Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"
Оценка 5

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Оценка 5
docx
28.01.2020
Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Учреждение «Юксеевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил Утробин Алексей

учащийся  4  класса

Руководитель  Утробина О.А.

Библиотекарь Юксеевской СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016

 

 

Тема работы «Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках».

Объект  исследования – коми-пермяцкий фольклор.

Предмет – коми-пермяцкие сказки.

Цель работы:    исследовать образы нечистой силы  в коми-пермяцких сказках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Фольклор – интересная тема для проектов. Сказка с ее волшебно-фантастическим сюжетом, необычными героями, предметами увлекает детское воображение и рождает потребность читать. У каждого народа свои сказки. У коми-пермяцкого народа тоже есть свои сказки, они имеют что-то общее со сказками других народов, но есть и свои особенности. Нас заинтересовали образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках.

В ходе работы использовались исследовательские методы: изучение научной и публицистической литературы по теме, изучение фольклорных произведений, анализ, сравнение, обобщение.

Фольклор любого народа включает в себя произведения разного жанра и с разными персонажами. В коми-пермяцком фольклоре, как и в других, есть и положительные, и отрицательные персонажи.

Нечистая сила в коми-пермяцком фольклоре – «ваись» или «вакуль» (водяной), «вöрся» или «вöрись» (леший),  чуды, а также и домашние духи (домовой «олiсь», банник «пывсянко» и другие) - может вредить человеку.

Коми пермяцкий фольклор особенен тем, что в нём имеются свои персонажи, например,  чуды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотеза

 

Перед началом работы мы выдвинули гипотезу о  том, что образы нечистой силы в коми-  пермяцких сказках  имеют свои особенности.

 Наиболее распространёнными в фольклореявляются образы Бабы-Яги – Ёмы,  Водяного – Вакуля , Лешего – Вőрися, Полевика – Луншőрика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Ёма или Баба-Яга

 

древнейший персонаж  мифологии. В коми-пермяцких сказках Ёма играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои  как к последней надежде, последней помощнице.
   Раньше верили, что она может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
                                                                           Но всё-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем  какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и миром живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной.                                                                                        В коми-пермяцких сказках Баба-Яга или Ёма злая, хитрая, ворует у людей вещи, заманивает к себе детей, она способна даже умертвить  человека. В сказке «Ёма и Чача» она страшная: «Лицо у неё чёрное, волосы зелёные». И голос у неё противный: «…- Зачем пришла? – проскрипела она и лязгнула зубами». Ей служат осина, дверь, веник-голик, ольховая ветка, чёрный ворон, чёрный кот. Вместо кур у неё коршуны, вместо овец – волки, вместо коров – медведи. И все эти слуги и «домашний скот» вредят человеку, а Ёма три раза отправляет девочку Чачу  на верную гибель, а в конце сказки пытается убить.      В сказке «Верешок» Ягиня, сестра Бабы-Яги, крадёт мальчика для своих дочек чтобы сделать из него слугу. В сказке «Сестричка и братец» Баба-Яга слепая, живёт на вершине огромной сосны, мелет горох на меленке, а чёрный кот Воркот ей служит. Дети, поднявшиеся к ней в поисках стручков длинного гороха, увидя её, поняли: «Сама Яга гам не даст ничего, очень уж у нё вид злой и жадный». Поэтому дети должны обманывать злую Ягу, чтобы не остаться голодными. Она может подменить детей, выкрасть их для себя., как в сказке «Жена солдата и её золотые дети» 

Вывод: как коми-пермяцких так и во многих сказках  мира, Ёма - Баба-Яга – это злое существо, стремящееся вредить человеку. Выглядит она по страшному. Жилище её может быть в самых разных местах, а среди слуг её есть как животные,  растения так и предметы.

Глава 2.  В лесу Вöрись – полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно.

Леший может стать пнём и кочкой, превратиться в зверя и птицу.  Он отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там ниже травы, свободно укрываясь под любым листочком. Но на луга,  он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми.

Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки.                                                                                                Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам - домовым. Самые обычные приёмы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.

Однако во всех таких приключениях леший всё-таки не ведёт людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приёмов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять с себя и выворотить наизнанку одежду и затем в таком виде надеть на себя.

Обязательно при этом также левый сапог надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку.

    Накануне Иванова дня (7 июля) лешего легко можно было увидеть в лесу и даже заключить с ним договор. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Праздником для леших считается Ильин день (2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе.

Часто в сказках леший заставляет на себя работать людей, например, в сказке «Старик и Леший».  Леший жадный, он хозяин леса и не дает людям ни дичи, ни ягод, ни грибов. В сказках леший мало чем отличается от того образа, который в коми-пермяцких преданиях о Пере-богатыре. Изображения лешего особые: он огромен, страшен, с большими лапами-руками, с большими ногами, то есть его образ меняется.

Вывод: Леший в сказках коми-пермяков не всегда злой, он по отношению к людям может быть и добрым. Он против людей только тогда, если кто-то нарушит его покой или без спросу в лесу что-либо возьмет, то есть покажет неуважение к лешему. Кроме того. Леший уважает сильного человека и часто с ним борется с каким-то условием, например: победивший может с ним наравне пользоваться лесом и его богатствами.

 

Луншőрика,  Полевик, Полевой

Как все нечистые духи, Полевики, Луншőрика — взяточники, гордецы и капризники. И с этими их свойствами крестьяне вынуждены считаться. Так, например,  землепашцы раз в году, под Духов день, идут глухой ночью куда-нибудь подальше от проезжей дороги и от деревни, к какому-нибудь рву и несут пару яиц и краденого у добрых соседей старого и безголосого петуха — несут в дар Полевику, и притом так, чтобы никто не видел, иначе Полевик рассердится и истребит в поле весь хлеб.

У Луншőрики , в отличие от прочей нечисти, любимое время — полдень, когда избранным счастливцам удаётся его видеть наяву. Впрочем, очевидцы эти больше хвастают, чем объясняют, больше путают, чем говорят правду. Так что, в конце концов, внешний облик Полевика, как равно и его характер, выясняются очень мало, и во всей народной мифологии это едва ли не самый смутный образ. Известно только, что полевик зол, и что подчас он любит сыграть с человеком недобрую шутку.

Вывод: к 3 главе  Относительно доброго, но проказливого нрава, Луншőрика имеет много общего с домовым, но по характеру самих проказ он напоминает Лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото, и в особенности потешается над пьяными пахарями.

Вакуль, ваись, (или водяной).

 

Вакуль  или чукыля  («кривой») - злой водяной дух, чьё имя - Куль - напоминает об имени противника бога Ена. Он  живёт со своей семьёй в водоёмах. Вакуль топит одиноких путников, идущих через мост, опасен для рыбаков. Считалось, что утонувшие дети становятся детьми Вакуля. . Вакуль продолжает козни против  не только против человека но и против Бога. Например, один охотник отправился к реке пострелять уток. В это время разразилась гроза. Видит охотник, как из тучи молнии бьют в Вакуля, который вышел из воды и показывает небу зад. Водяной успевал каждый раз спрятаться от молнии в воду, но тут подоспел охотник и так ударил его ружьем, что тот не успел опомниться, как молния его настигла. Бог спалил водяного, а ружье охотника после этого стало необычайно метким, так что он приносил много дичи.

Водяной, как и леший, может появляться в облике вихря. Ваись враждует с лешим-вöрсой - особенно опасным для людей считается полдень,  когда нечистая сила выходит из своих обителей, чтобы бороться друг с другом.

Вакуль,   может напасть на человека на водяных мельницах, распугать рыбу. Когда люди переплывали водоём, положено было бросать хлеб в воду, яйца, деньги, кусочки ткани - это жертва вакулю.  Когда рыбаки собирались ловить рыбу, первую пойманную рыбу принято было отпускать в воду; иногда из неё готовили обрядовую трапезу, приглашая и водяных духов.

Как и все природные духи, водяной может помочь человеку в обмен за оказанную услугу. Однажды вакуль мешал рыбаку рыбачить, и тот ударил его острогой. Тогда из воды вышел водяной и потребовал, чтобы рыбак пошел за ним, закрыв глаза. Пришёл рыбак в подводный дом, а там сидит вакуль с острогой в теле. Рыбак вынул острогу, и водяные дали ему за это денег и проводили на берег. Рассказывают, что водяной дерётся с Лешим, которого не любит из-за того, что в водоёмы попадают брёвна и коряги.

В сказках водяной заставляет служить ему человека, за такую работу при условии сохранности всех коней водяной готов заплатить деньги и даже отдать ему в жены одну из многих дочерей.

Вывод по 3 главе: таким образом, водяной или вакуль в коми-пермяцких сказках – это злое существо, вредящее людям. Он противник богу Ену и человеку. Он затаскивает людей к себе под воду. Кроме того, водяной – это многодетный отец, что говорит о том, что, по идее, вакуль не один, а в каждом водоеме должен быть свой вакуль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Коми-пермяцкий фольклор в отличие от других национальных фольклоров имеет свои особенности. Это и особые герои, особые условия обитания сказочных героев, особые предметы и события.

Мы разобрали только те сказки, в которых фигурируют самые распространенные образы нечистой силы – Баба-Яга, Леший, Водяной. Конечно же, у них есть свои названия в коми-пермяцком языке.

Мы пришли к выводу о том, что данные герои сказок имеют свои особенности в отличие от подобных героев сказок, например, в русском фольклоре. Есть и много общего.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.

Цель достигнута и задачи выполнены.

Данная работа может быть интересна всем учащимся, интересующимся коми-пермяцким фольклором, а также и учителям при проведении уроков по литературному краеведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"

Проект "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020