Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 «Рождественский»
г.Петровск Саратовская области
Проект «Огород на подоконнике»
во второй группе раннего возраста «Облачко»
Подготовила:
Воспитатель
Абрамова Наталья Дмитриевна
2022г.
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность
Тип проекта: познавательно-исследавательский
Вид проекта: познавательно – практический,
Продолжительность: среднесрочный (март-апрель)
Возраст воспитанников: 2-3 лет
Участники: воспитатели, дети и родители
Актуальность: Всем известно, как велика роль природы в воспитании детей дошкольного возраста. Именно поэтому важными разделами программы работы детского сада являются экологическое и трудовое воспитание. Дети учатся видеть красоту природы и любить ее, а так же видеть проблемы и находить способы их решения.
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представление про то, как растет лук, что он живой, что необходимо для роста. Недостаточно развит интерес к трудовой и познавательно – исследовательской деятельности.
Поисково-исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Проблема: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта: Создание условий для познавательного развития детей 2-3 лет через опытно – исследовательскую деятельность в процессе выращивания и наблюдений за растениями.
Задачи проекта:
- Дать первоначальные представления о растениях (строении, росте, уходе).
- Развивать умение пользоваться орудиями труда (грабельки, лейка), убирать их на место после работы.
- Обогащать речь и активизировать словарь детей: лук, чеснок, фасоль, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.
- Формировать интерес к познавательно—исследовательской деятельности.
- Привлечь родителей к активной жизни группы в рамках организации проекта.
- Сформировать предметно-развивающую среду для проекта.
Ожидаемые
результаты проекта:
Для детей: Дети получат представления о том, что растения живые,
их поливают, сажают, выращивают, получат представления о труде взрослых,
научатся правильно называть трудовые действия; формирование первоначальных
навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности;
активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта
общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых
факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, укрепление детско—родительских отношений, продолжение активного сотрудничества с ДОУ, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых форм и методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Продукт проекта: театральная постановка «Сказка про овощи», Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
Этапы реализации проекта:
1 этап — подготовительный:
1. Создание условий для проекта «Огород на подоконнике»;
2. Изучение методических пособий и литературы по теме;
3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);
4. Подбор подвижных и речевых игр.
5. Составление перспективного плана мероприятий.
6. Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».
7. Составление конспектов НОД по разным разделам программы.
2 этап — основной:
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Огород на подоконнике»
Включает в себя:
1.Работа с детьми
2.Работа с родителями
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Ø Рассматривание луковицы, семян овощей, веточек деревьев. Беседа по ходу наблюдений.
Ø Проигрывание дидактических, сюжетных игр.
Ø Участие детей в посадке овощей, создание огорода на подоконнике.
Ø Ознакомление детей с художественной литературой.
Ø Разучивание и проведение подвижных игр.
Ø Рисование ладошками и пальцами рук, лепка.
Ø Выращивание травянчика.
Ø НОД, беседы, рассматривание иллюстраций.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука, бросового материала для оформления
- Консультация для родителей «Огород на подоконнике»
- Пополнение ППРС в группе
3. Заключительный этап
Подведение итогов.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
- театральная постановка «Сказка про овощи»,
- фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
Заключение:
В результате работы над проектом у детей сформировался интерес к опытно-экспериментальной деятельности и выращиванию растений, сформировалось умение ухаживать за растением – поливать, рыхлить, дети получили представление о необходимости света, воды, почвы для роста растений; дети стали бережнее относиться к миру растений; усовершенствовали художественные навыки; в группе был создан «огород на окне»; увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада. Родители стали принимать активное участие в профилактике простудных заболеваний детей народными средствами (лук, укроп). Все эти мероприятия снизили уровень заболеваемости детей в группе, в зимний – весенний период
Приложение 1
Сказка про овощи
Однажды на огороде овощи заспорили: кто из них самый красивый. Первой стала хвастаться капуста: «Я – белая, хрустящая. Я самая красивая». Потом сказал огурец: «Я зеленый, крепкий.Я самый красивый». Обиделся помидор: «Я самый красивый, потому что я – красный». Овощи долго спорили. Тут на огород прибежал зайка. Он увидел капусту и сказал: «Капуста – самая красивая. Она самая вкусная». Взял кочешок и – был таков. Потом прибежал Коля. Он увидел огурец и сказал: «Какой красивый огурчик, надо попробовать!» Взял его и убежал. Последней пришла мама. Ей понравился помидор: «Какой красавец!» Сорвала его и понесла домой, чтобы сделать салат. Так овощи перестали спорить, потому что всем они понравились. Тут и сказке конец.
Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка. Оставляет муляжи овощей на столе, чтобы дети могли поиграть в сказку про овощи.
Конспект дидактической игры «Чудесный мешочек»
Цель: Дать обобщенное представление об овощах (огурец, морковь, помидор).
Задачи:
1. Учить узнавать и называть овощи (помидор, огурец, морковь) по внешнему виду (название, цвет, форма).
2. Закреплять понятие (много, один, научить выделять «много –один».
3. Развивать активный словарь детей.
4. развивать речь, мышление, память.
5. воспитывать желание рассматривать овощи.
Словарная работа: морковь, помидор, огурец, красный, зеленый, вытянутый, оранжевая, круглый, острый.
Ход игры:
Вводная часть:
К детям приходит сказочный персонаж - заяц.
Заяц: «Здравствуйте, ребята. Я к вам пришел поиграть. Посмотрите, что у меня есть!» (Дети рассматривают чудесный мешочек).
Ребята, хотите посмотреть, что у меня в мешочке?
Дети: Да, хотим!
Основная часть:
Воспитатель: «Садись зайчик.»
Воспитатель достает овощ-помидор.
- «Это помидор. Коля, скажи что это?» (помидор).
- «Давайте хором скажем «помидор»!
- «Посмотрите помидор красного цвета» (индивидуальные и хоровые проговаривания).
- «Посмотрите ребята, он круглой формы» (хоровые и индивидуальные проговаривания).
Воспитатель достает огурец
- «Это огурец» (индивидуальные и хоровые проговаривания).
- «Огурец зеленый» (инд. проговар).
- «Посмотрите, огурец продолговатый, вытянутый (инд. проговаривание).
Воспитатель достает морковь
- «Это морковь. Катя, что это?» (инд. и хоровые проговаривания).
- «Морковь оранжевая». (инд. и хор. прогов.)
-«Морковь продолговатая. Один конец у моркови острый.»
-«Паша,какая морковь?»
- «Давайте хором скажем. Продолговатая, один конец острый.»
- «Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. Много.»
Хором скажем «Много».
Убирает овощи, оставляет один.
-«А теперь сколько овощей? Один.»
После рассматривания всех овощей, овощи складывают в мешочек. Зайчик вызывает всех детей по очереди. И каждый ребенок вытаскивает овощ и описывает его (с помощью наводящих вопросов).
Таким образом, можно рассмотреть каждый овощ несколько раз.
Заключительная часть:
Воспитатель:
«Что нам зайчик сегодня принес?»
Дети: мешочек.
Воспитатель: «Что в мешке?»
Дети: овощи.
Воспитатель: «Куда мешочек с овощами унесли?»
Дети: «На кухню поварам.»
Реализация проекта
Март (1-2неделя)
Познавательное развитие:
Ознакомление с окружающим миром «В саду ли, в огороде».
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.
Наблюдения, экспериментальная деятельность:
«Семена растений» Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.
«Земля—какая она» Цель: дать представления о свойствах земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Речевое развитие:
Разучивание потешек, поговорок, песенок, связанных с огородом, овощами и фруктами.
Чтение художественной литературы.
Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Чтение р.н. сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке».
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
П\и» Огуречик», д\и «Что растет на огороде», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери из частей»
Трудовая деятельность:
Посадка лука.
Цель: Вызвать интерес к выращиванию лука.
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
Рисование «Посадили мы лучок»
Задачи:
- Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ладошкой. Создавать радостные впечатления от проделанной работы.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к сбору материалов. Приобретение необходимого оборудования (орудия труда: грабельки и лопаточка), земли, семена. Творчески оформленные контейнеры для посадки растений.
Март (3-4 недели)
Познавательное развитие:
Беседы: «Необходимые условия для роста растений» .
Рассказ воспитателя : «Где живут витамины»
Наблюдения, экспериментальная деятельность:
«Вода и росток» Цель: дать представление о значении воды для прорастания и роста растений.
Наблюдение за ростом корневой системы лука в воде.
«Земля и росток» Цель: дать представление о том, насколько важна земля для роста растений.
Наблюдение за ростом корневой системы лука в земле.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: А.Барто «Морковный сок», р.н.сказки «Вершки и корешки».
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
Д\и: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу», Хороводная игра—«Урожайная».
Трудовая деятельность:
Посев семян укропа. Полив и уход за растениями, под руководством воспитателя.
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
Лепка овощей из пластилина.
Раскрашивание силуэтов овощей.
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- учить подбирать цвета в соответствии с окрасом овоща.
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Зеленый мир на окошке»
Апрель (1-2 недели)
Познавательное развитие:
Беседа «Какие бывают семена».
Наблюдения, экспериментальная деятельность:
«Солнышко и растения» Цель: дать представление о роли солнца в жизни лука и других растений.
«Тепло и холод для растений» Цель: дать представления о потребности растений в тепле.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы.
Ю.Тувим «Овощи». Чтение сказки «Пых».
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
Д\и «Найди овощ по описанию», Инсценировка—игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
Трудовая деятельность:
Посев семян (бархатцы, редис, салат, помидоры).Цель: Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
Аппликация «Лук».
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «В союзе с природой»
Апрель (3-4 недели)
Познавательное развитие:
Создание коллекции семян овощных культур.
Наблюдения, экспериментальная деятельность:
«Человек и растение» Цель: определить роль человека в уходе за растением.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы.
Чтение И. Токмакова «Купите лук», Э. Успенский «Как капусту растили».
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
Игровая ситуация: «Приготовим борщ для кукол», д\и «Что сначала, что потом»
Трудовая деятельность:
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
Аппликация «Большие и маленькие помидоры».
Работа с родителями:
Оформление фотовыставки «Как мы сажаем и ухаживаем за луком»
По реализации проекта «Огород на окне»
были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с овощами и фруктами.
2. Дети получили представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
3. В группе был создан мини - огород на подоконнике.
4. У детей формируется интерес к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
5. Проводимая работа позволила воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду взрослых.
7. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
8. Участники проекта получили положительные эмоции.
Продукты проекта:
1. Оформление мини выставки «Наш урожай».
2. Фотовыставка «Как мы сажаем и ухаживаем за луком».
3. Презентация фотоальбома «Чудо—грядка» (огород на подоконнике).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.