Проект "Организация внеурочной деятельности" Автор: Моисеева Раиса Ивановна

  • docx
  • 18.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Организация внеурочной деятельности.docx

 

Надпись:  Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 15 I, II вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПроЕКТ

 «организация внеурочной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях интернатного типа как средство повышения познавательной активности»

 

 

База реализации проекта: обучающиеся III IV общеобразовательных классов

слабослышащего отделения

(15 человек)

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор и руководитель проекта: Р.И. Моисеева,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск-2013г.

 

Введение

 

В развитии человека слух играет первостепенную роль. Нарушение слуховых функций приводит к невозможности качественно воспринимать звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведёт, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно-логического мышления. Стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом.

В связи с этим права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Реализация положения реформы общеобразовательной школы требует дальнейшей работы по выявлению наиболее эффективных средств и методов всестороннего воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложную структуру дефекта. Многие учащиеся начальных классов со сложной структурой дефекта не могут назвать любимый учебный предмет, им нравится выполнять лёгкие задания, они безразличны к самостоятельному поиску, исследованию. Почему это происходит? Одна из причин – неактуальность знаний, которые получает глухой и слабослышащий обучающийся в начальной школе. В силу своих психофизических особенностей младшие школьники зачастую выпадают из образовательного процесса традиционной школы глухих и слабослышащих. В связи с этим им необходимы особые условия: сочетание образования, оздоравливания, психологической коррекции и социо-психолого-педагогической поддержки. Эти условия создаются в учреждении интернатного типа - для глухих и слабослышащих детей со сложной структурой дефекта утверждённые в соответствии с правовыми актами.

Нормативно – правовое регулирование деятельности ТОГКОУ школы-интерната №15 I, II вида  включает:

Ø  Конституцию Российской Федерации;

Ø  Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

Ø  Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

Ø Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. №288.

Постановка проблемы с указанием причин

Для познания окружающего мира природы очень важны такие процессы чувственного восприятия, как обнаружение (узнавание), различение, идентификация объекта. Психофизиологические особенности развития младших школьников с нарушениями слуха препятствуют полноценному познанию окружающего мира. Сегодня работе с детьми, имеющими дефицитарное развитие, уделяется гораздо больше внимания. Для них разрабатываются коррекционные программы, организуются такие формы работ как конкурсы, викторины, круглые столы, устные журналы, месячники речи и т.д.

Данные формы работы помогают самореализоваться детям, имеющим II, III, IV степень тугоухости. Но, в своём большинстве, младшие школьники, помимо тугоухости, имеют множество сочетанных заболеваний, а значит остаются несостоявшимися. Исходя из выше сказанного, главная проблема – отсутствие познавательной активности у определённой категории слабослышащих детей со сложной структурой дефекта, и как следствие весьма низкая эффективность обучения, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на качество образования. Каковы причины вышеозначенной проблемы?

Одна из основных причин – слабая мотивация к обучению, а отсюда нежелание детей учиться. Актуальная причина заключается в неспособности урочной системы полноценно оказать помощь таким детям, т.к. по учебному плану предусмотрено всего 1 час, т.е. 40 минут в неделю уроку природоведения. У обучающихся, постоянно проживающих в школе-интернате, в течение длительного времени, нет возможности в реальности «соприкоснуться» с миром природы, увидеть и почувствовать красоту окружающей природы, раскрыть её тайны, поэтому не могут быть в полной мере сформированы природоведческие знания, умения и навыки, а также универсальные учебные действия (УУД).

Поэтому очевидна актуальность поиска педагогических, инновационных технологий, с помощью которых у детей с нарушениями слуха повысится интерес к окружающему миру в целом. Чем более разнообразна по форме и богата по содержанию жизнь ребят с особенностями в развитии в школе, на уроках и во внеклассной деятельности, тем успешнее развиваются творческие способности обучающихся, раскрываются сильные стороны, растёт интерес к знаниям, плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. Слова известного голландского учёного М. Минарта: «От вас самих зависит прозрение – вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием «знай, на что смотреть» являются точкой отсчёта при организации работы над проектом: «Организация внеурочной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях интернатного типа как средство повышения познавательной активности». Наглядность является одним из эффективных средств обучения слабослышащих детей. Поскольку работа слухового анализатора протекает неполноценно, поэтому в процессе обучения большая роль отводится зрительному анализатору.

Степень разработанности проблемы

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растёт. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Вопросами нравственного и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как О.С. Богданова, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин. Идеи гуманизации, поиски путей развития ребёнка как своеобразной индивидуальности всегда были значимы для отечественной дефектологии, в частности, сурдопедагогики (Р.М. Боскис, Т.А.Власова, А.И. Дьячков, Г.Л.Зайцева, А.Г. Зикеев, Т.С.Зыкова, К.В.Комаров, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, И.М.Соловьев и др.).

В современной российской сурдопедагогике идеи создания благоприятной педагогической среды для развития каждого ребёнка с недостатками слуха нашли своё отражение в изучении возможностей совершенствования традиционной системы обучения и воспитания неслышащих детей, а также в создании альтернативных педагогических систем (интегрированное обучение, билингвистическое обучение и др.)

 В то же время пока недостаточно исследованы вопросы обучения и воспитания особой категории обучающихся  - глухих и слабослышащих детей со сложной структурой дефекта. Между тем эти дети, как и все другие, имеют право на образование в педагогической среде, максимально адекватной их потребностям и возможностям. Этим определяется актуальность настоящего исследования. В 30-70-е и последующие годы XX столетия проводилось всестороннее изучение психического развития детей с нарушениями слуха. (Р.М. Боскис, Т.А. Власова и др.). Изучались закономерности психического развития детей с недостатками слуха в тех или иных условиях их воспитания и обучения, прослеживались этапы формирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, воображения и мышления, становления черт личности.

Такие сурдопедагоги как Е.Г. Речицкая, Е.П.Кузьмичева, С.А.Зыков отмечают, что экологическая культура любой личности немыслима вне её практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителя и ученика, а младшим школьникам с нарушениями слуха, со сложной структурой дефекта она просто необходима как воздух.

Внеурочные мероприятия по окружающему миру проводились в школах для глухих и слабослышащих, но они не были подкреплены экспериментальной деятельностью. Каким образом можно развить эти процессы у младшего школьника с нарушенными слуховыми возможностями и со сложной структурой дефекта? С уверенностью скажем, только с помощью экспериментально-инновационной деятельности.

Используя индивидуальные возможности каждого ребёнка, организуем на базе школы-интерната конкурсы, выставки, месячники речи по природоведческому циклу. Также наши дети принимают участие в различных городских, областных и региональных конкурсах.

В свете современных преобразований в обществе рождаются новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения с особенностями в развитии. Исходя из выше сказанного, данная проблема недостаточно изучена учёными, дефектологами, поэтому она актуальна и востребована на современном этапе развития общества.

Объект проектной деятельности

Организация работы по развитию познавательной активности, с целью повышению продуктивности универсальных учебных действий в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.

Предмет проектной деятельности

Процесс организации экспериментальной, творческой, продуктивной деятельности детей со сложной структурой дефекта с целью развития познавательной активности и повышения эффективности обучения и воспитания.

Главная цель проекта

Создание условий для развития познавательной активности, для эксперимента, заинтересованности новыми «неразгаданными» тайнами природы. Определение роли картофеля в природе и жизни человека посредством наблюдения за ростом и развитием культурного растения – картофеля, активизации интереса к окружающему миру природы, заложения основы нового экологического мышления у детей со сложной структурой дефекта, проявляющиеся в их этико-гуманном отношении к растениям, как к живому, неповторимому организму.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

Ø  Выявить уровень развития процессов познавательной активности младших школьников с ОВЗ;

Ø  Создать условия для самореализации, развития познавательных интересов и подготовки к участию в экспериментально-практической, творческой деятельности;

Ø  Проводить дифференцированную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу в соответствии с психофизиологическими особенностями развития детей, имеющих сложную структуру дефекта;

Ø  Сформировать систему знаний о росте и развитии огородной культуры - картофеля;

Ø  Формировать умения анализировать полученную информацию, делать простые выводы, составлять план деятельности в соответствии с полученной информацией;

Ø  Развивать умения работать в группе, слушать друг друга, оречевлять, согласовывать свои действия и приходить к единому мнению;

Ø  Учить оформлять результаты своей деятельности в устной и письменной форме.

Актуальность проекта

В настоящее время важную коррекционно-педагогическую актуальность приобретает проблема обучаемости школьников со сложной структурой дефекта. Совершенствование системы коррекционного образования в соответствии с законом РФ «Об образования» требует внедрения в практику работу специализированных (коррекционных) образовательных учреждений комплекса мер, направленных на обеспечение каждому ребёнку с дефицитарным развитием адекватных условий для развития. Главное достоинство заключается в том, что данный проект обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности – обучающиеся выступают в роли экспериментаторов и исполнителей проекта.

Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлением и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Этот проект направлен на наблюдения, эксперимент, продуктивную, творческую деятельность детей.

Гипотеза проектной деятельности

Познавательная активность детей со сложной структурой дефекта станет эффективнее, если внеурочные мероприятия  будут сопровождаться в комплексе с традиционной физкультурно-оздоровительной работой, предметно-практической, экспериментальной деятельностью.

Научная новизна проекта

Новизна проекта заключается в оригинальной дидактической концепции, направленной на максимальное расширение возможностей детей со сложной структурой дефекта для самостоятельной, творческой, продуктивной, экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые:

автор проекта – Р.И. Моисеева – учитель начальных классов школы-интерната №15;

руководитель – заместитель директора по НМР Л.Д. Дузькряченко;

педагоги-дефектологи, работающие с глухими и слабослышащими детьми:

учитель информатики И.О. Шахмайкина;

председатель методического объединения Т.П. Мурина;

учитель начальных классов: Е.Г. Киреева;

школьный библиотекарь А.И. Черемных;

специалист НИИ психического здоровья СО РАМН

И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт;  

школьный врач высшей категории Т.Ф. Запорожан.

Нормативно-правовые:

Ø  Конституция Российской Федерации;

Ø  Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

Ø  Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

Ø  Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. №288.

Ø   «Проект закона Томской области «Социальный кодекс Томской области Всероссийского общества глухих».

Информационные:

Ø  Школьная библиотека, областная детско-юношеская библиотека;

Ø  Ресурсы сети Интернет;

Ø  Художественная, методическая, научно-популярная литература, в том числе журнал «Юный натуралист»;

Ø  Телевидение;

Ø  Ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ИМЦ Департамента образования города Томска.

Материально-технические:

Проект реализуется на базе школы-интерната №15 I, II вида, оснащённого в соответствии с современными требованиями (компьютерный класс, видеокамера, фотоаппарат, сканер, актовый, спортивный зал, пришкольный участок).

Финансовые:

Финансовое обеспечение работы проекта осуществлялось за счёт спонсорских средств со стороны Армянской Диаспоры, родителей, администрации школы-интерната №15.

Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию

1 этап «Погружение в проект» (январь 2011 год)

Цель: определение последовательности, продолжительности деятельности.

Задачи:

Ø  Определить целевую группу, планирование работы;

Ø  Организовать совместную деятельность специалистов;

Ø  Выявить знания, умения и навыки обучающихся.

2 этап «Организация деятельности» (февраль-март 2011 год):

Цель: создание условий для предметно-развивающей, учебно-воспитательной среды.

Задачи:

Ø Определить специфику профессиональной ориентации специалистов;

Ø Разработать конспекты, дидактические игры, обеспечить научно-методические и материально-технические условия, составить вопросы для анкетирования;

Ø Создать условия для активизации роли специалистов в процессе деятельности детей.

3 этап «Осуществление деятельности» (март-апрель 2011 год):

Цель: организация предметно-практической деятельности через отбор наиболее эффективных организационных, методических оздоровительных методов и средств для развития познавательной активности детей со сложной структурой дефекта.

Задачи:

Ø   Создать условия для самостоятельного отражения полученных УУД;

Ø   Формировать умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления;

Ø   Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений в частности картофеля.

4 этап «Презентация результатов» (май 2011 год)

Цель: организация отчётной деятельности по проекту.

Задача:

Ø   Отчёт-сообщение на методическом объединении, педагогическом совете о проделанной работе с показом видеоматериалов.

Поэтапный план реализации проекта

1-ый этап «Погружение в проект»

Цель: определение последовательности, продолжительности деятельности

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Ø  Определить целевую группу, планирование работы;

Ø  Организовать совместную деятельность специалистов;

Ø  Выявить знания, умения и навыки обучающихся;

 

Групповое заседание;

Изучение педагогического опыта;

Тестирование обучающихся;

Подборка материалов

Январь 2011 год

Активизация педагогов;

Качественный анализ литературы, Интернет-источников;

Определение стартовых возможностей детей

Р.И. Моисеева, уч. нач. кл.

Л.Д. Дузькряченко

Зам. Директора по НМР;

И.О. Шахмайкина – учитель информатики

 

2 этап «Организация деятельности»

Цель: создание условий для предметно-развивающей, учебно-воспитательной среды

Ø Определить специфику профессиональной ориентации специалистов;

Ø Разработать конспекты, дидактические игры, обеспечить научно-методические и материально-технические условия, составить вопросы для анкетирования;

Ø Создать условия для активизации роли специалистов в процессе деятельности детей

 

Написать памятки «Как ухаживать за картофелем» и «Как оберегать картофель от вредителей – колорадского жука и его личинок»;

Составить полезные советы о картофеле;

 

Февраль-март 2011 год

 

Развивает любознательность

Оказывает положительное влияние на познавательный интерес, как результативность прослеживается в экологическом, физическом, языковом, практико-предметном, направлениях

Р.И. Моисеева, уч. нач. кл.;

Л.Д. Дузькряченко

Зам. Директора по НМР;

И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт; 

Т.Ф. Запорожан – школьный врач;

А.И. Черемных – школьный библиотекарь

3 этап «Осуществление деятельности»

Цель: организация предметно-практической деятельности через отбор наиболее эффективных организационных, методических оздоровительных методов и средств для развития познавательной активности детей со сложной структурой дефекта.

 

Ø   Создать условия для самостоятельного отражения полученных УУД;

Ø   Формировать умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения;

Ø   Развивать общеучебные умения

 

 

 

 

 

 

Беседы;

Самостоятельная работа с литературой;

Поделки из картофеля;

Творческая деятельность «Картофель и фантазия»;

Проведение праздника «Картофельный БУМ»;

Выполнение творческих работ;

Игровая, предметная деятельность

 

 

Март-апрель 2011 год

 

 

 

Формирование умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения;

Воспитание бережного отношения к природе, ответственности, наблюдательности

 

 

Р.И. Моисеева, уч. нач. кл.;

И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт; 

Т.Ф. Запорожан – школьный врач;

А.И. Черемных – школьный библиотекарь;

Т.П. Мурина – пр. метод. объед.; Е.Г. Киреева – уч. нач. кл.;

И.О. Шахмайкина – учитель информатики

4 этап «Презентация результатов»

Цель: организация отчётной деятельности по проекту

Ø      Выявить динамику развития через обработку собранной информации;

Ø      Обобщить и распространить педагогический опыт работы с детьми со сложной структурой дефекта

Выставка творческих работ;

Фотовыставка «Урожай картошки вырос на окошке»;

Отчёт-сообщение на методическом объединении, педагогическом совете о проделанной работе с показом видеоматериалов

 

Май 2011 год

 

Представление, обобщение материала на школьном уровне, семинарах, научно-практических конференциях

 

 

 

 

 

 

 

Р.И. Моисеева – автор проекта, уч. нач. кл.

 

 

 

Конечный продукт проекта (критерии оценки эффективности реализации проекта)

Оценка эффективности организации внеурочной деятельности детей со сложной структурой дефекта, направленная на повышение познавательной активности, будет осуществляться на материале следующих критериев:

Ø  Формирование у младших школьников с нарушениями слуха осознанной, устойчивой, положительной мотивации к обучению и воспитанию;

Ø  Умение пользоваться полученными знаниями и навыками в урочное и внеурочное время;

Ø  Умение использовать полученные УУД для повышения самооценки, более сознательных, самостоятельных действий;

Ø  Создание и накопление в ТОГКОУ школе-интернате №15 методических разработок и внеурочных мероприятий для педагогов, студентов, проходящих учебную практику на базе школы-интерната;

Ø  Повышение уровня компетентности педагогов, родителей, студентов по вопросам организации деятельности детей с нарушениями слуха, имеющие сложную структуру дефекта;

Ø  Сотрудничество с партнёрами;

Ø  Специфика ориентирована на применение широкого комплекса технических средств,

Особый  акцент сделан на использование компьютерных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного и внеучебного процесса.

Диагностический инструментарий (см. приложение)

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие детей с педагогами

Практическая направленность проекта

Материалы данного пособия помогут организовать внеурочную деятельность классным руководителям младших школьников, учителям дополнительного образования, воспитателям в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

Методическое пособие будет полезно, студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель сурдопедагог.

Целенаправленная и систематическая деятельность данного проекта поможет детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим выраженные отклонения в речевом развитии:

Ø  обогатить язык специальной терминологией, наполняя речь определённым содержанием;

Ø  активизировать познавательный интерес к окружающему миру природы;

Ø  понять взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»;

Ø  действовать самостоятельно в заданных условиях.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий

В ходе реализации проекта возможны:

Ø  недостаточное принятие, понимание и усваиваемость материала детьми в силу психофизиологических особенностей. В этом случае необходимо адаптировать весь материал на соответствие детскому пониманию младших школьников со сложной структурой дефекта;

Ø  Невозможность родителей помогать детям, неосуществимость родительско-детских отношений серьёзно заниматься с детьми, поскольку дети продолжительное время пребывают в школе-интернате№15. В этом случае привлечение сил методиста, психолога, библиотекаря, психиатра, школьного врача, а также индивидуально-дифференцированный подход со стороны воспитателя выполнят компенсаторную функцию родителей, что сведёт к минимуму негативные последствия.

Опыт использования  и степень распространения

Ø     Участие во Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» (размещение фоторепортажа на сайте детского экологического движения «Зелёная планета»);

Ø  Очное участие во Всероссийской научно-практической конференции «Новое качество образования в новых условиях» г. Томск - представлена презентация «Особенности проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ»;

Ø  Компьютеро-демонстрирующий; представительствующий (размещение на сайте WWW.greenplaneta.ru фоторепортажа и краткой информации).

Система разработанных мероприятий по реализации проекта

Ø  Анкеты для диагностического инструментария;

Ø  Беседы: «История картофеля», «Как картофель попал к нам на стол», «Кто такой Христофор Колумб», «Картофель в РНТ», «Человек и картофель»;

Ø  Коллективная работа с природным материалом «Картофельный Дух Васюганского болота»;

Ø  «Урожай картошки вырос на окошке». Высадка «глазков» картофеля в цветочный горшок, наблюдение за ростом, развитием, сбор урожая;

Ø  Реабилитационное занятие трудового обучения «Картофель и фантазия»;

Ø  Праздник картошки «Картофельный БУМ»;

Ø  Итоговый урок с использование ИКТ (презентация «Картофель»).

Список литературы для обучающихся:

1.             Адаптивно-коррекционная программа по курсу «Природоведение» (IIIV классы) слабослышащее отделение. Томск, 2009 г.

2.           Галенс Дж., Пир Н. Книга ответов для почемучки: Пер. с англ. А. Ишутиной. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 400 с.: ил.

3.           Экологические наблюдения и эксперименты в школе А.И.Иванова;

Список литературы для педагогов:

1.    Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).

2.    Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» для учителей начальной школы. Главный редактор газеты Мария Соловейчик. –  М.: Учредитель ООО «Чистые пруды». 6/2010 г.

3.    «Первое сентября». Festival.1september.ru. Диски с материалами участников Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007, 2008-2009, 2009-2010 гг.

4.    Титова М.Ф. Изучение природы в 1 – 3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с.

5.         Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008г.

6.          Энциклопедический словарь Ожегова.

7.         Снижение и потеря мотивации к обучению. - Социальная сеть ...nsportal.ru/shkola/.../library/snizhenie-i-poterya-motivacii-k-obucheniyu

8.   Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988.

9.   Коноплева Л. Н.Интегрированное обучение детей с особенностями психо¬физического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.

10.  Ветер А. А. Выгодская Г. Л, Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

11.  Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М , 1971.

12.  Синяк В. А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. — М., 1975.

13.  Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.

Список литературы для родителей:

1.   Оздоровительная школа-интернат для глухих детей со сложной ...planetadisser.com/see/dis_86378.html

2. Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе» С.В.Машкова.

Список других источников информации:

1.        Гимн картошке. Copyright: Наталья Анишина, 2007 Свидетельство о публикации №1709190392

2.        http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16748/festival.1september.ru/articles/565301/ -

3.        mollenta.ru/articles/istoriya-kartofelya.php www.supersadovnik.ru/plant.aspx?id.

4.        Источник: CIP [1,6]; NIVAP, the Netherlands [2,13]; Canadian Food Inspection Agency [3,5,11,12,14]; Lapin Keittiömestarit [4]; FNPPPT/Gernod - France [7]; Wikipedia [8,10,15] Haalo [9]

5.        Формирование экологической культуры школьников moy-bereg.ru/.../formirovanie-ekologicheskoy-kulturyi-doshkolnikov-1...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Анкеты для диагностического инструментария

Анкета для детей. «Моё поведение на природе» (проводится индивидуально с каждым ребёнком)

Цель: определить тип мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного (познавательного), практического.

1.      Я выхожу на природу с радостью.

2.      На природе у меня обычно хорошее настроение.

3.      Больше всех я люблю выходить на природу с …

4.      У меня есть любимое растение…

5.      Мой самый любимый цветок…

6.      На летних каникулах я часто (редко) выхожу на природу.

7.      Гуляя по лесу с родителями, я не рву (рву) растения.

8.      После отдыха в лесу я уношу (оставляю) мусор.

9.      Чтобы охранять природу я …(произвольное высказывание).

 

Анкета для родителей «Природа в жизни моего ребёнка» (родители заполняли анкету в каникулярное время)

1.      Часто ли выходите на природу?

2.      Проявляет ли ребёнок интерес к окружающему миру?

3.      В чём это проявляется?

4.      Вполне ли приспосабливается к природным условиям?

5.      Как ведёт себя на природе? (любуется птицами, насекомыми, ищет что-то необычное и т.д.)

6.      Способен ли проявлять бережное отношение к растениям?

7.      Задаёт ли вам ребёнок на природе вопросы?

8.      Всегда ли вы отвечаете на них?

9.      Любимое растение ребёнка.

10.  Часто ли жалуется на усталость, желание пойти домой?

 

Взаимодействие с педагогами. Интервью у врача Татьяны Федоровны

Цель: составление вопросов с целью получения полезной информации о картофеле для здоровья человека.

1.      Можно ли получить лекарственные средства из картофеля?

Свежий сок картофеля пьют при желудочно-кишечных заболеваниях.

2.      Как используют картофель в народной медицине?

Полученный из картофеля крахмал используется в качестве наполнителя для порошков и таблеток.

3.      При каких заболеваниях используют картофель?

В народной медицине натёртый на тёрке свежий картофель используется при экземе и других поражениях кожи.

4.      Можно ли применять картофель в косметике?

Горячие варёные растёртые клубни картофеля употребляют при заболеваниях верхних дыхательных путей и лёгких.

5.      Как используется картофель в домашней косметике?

Из него делают питательные маски для кожи лица и рук.

 

 

Интервью у повара Татьяны Владимировны

Цель: составление вопросов с целью получения полезной информации о картофеле, как о втором хлебе для человека.

  1. Ваше любимое блюдо из картофеля?
  2. Какое блюдо из картофеля быстрее всего приготовить?
  3. Какое блюдо из картофеля долго готовится?
  4. Назовите самое полезное блюдо из картофеля.
  5. Почему у жаренного картофеля хрустящая корочка?
  6. Может ли человек прожить без картофеля?
  7. Почему картофель считают вторым хлебом?

 

Анкета для педагогов «Выявление причин познавательной активности»

 

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Инструкция по заполнению анкеты: подчеркнуть в каждом пункте – а, б, в, г.

 

1. Особенности познавательной деятельности

1.  Как ребёнок запоминает:

а) очень хорошо

б) хорошо

в) посредственно

г) плохо

2.  Как понимает объяснения:

а)   очень хорошо

б)  хорошо

в) посредственно

г)  плохо

3.  Познавательная активность (стремление к новым знаниям):

а) высокая

б) средняя

в) низкая

г) отсутствует

4.   Колеблется ли успешность выполнения однотипных заданий:

а)   очень часто

б)  обычно

в)   редко

г)  никогда.

5. Может ли ребёнок перестроиться на другой вид деятельности:

а)  легко

б)  не легко, не трудно

в)   с трудом

г)   с большим трудом

2. Имеются ли нарушения в двигательной сфере, координации движения:

а)   да

б)  нет

Напишите о других специфических особенностях поведения, характера познавательной деятельности если они имеются.   

 

 

Беседы: «История картофеля», «Как картофель попал к нам на стол», «Кто такой Христофор Колумб», «Картофель в РНТ», «Человек и картофель».

 

 

Коллективная работа «Картофельный Дух Васюганского болота»

Выполнена из природного материала, с дальнейшим представлением на выставке в областной детско-юношеской библиотеке по пр. Фрунзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Урожай картошки вырос на окошке»

Высадка «глазков» картофеля в цветочный горшок, наблюдение за ростом, развитием, ведение записи в дневниках наблюдения, сбор урожая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реабилитационное занятие трудового обучения «Картофель и фантазия»

в рамках проекта

Автор: Р.И. Моисеева

 

Время реализации: 40 минут

Классы: 3-4

Цель: создание условий для активизации познавательного интереса, развития творческого подхода в процессе практико-трудовой деятельности.

Задачи:

1.        образовательная закрепить и уточнить представления обучающихся о картофеле, учить формулировать ответы, загадывать и разгадывать загадки, работать с пословицами;

2.        коррекционная - развивать остаточный слух, формировать грамматическую речь, работать над расширением словарного запаса;

3.        воспитательная - активизировать внимание, мышление, учебную мотивацию, систематизировать знания детей о картофеле;

4.        развивающая – развитие познавательных процессов на основе наглядно-практического материала с целью прочности запоминания, длительного хранения в памяти  наглядной и речевой информации.

Предшествующая работа, постановка вопросов:

1.             Всегда ли картофель был на Руси?

2.             Считали или нет на Руси картошку “вторым хлебом»?

3.             Если это так, то почему считали картофель «вторым хлебом?»

4.             Закрепление истории появления картофеля в странах Европы.

5.             Поиск дополнительной литературы о продукте, который ежедневно мы употребляем в пищу.

6.             Нахождение загадок, стихов, песен, пословиц и поговорок о картофеле.

Оборудование и материалы:

Картофель разной формы, пуговицы, скрепки, бусины, спички, загадки, пословицы, речевые карточки, иллюстрированные картинки и изображением картофеля.

Слуховой словарь:

Картофель, картошечка, картофелина, лукошко, приготовить блюдо из картофеля, мама чистит картофель, папа купил картофель.

Ход:

1.                      Организационный момент – 3 мин.

(Предлагаю детям речевую информацию, «ухожу» за фонетический экран, дети воспринимают речь на слуховой основе. Для детей, имеющих сенсоневральную тугоухость III- IV ст. предлагаю плакат с фразами для считывания)

Учитель (Далее У): К уроку все готовы? Я задумала слово. Это - название того блюда, которое очень часто готовит мама. Его можно варить, жарить, запекать, толочь. Правильно, это картофель, как говорят в народе – картошка.

О той, у кого много-много глаз на этот раз пойдет рассказ

О той, кто шесть имеет глаз, а иногда и семь, и пять

(Что, впрочем, можно сосчитать);

О той, кто зиму сладко спал, забравшись осенью в подвал;

О той, кого на кухню к нам весною притащил я сам;

О той, чьи странные глазки росли день ото дня;

О той, кто был знаком со мной, но не видал меня.

Подумайте немножко: а вдруг это…(Картошка).

Ребята, что означает слово картофель? Слово заимствовано из немецкого языка. Картофель – огородное растение, овощ. Картофелем так же называют подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу (показ иллюстрации).

У: Послушайте загадку.

Что копали из земли, жарили, варили,
Что в золе мы испекли, ели, да хвалили? (Клубень - картофель).

У:А теперь вы мне загадайте загадку.

Д: Неказиста, мешковата, а придёт на стол она, скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна”.

У: Картофель - “второй хлеб”. Почему? Потому что он не надоедает, не приедается, поэтому его считают «вторым хлебом».

2.                      Целевая установка на творческую трудовую деятельность – 2 мин.

У: Из мешка бери картошку думай-думай понемножку.
Что же сделать? Чебурашку, Ёжика иль Барабашку, Гусеницу иль Зайчонка, Медвежонка, Паучонка? Сегодня мы с вами будем фантазировать. Клубни картофеля превращать в животных, насекомых. Тема нашего урока «Картофель и фантазия».

3.                      Работа по теме – 13 мин.

У: Итак, в первую очередь мы отправляемся в картофельное царство. Встречает нас сама Каролина-Картофелина. Предлагаю вам познакомиться с ней. (Показываю детям большой клубень картофеля в шляпке, с глазками, носиком, ртом, в юбочке из разноцветных лоскутков).

500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель.

Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли

Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, неизвестных Европе растений.

“Папа”. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – Каролина-Картофелина… Тут начались её путешествия по суше. Сначала она разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же Каролина-Картофелина перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку - холщовый мешок.

Но в Европе не сразу поняли, что у неё главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зелёные шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. (Показ иллюстрации)

Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебряном блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели картошку не с того конца.

Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, - “чертово яблоко”, сажать её грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама Каролина-Картофелина. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая-пребольшая репка? Чтоб накормить и бабку, и внучку - семью. Раньше, в студёные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб.

Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Вот так Каролина-Картофелина стала для всех других народов Европы вторым хлебом. Вам понравился рассказ? Что вас удивило? Что в рассказе порадовало? (Произвольные ответы детей). Предлагаю поиграть.

4.                      Динамическая пауза.– 3 мин.

У: Ребята, возьмите лукошко. (Показываю иллюстрацию, дети имитируют соответствующие движения «Берут лукошко в руки») Мы будем собирать картофель в лукошко. Куда мы будем собирать картофель? Правильно, в лукошко.

(Ученики, хором проговаривают слово «лукошко», далее ориентируются на показ, выполняют упражнение2-3 раза)

Миша шел, шел, шел и картошку нашел (шаги на месте)

ЁжикиРаз картошка, два картошка, положи ее в лукошко («кладут» картошку в лукошко)

5.                      Продолжение работы по теме – 10 мин.

У: Ребята, вы знаете загадки о картофеле. Давайте вспомним их.

1-ый реб.: Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла. Ты посоли её немножко, ведь, правда, вкусная …? (картошка).

2-ой реб.: Курочка-пустодом свила гнездо за двором, яйца несет, в землю кладет (картофель).

3-ий реб.: Это чудо плод его  едим мы круглый год

Пюре, супы, салат, окрошка везде присутствует …(картошка).

4-ый реб.: Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,

Скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна!” (картошка).

5-ый реб.: Шел Кондрат в Ленинград встретил 12 ребят
У каждого лукошко, в лукошке по 3 картошки.

Сколько всего лукошек, и сколько в лукошках картошки?

(12 лукошек, 36 картошек).

P4150067.JPG6-ой реб.: И зелен и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом… (картошка).

У: Послушайте стихотворение.

В некотором царстве, в некотором государстве

На планете, на Земле - жила картошечка в земле.

Свойство царское имела: радовать народ умела.

Из картошечки, из нашей, мы сегодня смастерим

Насекомых иль животных, кого сами захотим!

Посмотрите, какая красивая Каролина-Картофелина, но она скучает. Как вы думаете, почему? (Произвольные ответы детей).

1.                      У: Ребята, у Каролины-Картофелины нет друзей. А вы хотите ей помочь. Надо сделать для неё друзей. Вы сделаете для неё друзей? Смастери, не поленись и работой поделись!

(Дети выбирают картофель, думают, представляют, что можно сделать из клубней картофеля, далее приступают к работе.  В качестве подсказки, предлагаю иллюстрации животных и насекомых).

6.                      Закрепление темы.– 4 мин. (предметно-игровая деятельность)

(Кто-то из детей сделает работу быстрее, кто-то медленнее. Чтобы заполнить временное пространство, предлагаю выполнившим ребятам работу игры: «Собери картинку», «Собери пословицу из двух частей»).

Пословицы.

Картошка да каша - еда наша.

Голодному и картошка лакомство.

Картофель хлебу подспорье.

Картошка хлебу присошка.

Картошку копать, не руками махать.

(Ребёнок, выполнивший раньше других работу, получает конверт, собирает картинку, пословицу, называет).

7. Итог (рефлексия) – 3 мин.

У.: Вам понравилась урок? Вы помните, какая тема урока? Что вы делали на уроке? Вам легко было выполнять задание или трудно? Кому вы помогли? А как вы помогли? (Произвольные ответы детей). Все сегодня молодцы, с заданиями справились на отлично, поздравляю! Все работы будут представлены на выставке. Каких друзей вы подарили Каролине-Картофелине? (Дети озвучивают: Мишку, Зайку, Зайца-робота, Гусеницу, Паучка, Ёжиков и т.д.) А теперь, предлагаю послушать друг друга. (Дети считывают речевой материал с карточек).

1-ый реб.:

Как любим мы картошку, не можем без картошки мы даже дня прожить.

2-ой реб.:

Мы жарим её и варим, и в суп её добавляем, и даже просто в “мундире”

сможем отварить.

3-ий реб.:

Можем испечь в духовке, можем оладушки сделать и на костре испечь.

А сколько разных сделать можно поделок их даже и не счесть.

8. Домашнее задание – 2 мин.

(Привлекаю ещё раз внимание детей к выставочным экспонатам – детским работам)

У: Посмотрите на свои работы. Какая замечательная выставка ваших работ. Все они выполнены с большим старанием. Вы, молодцы! Каролина-Картофелина очень довольна. Запишите в свои дневники домашнее задание. Дома приготовить любое блюдо, в состав которого входит картофель. Запишите рецепт, потом поделитесь своими рецептами с товарищами. Обратитесь за помощью к маме, она обязательно вам поможет. Желаю всем успеха в кулинарном деле!

Литература

1.                      Русские народные загадки, пословицы, поговорки. \ Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение. 1990. – 335 с.

2.                      Уфимцева Л.П. Конспекты учебных занятий в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием приёмов коррекции и развития познавательных процессов // «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – М.: ООО Издательство «Школьная Пресса», 2004, № 2 С 35-36.

3.                      http://www.google.ru/imglanding?imgurl=http://www.sigar.ru/images4/kolumb.jpg&imgrefurl=http://www.sigar.ru/

 

Праздник картошки «Картофельный БУМ»

Сценарий реабилитационно-коррекционного внеклассного мероприятия в рамках проекта

Автор: Р.И.Моисеева

 

Время реализации: 50 минут

Классы: 3-4

Цель: расширение знаний учащихся о картофеле; активизация познавательных интересов, развитие коммуникативных качеств посредством совместной игровой деятельности.

Оборудование:

P1200650рекреационная комната оформлена шарами, корзиной с картофелем, фотографиями детей, участвующих в проекте «Картошка – царица полей»; стенд с библиотечной подборкой книг о картофеле (совместная работа детей с библиотекарем - Александрой Ивановной); выставка поделок из картофеля.
Фломастеры, лист А4 (2) с изображением клубней картофеля. Два плаката, на которых написано крупными буквами: КАРТОФЕЛЬ. Колорадский жук (изображение насекомого в количестве 20 штук). Объявление. Заранее сваренный в мундире картофель. 2 плаката с изображением картофеля в женском и мужском обличии (для подбора фамилии, имени и отчества). Два шарфа для завязывания глаз. Два ведра.

P1200585(Под весёлую музыку дети друг за другом вбегают в зал, замыкают круг, выполняют танцевальные движения. По договорённости один педагог обходит зал и размещает в разных местах колорадских жуков, в тайне от детей. В конце праздника дети собирают данных жуков – 8-ой конкурс).

Ведущий:

Всех приветствую, друзья! Здравствуйте, дорогие ребята. Позвольте мне открыть праздник «Картофельный «БУМ». Мы не случайно собрались здесь и сейчас, в этом зале. Вас пригласили ученики из 4-ого класса. Они вырастили картошку, целых 23 клубня. Сегодня решили устроить праздник «Картофельный «БУМ». На этом празднике мы будем играть, участвовать в эстафетах, конкурсах, отгадывать загадки, собирать пословицы, конечно же, в конце праздника угостимся вкусным картофелем.

Мы праздник начинаем, что я хочу сказать? Вам картошечку по праву “Вторым хлебом” называть!

Ребята, а почему люди называют картошку «вторым хлебом?»

(Произвольные ответы детей).

Ведущий:

Картофель, подобно хлебу, никогда не приедается, т.е. не надоедает. Вот почему его называют «вторым хлебом».

Гимн картошке. Автор: Наталья Анишина

Картофель – наш кумир народный! Ему поем свой гимн земной.

С времён Петра в России модный, не зря зовётся – «Хлеб второй».

(Под весёлую музыку участники садятся на стулья, расположенные в два ряда напротив друг друга).

Ведущий:

Знают люди с детских лет, что вкусней картошки нет!

Посмотрите, что у меня в руках? (Картофель с глазками, носиком и ртом). Ребята, позвольте предложить вам историческую минутку картофеля. Вы задумывались над тем, почему этот плод имеет название «Картофель»? Может быть, кто-нибудь знает? Может быть, кто-нибудь даст ответ?

(Произвольные ответы участников).

Ведущий:

Первое картошкино имя было Папа- так называли её на родине в Южной Америке индейцы.

Англичане называли картофель Потато.

Французы называли его –Земляное яблоко.

Итальянцы называли - Тартуфель.

А немцы переиначили тартуфель на картуфель, который позже стал называться картофелем. Теперь вы знаете, слово взято из немецкого языка. Картофель – огородное растение, овощ. Картофелем так же называют подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу.
На нашем празднике – картофель самый именитый гость!

Игры, шутки начинаются, «БУМ» картофельный продолжается.
Ведущий:

Определимся с командами. 1-ая команда – это «Картофельные Знайки», у Знаек красные бантики, 2-ая команда – это «Картофельные Умейки», у Умеек синие бантики. Ребята, выберите капитанов.

(С помощью педагогов участники праздника выбирают капитанов, формируют 2 команды).

Ведущий:

Гимн картошке. Автор: Наталья Анишина

То снег, то дождик с небосвода, от неба милости не ждем.
Девиз у нашего народа: картошка есть – не пропадем! Объявляю первый конкурс.
Конкурс 1 «Придумай имя»

(Участникам предлагается два листа с изображением клубней картофеля женского и мужского начала).

Ведущий:

Каждая команда должна придумать фамилию, имя, отчество, связанные со словом картофель. Обратите внимание на пол. На одном рисунке изображена женщина в образе картофеля, на другом – мужчина. Не торопитесь, хорошо подумайте, посоветуйтесь с педагогами, фамилию, имя, отчество напишите красиво и без ошибок.

(Под весёлую музыку, дети под руководством учителей, классных руководителей выполняют задание).

Ведущий:  А теперь капитаны команд читают фамилию, имя и отчество, громко, правильно и понятно. Молодцы! С заданием справились!

Ведущий:

Гимн картошке. Автор: Наталья Анишина

Картофель и печём, и жарим, его кладём и в суп, и в борщ.

И эту истину мы знаем: вкуснее пищи не найдешь!

Готовы к следующему конкурсу? Ну, что ж, объявляю следующий конкурс.
Конкурс 2: Эстафета «Донеси, не урони»

Капитаны начинают. Надо в ложке пронести картошку до стула, обогнуть его и добежать обратно, затем передать ложку с картошкой следующему. Старайтесь, чтобы картошка не выпала из ложки.

(Под весёлую музыку дети выполняют задание).

Конкурс 3: «Придумай новые слова» Если взять большое слово, вынуть буквы – раз и два! А потом собрать их снова, выйдут - новые слова! А сейчас мы попробуем поиграть со словом «Картофель». Кто, из вас составит больше слов из слова картофель. (Под весёлую музыку команды под руководством учителей, классных руководителей выполняют задание).

Конкурс 4: Эстафета «Попади в цель»

Гимн картошке. Автор: Наталья Анишина

Беда и выручка картошка, с ней жизнь течет навеселе. Пустой не будет наша плошка, когда картошка на столе.

Урожай собирай и в ведёрко бросай! Каждый получает по одной картошке. Свою картошку надо бросить в ведро. Чья команда больше картошки набросает в ведро? Сейчас посмотрим.

(Под весёлую музыку дети выполняют задание, капитаны подсчитывают количество клубней).

Конкурс 5: «Загадаю – отгадай».

Ведущий:

Садитесь, отдохните, да послушайте загадки.

Неказиста, мешковата, а придёт на стол она, скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна”.

·  2Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели да хвалили?

Курочка-пустодом свила гнездо за двором, яйца несет, в землю кладет.

Ведущий: А теперь вы мне дружно помогайте, я загадываю загадку, а вы хором говорите, о чём эта загадка.

·   

Много-много поросят в одной луночке лежат, присмотрись немножко – это ведь … (картошка)

И зелен и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом…(картошка)

Это чудо, плод его едим мы круглый год. Пюре, супы, салат, окрошка везде присутствует …(картошка)

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей приходит. Ты посоли ее немножко, ведь правда вкусная…(картошка)

P1200636Дождик, дождик посильней, чтобы травка зеленей, а ещё немножко, вырастет…(картошка)

Конкурс 6: «Собери урожай»

Конкурс для капитанов. Капитанам завязывают глаза, под звуки весёлой музыки они собирают картошку, кто больше.

Гимн картошке. Автор: Наталья Анишина

Едим картошку с хлебом, с солью, не мыслим без неё обед.
Мы все прониклись к ней любовью на сотни лет, на сотни лет!

Конкурс 7: «Собери пословицы».

 (Дети под руководством учителей, классных руководителей выполняют задание. Собирают пословицы из двух частей. Кто быстрее. Затем читают собранные пословицы)

Где картошку не уважают, там доходы снижают.

Картошка поспела- берись за дело.

Картофель- хлебу подспорье.

Картошка созреет- человека согреет.

Кожура для картошки, что для военного мундир

Картошка да каша - еда наша.

Картошку копать – не руками махать.

У того картошка не родится, кто пахать ленится.

Клади картошку в окрошку, а любовь - в дело.

Конкурс 8: «Помоги картошке»

Ведущий:

Ребята, а вы знаете полосатого злодея картофеля? Кто это?

(Показ детям колорадского жука, произвольные ответы детей).

Ведущий:

Вредители картофеля – это полосатые колорадские жуки. Колорадский жук - самый прожорливый враг картофельных посадок. Его личинки за неделю могут оставить растение без единого листочка. Объявляю конкурс. Внимание, колорадские жуки спрятались, их надо найти.

(Под весёлую музыку участники праздника собирают колорадских жуков, затем подсчитывают, какая команда сколько жуков собрала).

Спасибо вам, ребята. Вы спасли картофель от злейшего врага – колорадского жука. Вам понравилась наша встреча? Что вам больше всего понравилось?  (Произвольные ответы детей). Вы сегодня показали ловкость, знания, умения. Каждая команда заслуживает особого внимания и почёта. Сегодня победила дружба! Позвольте вручить вам сертификаты за участие в празднике и 9 полезных советов для вас и ваших друзей. (Ведущий награждает участников призами: каждому классу вручает сертификат, советы и блюдо с картофелем: каждый ученик получает по горячей завёрнутой в фольгу картофелине, которую можно сдобрить маслом и посыпать зеленью. Этот пир является кульминационным моментом праздника. Дело не только в том, что была проведена игровая практическая деятельность, а возникла нестандартная ситуация. А именно, когда объект исследования можно потрогать руками, понюхать картофельный «дух», но ещё и попробовать на вкус).

“Полезные советы для вас и ваших друзей”.

Ø   Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае, его можно оставить на час-два в воде и притом целыми клубнями.

Ø   Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.

Ø   Если вам нужно заранее очистить картофель - храните его до употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.

Ø   Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.

Ø   Картофель в “мундире” не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.

Ø   Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.

Ø   Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.

Ø   Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.

Ø   Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.

Ведущий:

Ой, тону!

Вопит картошка.

В суп за ней нырнула ложка - подхватила корнеплод."

Спасена!" - утешил Прошка. И картошку сунул в рот.

Сейчас мы с вами попробуем сделать то же, что и Прошка – сунуть картошку в рот, но только тогда, когда вымоем руки с мылом, договорились?

Ведущий:

Праздник наш уже кончаем, что же вам еще сказать? Вам картошечку по праву “Вторым хлебом” называть!

Литература:

1.                      Гимн картошке. Copyright: Наталья Анишина, 2007 Свидетельство о публикации №1709190392

2.                      http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16748/

3.                      festival.1september.ru/articles/565301/ -

4.                      mollenta.ru/articles/istoriya-kartofelya.php www.supersadovnik.ru/plant.aspx?id.

5.                      Источник: CIP [1,6]; NIVAP, the Netherlands [2,13]; Canadian Food Inspection Agency [3,5,11,12,14]; Lapin Keittiömestarit [4]; FNPPPT/Gernod - France [7]; Wikipedia [8,10,15] Haalo [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Новое качество образования в новых условиях» 23.04.2011

Автор: Р.И.Моисеева

«Урожай картошки в классе на окошке»

(слайд №1) В чём заключаются особенности проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ?

P1170540.JPGУ учащихся младшего школьного возраста, обучающихся в учреждениях I и II вида отсутствует интерес к проектной деятельности, они безразличны к самостоятельному поиску, исследованию, экспериментированию, проектированию. Почему это происходит? Одна из причин – нарушение слуховых функций и как следствие недоразвитие речевой деятельности, когнитивной сферы, познавательной активности в целом.

(слайд №2) Что нас сподвигло к началу проектной деятельности, что явилось мотивом заняться данной деятельностью?

P1190067.JPGА мотивом явилась обыкновенная картофелина. В сентябре, после копки картофеля, принесла в класс замечательный клубень с человеческим профилем. Решили превратить его в картофельный Дух Васюганского болота, отправить на выставку «Цветик-семицветик». А когда забрали с выставки, то удивились, все пазушные почки, или как их называют «глазки» клубня активизировались.

(слайд №3) Выдвинули предположение или гипотезу:

Если посадить пазушные почки в цветочный горшок, можно получить урожай в искусственных условиях или нет?

Мною был поставлен ряд вопросов:

если посадить в цветочный горшок, в зимнее время воздушные почки, прорастут они или нет?

если прорастут, наступит фаза бутонизации или нет?

появится соцветие или нет?

сформируются клубни или нет?

Вопросов было много, а ответов – ни одного, поэтому, чтобы получить ответы на поставленные вопросы, решили заняться экспериментом. Прежде всего, объяснила детям в доступной форме, что такое эксперимент?  Эксперимент – это проба, опыт, другими словами предметная деятельность в науке, а в нашем случае – это проверка гипотезы.

(слайд №4) Была поставлена цель:

P1190056.JPGСоздать условия для заинтересованности учащихся новыми «неразгаданными» для них тайнами природы, создать условия для эксперимента.

Посредством наблюдения за ростом и развитием культурного растения – картофеля, активизировать интерес к миру природы, заложить основы нового экологического мышления у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, проявляющиеся в его этико-гуманном отношении к растениям, как к живому, неповторимому организму.

(слайд №5) Исходя из цели, поставили задачи:

Ø    провести наблюдение за ростом картофеля в искусственно созданных условиях;

Ø    изучить литературу о картофеле;

Ø    определить значение картофеля в жизни человека;

Ø    написать памятки «Как ухаживать за картофелем» и «Как оберегать картофель от вредителей – колорадского жука и его личинок»;

Ø    составить полезные советы для хозяйки о картофеле;

Ø     познакомиться более углубленно с историей картофеля и приспособлением этой огородной культуры в разных климатических условиях, разных странах мира.

Для себя поставила такую задачу:

P1190397.JPGпроводить дифференцированную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу в соответствии с условиями, возможностями и особенностями развития детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

(слайд №6) В процессе проектной деятельности была определена сфера применения результатов

Проектная деятельность развивает любознательность, познавательный интерес;

оказывает положительное влияние на преодоление вторичных проявлений (нарушение речи) – следствий первичного дефекта (нарушение работы слухового анализатора) и как результативность прослеживается в экологическом, языковом, практико-предметном, информационном направлениях.

(слайд №7 )В рамках проекта была организована разнообразная деятельность, которая объединяла младших школьников всего слабослышащего отделения:

Беседы:

 «История картофеля»;

 «Как картофель попал к нам на стол?»;

 «Кто такой Христофор Колумб?»;

 «Картофель в РНТ»;

 «Человек и картофель»;

Для расширения кругозора была представлена презентация «Картофель»;

P1190486.JPGПроведён реабилитационное занятие трудового обучения «Картофель и фантазия»;

Организован праздник картошки «Картофельный БУМ»;

(слайд №8) Типология проекта

По характеру координации проекта – непосредственный.

По характеру контактов – как внутриклассный, так частично межклассный.

По количеству участников – групповой.

По продолжительности – средний, длился 4 месяца с 1.01.2011 по 30.04.2010

P1190810.JPG(слайд №9) Актуальность проекта

Главное достоинство проекта заключается в том, что он обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности – учащиеся выступают в роли экспериментаторов и исполнителей проекта.

(слайд №10) Выводы

На основе наблюдения за ростом и развитием картофеля, дети сделали вывод о том, что картофель в искусственных условиях даёт клубни, минуя фазу бутонизации и цветения. На основе сбора информации о картофеле, изучения дополнительной литературы, Интернет-ресурсов ученики определили, что картофель является «вторым хлебом» не только для людей, живущих в Сибири, а также в других странах, т.е. картофель – это продукт будущего.

P1190814.JPG(слайд №11) Практическое значение проекта

Результаты работы апробированы и внедрены в начальный блок слабослышащего отделения школы-интерната №15 и могут быть использованы другими школьными учреждениями, в том числе учреждениями I, II вида.

(слайд №12) Достижение дидактических целей проекта

Систематизированы знания и представления детей о картофеле, как огородной культуре.

Частично сформированы представления об экологической целостности природы, экспериментально-исследовательской деятельности.

Осознана важность и проектной деятельности.

Прослеживается личностная траектория развития каждого участника проекта по результатам решения поставленной проблемы. Дети увидели воочию, и получили результат своего труда. Гипотеза или наше предположение подтвердилось частично. Не все фазы развития наблюдали, но урожай получили. (слайд №13) Благодарю за внимание!

 


 

Скачано с www.znanio.ru