Проект общественного взаимодействия Экологический маршрут

  • docx
  • 01.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Экологический маршрут.docx

Конкурс социальных проектов

в рамках Всероссийской акции

«Я – гражданин России»

 

Номинация «Социальное проектирование»

Проект общественного взаимодействия

Экологический

маршрут

Волосовский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Изварская средняя общеобразовательная школа»

 

Количество участников: 35

Проектная группа:

Литвинов Александр

Максимова Ангелина, Мищенко Иван

Прокопенко Мария, Тихомиров Никита

Руководитель проекта:

Чванова Надежда Васильевна,

заместитель директора по УВР

 

д. Извара

2020 год

Актуальность и значимость проекта

На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. Такие места есть и в нашей деревне. Однако в наш век стремительного технического прогресса мы все реже уделяем внимание краеведению, вспоминаем о наследии своего народа. А ведь только тот, кто хорошо знает историю своего края, гордится выдающимися людьми – своими земляками, тонко чувствует красоту природы, станет настоящим патриотом Родины.

В рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» обучающиеся МОУ «Изварская СОШ» выдвинули и детально проанализировали спектр проблем, значимых для школы и посёлка, и требующих первоочередного  решения.

Их было несколько:

1) разработка экскурсии экологического маршрута;

2) благоустройство территории школьного двора;

3) орнитологический проект, направленный на создание скворечников и кормушек для зимующих птиц;

4) оформление зелёного уголка в рекреации начальных классов.

В  ходе  подготовительного  этапа  было  проведено  анкетирование обучающихся и работников школы по каждой проблеме.

В анкетировании приняло участие 115 человек. Результаты  анкетирования показали следующее распределение голосов:

1)      разработка экскурсии экологического маршрута – 47 голосов (40%);

2) благоустройство территории школьного двора – 33 (28%);

3) орнитологический проект, направленный на создание скворечников и кормушек для зимующих птиц – 10 (9%);

4) оформление зелёного уголка в рекреации начальных классов – 25 голосов (23%)

Обсудив результаты анкетирования, наша инициативная группа остановилась на разработке экскурсии по экологическому маршруту по природным особенностям Извары с дальнейшим размещением информации на сайте школы и участием во Всероссийском проекте «Я познаю Россию. Прогулки по стране». Мы считаем, что разработка экскурсии по экологическому маршруту актуальна для нашей деревни. Подобной экологической экскурсии, освещающей достопримечательности д. Извара, мы не нашли в Интернет-пространстве.

С целью подтверждения актуальности и новизны выбранной проблемы мы  провели беседу с администрацией школы, учителями, представителями общественности.

Л.А. Козлова, директор школы: «Музей Н.К. Рериха в Изваре был открыт в 1984 году, в этом же году была открыта и Изварская школа, в которой постепенно вырастает школьный музей. Время постепенно стирает у новых поколений остроту восприятия о пережитом, поэтому привлечение внимания к историческим сведениям необходимо»

Т.В. Першина, учитель: «Данный проект, несомненно, интересен не только для подрастающего поколения, но и для всех социальных групп поселения. Проект даст возможность познакомить учеников, родителей, педагогов, общественность с особо охраняемыми природными объектами на территории музея-усадьбы и сохранить память о них на Интернет-ресурсе».

Е.В. Ширшова, медицинская сестра: «Не каждый житель Волосовского района знает о том, что в дерене Извара кроме музея-усадьбы сохранился Училищный дом, Форельная башня, функционирует Церковь Казанской иконы Божией Матери и старинный парк с незамерзающими родниковыми озерами. И задача, которая стоит перед вами современной молодежью – сохранить память об этих объектах. Я думаю, что ваш проект не только будет информационным, но и сможет привлечь внимание туристов для посещения нашей деревни».

Беседа с представителями общественности, администрацией и работниками школы подтвердила актуальность и новизну нашего проекта. Данный проект ориентирован на повышение патриотического и нравственного воспитания молодого поколения, повысит уровень социальной активности и привлечет внимание туристов, что расширит социальную сферу деятельности в деревне.

Подводя  итоги  выше  сказанного,  мы  считаем,  что  работа  по претворению в жизнь проекта «Экологический маршрут» актуальна и нова.

Данный проект рассчитан на подрастающее поколение. Вырабатывая активную жизненную позицию через решение социальных проблем, встающих перед современным человеком, подростки учатся ответственному отношению к сохранению памяти.

Цель проекта: разработать экскурсию по экологическому маршруту и разместить её на сайте школы

Задачи проекта:

1.        сбор и систематизация информации об экскурсионных объектах;

2.        разработка информационного буклета экологического маршрута с распространением его в сети Интернет;

3.        разработка путеводителя-карты «Экологический маршрут» и апробирование маршрута;

4.        оформление странички «Экологический маршрут» на сайте школы

Методы работы над проектом:

1. Изучение различных источников информации.

2. Анализ и обработка полученных данных.

3. Творческая работа над оформлением печатной продукции по материалам проекта

Сроки разработки и реализации проекта:

Сентябрь 2019 – Июнь 2020

 

 

 

 

 

 

 

Сбор и анализ информации

Старинная русская усадьба Извара расположена на Ижорском плато. В средние века эта уникальная в историческом и природном отношении территория входила в состав Водской земли Великого Новгорода. С основанием Петербурга здесь возникли многочисленные дворянские усадьбы. Их главные особенности - красота природы, родники и плодородные почвы. С 1872 по 1900 годы Извара принадлежала родителям Н.К. Рериха.

В начале 20 века имение было выкуплено Министерством юстиции для размещения Санкт-Петербургской землевладельческой колонии. До наших дней сохранился господский дом 18 века, а также несколько хозяйственных построек 18-19 веков, старинный парк, незамерзающие родниковые озёра и Училищный дом земледельческой колонии со встроенной церковью.

Необходимо привлечь внимание общественности к особо охраняемым природным комплексам и объектам на территории музея-усадьбы:

- гидрологическая система Изварского озера, сплавинное озеро Глухое с экосистемой сфагнового болота;

- берега водоёмов с лугово-болотным растительным комплексом, популяциями редких видов растений и местами гнездования птиц, в том числе пойма реки Изварки;

- парковый комплекс конца XIX века;

- сложившиеся растительные группировки (декоративные композиции) из ивы ломкой на западной оконечности Изварского озера;

- система дренажных канав (исторический искусственный ландшафт);

- виды растений и животных, занесённые в Красные книги различного ранга;

- представители древесных экзотов: пихта европейская, лиственница европейская, липа обыкновенная;

- птицы, постоянно гнездящиеся на водоёмах: кряква, чирок-свистунок, чирок-трескунок, хохлатая чернеть, гоголь.

Таким образом, нам предстояло собрать и проанализировать объемную информацию по проблеме проекта.

Группа юристов изучила нормативную базу по проекту.

Базовые компоненты государственных нормативно-правовых актов по данной проблеме

1)       Конституция Российской Федерации.

2)       Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

3)       Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

4)       Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

5)       Приказ  Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г.№293.  Инструкция по организации и проведению экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками домов и школ-интернатов, студентами педагогических  училищ Российской Федерации.     

В результате изучения государственных нормативно-правовых актов по данной проблеме мы решили разработать и реализовать проект «Экологический маршрут». Почему мы дали такое название нашему проекту?

Большая часть деревни Извара это особо охраняемые природные комплексы и объекты, находящиеся на территории музея-усадьбы. Мы  хорошо знаем знаковые места нашей деревни, но подробной информацией о каждом объекте имеет не каждый школьник и это можно сказать о многих жителях нашего посёлка. В своем проекте мы решили создать экскурсию «Экологический маршрут» по нашей деревне, сделать остановки в памятных местах и оборудовать их аудиогидами (подгруженными на школьный сайт и GoogleДиск), чтобы не только жители нашей деревни, но и все желающие смогли пройти по экологическому маршруту и познакомиться с особо охраняемыми природными объектами. Причем маршрут должен быть продуманным, действующим, предполагающий наличие и зон отдыха, и экологическую тропу, и исторические места и в то же время быть безопасным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа действий

В ходе подготовки к работе над проектом инициативная группа сформировала творческие коллективы юристов, социологов, журналистов, дизайнеров, конструкторов.

Программа деятельности групп:

«Юристы»:

1)    изучение нормативно-правовой базы по теме проекта;

2)    обоснование правомочности выполнения данного проекта.

«Социологи»:

1)       изучение мнения  общественности о  необходимости  разработки «Экологического маршрута» (связь  с  родителями,  общественностью  села, администрацией школы и Рабитицкого сельского поселения);

2)    составление сметы проекта.

«Журналисты»:

1)       изучение письменных источников и Интернет-ресурсов, сбор и анализ информации;

2)       подготовка фотоматериала;

3)       создание презентации и репортажа о ходе выполнения проекта.

«Дизайнеры»:

1)       оформление памятных открыток;

2)       оформление путеводителя по «Экологическому маршруту»;

3)       оформление буклета «Экологический маршрут».

«Конструкторы»:

1)       подготовка документов для размещения на сайте;

2)       размещение буклета «Экологический маршрут» в социальных сетях;

3)       оформление  страницы «Экологический маршрут» на школьном сайте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация программы действий

Юристы изучили нормативно-правовые акты, провели их анализ. В результате этой работы мы убедились, что имеем право:

·          проводить поисковую деятельность и другие мероприятия по популяризации особо охраняемых природных объектов на территории музея-усадьбы;

·          разрабатывать экологические туристические маршруты по особо охраняемым природным объектам на территории музея-усадьбы.

Проанализировав нормативно-правовые акты, мы пришли к выводу, что наш проект не противоречит законам РФ и не ущемляет ничьих прав.

Социологи провели беседы с обучающимися школы, родителями, работниками школы, общественностью поселения по поводу их точки зрения на необходимость разработки проекта «Экологический маршрут».

Были опрошены обучающиеся средних классов (51 человек), родители  (48 человек), работники школы и общественность поселения (37 человек). Из числа респондентов на вопрос «Как вы считаете, надо разместить в сети Интернет информацию об «Экологическом маршруте», «нет» ответили только 2 человека, «не знаю» - 8.

Вот что сказали некоторые участники опроса.

«Из переписки в социальных сетях со своими товарищами из других поселений нашего района я узнала, что некоторые из них даже не знают, что в нашем районе есть музей-усадьба Н.К. Рериха. Поэтому я считаю, что такой экологический маршрут нужен для нашего поселения и района» - сказала Е.В. Ширшова

 «Я думаю, что ваш проект важен для школы, поселения и района, ведь он познакомит всех желающих с памятником природы регионального значения» - сказала директор МОУ «Изварская СОШ» Л.А. Козлова.

«Ваш проект расскажет моим детям о тех местах нашей деревни, которые посвящены памяти нашего земляка Н. К. Рериха» - сказала Е. А. Мищенко, заведующая художественно-постановочной частью МКУ «Изварское КДО».

 

 

 

 

 

 

Результаты ответов на вопрос «Как вы считаете, надо разместить в сети Интернет информацию об «Экологическом маршруте»

Группа социологов провела оценку собственных средств и возможностей для разработки проекта «Экологический маршрут», а также составила смету расходов и определила источники финансирования.

Для претворения в жизнь проекта «Экологический маршрут» нам  нужен Интернет-портал, бумага для офисной  техники, чтобы распечатать материалы проекта, фотобумага для распечатки памятных открыток, фотоаппарат.

При беседе с администрацией школы мы получили разрешение открыть туристическую страничку на официальном сайте школы. (Приложение 1). В размещении информации нам поможет А.И. Корниенкова, которая отвечает за ведение сайта.

Смета затрат на приобретение расходных материалов для реализации проекта «Экологический маршрут»

Наименование товара

Цена

(в рублях)

Количество

Стоимость (в рублях)

1)                        

Бумага для офисной техники

250

1 пачка

250

2)                        

Фотобумага

1000

1 пачка

1000

3)                        

Заправка катриджа

1000

3

3000

Мы решили, что вполне можем справиться с таким проектом. Финансовую сторону вопроса мы обсудили с директором школы, которая пообещала выделить нам из школьных запасов бумагу для офисной техники, заправить при необходимости катриджи. Фотобумагу мы приобретем из денежных средств, полученных за сдачу макулатуры.

Журналисты занимались изучением письменных источников и Интернет-ресурсов по теме проекта (Приложение 2).

Изучая Интернет-ресурсы, мы обратили внимание на то, что в целом информации о памятных местах нашей деревни связанных с особо охраняемыми природными объектами на территории музея-усадьбы не очень много.

На официальном сайте Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре есть информация об истории Извары, о Музее, о жизни Н.К. Рериха в Изваре, о Пакте и Завете Рериха. (Приложение 3)

Изучив официальный сайт администрации Рабитицкого и Изварского сельского поселения, мы не нашли никакой информации о том, что на территории поселения находится особо охраняемый природный объект. (Приложение 4)

Изучив официальный сайт администрации Волосовского муниципального района, мы нашли краткую информацию о деревне и музее, в наличии адрес, время работы музея и телефон. Так же в наличии информация о празднованиях юбилейных дней со дня рождения Н.К. Рериха. (Приложение 5)

Мы также изучили информацию на официальном сайте Особо охраняемые природные территории Ленинградской области (Приложение 6) и Официальном туристском портале Ленинградской области (Приложение 7) и к нашему большому сожалению, на этих ресурсах также очень мало информации.

Иллюстрирование текста фотографиями памятных мест есть только на официальном сайте Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре и Официальном туристском портале Ленинградской области.

Изучив письменные источники и Интернет-ресурсы, мы собрали и систематизировали материал об объектах Экологического маршрута.

Дизайнеры занимались разработкой памятных открыток по Экологическому маршруту, информационных буклетов,  карт-путеводителей. Результатом работы команды дизайнеров стали проекты информационных  буклетов, карт-путеводителей и открыток.

Конструкторы разрабатывали оформление информационного портала «Экологический маршрут» «привязав» его к сайту школы.

В процессе работы над проектом мы составили карту Экологического маршрута. Собранный и систематизированный журналистами материал для размещения на сайте мы обработали, для этого конвертировали документы MS Word в PDF, из PDF в JPG.

 

Результаты работы над проектом

Собран и систематизирован материал об особо охраняемых природных объектах на территории музея-усадьбы, находящихся на Экологическом маршруте. Составлена карта движения. Для информирования общественности об «Экологическом маршруте» размещен буклет в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram». Оформлен  информационный портал «Экологический маршрут» на сайте нашей школы.

«Экологический маршрут» начинается с вводного модуля в МОУ «Изварская СОШ», затем всем предлагается осмотреть Музей-усадьбу Н.К. Рериха в Изваре – первый в нашей стране государственный музей великого русского художника, учёного, путешественника, мыслителя и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.

Далее внимание экскурсантов будет обращено на здание Форелевой башни. Первый этаж предназначался для хранения молочных продуктов и электромотора, который работал ежедневно в течение двух часов для получения воды насосом из ключей. Второй этаж был занят вырастными аппаратами для мальков, которые затем перемещались в бетонные баки, а затем перенаправлялись в искусственные вырастные пруды. Третий этаж был в основном "лабораторным": здесь хранились образцы эмбрионов и взрослых особей рыбоводного хозяйства.

Заканчивается экскурсия осмотром здания Училищного дома Земледельческой колонии с ныне действующей Церковью Казанской иконы Божией Матерью, которую может посетить каждый желающий

По ходу маршрута мы познакомимся:

- с гидрологической системой Изварского озера;

- парковым комплексом конца XIX века;

- растительными группировками (декоративными композициями) из ивы ломкой на западной оконечности Изварского озера;

- видами растений и животных, занесённых в Красные книги различного ранга;

- представителями древесных экзотов: пихта европейская, лиственница европейская, липа обыкновенная;

- птицами, постоянно гнездящимися на водоёмах: кряква, чирок-свистунок, чирок-трескунок, хохлатая чернеть, гоголь.

Так же мы предлагаем посетить музей-усадьбу Н.К. Рериха и арт-пространство Извара-15.

Участие в реализации социально-значимого проекта помогло нам по новому осмыслить важность знания истории малой родины, взглянуть на значимость сохранения памяти. Работа над проектом также дала нам возможность развить фантазию и творческое мышление, расширить свои знания по информационным технологиям.

Мы думаем, что с целью проекта мы справились: собрали материал об объектах, систематизировали, разработали экскурсию по Экологическому маршруту и разместили все на сайте.

В перспективе проекта – сбор дополнительного материала, голосовая оцифровка с последующим размещением на портале. Участие во Всероссийском проекте «Я познаю Россию. Прогулки по стране».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Письмо-обращение к директору школы

 

Приложение 2

Список Интернет-ресурсов с информацией об особо охраняемых объектах на территории музея-усадьбы

 

http://www.roerich-izvara.ru/ - официальный сайт Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре;

http://admrabit.ru/ - официальный сайт администрации Рабитицкого сельского поселения;

https://admizvara.wixsite.com/izvara/treatments - официальный сайт администрации Изварского сельского поселения;

http://волосовскийрайон.рф/ - официальный сайт администрации Волосовского муниципального района;

https://ooptlo.ru/ - официальный сайт Особо охраняемых природных территорий Ленинградской области

https://www.lentravel.ru – Официальный туристский портал Ленинградской области

 

Список печатных источников с информацией об особо охраняемых объектах на территории музея-усадьбы

 

Брошюра «Волосовский район». - Ленинградская область Администрация МО «Волосовский район», 2008

Музей в Изваре. – Управление культуры Леноблисполкома, 1986

Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре. – СПб., Комитет по культуре Ленинградской области ГБУК ЛО «Музейное агентство», 2014

По историческим местам Волосовского района. – Администрация МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, 2018

Справочник для посетителя «Особо охраняемые природные территории Ленинградской области». - ООО «Стильное Петербургское Бюро», 2014

Туристская карта-схема По историческим местам. - Ленинградская область Администрация МО «Волосовский район», 2019

Черкасова О.А. Рерих на Волосовской земле. – СПб., ГП ЛО «ИПК «Вести», 2014

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Скриншот страницы официального сайта Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Скриншот страницы официального сайта администрации Рабитицкого сельского поселения

 

 

Скриншот страницы официального сайта администрации Изварского сельского поселения

 

 

Приложение 5

Скриншот страницы официального сайта администрации Волосовского муниципального района

 

Приложение 6

Скриншот страницы официального сайта Особо охраняемых природных территорий Ленинградской области

 

 

Приложение 7

Скриншот страницы Официального туристского портала Ленинградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Информационный буклет «Экологический маршрут»

 

Приложение 9

Карта-путеводитель «Экологический маршрут»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Памятные открытки «Экологический маршрут» (программа make-dp.com)

 

 

 

 

 

Приложение 11

Скриншот страницы социальной сети «ВКонтакте»

https://sun9-26.userapi.com/c857132/v857132400/11d28f/h5SDJzu_IS8.jpgСкриншот страницы «Instagram»

https://sun9-6.userapi.com/c857136/v857136400/1228f3/oPG3spj3Qps.jpg

 

 

Приложение 12

Скриншот информационного портала туристко-краеведческого маршрута «Экологического маршрута»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fizvarasosh.ru%2Fpage.php%3F84&4&0QR КОД информационного портала туристко-краеведческого маршрута «Экологического маршрута


 

Скачано с www.znanio.ru