализируются ежегодно через проведение городских и общешкольных мероприятий, посвященных Дню народного единства. В школе действует школьный музей, школ регулярно участвуют в сборах, городских конкурсах-смотрах школьных музеев.
Городской округ Ялта, в частности Алупка, имеет уникальную историю развития и не менее уникальные по художественному значению памятники и достопримечательности. Однако школы редко выезжают на экскурсии. Для совершенствования системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения необходимо использовать опыт других регионов, в частности, опыт, основанный на использовании технологии образовательного туризма города Москвы, Свердловской, Ярославской области. Технология образовательного туризма позволяет использовать историко-культурный и природный потенциал каждого города, региона в системе общего и дополнительного образования, внеурочной и внеклассной деятельности. При этом каждая образовательная организация может решать свои воспитательные и образовательные задачи, активно вовлекая в разработку образовательно-туристических маршрутов педагогов, учеников, родителей.
2. Цель. Объект исследования (воздействия). Предмет исследования (воздействия). Гипотеза. Задачи.
Цель образовательного туризма - способствование формированию человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
3. Цели:
1) Повышение уровня межпредметных знаний у учащихся школы (краеведение и обществознание, краеведение и химия, краеведение и физика и т.д.);
2) Получение практико-ориентированных знаний и опыта профессиональных ролей (экскурсовод, рекламный агент, социолог, разработчик, коммуникатор и т.д.) через исследование, изучение историко-культурного потенциала города, области, страны.
Задачи:
1) Обучить технологии образовательного туризма педагогов и учащихся.
2) Провести экспертную оценку разработанным образовательно-туристическим маршрутам, учебным фильмам, квест-играм, интерактивным площадкам.
3) Апробировать и корректировать при необходимости разработанные образовательно-туристические маршруты, учебные фильмы, квест-игры.
4) Создать реестр образовательно-туристических маршрутов.
5) Разработать и апробировать систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, основанную на использовании технологии на базе школы № 1 г.Алупки.
6) Распространить созданную систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, основанную на использовании технологии образовательного туризма в системе образования городского округа Ялта.
Объект исследования – историко-культурное и природное наследие города Алупки городского округа Ялта и Республики Крым.
Предмет исследования – использование технологии образовательного туризма в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Гипотеза. Использование технологии образовательного туризма позволит создать вариативную систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, применимой для каждой образовательной организации с учетом географического месторасположения, внутренних задач и программы развития.
4. Методологическая основа проекта (научно-педагогические принципы, подходы, научные школы, концепции, положенные в основу проекта).
По определению академика И.П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти, оно направлено формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Необходимость сохранения исторической памяти исходит из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, которая определяет понятие патриотизма, как чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями, который проявляется через любовь к Родине; любовь к своему народу; любовь к своей малой родине, своей семье. Для духовно-нравственного, гражданско-патриотического развития и воспитания подрастающего поколения необходимо активное вовлечение учащихся в изучение истории малой родины, истории страны посредством образовательного туризма. Мы изучили разные подходы к определению «образовательного туризма» ведущих специалистов (Приложение 1. таблица 1. Подходы к определению понятия «образовательный туризм»), так А.Ю. Александрова «под образовательным видом туризма понимает образовательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений». Именно такой подход позволяет выявить смысл, назначение и место предмета в системе учебных дисциплин. В рамках проекта авторский коллектив проекта рассматривает образовательный туризм как вид активной познавательной деятельности с элементами отдыха и досуга. Познавательная деятельность направлена на повышение уровня межпредметных знаний, на получение практико-ориентированных знаний, опыта профессиональных ролей (экскурсовод, рекламный агент, социолог, разработчик, коммуникатор и т.д.), на исследование, изучение и использование историко-культурного потенциала города, области, страны. Образовательный туризм позволяет выйти за рамки традиционных мероприятий в рамках образовательного и воспитательного процесса учащихся, расширить границы образовательной среды школы до территории городского пространства, которое необходимо рассматривать как особую среду для образования, развития и воспитания учащихся (Шалаев И.К., Веряев А.Л. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. 1998. P. 23 – 27).
Вовлекая учащихся в работу по проекту предполагается использовать следующие формы обучения: экскурсии, игровые тренинги для глубоко погружения в тему; практикумы, лекции, интерактивные беседы для теоретического изучения материала; занятия-игры (ролевые, имитационные, ситуационные игры), занятия самостоятельной деятельности, исследовательские занятия, занятия с решением проблемных ситуаций для развития познавательного интереса учащихся; индивидуальные, фронтальные, индивидуально-групповые формы работы для реализации разноуровневого подхода.
Среди общедидактических методов обучения для изучения теоретического материала использованы:
А) проблемное изложение. Данный метод позволяет учащимся быть активными слушателями, следить за логикой изложения, усваивать этапы решения всей проблемы. Проблемное изложение материала активизирует мышление учащихся, обеспечивает продуктивную и умственную деятельность;
Б) частично-поисковый (эвристический) метод. При использовании эвристической беседы заранее подготавливается система вопросов, которая стимулирует познавательную активность учащихся, т.к. ответ вызывает у них интеллектуальное затруднение и целенаправленный мыслительный процесс.
В) исследовательский метод используется для конструирования исследовательских заданий и проблемных задач во время организации деятельности по поиску объектов историко-культурного наследия, сбору, изучению информации о них, моделированию и разработке образовательно-туристических продуктов.
Для разработки образовательно-туристических маршрутов, квест-игр, учебных фильмов, интерактивных площадок применяются современные образовательные технологии: (музейные, информационные, туристические, игровые, портфолио, здоровьесберегающие, социального взаимодействия, социального проектирования др.) и воспитательные технологии (КТД, рефлексивного самовоспитания, формирования лидерских качеств).
При разработке образовательно-туристических маршрутов, интерактивных площадок, квест-игр и др. используется личностно-ориентированный подход для выбора темы образовательно-туристического маршрута в зависимости от области интереса учащихся, практико-ориентированный подход при изучении материалов краеведения, основ внутреннего туризма и сервиса, основ экскурсионно-туристической и экскурсоводческой деятельности, основы взаимодействия с социальными партнерами, основы создания печатной, видеопродукции, основы организации интерактивных пространств и квест-игр.).
5. Основная идея (идеи) предлагаемого проекта. Образовательный туризм рассматривается как вид активной познавательной деятельности с элементами отдыха и досуга. Познавательная деятельность направлена на повышение уровня межпредметных знаний, на получение практико-ориентированных знаний, опыта профессиональных ролей (экскурсовод, рекламный агент, социолог, разработчик, коммуникатор и т.д.), на исследование, изучение и использование историко-культурного потенциала города, области, страны. География и направление образовательно-туристических маршрутов, экскурсий и сопровождающих образовательно-туристических продуктов, разрабатываемых учащимися не ограничивается пространством городского округа Ялта и Республики Крым.
Технология образовательного туризма способствует вовлечению учащихся в краеведческую, поисково-исследовательскую, проектную, экскурсионную деятельность. В процессе освоения и применения технологии образовательного туризма учащиеся знакомятся с разными аспектами истории края: развитием науки, промышленности, техники, спорта, культуры и т.д. Это способствует формированию толерантности, чувства уважения к другим культурам и обычаям, развитию практических навыков общественной активности, направленной на сохранение и распространение историко-культурного и природного наследия края.
6. Партнеры (сетевое взаимодействие, социальные партнеры).
Алупкинский дворец- музей, Ялтинский краеведческий музей.
Объем выполненных работ.
За период работы, разработано 30 образовательно-туристических маршрутов)
7. Целевые критерии и показатели (индикаторы) проекта. Количество и качество разработанных образовательно-туристических маршрутов, квест-игр, фильмов (высокая экспертная оценка). Положительный опыт апробации образовательно-туристических маршрутов и их внедрения в систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся. Высокий интерес педагогического, ученического, родительского сообщества к освоению и использованию технологии образовательного туризма.
8. Используемые диагностические методы и методики, позволяющие оценить эффективность проекта. 1. Шилова М.И. Диагностика нравственной воспитанности. 2. Федосеева О. Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников. 3. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой. 4. Изучение социализированности личности учащихся (методика М.И. Рожкова).
9. Планируемые результаты (в т.ч. выраженные в методической продукции).
Количество учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, учащихся 8-11 классов, освоивших технологию образовательного туризма.
Количество разработанных образовательно-туристических маршрутов, квест-игр, учебных фильмов, интерактивных площадок - Каталог образовательно-туристических маршрутов.
Разработана и апробирована система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, основанная на использовании технологии образовательного туризма. - Учебно-методическое пособие «Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, основанная на использовании технологии образовательного туризма» (из опыта работы МБОУ Школа №1» г.Алупки
)
10. Перспективы развития инновации идеи проекта. Распространение опыта работы в других регионах (на конференциях, семинарах и др. мероприятиях). Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания с использованием технологии образовательного туризма будут распространена и внедрена в образовательные организации с учетом их внутренних задач и программ развития.
11. Новизна идеи. В разных городах регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Ярославская, Свердловская область и др.) используют историко-культурный и природный потенциал своего города и области для формирования ценностного отношения к истории города, края. В Крыму и в частности в опыт использования технологии образовательного туризма был частично запущен, но не апробирован, система не сформирована. Поэтому для городскрго округа Ялта система патриотического и духовно-нравственного воспитания, основанная на технологии образовательного туризма, будет инновационной
12. Практическая значимость. Учителя школ осваивают и используют инновационную технологию образовательного туризма в рамках образовательной, внеурочной, внеклассной деятельности, направленной на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Учащиеся осваивают и используют инновационную технологию образовательного туризма для получения практико-ориентированных знаний, опыта профессиональных ролей (экскурсовода, видео-оператора, рекламного агента и т.д.). Таким образом, система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания с использованием технологии образовательного туризма становится вариативной и применимой для конкретной образовательной организации с учетом её географического местоположения, внутренних задач и программ развития.
Система будет основана на интеграции общего, дополнительного образования, на индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося; на разноуровневом подходе: интерактивная виртуальная площадка, учебный фильм, экскурсионный маршрут, квест экскурсия, квест игра, экскурсии в зоне шаговой доступности и т.д.; на сетевом взаимодействии с различными учреждениями и организациями города.
13. Вероятные риски. Низкое качество разработанных маршрутов, как результат отсутствия мотивации педагогов, не учтен интерес учащихся в разработке образовательно-туристических маршрутов.
14. Механизм реализации проекта.
№ |
Задачи |
Действия (наименование мероприятий) |
Срок реализации |
Полученный (ожидаемый) результат |
Этап 1. Обучающий, сентябрь 2017-май 2018 гг. |
||||
1 |
1) обучить технологии образовательного туризма педагогов и учащихся |
1. Проведение обучающих семинаров для педагогов предметников, учителей дополнительного образования, руководителей школьных музеев Проведение игрового тренинга «Введение в образовательный туризм» для учащихся 8-11 классов, активистов школьных музеев. 2. Проектирование и разработка образовательно-туристических экскурсий, учебных видеофильмов, квест-игр. Консультации |
Сентябрь-декабрь 2019 года
Декабрь 2017-апрель 2018 года |
1.Освоение технологии образовательного туризма.
2. Образовательно-туристические экскурсии, учебные видеофильмы, квест-игры, интерактивные площадки. |
2 |
2) провести экспертную оценку разработанным образовательно-туристическим маршрутам, учебным фильмам, квест-играм |
Организация и проведение городского конкурса «Образовательно-туристических маршрутов и проектов» |
Май 2018 года |
Предварительная оценка экспертной комиссии разработанных маршрутов, фильмов, квест-игр. |
Этап 2. Апробационный, сентябрь 2019-май 2019гг. |
||||
1 |
Апробировать и корректировать при необходимости разработанные образовательно-туристические маршруты, учебные фильмы, квест-игры |
Сотрудничество с транспортной компанией города (составление договоров). Проведение уроков-экскурсий для учеников, учителей предметников, родителей. |
Сентябрь-декабрь 2018 года |
Получение обратной связи, откорректированные маршруты, видеофильмы, квест-игры. |
2 |
Создать единую базу образовательно-туристических маршрутов |
Взаимодействие с…………………... Проведение рабочих совещаний по обобщению опыта работы. |
Январь-февраль 2019 года |
Разработка каталога образовательно-туристических маршрутов, учебных фильмов, квест-игр |
3 |
Разработать систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, основанную на использовании технологии образовательного туризма |
Проведение семинара-тренинга по проектированию системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, основанную на использовании технологии образовательного туризма |
Март-август 2019 года |
Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, основанная на использовании технологии образовательного туризма |
Этап 3. Внедренческий, сентябрь 2019-август 2020 гг. |
||||
1 |
Апробировать созданную систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, основанную на использовании технологии образовательного туризма на базе МБОУ Школа №1» г.Алупки |
Проведение мероприятий, экскурсий, квест-игр, показ учебных фильмов на базе школы №1 г.Алупки. Получение обратной связи, фото-отчетов. Обобщение опыта работы, разработка и издание Учебно-методическое пособие «Система духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, основанная на использовании технологии образовательного туризма» (из опыта работы МБОУ №Школа №1» г.Алупки) |
сентябрь 2019-август 2020 гг. |
Учебно-методическое пособие «Система духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, основанная на использовании технологии образовательного туризма» (из опыта работы МБОУ Школа №1» г.Алупки ) |
1 |
Распространить созданную систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, основанную на использовании технологии образовательного туризма в системе образования городкого округа Ялта |
Участие в августовской конференции с демонстрацией опыта работы. Проведение городских семинаров «Образовательный туризм – инновационная технология в системе гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания», распространение учебно-методического пособия.
|
Август, 2020 года.
|
Учебно-методическое пособие «Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, основанная на использовании технологии образовательного туризма» (из опыта работы МБОУ №Школа №1» г.Алупки) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.