УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 60
ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Поисковая и исследовательская деятельность учащихся в области
литературного краеведения родного края.
Паспорт проекта
Полное название проекта |
«Он - наш земляк, он - наша гордость!»
|
Автор проекта |
Матушкина Марина Фёдоровна, заведующий библиотекой |
Заказчик проекта |
Социум |
Тип проекта |
творческий, групповой, краткосрочный |
Срок реализации |
1 месяц |
Исполнители и участники проекта |
Учащиеся 1-11 классов, педагоги, общественность
|
Инновационные технологии |
§ Проблемно-исследовательские, проектные, § интегрированные |
Сроки и этапы реализации проекта |
Сентябрь-Октябрь 2022 г., краткосрочный I этап. Организационно-подготовительный (21.09.2022-26.09.2022). Этап включает в себя обоснование актуальности темы, мотивацию ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор и изучение литературы, разработку концепции проекта в целом. Осуществить взаимодействие с учащимися, определить задачи и спланировать свою деятельность. Роль библиотекаря – направляющая на основе мотивации. II этап. Реализация проекта (27.09.2022 -19.10.2022) ü Комплексная работа по практическому воплощению мероприятий проекта: ü поиск информации о поэте, чтение сборников стихотворений; ü отбор стихотворений для своего альбома; ü организация виртуальной выставки; ü работа над оформлением проекта; ü литературная встреча с поэтом. III этап. Заключительный (20.10.2022-24.10.2020) ü подведение итогов, анализ деятельности; ü применение критериев эффективности реализации проекта, оформление результатов; ü сопоставление результатов с прогнозируемыми. |
Проектный продукт |
1. Разработка библиотечного урока «Он - наш земляк, он -наша гордость!» 2. Создание альбома «Поэт родного края» 3. Презентация «Он - наш земляк, он - наша гордость!» 4. Размещение материалов на сайте школы http://mak-school-60.ucoz.net/ 5. Публикация в социальных сетях https://znanio.ru/person/z87551834 |
Контроль исполнения |
Результаты контроля проявляются в библиотечных уроках, в электронном сборнике фотоматериалов, создании видеоролика, публикации в социальных сетях. |
Аннотация проекта
Проект посвящён исследованию жизни и творчества поэта-земляка Николая Николаевича Тихенького. Изучая факты биографии, сопоставляя их, исследуя отзывы, учащиеся познакомятся с судьбой поэта, сделают вывод об основных особенностях его творчества. Проект дает возможность не только получить углубленные знания о жизни и творчестве поэта, но и развивать свои творческие способности.
I. Обоснование необходимости проекта
Человеку свойственна глубокая привязанность к родной земле, проявление гордости за свой край. Но для того чтобы испытывать эту гордость, наше молодое поколение должно знать культурно-историческое и литературное наследие своей малой родины. Жизнь любого населенного пункта похожа на жизнь отдельного человека: годы молодости и зрелости, расцвета и забвения, какие-то важные и незначительные события – все это и есть биография. Есть она и у нашего города. Она складывается из жизненного опыта людей, немало сделавших для его процветания, среди них и художники слова, поэты. Для поэтов стихи – голос души, они передают ее состояние. Сила творчества возвышает их над нами, помогает разобраться в себе и окружающих людях.
Никто не может сказать о поэте лучше, чем его стихи. Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям.
На библиотечных уроках мы изучаем и знакомимся с творчеством многих поэтов и писателей. Но несправедливо обделяем вниманием поэтов-земляков, имена которых не известны широкому кругу читателей. Возникло желание познакомиться с творчеством нашего земляка – Николая Николаевича Тихенького.
Тихенький Николай Николаевич родился 03.02.1972г. в городе Макеевке Донецкой области. Вырос в семье простых рабочих. Мать была проводницей пассажирских поездов дальнего следования, а отец – горнорабочим одной из шахт нашего города. Был самым обычным, ничем не выделяющимся ребенком. Как все, любил бегать, прыгать, гулять и кататься на велосипеде.
«Время шло, я взрослел, в 1979 году пошел в первый класс общеобразовательной школы №16, и моими любимыми предметами в школе стали сначала чтение, а потом литература и история, поэтому много времени проводил за чтением книг.После окончания школы, было принято решение окончить вечернюю школу. Также записался в Детско-юношескую спортивную школу, в которой ходил в секцию по боксу. Здесь же у меня появилось новое увлечение: я научился играть на гитаре.Как только мне исполнилось 16 лет, я устроился на завод "Строй деталь", меня взяли учеником плотника. За время работы повысил свой профессиональный уровень и обучился профессии столяра, а также мебельщика-краснодеревщика. По этой профессии я и проработал до 18лет.
Как только мой
возраст достиг совершеннолетия, я решил осуществить свою мечту и наконец-то
пошел учиться на водителя! Получив водительское удостоверение, начал
профессиональную деятельность водителя.
Занятия спортом не прошли даром, и для меня открылась новая возможность: мне
предложили работу в специальном подразделении Милиции, где и нёс службу.
Прошло время, и я понял, что с таким плотным графиком совсем не остается
времени на семью, ведь на тот момент у меня уже было трое маленьких детей.
Я вернулся к профессии водителя и устроился в автобусный парк.
В 2012 году стал увлекаться поэзией и писать стихи. Все свободное на работе
время я писал стихи в маленький блокнотик. Одними из первых произведений были
стихи разного жанра, такие как любовная лирика, мистика, философская лирика и
стихи для детей. Вдохновение появлялось от всего происходящего вокруг: это могли
быть проходящие на улице люди; истории из жизни пассажиров, которые ежедневно
ездили со мной в транспорте; обычный разговор со знакомыми или близкими людьми;
любая погода или просмотренный фильм.
Время шло, стихов становилось с каждым днем больше – решил зарегистрироваться на сайте Стихи.ру, где и публикую стихи постоянно. Благодаря данному сайту стали узнавать люди, и в один прекрасный день на работу приехали репортеры, чтобы взять интервью для местного телевизионного канала. На тот момент был очень удивлен, переполняла буря эмоций. Был рад тому, что стихи читают, что они нравятся людям.
Неоднократно был
избран на номинацию поэт года в Российской федерации.
Также в 2019 была одобрена моя кандидатура на вступление в Союз писателей
России. Данное событие не может не радовать, поэтому продолжаю писать новые
стихи и радовать своих читателей, и пробую новые стихотворные стили».
Изучение жизненного пути и творчества этого поэта явилось для нас удовольствием. Считаем, что стихотворения нашего земляка понравятся всем. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что «ведёт» поэта в течение всей жизни. Он пишет о том, что его тревожит, о том, о чем болит душа. Его стихотворения пронизаны теплотой. Стихи наполнены любовью, душевной пылкостью.
В результате исследований пришли к выводу, что более пристальное и глубокое изучение, понимание литературы родного края позволяют максимально раскрыть потенциал литературного наследия нашей Родины.
II. Цели и задачи проекта
Цель проекта: популяризация творчества поэта нашего края, пробуждение интереса учащихся нашей школы к творческому наследию поэта-земляка, привлечение внимания к творческому наследию своего родного края.
Задачи проекта:
ü изучить материал о творческом и жизненном пути поэта Николая Тихенького, познакомиться с его творчеством;
ü развивать у подрастающего поколения интерес к изучению поэзии поэтов-земляков, их жизненного и творческого пути;
ü воспитание литературного интереса, привитие любви к чтению.
III. Описание проекта
Концептуальный подход предлагаемого проекта базируется на принципах, адекватных современным требованиям обучения и воспитания.
Проект представлен в комплексе проектных мероприятий и воплощается в жизнь через:
· систему тематических бесед, творческих встреч;
· проведение библиотечных уроков;
· сотрудничество библиотекаря с учащимися.
На первом этапе происходит погружение в тему. Перед детьми поставлен ряд вопросов: «Зачем нужно знать историю родного края?», «Каково значение поэзии в жизни человека?», «Что вы знаете о наших земляках?», причем ответы на вопросы они ищут самостоятельно, активно включаясь в поиск.
На втором этапе создаются условия для формирования комплексного понимания идеи. При выполнении творческих заданий (чтение стихотворений, поиск информации) учащиеся впитывают культуру чтения.
На третьем этапе проводятся библиотечные уроки, уроки творчества, тематические беседы, обзоры полюбившихся стихотворений.
IV. Рабочий план реализации проекта
1. Этапы и сроки реализации проекта
Сроки реализации проекта: 21 сентября-24 октября 2022 года
№ |
Наименование работ и основные этапы их выполнения |
Исполнители |
Сроки исполнения |
1 этап. Подготовительный (моделирующий) |
|||
1. |
Поиск информации по теме проекта |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2022г. |
2. |
Осуществление организационных мероприятий реализации проекта |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2022г. |
33. |
Проведение теоретического исследования данной темы |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2022г. |
44. |
Деятельностный подход к совершенствованию навыков |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2022г. |
5. |
Разработка проекта |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2022г. |
6. |
Привлечение к проекту учащихся и педагогов |
Матушкина М.Ф. |
Сентябрь 2022г. |
2 этап. Практический (экспериментальный) |
|||
77. |
Апробация и корректировка проекта |
Матушкина М.Ф. |
Октябрь 2022г. |
8. |
Марафон библиотечных уроков, приуроченных к Международному дню школьных библиотек |
Матушкина М.Ф. педагоги |
Октябрь 2022г. |
9. |
Награждение лучших учащихся |
Матушкина М.Ф. |
Октябрь 2022г. |
3 этап. Аналитико-обобщающий |
|||
10. |
Отчет по проекту на педагогическом совете |
Матушкина М.Ф. |
Октябрь 2022 г. |
11. |
Обобщение опыта реализации проекта «Он - наш земляк, он - наша гордость!» |
Матушкина М.Ф. |
Октябрь 2022г. |
112. |
Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве |
Матушкина М.Ф. |
постоянно |
13. |
Подведение итогов реализации проекта |
Матушкина М.Ф. |
Октябрь 2022г. |
2. Формы и методы работы в рамках проекта:
˗ методы стимулирования исследовательской деятельности учащихся;
˗ методы организации взаимодействия учащихся между собой и накопления опыта (выполнение совместной поисковой работы);
˗ методы развития творческих способностей (изучение и обработка информации).
V. Прогнозируемые результаты реализации проекта
В результате реализации Проекта ожидается:
· повысить рост исследовательской и читательской активности;
· повысить уровень формирования модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников;
· повысить эффективность отношений «ученик-педагог-библиотекарь»;
· создание коллектива единомышленников.
Проект отражает необходимый обществу социальный заказ на воспитание читающего поколения. Конечным результатом реализации Проекта должна стать повышенная исследовательская активность.
VI. Оценка эффективности проекта
Оценка результативности реализации Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев
Нравственные параметры
1. Сформированность навыков:
· умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
· ценность поиска информации;
· ценность патриотического воспитания.
Количественные параметры:
· включенность каждого учащегося в проводимые библиотекой
мероприятия;
· отсутствие безразличия у детей;
· участие в поисково-исследовательской деятельности.
VII. Оценка рисков и мероприятия по их ликвидации
Для реализации проекта проведен анализ рисков. Выделены риски, которые не существенны для реализации проекта, а также наиболее существенные.
Возможные риски |
Ликвидация |
Незапланированная приостановка учебного процесса из-за нестабильной ситуации |
Работа в дистанционном режиме |
VIII. Перспективы дальнейшего развития проекта
Целенаправленная, тщательно спланированная и подготовленная совместная работа библиотекаря, учащихся и учителей-языковедов принесёт положительный эффект. Значимым является тот факт, что на сегодняшний день мы добились успеха. Нам удалось достичь определённых результатов.
IX. Контроль за реализацией проекта
- проведение литературных встреч;
- интервью;
- обзоры литературы;
- создание методического продукта проектной деятельности в виде брошюры
и диска с методическими разработками.
X. Заключительные положения
Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы. Именно с таких первых шагов исследовательской деятельности начинается содружество с педагогами, охват учащихся. Я, как библиотекарь, должна строить свою работу так, чтобы дети хотели интересоваться литературой родного края. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание узнать больше о своих земляках. На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать выводы: цель, поставленная нами, достигнута. Мы расширили свой кругозор и познакомились с творчеством нашего земляка, стали больше любить и ценить нашу малую Родину.
Я очень рада, что в ходе работы смогла пообщаться с этим замечательным человеком, у него есть чему поучиться. Хочется верить, что знакомство с поэтом нашего края позволит сблизить современное поколение с литературным богатством родного края.
Результатом работы над проектом явилось создание презентации о поэте-земляке, которую можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.
XI. Литература
Интернет-ресурсы
1. Стихи.ру.- Режим доступа: https://stihi.ru/avtor/nik031972
2. Архивные материалы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.