Министерство просвещения ПМР
ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации»
Кафедра дошкольного и начального образования
ПРОЕКТ
Обучение дошкольников сочинению сказок
Выполнил:
воспитатель МОУ «Бендерский детский сад № 43»
Нагорняк Ирина Михайловна
Тирасполь 2023г
Тирасполь, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………..……………....3
1. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок.............................................................................................5
1.1. Старший дошкольный возраст как сензитивный период развития творческой речевой деятельности......................................................................5
1.2. Методические основы способности старших дошкольников к сочинению сказок..............................................................................................7
2. Позитивный опыт работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок..............................................................................9
2.1. Система работы по обучению старших дошкольников сочинению сказок в подготовительной к школе группе в МОУ «Бендерский детский сад № 43»................................................................................................................9
Заключение…………………………………………..…………………….….....17
Список литературы………………………..…………………………………......18
Приложение.....................................................................................................19
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество испытывает потребность в творческих личностях, способных предлагать нестандартное решение различных проблем, создавать оригинальный продукт. В связи с этим одним из приоритетных направлений исследований становится изучение особенностей творческой деятельности ребенка дошкольного возраста, поиск путей ее формирования.
Работы психологов и педагогов О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьякова, О.С. Ушаковой доказывают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей: в этот период происходит становление всех видов художественной деятельности; делаются первые попытки создания новой продукции на основе накопленного художественного и жизненного опыта, овладения различными способами творческого действия. Разновидностью детского творчества является литературное, или словесное, творчество - «деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений».
В методике развития речи большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста созданию собственных литературных произведений, в том числе и сказок.
В программах для организаций дошкольного образования, сочинение сказок и рассказов рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей, важный этап в формировании навыков связной монологической речи. Интерес к словесному творчеству, двигателем которого является детское воображение, в старшем дошкольном возрасте наблюдается у многих детей. Сочиняя сказку, ребенок должен произвести анализ известных ему сюжетов и образов, а затем синтезировать новое явление: новую композицию, образы героев и т.д.
Однако анализ детских сказок в практической деятельности воспитателя показывает, что дошкольники испытывают затруднения в выстраивании сюжета и структурировании текста, в выборе средств создания сказочного образа. На наш взгляд, это связано с несовершенством используемых воспитателями методик развития словесного творчества детей дошкольного возраста.
Цель проекта: теоретическое изучение и проектирование системы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок
Задачи проекта:
1. Представить старший дошкольный возраст как сензитивный период развития творческой речевой деятельности
2. Изучить методические основы способности старших дошкольников к сочинению сказок
3. Спроектировать систему работы по обучению старших дошкольников сочинению сказок в подготовительной к школе группе в МОУ «Бендерский детский сад № 43»
Объект: процесс обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок
Предмет: технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок
Методический продукт проекта: система работы по обучению старших дошкольников сочинению сказок в подготовительной к школе группе в МОУ «Бендерский детский сад № 43»
Предполагаемый результат проекта: материалы проекта могут быть интересны воспитателям старших групп организаций дошкольного образования при обучении детей сочинению сказок.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК
1.1. Старший дошкольный возраст как сензитивный период развития творческой речевой деятельности
Ориентация современной системы дошкольного образования на гуманизацию, обусловила потребность в более глубоком раскрытии творческого потенциала личности дошкольника и, соответственно, повысила интерес исследователей к проблеме путей и способов развития его творческого потенциала, что отражено в государственном образвательном стандарте дошкольного образования.
Потребность ребенка проявлять себя в творчестве, велика. Ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс.
Словесное творчество рассматривается как наиболее сложный вид творческой деятельности. В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для развития творческой речевой деятельности детей. Это связано с тем, что у старших дошкольников обогащается запас представлений об окружающем мире, который может являться основой словесного творчества.
У детей обогащается лексическая сторона речи, развивается грамматическая сторона речи, формируется связная речь. Как отмечают исследователи, в старшем дошкольном возрасте развитие речи у детей достигает высокого уровня. Звуковая сторона речи характеризуется тем, что дети произносят правильно звуки родного языка, умеют регулировать силу голоса, темп речи, интонацию.
Лексическая сторона речи характеризуется тем, что в этом возрасте у детей накоплен достаточно большой запас слов, продолжается дальнейшее обогащение словарного запаса словами, синонимами, антонимами и омонимами.
Развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком разных значение одного и того же слова. Это имеет важное значение, поскольку, связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они пользуются.
В старшем дошкольном возрасте, пишет Т.М. Капунова, у детей появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. В то же время, дети старшего дошкольного возраста еще нуждаются в предшествующем образце педагога.
По мнению Е. Фоминой, активизация словесного творчества в старшем дошкольном возрасте тесным образом связана с развитием воображения ребенка. В этот период начинается бурный рост словесных форм воображения, которые отражают особенности развития речи, мышления. Старшие дошкольники начинают сочинять сказки, «перевертыши», стихи.
Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно.
С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает. Ценность процесса сочинительства сказки ребенком - в его субъективной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флерина и другие), поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества. Ученые подчеркивают, что главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман (A.M. Бородич, В.А. Сухомлинский и другие). Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе.
1.2. Методические основы способности старших дошкольников к сочинению сказок
Способность к придумыванию сказок является одной из разновидностей художественно-речевого творчества старших дошкольников. Вероятность ее проявления в старшем дошкольном возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственном обучении педагога детей сочинению сказок. Выражая мнение многих ученых, можно сказать, что основу способности к сочинению сказок в старшем дошкольном возрасте составляет взаимосвязь ее компонентов, которая и является структурой способности:
1-ый компонент: «Языковое чутье» сказки (по Д.Б. Богоявленской) или «Дар слова» (по К.Д. Ушинскому) сказки (на ее придумывание - это умение ребенка отличить сказку как жанр от других жанров, почувствовать особенности ее стиля, языка, а также знание ее композиционного состава (построения) и видов (классификация по признакам);
2-й компонент: развитая наблюдательность и память на образы сказок (персонажей, сюжетику);
3-й компонент: связная выразительная речь, ее грамматическая оформленность, необходимый для сочинения сказок словарный запас;
4-й компонент: склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок;
5-й компонент: наличие оригинальной фантазии, склонность к выдумкам, как незаменимое условие при придумывании сказок.
Существует некоторое количество методов, которые окажут педагогам весомую помощь в развитии речи ребенка, например:
– методы моделирования сказок по их признакам (авторские / народные;
– волшебные / о животных, в стихах / в прозе);
– элементы использования сказкотерапии (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой) для снятия повышенной агрессивности у детей, создания эмоционально-положительной атмосферы в детском коллективе;
– методы моделирования композиции сказки при ее сочинении (вопросы-схемы к модели «Сложи цветок-сказку»).
Педагогическими условиями формирования способности к сочинению сказок могут являться:
– благоприятная среда, способствующая словесному творчеству (оформление групповой комнаты или кабинета «В гостях у сказки», наличие всех видов театра и прочее);
– эмоционально-положительное и культурно-этическое общение педагога и детей по поводу фольклора;
– активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков рассказывания по воображению.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Однако, отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии с особенностями жанра сказки. Именно воспитатели и родители должны уделять внимание данной проблеме. Необходима специальная система работа по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок.
2. ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК
2.1. Система работы по обучению старших дошкольников сочинению сказок в подготовительной к школе группе в МОУ «Бендерский детский сад № 43»
Методической основой системы работы по обучению старших дошкольников сочинению сказок в подготовительной к школе группе является технологии обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок, включающую в себя цель, подходы, принципы, методы, содержание, формы, средства, оценку деятельности и результат И.В. Гуровой.
Основные подходы: коммуникативно-деятельностный, интегративный, личностно-ориентированный.
В рамках названных подходов, воспитатель руководствуется следующими методическими принципами развития речи и словесного творчества дошкольников:
1. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Согласно теории речевой деятельности, для появления высказывания необходим мотив речи, который возникает в сознании человека как реакция на окружающую действительность.
2. Обязательность эмоционального переживания для рождения авторского замысла. Потребность в коммуникации порождает замысел речи, связанный с предметным содержанием, темой и целью высказывания.
3. Структурирование будущего высказывания. Переход от замысла к оформлению высказывания обеспечивается созданием плана, с помощью которого намечается ход развития мысли, определяются микротемы, их последовательность, примерное содержание частей и т.д. Задача воспитателя - помочь ребенку отобрать тот материал, который «работает» на раскрытие авторского замысла, и композиционно выстроить будущий текст.
4. Принцип единства формы и содержания. Реализуя замысел, дошкольник должен выбрать изобразительно-выразительные средства с учетом задачи высказывания, условий коммуникации, основной мысли, содержания каждой части текста; обеспечить связь предложений и частей текста между собой и др.
Методы обучения:
1. Имитационного характера (по образцу)
2. Проблемного (поискового) характера
Характеристика особенностей методов применения в обучении детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок.
Для полноценного развития речи ребенка важна речевая среда, дающая образцы языка. База знаний и умений, необходимых для словесного творчества, может создаваться в процессе анализа текстов сказок, предлагающих образцы организации повествования (развитие действия, построение композиции, выбор изобразительно-выразительных средств и т.д.).
Важно подчеркнуть следующее: имитационный метод предполагает, что использование образца не означает простого механического заучивания ребенком определенных слов, сочетаний слов, синтаксических конструкций, характерных для сказки, и последующего воспроизведения. Работа «по образцу» всегда предполагает познавательную активность дошкольников, их самостоятельность в первичных обобщениях и выводах.
В рамках поискового метода применяются проблемные вопросы, экспериментирование, моделирование, речевые задачи, которые позволяют обучить детей способам творческого действия.
Содержание обучения.
На первом этапе (накопление художественного материала) происходит знакомство детей со сказками, входящими в круг чтения детей. Важным педагогическим условием, благоприятствующим словесному творчеству детей, является организация взаимодействия разных видов художественной деятельности, поэтому, помимо выразительного чтения и рассказывания, используются следующие приемы:
1) прослушивание аудиозаписи сказок;
2) беседы (прогностические, аналитические, обобщающие);
3) пересказы (подробные, выборочные);
4) различные формы драматизации:
- выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях;
- исполнение (повторение) реплик героев;
- рассказывание по ролям;
- инсценировка всего произведения;
- рассказывание сказки с помощью персонажей кукольного театра;
5) словесное рисование;
6) иллюстрирование сказок;
7) соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.
Работа, направленная на ознакомление детей с законами сказочного жанра, строится, опираясь на основные положения концепции В.Я. Проппа. В своих исследованиях ученый доказал, что сюжеты волшебных сказок основаны на одинаковых «функциях» персонажей, которые могут быть наглядно представлены в виде рисунка или схемы на картах. Рисунки и схемы позволяют ребенку удерживать в памяти значительный объем информации: типологию персонажей (герой, даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет), отправитель и др.), способы организации сюжета, особенности композиции сказки.
«Карты» В.Я. Проппа помогают усвоению детьми оппозиций (противопоставлений), характерных для сказок:
- герои (злые/добрые, сильные/слабые, умные/глупые, смелые/трусливые, трудолюбивые/ ленивые, помощник/вредитель, даритель/принимающий в дар и др.);
- место действия (чистое поле/темный лес; дворец/ избушка и др.);
- события (отъезд из дома/возвращение домой; встреча/разлука; запрет/нарушение запрета и др.).
Этот материал в дальнейшем используется дошкольниками в собственных сочинениях.
На втором этапе (овладение творческим действием) используются следующие виды творческих заданий:
1. Введение элементов фантастики в реалистические сюжеты. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Предлагается такое начало, которое предоставляло бы простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.
Пример: Петя и его папа очень любили собирать в лесу грибы и ягоды. Однажды они зашли так далеко в лес, что не могли найти дорогу домой. Видят: от большой сосны ведут три тропинки в разные стороны. Куда идти? Вдруг откуда ни возьмись, прискакал зайчик и дал Пете клубок с нитками, который поможет найти правильную дорогу. Что необыкновенного могло произойти дальше?
2. Сочинение сказки по плану воспитателя. Называется тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется сказка. По существу, воспитатель «сочиняет» вместе с детьми. Вспомогательные вопросы становятся одним из приемов активного руководства рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.
3. Придумывание детьми продолжения знакомой сказки. Дошкольники вспоминают сказку «Козлятки и волк». Педагог предлагает придумать, что было дальше:
«Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, спрятались под стол. А это был маленький... (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:... («Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик»). Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)».
4. Сочинение сказки по теме, предложенной воспитателем (без плана). Выполнение этого задания дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли: ребенок выступает как автор; он сам выбирает содержание сказки и ее форму.
Пример: - Дети, сегодня вы будете сочинять сказку о приключениях Котенка и Щенка в Тридевятом царстве. Подумайте, с чего вы начнете, о чем расскажете в середине и как закончите. Примерные темы для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка».
Эффективным является прием коллективного рассказывания, когда дети объединяются в небольшие группы для выполнения общего задания. Каждый ребенок обдумывает свою часть сказки. Педагог начинает, а дети друг за другом продолжают сказку под руководством взрослого.
5. Игры-инсценировки с игрушками. Для поддержания интереса к играм-инсценировкам специально подбираются наборы игрушек: елочка, девочка с корзинкой, ежик с ежатами, грибы разных рас цветок и размеров; белочка, сосна, шишки, грибы, зайчик, медвежонок и др.
После рассматривания игрушек воспитатель предлагает ребенку рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей. Развитие речевых способностей каждого ребенка происходит под руководством педагога в обстановке естественного общения.
Ребенку предлагаются короткие, но довольно сложные по содержанию схемы сказки («Наступила... Зайчата... Они стали... И вдруг... Тогда...»; «Однажды Медвежонок... Видит... Они говорят ему... И тогда...»).
6. Придумывание сказки по фольклорному образцу. Это задание выполняется в двух вариантах:
1) сохраняется содержание сказки; появляются новые герои;
2) сохраняются герои; меняется содержание.
7.Сочинение сказок на основе «карт» В.Я. Проппа:
а) по модели сюжета, например: «задача» – «отъезд из дома» – «трудные испытания» – «возвращение домой»;
б) по типам сказочных персонажей: «герой», «вредитель», «даритель», «чудесный помощник»;
в) по модели сюжета и типам сказочных персонажей.
8. Соединение (контаминация) сюжетов разных сказок. При выполнении всех заданий дети побуждаются к использованию сказочных элементов (традиционные формулы, изобразительно-выразительные средства и др.) в собственных сочинениях.
На третьем этапе (собственно процесс детского творчества) дети самостоятельно сочиняют сказки, выбирая темы, сюжеты, персонажей.
Воспитатель обстоятельно и развернуто характеризует детские работы - результат используемой технологии обучения.
При оценке сочинений используются критерии, разработанные Л.В. Ворошниной: увлеченность, заинтересованность дошкольников; оригинальность сюжета и его развитие; самостоятельность в поиске образов; использование соответствующих языковых средств.
Характеристика уровней словесного творчества, предложенная М.П. Воюшиной.
- уровень отсутствия замысла - содержание сочинений детей, находящихся на данном уровне, представляет собой перечисление действий, совершаемых персонажами. Герои безлики. Предложения часто не связаны между собой по смыслу и грамматически. Речь бедная, невыразительная.
- уровень формального воспроизведения замысла - авторский замысел прослеживается, но чаще всего он не является оригинальным. Непоследовательность замысла сказывается в нечеткости композиции: нарушаются при- чинно-следственные и временные связи. Использование изобразительно-выразительных средств не всегда уместно.
- уровень частичной реализации замысла - как правило, замысел собственный, оригинальный, либо с отдельными оригинальными деталями. Прослеживается логика развития замысла. Созданные детьми образы нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в поиске таких изобразительно-выразительных средств, которые способствовали бы созданию более глубоких связей между всеми сторонами текста.
- уровень образной реализации замысла. Это уровень творческой реализации замысла, собственной интерпретации сказочного сюжета, создания словесного образа. Композиционное и языковое оформление полностью подчинено реализации замысла. Речь эмоциональна, образна, выразительна, хотя могут встречаться отдельные речевые недочеты.
Система работы включает использование игр и творческих заданий по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания (приложение 1).
Система работы предусматривает взаимодействие с родителями.
Работа по сочинению детьми сказок проходит в тесном контакте с родителями. Воспитатели проводят консультации по темам: “Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста”, “Сочиняем сказочные истории вместе с детьми”, “Воспитание сказкой”, устраивают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иллюстрации к любимой сказке», оформление книг совместно с родителями.
Педагоги предлагают родителям детские рассказы оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества воспитателя с родителями.
Сочинение - записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с воспитателем в детском саду.
Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.
1. Подготовительная работа проводится педагогом или родителями по заданию воспитателя. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.
2. Составление сказки детьми на занятии под руководством педагога.
3. Коррекция и закрепление материала на индивидуальном занятии.
4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).
5. Домашняя работа по составлению и оформлению сказки ребенком совместно с родителями:
6. Проверка домашнего задания.
Таким образом, используемая система работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок способствует повышению уровня развития словесного творчества детей и детской возможности самостоятельного сочинения сказок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Словесное творчество является наиболее сложным видом творческой деятельности. В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для развития творческой речевой деятельности детей. Старшие дошкольники начинают сочинять сказки, «перевертыши», стихи. Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет, но придумывают все дети.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к сочинению сказок, осмысленно воспринимают их. Однако, отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии с особенностями жанра сказки. Именно воспитатели и родители должны уделять внимание данной проблеме. Необходима специальная система работа по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок.
В практической части проекта представлена система работы по обучению старших дошкольников сочинению сказок в подготовительной к школе группе в МОУ «Бендерский детский сад № 43».
Система работы предусматривает: методическую основу, основные подходы, принципы построения, методы обучения, содержание обучения и его результаты. Система работы включает использование игр и творческих заданий по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания и предусматривает взаимодействие с родителями.
Представленная система работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок способствует повышению уровня развития словесного творчества детей и детской возможности самостоятельного сочинения сказок.
Задачи проекта решены, цель достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. Пермь: ПГПИ, 1991. 165 с.
2. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок / И.В. Гурова, «ПРО» Самара, 2013.
3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.:Мозаика-Cинтез, 2008. 128 с.
4. Краснова В.А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников (на материале сказок): дис. …канд. пед. наук. М., 1999.182 с.
5. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений /под ред. М.П. Воюшиной. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 288 с.
6. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и самораз- витие ребенка: От рождения до шести лет. СПБ.: Речь, 2010. 144 с.
7. Пропп В.Я. Русская сказка. М: Лабиринт, 2000. 416 с.
8.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007 - 256 с.
9. Танина Л.В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников: дис. …канд. пед. наук. М., 1999. 167 с.
10.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института психотерапии, 2001. 256 с.
Приложение 1
Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания
Название игры и цель |
Содержание и методические рекомендации |
«Назови героя» Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку |
Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок. Пример: Назовите мне героев-девочек (Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика». Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями. |
«Действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок. |
Воспитатель предлагает героя из сказки. Пример: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей
назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. Пример: жила-
была, ходила, наказывала, пела и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить
героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках. |
«Волшебник» Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы |
Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью колец Луллия. На 1 кольце - изображение обычных предметов, на 2-ом - волшебники (ТПФ). Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет. Рассказ дополняется практической значимостью волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо. Пример Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения: «Птичка летает место, куда она сядет, становится каменным. Это хорошо, если птичка сядет на руки мальчишке, который стреляет из рогатки и плохо, если она сядет на растущий цветок». Вывод: в сказке волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить добро и зло. |
«Где-то, кто-то…» Цель: Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания. |
Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия.
Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на
второй - с изображением места, где это может происходить. Пересечение объекта
и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его
творчество. |
«Парад волшебников времени» Цель: Учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени |
Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники времени. На стрелке часов помещается картинка с изображением какого-либо объекта. Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект. Пример: Стрекоза встретилась с Волшебником Остановки Времени. Она будет вечно энергичной, молодой, даже через много сотен лет. |
«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов. |
Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением
органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку. |
«Сказочные слова» Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. |
Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д. ). |
«В какой сказке?» Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу |
Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат. Пример: Воспитатель говорит «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги принцессы ей в этом не помогли. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.